До 150 человек увеличен набор в КФУ будущих педагогов-билингвалов, которые смогут обучать на татарском языке хоть математике, хоть музыке. Их будут готовить по заказу правительства РТ, и они получат гарантированное трудоустройство в «шаймиевских» полилингвальных комплексах. Почему 90% билингвалов идут преподавать английский и правду ли говорят, что студенты «татарского» отделения бегут на другие направления, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Радиф Замалетдинов: «У этого проекта аналогов в России нет. Все расходы компенсирует республика. Кроме того, тем, кто учится на пятерки и четверки, выплачивается стипендия — 15 тысяч рублей»
по 150 билингвалов в год
В КФУ стартует приемная кампания по набору абитуриентов на направление «педагогическое образование» по подготовке билингвальных педагогических кадров. Учиться они будут по новой государственной программе, которую, как ожидается, до 1 июля 2019 года презентуют комиссии во главе с государственным советником РТ Минтимером Шаймиевым. Всего по государственному заказу РТ наберут 150 человек: 100 на очное отделение, 50 — на заочное. Впоследствии педагоги-билингвалы гарантированно найдут себе работу в школах республики, а также в сети создаваемых в РТ полилингвальных образовательных комплексов с обучением на русском, татарском и английском языках — еще одной инициативе экс-президента РТ Минтимера Шаймиева. Об этом накануне на пресс-конференции в «Татар-информе» сообщил декан Высшей школы национальной культуры и образования им. Тукая Института филологии и межкультурной коммуникации (ИФМК) КФУ Рамиль Мирзагитов.
Обучение будет проходить на базе Высшей школы национальной культуры и образования им. Тукая, которая была экстренно создана в КФУ прямо посреди учебного года — на гребне волны горячего обсуждения проблем качества и количества преподавания татарского языка в школах республики. Так что формально педагогов-билингвалов по старым программам там уже начали готовить — тогда заявлялось о государственном заказе на обучение 125 студентов (75 на очном и 50 на заочном), поэтому в новом учебном году ожидается увеличение приема.
Особенность подготовки татарских предметников в том, что они будут способны преподавать на татарском языке и математику, и информатику, и историю, и обществознание, и музыку. В этом году добавляется еще две дисциплины — биология и химия. Причем на заочное отделение принимаются только выпускники педагогических колледжей, после школы поступить не получится, отметил директор ИФМК КФУ Радиф Замалетдинов. «У этого проекта аналогов в России нет, — подчеркнул директор института. — Все расходы компенсирует республика. Кроме того, тем, кто учится на пятерки и четверки, выплачивается стипендия — 15 тысяч рублей».
75–80% целевиков приезжают из отдаленных уголков республики, география первого набора — 29 районов РТ
принимают даже тех, кто «недостаточно хорошо» владеет татарским языком
Чтобы попасть на учебу, абитуриент должен получить направление от школы, районного отдела или министерства образования и науки РТ. С этим направлением абитуриент должен обратиться в минобразования, где формируется база заявок, которая передается в институт. Далее среди поданных заявок проводится конкурс, в вуз поступают те абитуриенты, которые набрали больше баллов. «Последнее слово — за министерством, — уточнил Замалетдинов. — Мы готовим свои предложения, кто должен пройти на основе баллов ЕГЭ, на основе чего министерство присылает нам список фамилий: „Просим принять этих абитуриентов на такое-то отделение“. После этого с их родителями составляется договор».
Принимают даже тех, кто «недостаточно хорошо» владеет татарским языком, как это было в прошлом году, признают в КФУ, но зато потом студенты проходят усиленную подготовку по татарскому. «На протяжении этого учебного года они (студенты-билингвалы первого набора — прим. авт.) уже подтянулись и должны к третьему курсу выйти на уровень владения языком B2-C1 по европейской шкале», — обнадежил директор института.
При этом 75–80% целевиков приезжают из отдаленных уголков республики, география первого набора — 29 районов РТ. Соответственно, по окончании обучения они гарантировано вернутся в районы. Поскольку прием на данное отделение целевой, выпускникам гарантировано пятилетнее трудоустройство на малой родине. Впрочем, у себя «дома» выпускник не будет обязан преподавать строго только на татарском языке. «Это не программа для подготовки педкадров для работы в сельской местности, — отметил Замалетдинов, отвечая на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Могут преподавать и на русском языке. Это уже зависит от работодателя, от образовательной организации. Перед нами поставлена задача — чтобы они могли преподавать на двух языках». «Поэтому они и билингвалы. Если не будет возможности преподавать на татарском, они будут преподавать на русском», — добавил Мирзагитов уже после пресс-конференции.
Кстати, татфак уже с 1995 года не выпускает студентов со знанием только татарского языка и литературы, им дают вторую специальность. Это повышает шансы на трудоустройство, к тому же в сельской местности учителям трудно «добрать нагрузку» и они вынуждены преподавать сразу несколько предметов. И, по статистике, чаще всего востребованной оказывается именно вторая специальность: 90% прошлогодних выпускников, обучавшихся по специальности «татарский и английский», пошли преподавать английский язык, констатировал Мирзагитов.
