В Татарстане 26 крупных и средних предприятий ОПК, на которых работают 47 тыс. человек В Татарстане 26 крупных и средних предприятий ОПК, на которых работают 47 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАМ ТРУДЯТСЯ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК…

После насыщенного военно-промышленными событиями сезона 2017/18 большая часть 2018-го и начало 2019-го выглядят достаточно безобидно. Тем не менее значительных событий хватало. В Татарстане 26 крупных и средних предприятий ОПК, на которых работают 47 тыс. человек. На самом деле, учитывая смежные темы военных промышленников в республике, гораздо больше.

Расстановка фигур в рейтинге, сделанная по традиции при помощи наших источников и экспертов, как и прежде, зависит от того, что нового смогла сказать компания в прошедшем году, ее финансовой успешности, степени доверия к ней министерства обороны, включенности руководителей предприятий в местную элиту и т. д.

При этом в верхних строках топа оказались руководители, которых, может, и не назовешь супервлиятельными в аппаратном плане, но которые, выполняя сверхважную текущую работу, волей-неволей такими становятся.

На 1-е место в нашем рейтинге возвращается Иван Егоров (справа). В этом вопросе до последнего оставались сомнения, тем более учитывая недавний скандал с гендиректором СКАБ Ренатом Мистаховым (слева) На 1-е место в нашем рейтинге возвращается Иван Егоров (справа). В этом вопросе до последнего оставались сомнения, тем более учитывая недавний скандал с гендиректором СКАБ Ренатом Мистаховым (слева) Фото: prav.tatarstan.ru

ЕГОРОВ ОТБИЛ ЗПКБ У ФЕДЕРАЛОВ

На 1-е место в нашем рейтинге возвращается (спустя год) генеральный директор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» (АБХ) Иван Егоров. Главная причина в том, что федералы все-таки передали Татарстану акции АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), что было критически необходимо для создания судостроительной корпорации «Ак Барс» (СКАБ). В этом вопросе до последнего оставались сомнения, тем более учитывая недавний скандал с гендиректором СКАБ Ренатом Мистаховым, которого подозревают в даче взятки чиновникам минобороны. Добавим, что идея АБХ о переподчинении ЗПКБ правительству РТ встретила серьезное сопротивление могущественной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в которую входило бюро. И то, что дело решилось в пользу РТ, многое говорит о лоббистских возможностях Егорова и положении дел в машиностроительном подразделении холдинга.

Второй аргумент за шефа АБХ — попадание завода им. Горького в санкционные списки США. Как полагают эксперты, причина не только во владении крымскими активами (то, что татарстанская верфь патронирует керченский завод «Залив», было известно давно), но и в той активности, с которой зеленодольское предприятие строит корабли для ВМФ и ФСБ.

Наконец, третья причина — активность ПАО «КамГЭСэнергострой», которое стало главным подрядчиком строительных работ на Казанском авиазаводе, а также возводит механосборочный и гальванический корпус ракетно-космического ПАО «Протон-ПМ».

Соответственно, в рейтинге наверх двинулись подчиненные Егорова по судостроительной линии — Мистахов (5), гендиректор завода им. Горького Александр Карпов (24), генеральный директор ЗПКБ Евгений Жирков (28).

В рейтинге наверх двинулись подчиненные Егорова по судостроительной линии — Мистахов, гендиректор завода им. Горького Александр Карпов (на фото), генеральный директор ЗПКБ Евгений Жирков В рейтинге наверх двинулись подчиненные Егорова по судостроительной линии — Ренат Мистахов, гендиректор завода им. Горького Александр Карпов (на фото), генеральный директор ЗПКБ Евгений Жирков Фото: «БИЗНЕС Online»

Словом, создание и оформление облика корпорации — большое событие для промышленности Татарстана и плюс профильному министерству. Тем не менее мы немного сместили вниз министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова (11) — за полную непубличность, создающую впечатление, что ведомство в решении проблем ОПК играет роль почти что статиста. Например, в истории с АО «НПО „ОКБ им. Симонова“». Добавим, есть о чем задать вопросы министру и по ситуации с ОАО «КЗСК», и по проблемам ПАО «КВЗ» и т. д. Кстати, за открывшиеся факты по ситуации на КВЗ мы двигаем вниз и помощника президента РТ по авиакомплексу, председателя совета директоров Казанского вертолетного Равиля Зарипова (16). «Все были в курсе того, что происходит на КВЗ, — говорит источник „БИЗНЕС Online“. — Но поднимут вопрос, вроде всем по шее надают, а на деле просто записывают: „Обсудили, будем решать“. Впрочем, можно ли такое положение дел преодолеть силами завода или республики — вопрос открытый».

