«Наши Дербышки хотят превратить в железоасфальтное гетто!» — звучало сегодня из динамиков на площади в 85-тысячном поселке. Митинг, основным посылом которого стала борьба с планами строительства дорог на улице Липатова и Главной, собрал от 500 до 1000 человек. Накал нешуточный, хотя дороги эти если и построят, то лет через 10–15, а пока что речь лишь о том, чтобы не застраивать красные линии. О том, как власти города искали компромисс с протестующими, — в материале «БИЗНЕС Online».
Митинг, основным посылом которого стала борьба с планами строительства дорог на улице Липатова и Главной, собрал от 500 до 1000 человек
ТЫСЯЧНЫЙ МИТИНГ И «теория заговора»: «ПОЧЕМУ С НАМИ ТАКОЕ ПРОИЗОШЛО? МЫ РАВНОДУШНЫ К ПРОБЛЕМАМ ЧУЖИХ…»
Салмачи, Сосновка, Нагорный и даже Зеленодольск — сегодня в Дербышках стояли люди, считающие себя пострадавшими от произвола властей. Дороги, знаменитая уже на всю Казань «зона 430», предназначенная для аварийной посадки самолетов, или 11 тыс. за метр аварийного жилья и «здравствуй, соципотека» — все это стало магнитом для сбора возмущенных. Дербышки же отбиваются от двух дорог, которые внезапно для них оказались в проекте генплана Казани, находящемся на согласовании в различных инстанциях.
«Почему так с нами произошло? — спросил публику один из активистов, житель Дербышек Денис Кропотов. — Мы равнодушны прежде всего к соседям и окружающим, к проблемам чужих и к себе. И мы сможем победить только тогда, когда объединимся. И вместе будем противостоять с помощью митингов, акций (законных!) вот этому беспределу. Мы не должны быть равнодушными, только таким образом мы победим».
Откуда взялась проблема? Еще примерно месяц-полтора назад Дербышки были спокойным местом. Здесь гордятся дербышкинским менталитетом, сплоченностью, интеллигентностью и собственной историей. Достаточно вспомнить, что поселок, ведущий свою историю с крестьянских дворов XVI века, серьезно поднялся с началом войны, когда сюда эвакуировали цеха Ленинградского оптико-механического завода, туда же ехали блокадники. Самая длинная улица Мира — 3 км, пересекающая ее улица Главная — 1,4 км, улица Липатова — 1,2 километра.
Денис Кропотов: «Мы равнодушны прежде всего к соседям и окружающим, к проблемам чужих и к себе. И мы сможем победить только тогда, когда объединимся»
В общем, как говорится, ничто не предвещало, но 28 марта в открытом доступе появились материалы генплана Казани. В нем-то дербышкинцы и обнаружили дороги на улице Липатова — с одной и с другой стороны железнодорожных путей, а также дорогу на улице Главной. По WhatsApp молнией начали разлетаться новости. 9 апреля состоялся первый митинг. И тут же появился аккаунт во «ВКонтакте», координатором которого стала Анна Власенкова — тоже житель Дербышек. «Я занимаюсь SMM, поэтому у меня есть свободное время», — объяснила она корреспонденту «БИЗНЕС Online» свое участие в движении «Магистрали нет! Дербышки, Казань».
В группе можно познакомиться в деталях почти со всеми якобы грядущими «дорожными ужасами»: красиво и страшно нарисованные линии будущих дорог по домам улицы Главной и Липатова, эстакада на столбах с домами под дорогой, шумозащитные экраны вплотную к домам — и снос, снос, снос… С автором этой работы пообщаться не удалось. Но творчество, как пояснила Власенкова, просто наглядно показывает пожилым дербышкинцам, что их может ожидать в самом жутком варианте реализации дорожных проектов.
Чиновники попытались объяснить, что происходит и зачем данные дороги нужны: ведь ни масштабного сноса не планировалось, ни мгновенного строительства — все это лишь туманные перспективы до 2035 года. Но позвали на встречу 6–7 активистов, а по соцсетям мгновенно разлетелся призыв, и люди собрались в одной из местных школ буквально за несколько часов. Встреча превратилась в каскад обвинений дербышкинцев и, судя по видео, довольно неудачные попытки чиновников объясниться.