Вместе с тем в институте опровергли слухи о том, что после сокращения часов преподавания татарского языка в школах студенты «татарского» отделения ИФМК начали чаще переводиться на другие направления. «Такого нет. Я как декан могу заверить, что с января ни один не перевелся, и до этого я не помню таких случаев», — ответил Мирзагитов на вопросы журналистов.
Откуда возьмутся рабочие места для преподавателей биологии на татарском, если республика не смогла обеспечить рабочими местами простых учителей татарского языка?
«Биология, химия — нужны, география — пока нет»
Откуда возьмутся рабочие места для преподавателей биологии на татарском, если республика не смогла обеспечить рабочими местами простых учителей татарского языка, интересовались представители СМИ. Замалетдинов в ответ сослался на расчеты ведомства Рафиса Бурганова, которое заверяет, что потребность в таких педагогах есть. «Минобразования РТ провело большую аналитическую работу, и мы считаем, что надо верить этим данным, — пояснил Замалетдинов ситуацию с трудоустройством. — У нас много сельских школ, где преимущественно проживает татарское население. Может быть, там какую-то часть занятий будут вести на татарском языке, есть в этом логика. Нам конкретно сказали: биология, химия — нужны, география — пока нет».
Кадры для подготовки предметников, по словам Замалетдинова, есть: величина вуза позволяет привлекать преподавателей, владеющих татарским языком, из других институтов. «Пока выходим из положения», — заверил директор, но добавил, что, если своих сил не хватит, привлекут учителей из школ.
Сколько именно человек от общего количества выпускников в будущем смогут трудоустроиться в полилингвальных комплексах, непонятно, так как госзаказ еще не сформирован. Ясность должна появиться в июле.
Помимо госзаказа от РТ, специалистов по татарскому языку в КФУ также будут обучать за счет бюджета, правда, в гораздо более скромных объемах. Всего выделено 20 бюджетных мест на обучение по направлению «филология» (специализация «прикладная филология: татарский язык и литература, журналистика»), еще 20 мест — по направлению «педагогическое образование» («родной (татарский) язык и литература и иностранный (английский) язык»). А вот выучиться на преподавателей турецкого и китайского языков — в дополнение к татарскому — нынешние абитуриенты Высшей школы им. Тукая уже не смогут: им предстоит выбрать либо английский язык, либо журналистику. Кроме того, выучиться можно будет и на платной основе: стоимость очного обучения будущего преподавателя татарского и английского языков или же преподавателя татарского языка и журналиста — 128 тысяч рублей в год, заочное обучение — 50 тысяч. Всего же Институту филологии и межкультурной коммуникации в новом учебном году выделено 365 бюджетных мест. С учетом платников планируется набрать порядка 900 студентов.
Марат Лотфуллин назвал вопрос подготовки билингвальных и полилингвальных кадров актуальным, но заверил, что заниматься им должен не Институт филологии
«Они стипендию получают 15 тысяч в месяц, а выходят негодными специалистами»
Специалист в области организации национального образования Марат Лотфуллин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» назвал вопрос подготовки билингвальных и полилингвальных кадров актуальным, но заверил, что заниматься им должен не Институт филологии. «Это унижает татарский народ. Учителей-математиков, физиков будут готовить в институте филологии? Как вы себе это представляете?» — недоумевает он. По словам специалиста, он уже обсуждал этот вопрос с руководством КФУ: «Они говорят, что там будут работать преподаватели мехмата и физфака. Но почему тогда на мехмате не готовить эти билингвальные кадры? Я думаю, логично готовить их именно там, на каждом отдельном факультете. Нельзя татар выгонять за Булак, как при царе!»
Если же билингвалов будут готовить на соответствующих факультетах, то это даст совершенно другое качество. «Мехмат набирает абитуриентов с 85 баллами по математике, а эти (имеется в виду ИФМК — прим. авт.) кого, 70-балльников, что ли? Априори эти абитуриенты будут „качеством“ ниже. У них другие природные данные. И это будет закладывать отставание школ с татарским языком обучения заранее, на 30 лет вперед. Я думаю, это, как раньше говорили, при коммунистах, „опошление идеи“», — уверен кандидат физико-математических наук.
Лотфуллин видит корень проблемы в самой правительственной программе по привлечению студентов в педагогическую деятельность. Согласно постановлению правительства, во время учебы им выплачивается стипендия, а по окончании они пять лет должны проработать по целевому назначению. Но, поскольку эти студенты поступают вне конкурса, их уровень знаний оставляет желать лучшего. «Я знаю это по мехмату, потому что я человек с мехмата. Преподаватели жалуются: как их учить? Они стипендию получают 15 тысяч в месяц, а выходят негодными специалистами. Так что в данном случае добрые пожелания обернулись обратным результатом: мы хотели, чтобы способные студенты пришли в педагогику, а в результате педагогами станут отборные никуда не годные люди», — печалится ученый. Да к тому же механизм формирования списков на целевое обучение, которые приходят от глав районов, на его взгляд, — вопрос для рассмотрения антикоррупционного комитета.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 138
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.