На 2-е место поднялся гендиректор АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николай Колесов, управляющий целым кустом татарстанских заводов, которые получают все больше и больше заказов На 2-е место поднялся гендиректор АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николай Колесов, управляющий целым кустом татарстанских заводов, которые получают все больше и больше заказов Фото: prav.tatarstan.ru

…И САМАЯ ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА

На 2-е место поднялся гендиректор АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» (КРЭТ) Николай Колесов, управляющий целым кустом татарстанских заводов, которые получают все больше и больше заказов. Занятно, что он выступает законодателем не только радиоэлектронных мод, но и нового своего рода кодекса делового общения. Говорят, что в очередной приезд в Казань Колесов на своей машине (за рулем) привез на КВЗ индустриального директора авиационного кластера «Ростеха», экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме утверждают, что далее были весьма напряженные переговоры с президентом РТ Рустамом Миннихановым, гендиректором холдинга «Вертолеты России» Андреем Богинским и управляющим директором КВЗ Юрием Пустовгаровым. Предположительно, речь шла о цене «Ансатов» для входящей в КРЭТ Национальной службы санитарной авиации. Источники говорят, что Минниханов в противовес предложениям Колесова – Сердюкова не позволил радикально опустить цену машины.

В целом конгломерат колесовских заводов (его собственных и входящих в КРЭТ) работает как часы. И даже не совсем приятные ситуации, такие как с вышедшим из доверия бывшим генеральным директором АО «Завод Элекон» и зятем Николаем Ураевым (ныне гендиректор АО «Особое конструкторское бюро кабельной промышленности» в Мытищах), разрешаются без особых проблем, можно сказать, по-семейному — просто ставится другой родственник, в данном случае — сын Александр Колесов (35), президент ГК «КАН Авто».

Смена произошла и в руководстве колесовского АО «КОМЗ». Правда, там ушедшего в АО «Раменское проектно-конструкторское бюро» Сергея Раковца сменил не родственник, а сподвижник по созданию «КАН Авто» — вице-президент по корпоративному управлению этой компании Вадим Максимов (20; отметим, что и Александр Колесов, и Максимов сохранили прежние должности) — правая рука старшего Колесова в Татарстане. Отметим, что Вадим Валерьевич сразу затеял реконструкцию площадей КОМЗа. И если Колесова-младшего оборонщиком можно назвать с некоторой натяжкой, то новый гендиректор КОМЗа попал в свою среду — по профессии он радиоэлектронщик, считается учеником специалиста по системам «свой-чужой» (СЧ) Шамиля Чабдарова.

Наставник же Чабдарова — генеральный конструктор единой общевойсковой системы государственного радиолокационного опознавания «Пароль», Герой Социалистического Труда, председатель ОО «Герои Татарстана» Ильдус Мостюков — занимает в нашем топе почетное 26-е место…

На позицию вверх поднялся генеральный директор еще одного актива КРЭТ — ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» (КПКБ) Илдус Курбиев (37) На позицию вверх поднялся генеральный директор еще одного актива КРЭТ — ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» (КПКБ) — Илдус Курбиев (37) Фото: «БИЗНЕС Online»

Предположительно, одна из задач Максимова — более плотно опекать находящиеся на территории КОМЗа АО «Рычаг» (установка на вертолеты комплексов радиоэлектронной борьбы), которое возглавляет Алексей Панин (39), и АО «Стелла К» (оборудование вертолетов бортовыми комплексами обороны «Витебск» и «Президент С») под руководством Леонида Капелюшника (40). Небольшая (всего полсотни сотрудников) «Стелла» сумела довести свой оборот до 12 млрд рублей, а «Рычаг», по нашим данным, сделал серьезную заявку на модернизацию вертолетов Ми-24. За все это мы передвигаем обоих руководителей на строчку вверх.

