Сергей Рачков весьма обеспокоен смешением гендерных ролей и очень хочет сохранить женское начало в каждой работнице «Татпрофа» Сергей Рачков весьма обеспокоен смешением гендерных ролей и очень хочет сохранить женское начало в каждой работнице «Татпрофа»

ГЕНДЕРНЫЙ МАРАФОН: ЮБКИ, КОСЫ, ПЕЛЬМЕНИ…

Компания «Татпроф» запустила весьма неоднозначную акцию на предприятии под названием «марафон женственности», которая чем-то напоминает домостроевский уклад. Как рассказала специалист отдела корпоративной культуры и внутренних коммуникаций Анастасия Кириллова, руководство и сотрудники компании озабочены тем, что роли женщины и мужчины в современном обществе смешиваются и порой подменяют друг друга, что в целом негативно влияет на  будущие поколения. Поэтому в «Татпрофе» решили помочь сохранить традиционное понимание того, как должна выглядеть женщина, как себя вести и в чем заключается ее главное предназначение. И первым шагом к осмыслению женской роли и раскрытию женского потенциала стала реализация инициативы ношения юбок и платьев, которую решено простимулировать материально.

Весь июнь любая женщина, которая приходит на территорию завода, — неважно, сотрудница это офиса или рабочая на производстве, — пересекая КПП, фотографирует себя в юбке или платье. Длина юбки при этом должна соответствовать стандартам, прописанным в корпоративном кодексе, — не выше 5 см от колена. При этом работницу может украшать неяркий макияж и собранные волосы. Фото необходимо отправлять по внутреннему каналу связи. И за каждое такое фото каждой участнице марафона будет выплачена премия — по 100 рублей за каждый день ношения юбки. Кроме того, по итогам месяца будет выбрана одна сотрудница, которая станет эталоном с точки зрения дресс-кода и традиционных канонов женской красоты. Она получит более серьезный приз.

Для работниц производственных цехов, которым по технике безопасности на работе положено быть в униформе, решили сделать исключение — до начала рабочей смены они приходят в своей обычной одежде, а потом переодеваются в форменную с логотипом компании. Но они также могут прислать фото и рассчитывать на премиальные.

На этом гендерные акции в «Татпрофе» не закончатся. Среди мероприятий, стимулирующих женственность, в июне запланирован конкурс «Коса — девичья краса», а на этой неделе пройдет конкурс на самую талантливую мастерицу — женщины будут на скорость лепить пельмени. Мужчинам тоже не дают расслабиться — на прошлой неделе в компании прошли соревнования по подтягиваниям. Кстати, в какой-то мере они тоже подтолкнули к идее марафона. В конкурсе участвовали 40 человек, среди которых три девушки, и были они, к сожалению, в брюках. Если они приходят на работу в брюках, значит, отрицают свое женское начало, посчитали в «Татпрофе» и в целом обратили внимание на то, что по визуальному наблюдению женщины в 90 процентах случаев не снимают брюки ни в быту, ни на работе.

По словам Кирилловой, первоначально инициатива подобной акции принадлежит председателю совета директоров компании — Сергею Геннадьевичу Рачкову. «Он очень обеспокоен этим вопросом — смешением гендерных ролей. И очень хочет сохранить женское начало в каждой работнице предприятия — чтобы девушки не носили мужские прически, не переодевались в брюки, занимались рукоделием, вкладывали всю свою теплоту в воспитание детей», — объяснила специалист отдела.

Идея марафона пришлась однозначно по душе мужской половине предприятия — тем более что их в компании подавляющее большинство. В штате предприятия числятся 550 сотрудников, из которых женщин — 149. Оплатить юбочный марафон готовы всем. Под это уже выделен и согласован бюджет.

В «Татпрофе» решили помочь сохранить традиционное понимание того, как должна выглядеть женщина, как себя вести и в чем заключается ее главное предназначение