Сегодня тему СЧ ведет ОАО «НПО „Радиоэлектроника“ им. Шимко» Ронис Шарипов (27). Оно управляет казанским АО «Радиоприбор» и ОАО «Альметьевский завод „Радиоприбор“» (исполнительный директор — Насих Хайдаров — 43). Производством морских систем госопознавания занимается крэтовское же ПАО «Казанский электротехнический завод» под руководством Владимира Гинсбурга (12). На позицию вверх поднялся генеральный директор еще одного актива КРЭТ — ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» (КПКБ) — Илдус Курбиев (37). Его компания в дополнение к своей основной продукции — датчикам температуры и оборотов — добавила гибридные интегральные схемы и многофункциональные цифровые индикаторы для воздушных судов.

Сразу упомянем коллег-оптиков КОМЗа — ОАО «НПО „Государственный институт прикладной оптики“» (ГИПО), которым руководит Вилен Балоев (17). Говоря об этой компании, источники нашей газеты прежде всего отмечают своего рода закрытость организации. И действительно, новостей от нее немного, но, скорее всего, можно сказать, что спрос на продукцию инфракрасного приборостроения и оптические технологии для обеспечения круглосуточных боевых действий стабильно высок. Плюс поговаривают, что институт занялся тематикой, связанной со стратегическими вооружениями. «ГИПО делает невероятно сложные вещи, — отметил источник „БИЗНЕС Online“. — И у него самая высокая зарплата среди местных предприятий — за 90 тысяч. Неимоверная цифра. ГИПО — наш клад, достояние. И это закономерно — прежний директор Владимир Иванов людей потихоньку растил, пестовал, поощрял».

На высокое 3-е место нашего топа поднялся генеральный директор АО «ПО «Завод им. Серго» (ПОЗиС), председатель совета татарстанского отделения союза машиностроителей России Радик Хасанов На высокое 3-е место нашего топа поднялся генеральный директор АО «ПО «Завод им. Серго» (ПОЗиС), председатель совета татарстанского отделения союза машиностроителей России Радик Хасанов Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОРОХОВОЙ ВСЕ-ТАКИ НЕ УХОДИТ?

На высокое 3-е место нашего топа поднялся генеральный директор АО «ПО „Завод им. Серго“» (ПОЗиС), председатель совета татарстанского отделения союза машиностроителей России Радик Хасанов. Его предприятие, входящее в боеприпасный дивизион «Ростеха», в прошлом году полностью обновило производство снарядов — это стоило 4 млрд рублей (1 млрд — деньги самого завода) — и начало выпуск новых боеприпасов. Хасанову по-хорошему завидуют многие директора: дескать, козыри сами идут ему в руки. Но, видимо, такова оценка вышестоящими товарищами того, что во времена отсутствия гособоронзаказа он сумел в прямом смысле слова спасти свое военное подразделение.

Упрочил свои позиции и коллега Хасанова по отрасли — директор ФКП «Казанский завод точного машиностроения» Артур Хисамеев (13). Его предприятию, которое теперь стало научно-производственным объединением, «отдали» Чапаевский механический завод (Самарская область). Предположительно, это означает серьезное увеличение объемов, а также выход на новый уровень — не только изготовление, но и проектирование взрывателей.

Упрочил свои позиции и коллега Хасанова по отрасли — директор ФКП «Казанский завод точного машиностроения» Артур Хисамеев (13) Упрочил свои позиции и коллега Хасанова по отрасли — директор ФКП «Казанский завод точного машиностроения» Артур Хисамеев (13) Фото: tatarstan.ru

А вот генеральный директор ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» Александр Лившиц (34) переместился в нашем рейтинге в обратную сторону, поскольку его предприятие решено ликвидировать. Шефа пороховщиков можно было бы сдвинуть и гораздо ниже, если бы не демарш с заявлением о том, что никуда его завод из Казани не уйдет, за что Александр Борисович, по словам источников, едва не вылетел из директорского кресла. «Я вам точно говорю: завод останется, — заверял Лившиц. — Здесь исторический центр пороходелия России. Здесь все настолько сконцентрировано (производство, наука, техникумы, университет), что перемещать все это в другую область было бы абсурдно!» Такие экстраординарные поступки — редкость в оборонке. К тому же специальное мнение Лившица, по нашим данным, имеет под собой основание: хотя решение о закрытии нынешнего производства и принято (продукция будет распределена между другими профильными заводами), по данным «БИЗНЕС Online», прорабатывается идея о том, чтобы оставить пороховой в Казани, но в сильно уменьшенном, а главное, радикально модернизированном виде. Так что у Александра Борисовича есть шанс стать директором первого в истории России порохового производства нового типа.

Ректор главного поставщика кадров для порохового — КНИТУ-КХТИ — Сергей Юшко (31) укрепил свои позиции в рейтинге. Причина — активизация программ специалитета для оборонной промышленности.

Ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов (32) немного сдал свои позиции Ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов (32) немного сдал свои позиции Фото: «БИЗНЕС Online»

А вот его коллега по вузовскому образованию — ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов (32) — немного сдал свои позиции. Несмотря на высочайшее, путинское, одобрение некоторых идей Альберта Харисовича, его положение подточили скандалы в вузе — с проректором Виктором Гуреевым, который якобы пытался выдать китайский станок за отечественную инновацию, а также с завлабораторией №27 кафедры автоматики и управления Татьяной Филюниной, которую подозревают в «парашютной афере».

Остается в первой пятерке топа гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин (справа). И хотя автогигант сегодня официально не ведет оборонных программ, большая часть грузовиков в Вооруженных силах — челнинские Остается в первой пятерке топа гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин (справа). Хотя автогигант сегодня официально не ведет оборонных программ, большая часть грузовиков в Вооруженных силах РФ — челнинские Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПЕРЕСВЕТ» НА ЧЕЛНИНСКИХ КОЛЕСАХ

Остается в первой пятерке топа гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин (4). Хотя автогигант сегодня официально не ведет оборонных программ, большая часть грузовиков в Вооруженных силах РФ — челнинские. О многом говорит и назначение на завод заместителем гендиректора по стратегическому планированию экс-начальника главного автобронетанкового управления минобороны, соратника Сердюкова генерал-лейтенанта Александра Шевченко. Да и программа беспилотного грузовика, надо полагать, имеет прежде всего оборонное значение. Напомним, что именно при министре Сердюкове на КАМАЗ пришли такие мощные оборонные темы, как семейство автомобилей повышенной защищенности «Тайфун-К», десантируемый автомобиль для ВДВ, семейство многоцелевых автомобилей «Торнадо-К»; «малая платформа» (колесные шасси и тягачи грузоподъемностью 18–55 т); семейство высокомобильных модульных платформ, в том числе для ракетных войск стратегического назначения «Платформа О»; бронеавтомобили Iveco 65Е19WM («Рысь»).

Предположительно, этот поток направлялся еще одним соратником Анатолия Эдуардовича — депутатом Госдумы от РТ, членом комитета по обороне, членом комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, Ринатом Хайровым (37). Он сместился на одну строчку вниз — за косвенную причастность к скандалу вокруг ОКБ им. Симонова, в котором оказались замешаны его дочь и зять — граждане Великобритании.

Принявший военное наследие КАМАЗа генеральный директор АО «Ремдизель» Фаиз Хафизов поднялся в нашем топе (18) Принявший военное наследие КАМАЗа генеральный директор АО «Ремдизель» Фаиз Хафизов поднялся в нашем топе (18) Фото:  president.tatar.ru

Принявший военное наследие КАМАЗа генеральный директор АО «Ремдизель» Фаиз Хафизов поднялся в нашем топе (18). Новости о ремдизелевской технике исправно поступают круглый год. К примеру, в войска пошел новый бронеавтомобиль К-53949 «Тайфун-K». Его санитарный вариант (шифр проекта — «Линза») государственная межведомственная комиссия рекомендовала к серийному производству. Начата модернизация легендарного плавающего бронетранспортера МТ-ЛБ. По неофициальной информации, приняты на снабжение специальные колесные шасси, созданные по программе «Платформа О».