ВЫКУПАЕМ ДЖИНСЫ ПО ПЯТНИЦАМ

«Татпроф» — это ведущее предприятие в империи депутата Госсовета РТ Рачкова, занятое на рынке алюминиевых конструкций. Компания хорошо известна по всей России, она выступала главным поставщиком на объектах Олимпиады в Сочи, Универсиады в Казани, прошлогоднего Кубка конфедераций ФИФА. Рачков-старший с единомышленниками основал производство в Челнах еще в 1989 году, а к 1994-му компания занялась разработками своих первых архитектурных систем. Уже год спустя система «Татпроф» вошла в список «100 лучших товаров России», а Рачков запустил первую в стране линию порошково-полимерного покрытия для алюминиевого профиля. В начале 2000-х годов «Татпроф» вышел на зарубежные рынки, в 2003-м открыл пять представительств в России. В кризис 2009 года в условиях остановившихся строек «Татпроф» занялся производством промышленных профилей и вышел из экономических передряг без потерь. К 2015 году за челнинской группой, в которую входят также управляющая компания и производство готовой продукции, была закреплена уже пятая часть российского рынка алюминиевого профиля. Общая площадь объектов холдинга, с учетом двух гостиниц в автограде, составляет около 65 тыс. кв. метров. По итогам 2017 года ЗАО «Татпроф» показало выручку 5,4 млрд рублей и чистую прибыль 67,2 млн рублей. Сейчас гендиректором предприятия является сын Рачкова — Сергей. Сам Рачков-старший выступает председателем совета директоров компании.

В целом в «Татпрофе» материальное и нематериальное стимулирование весьма развито. Например, много лет подряд сотрудникам предприятия выделяются средства на крупные события, санаторно-курортное лечение, оплачивается бассейн и выделяется ежедневная дотация на питание. Кроме того, за каждую инициативу по улучшению деятельности компании сотрудникам также выплачивается премия. Инициатива рассматривается комитетом совета трудового коллектива и реализуется. Принимающие участие в реализации инициативы тоже получают некоторые выплаты.

Отметим также, что «Татпроф» не одинок в своих креативных идеях. Новой корпоративной традицией в дресс-коде отметилась год назад и компания «Татнефть». Каждая пятница в аппарате предприятия была объявлена jeans day — днем, когда можно прийти в одежде, не соответствующей строгому корпоративному дресс-коду. Нефтяникам разрешили носить классические джинсы — без аппликаций, стразов, дыр, при этом все так же ограничив ношение спортивной и пляжной одежды, шорт, чрезмерно коротких юбок, прозрачной одежды и шлепанцев. Но право надеть джинсы надо было выкупить. «Соблюдать стиль „офисной“ одежды в течение всей рабочей недели — это достаточно напряженно, — пояснял тогда появление инициативы замначальника управления по работе с персоналом по развитию корпоративной культуры Рифдар Хамадьяров. — Иногда хочется решать вопросы в удобной одежде».

Однако право участвовать в jeans day работник должен был выкупить, внеся символическую денежную сумму в специально установленные короба. Ежеквартально собранные денежные средства по результатам открытого голосования направлялись на благотворительные цели. В целом работники приняли инициативу с воодушевлением, так как признавали, что под конец недели очень устают и хотят немного расслабиться — хотя бы при помощи неформального стиля в одежде.

«БОРЬБА С БРЮКАМИ — ЭТО КРУТО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись во мнениях относительно объявленного «Татпрофом» марафона.

Александр Зотов — заместитель главного врача сети клиник «Танар», бывший главный педиатр Челнов:

— Молодцы, борьба с брюками — это очень круто! Меня учили сексопатологии, которая объясняет, что такое мужчина и что такое женщина. Когда женщина садится за руль, она нарушает свою трансролевую функцию. Тракторист, водитель, машинист — это мужская жизнь. Времена изменились, сейчас мужчины стали женственнее, а женщины мужеподобнее. Женщина надевает брюки — у нее меняется походка и не только. Она говорит «удобно», но это объяснение для не очень грамотных людей. Она становится «не очень женщиной». Женщина за рулем — это гиподинамия.

Почти 10 лет по средам мы вели лекции в загсе — о мужчинах и женщинах, о браках и разводах. Мужчина совсем по-разному смотрит на женщин в брюках и в юбках. Мы нарушили ход событий, прикрывшись словом «удобно», за которым тянется много негативных последствий. Это и гормональная перестройка, и тип характера, и тип нервной системы.

Думаю, не обязательно стимулировать женский образ деньгами. Деньги кончатся. Я думаю, стоит чаще говорить женщине это слово — «женщина». Подавать руку, больше улыбаться и говорить комплименты тем женщинам, которые носят юбки. Мне кажется, не совсем правильно, что учителя в школах ходят в брюках. Многие вещи стоит поменять и больше разговаривать об этом. Мы не вникаем в такие вещи, но почему у женщин сегодня много эндокринологических проблем, многие не могут рожать? Большие проблемы складываются из мелочей. Женщина-начальник, женщина-директор школы, главный врач… Это не женщина. И в брюках тоже. Привет им.