Позицию прибавил еще один автомобилестроитель — гендиректор челнинского АО «Астейс» Дмитрий Максимов (23). На прошлом параде Победы впервые показали астейсовский бронеавтомобиль «Патруль», а это говорит о многом (кстати, на нынешнем параде мы вновь увидим эту машину). Недавно же «Патруль» был замечен в Сирии, у российских военных полицейских, также его представили президенту РФ Владимиру Путину. Еще «Астейс» вполне сенсационно засветился как изготовитель (и, скорее всего, проектировщик) фургонов для лазерного комплекса «Пересвет». Неплохое резюме для недавно еще никому не известной провинциальной компании.

На один пункт прибавил управляющий директор ПАО «Казанский вертолетный завод» Юрий Пустовгаров (7) На один пункт прибавил управляющий директор ПАО «Казанский вертолетный завод» Юрий Пустовгаров (7) Фото: tatarstan.ru

«ПОЛУЧИЛ РАЗБИТОЕ КОРЫТО И ПЫТАЕТСЯ ЕГО СКЛЕИТЬ»

На один пункт прибавил управляющий директор ПАО «Казанский вертолетный завод» Юрий Пустовгаров (7). Не будем скрывать, главная причина повышения — демарш, который устроил Юрий Леонидович, дав откровенное интервью «БИЗНЕС Online». Таких прецедентов в истории местной промышленности не было — видимо, не зря холдинг «Вертолеты России» (ВР) решил поставить во главе КВЗ нездешнего человека. Хотя, рискнем предположить, это интервью стало неожиданностью и для ВР — гендиректор холдинга Андрей Богинский даже был вынужден опосредованно прокомментировать высказывания шефа КВЗ. Отметим, что откровения Пустовгарова встретили несколько настороженную реакцию местного ОПК-генералитета. «Ситуация с КВЗ сложная, — говорит источник „БИЗНЕС Online“. — Вроде бы и заказы есть, но они не проавансированы, а обычно это 50–60 процентов от их стоимости. И это только один момент. В общем, Пустовгаров был вынужден изложить, что пришел к разбитому корыту, что начинает с нуля, чистит авгиевы конюшни. Но руководителю рассказывать, что натворили предшественники, конечно, нельзя. Журналистам подобное интересно, обывателям — тоже, но гендиректор такие вещи не должен говорить — где-то надо перетерпеть, где-то переступить, а он просто взял да показал, что получил разбитое корыто и пытается его склеить. Подстраховал себя, одним словом… Обнадеживает одно: если заводом основательно заниматься, перспективы у него очень хорошие».

Новым лицом в нашем топе стал назначенный 1 мая руководителем ОКБ КВЗ Алексей Гарипов (30). Обычно мы не ставим в топ двоих руководителей с одного предприятия, но данный случай особый: и Богинский, и Пустовгаров утверждают, что отныне ОКБ будет не второстепенным, как до недавнего времени, а важнейшим подразделением КВЗ, с широкими полномочиями, хорошим финансированием и даже, возможно, высокой степенью самостоятельности. Добавим, что Гарипов — не чужой для КВЗ: он был главным конструктором «Ансата», но уходил на должность главного конструктора АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). И вот вернулся. Точнее, его убедительно попросили это сделать — специалисты с таким знанием темы наперечет.

И раз уж речь зашла об УЗГА. В нашем топе появился еще один новый человек — директор обособленного подразделения данного предприятия в Казани Рамиль Ахмадеев. До этого он трудился руководителем департамента анализа стратегических сделок и рынков капитала дирекции по финансам и экономике АО «Вертолеты России», а еще ранее работал начальником экономического управления — начальником планово-экономического отдела КВЗ. В общем, не чужой Казани человек. Ему предстоит многотрудная работа по подъему на крыло первого в России тяжелого беспилотника (ранее тема называлась «Альтиус», сам аппарат — «Альтаир»). Утверждают, что данное направление на особом контроле у президента России.

Гендиректор ОКБ им. Симонова Александр Гомзин (50), который изначально вел тему большого беспилотника, замыкает наш топ, поскольку, по сути, лишился главной своей работы Гендиректор ОКБ им. Симонова Александр Гомзин (50), который изначально вел тему большого беспилотника, замыкает наш топ, поскольку, по сути, лишился главной своей работы Фото: «БИЗНЕС Online»

Гендиректор ОКБ им. Симонова Александр Гомзин (50), который изначально вел тему большого беспилотника, замыкает наш топ, поскольку, по сути, лишился главной своей работы, а занимавшийся «Альтиусом» коллектив в составе примерно 100 человек ушел на УЗГА. Сегодня, по нашим данным, ОКБ продолжает темы воздушных мишеней «Дань» и воздушного старта «Зеница».

Прорывом локального масштаба отметилось близкое к КВЗ и возглавляемое гендиректором Георгием Муштаковым (33) ООО «Казанский агрегатный завод». Ему удалось удвоить выручку до 1,1 млрд рублей на поставках вспомогательных двигателей для вертолетов Ми-8, медицинских модулей для «восьмерок» и «Ансатов», а также оборудования для наземного обслуживания воздушных судов. Добавим, что у предприятия есть серьезные разработки по эвакуации раненых с поля боя. Также заслуживают внимания усилия компании по возрождению Казанского НИИ авиационной технологии, где агрегатный завод вместе с ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» под руководством патриарха местной оборонки Бориса Тихомирова (8) состоит в акционерах.

Серьезно — сразу на 7 позиций — поднялся в рейтинге директор Казанского авиазавода — филиала ПАО «Туполев» (КАЗ) Николай Савицких (9) Серьезно — сразу на 7 позиций — поднялся в рейтинге директор Казанского авиазавода — филиала ПАО «Туполев» (КАЗ) Николай Савицких (9) Фото: tatarstan.ru

АВИАЗАВОД ЖДЕТ ПЕРЕМЕН

Серьезно — сразу на 7 строчек — улучшил свои позиции в рейтинге директор Казанского авиазавода — филиала ПАО «Туполев» (КАЗ) Николай Савицких (9). Во-первых, он все-таки поднял в воздух прототип Ту-22М3М, во что, прямо скажем, верили немногие. И до сих пор скептики утверждают, что это не более чем «показательная деятельность», а машины на самом деле нет. Во-вторых, медленно, но (будем надеяться) верно движется вперед программа Ту-160М2. В-третьих, в СМИ появились сообщения о том, что завод приступил к работам по перспективному комплексу дальней авиации (ПАК ДА). В-четвертых, самое свежее — источники «Известий» в минобороны сообщили, что предприятию светит серьезный заказ на самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. В-пятых, завод поднял в воздух летающую лабораторию Ту-214ЛМК — ничего подобного не делали со времен СССР. В-шестых, Савицких все-таки решился на реконструкцию главного здания завода (старое сейчас ломают), хотя и после драматических событий, в которых расплющенным обломками оказался джип директора.

Правда, позиции Николая Владимировича колеблют слухи о скорой смене руководства предприятия. Как известно, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) вошла в «Ростех», поэтому КАЗу прочат полную замену топов. Впрочем, об этом говорят не первый год, но пока никаких реальных движений не наблюдается. Гендиректора ОАК Юрия Слюсаря давно «назначают» то губернатором в один из южных регионов, то руководителем «Аэрофлота», однако, по сведениям «БИЗНЕС Online», на данный момент его фигура на этом посту вполне устраивает руководство России. Также отметим, что буквально на днях телеграм-каналы стали распространять предположение о том, что скоро шефом Объединенной авиастроительной корпорации станет… Николай Колесов. А что? Вот и его человек — Равиль Хакимов — возглавил гражданский дивизион ОАК. Уверяют, что Колесов и Сердюков уже подобрали КАЗу нового руководителя.

***

Понимая субъективность этого рейтинга, мы предлагаем читателям высказать свои замечания и обязательно учтем их в следующей редакции оборонного топа.