Ирина Изотова — организатор московского «ФемФеста»:

— Как по мне, так это бредовая инициатива, и я не понимаю, зачем она создана. Мне абсолютно непонятно, какие цели преследует эта компания, потому что сводить понятие женственности к какой-то конкретной форме — очень глупо. Потому что, с одной стороны, эти формы часто меняются. А с другой — стандарты женственности часто ограничивают самих женщин, призывая к определенным стандартам в поведении, во внешности. А свобода человека связана со свободным проявлением себя, в том числе и визуально. Недаром же женщины начали носить штаны в XX веке. Поэтому мне кажется, что эта инициатива какая-то глупая и устаревшая.

Это инициатива, ограничивающая свободу женского проявления. И я в принципе не считаю, что женственность нужно стимулировать на работе. Наши рабочие пространства как таковые не должны иметь гендерной окраски. Рабочее пространство нужно для того, чтобы там делали работу, а работа в большинстве своем не является гендерно окрашенной. Мы выполняем в обществе определенные функции и задачи. И я не понимаю, каким образом женщина и мужчина могут по-разному решить задачи, ну допустим, в коммуникации, в пиаре, в продвижении компаний, в продажах. Потому что мы все уникальные люди и обладаем своими уникальными особенностями, своим профессионализмом. Но сводить все это к делению на мужское и женское — глупо. Я думаю, что здравомыслящие женщины и мужчины просто посмеются над этой инициативой. С другой стороны, здесь происходит какая-то манипуляция, потому что женщинам предлагают таким образом подзаработать и даже называют определенную сумму — 100 рублей в день. Это сколько, три тысячи в месяц? Это все очень странно и непонятно для меня.

Анна Рачкова (Русских) — модельер:

— Человек либо принимает некие условия работодателя, либо не принимает. Но меня бы это не мотивировало. У каждого человека есть внутреннее ощущение, и он знает, готов ли он надевать что-то, а что-то нет. В любом случае, если работаешь в компании, а особенно если занимаешь какую-то должность, я бы сказала, что для топовых позиций корпоративный стиль должен быть.

Безусловно, когда девушка надевает юбку, от нее исходит совершенно другая энергетика. Брюки — стильно, но если женщина наденет юбку, то на том самом энергетическом плане схема поменяется. Я даже рекомендую своим клиентам по мере возможности больше носить юбки и платья, нежели джинсы. Надевая юбку, женщина даже по-другому идет, по-другому себя чувствует и ей хочется дальше уже закончить образ прической, легким мейкапом. То есть ее внутреннее ощущение становится более ярким и интересным. Поэтому я за юбки и платья.

Не вызовет ли акция протеста? На самом деле это один из самых важных аспектов. Женщина должна себя чувствовать комфортно, а корпоративный стиль предполагает определенные стандарты. Компания ведь не будет шить кому-то плюс пять сантиметров, а кому-то минус пять. Я считаю, что всегда были протесты, а особенно мы говорим про корпоративную культуру. Люди хотят выглядеть красиво и чувствовать себя комфортно. А если все подгонять под стандарты, то это вызывает бурный протест.

Когда я работала в управлении персоналом, люди даже готовы были уволиться из-за дресс-кода, ведь как можно девочку засунуть в какую-нибудь юбку, если, допустим, у нее есть определенные физиологические моменты? Она каждый день, приходя на работу, будет чувствовать себя некомфортно. Мы же одеваем ИТР в эту одежду, а не просто рабочих. А ИТР — люди с определенным образованием, в «Татпрофе» это специфическое образование. Короче говоря, они просто могут отсеять потенциальных кандидатов в свою компанию.

Вообще, мы живем сейчас в мире эмоций. Женщина — это эмоция. Чем мы можем в ней подогреть эти эмоции? Эстетикой, любовью и заботой. То есть она сама по природе хочет чувствовать себя в безопасности и быть окруженной заботой. В этом случае последний вариант более подходящий, чем любовь, потому что компания не может дать это внутреннее ощущение бабочек. Если человеку нравится работать, то он всегда будет ощущать счастье и любовь. Так что компании «Татпроф» я желаю, чтобы к ним приходили люди, которые любят свою работу и находятся в этом состоянии счастья.