Далее разогрев протеста пошел еще более интенсивно. То, как это происходило, сильно напоминало атаки на Ак Барс Банк в 2017 году. Например, по соцсетям разлетелась аудиозапись, где некая женщина, якобы общающаяся среди членов правительства, объяснила: «Такое отношение к Дербышкам идет уже давно, потому что их собираются стереть с лица земли». Дома, по ее словам, идут под снос, всех бабушек и дедушек определили в приюты, а остальных — в «Салават Купере» для поддержки мусоросжигающего завода: «Представляете? У них уже все распределено…»
Дербышки отбиваются от двух дорог, которые внезапно для них оказались в проекте генплана Казани, находящемся на согласовании в различных инстанциях
И параллельно появляются перекрестные призывы поддержать митинг в Дербышках со стороны активистов, протестующих по поводу МСЗ, в группах поселков, защитников леса на Гаврилова и так далее. Все это дало повод прокремлевским телеграм-каналам разразиться филиппиками в стиле «теории заговора». Мол, все протестующие в интернетах, мессенджерах и прочих соцсетях на 80% одни и те же люди. Так это или нет, но факт — в Казани формируются целая сеть протестных групп, которые объединяются между собой. Стихийно или нет — вопрос отдельный, но ясно, что оседлать эту энергию будут пытаться оппозиционеры всех мастей.
Так, сегодняшний митинг на площади им. Саид-Галеева официально организовала партия ЛДПР: как заметил координатор Владимир Сурчилов, он сам тоже из Дербышек. Корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил на площади координатора штаба Алексея Навального в Казани Эльвиру Дмитриеву, а также эколога Надежду Асанову, выступающую за нетронутую природу на улице Гаврилова. В руках у людей были плакаты — большие и не очень, но выразительные: «За парк на Гаврилова!» (это на Казанке), «Не дадим снести наши дома на Шоссейной и Тополевой!» (генплан этого и не предусматривает), «Нет произволу чиновников!», «Нет дороге смерти», «Будущие транзитные дороги — удар по экологии района», «Не дадим улицу Главную со сносов домов под магистраль — это наша смерть» и так далее.
Полиция оценивает число собравшихся в 500 человек, сами организаторы — вдвое больше.
«НАДО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ДОРОГ НЕ БЫЛО ВООБЩЕ»
Впрочем, есть заговор или нет, но власти открыты для диалога. Это продемонстрировал советник мэра Казани Владимир Фомин, который накануне собрал проектировщиков генплана и неравнодушных жителей Дербышек в одном зале школы №84. Пришли более 200 человек! Забегая вперед, отметим, что, к чести Фомина, он пришел не для того, чтобы просто выпустить пар, а реально вслушивался в аргументы людей в поисках компромисса.
Перед началом на большом экране оказалось то самое творчество из соцсетей активистов-дербышкинцев: оранжевые дома под снос, полосы широких магистралей и прочие ужасы. Как сказала Власенкова корреспонденту «БИЗНЕС Online», картинку поставили чиновники, чтобы макнуть протестующих лицом в грязь. Как пояснил «БИЗНЕС Online» один из авторов генплана Казани Олег Григорьев, эта картинка не имеет ничего общего с правдой и принесли ее сюда не чиновники. А ребята с ноутбуком только пожали плечами: мол, файлы дали организаторы, что есть, то и крутят…
«Какова цель нашей встречи? Зачем вы нас собрали перед митингом?» — задал агрессивный тон встрече Кропотов. Фомин пояснил, что на ней планируется обсудить развитие дорожной сети поселка и текущую дорожную ситуацию. Он сразу заявил, что разговор будет продолжаться до тех пор, пока у людей останутся хоть малейшие вопросы.
Жители требовали, чтобы им показали два варианта — без новых дорог вообще и тот, который предлагают проектировщики генплана Казани. «Надо сделать так, чтобы дорог не было вообще! — требовал Кропотов и был поддержан аплодисментами. — Мнения деребышкинцев вы не спросили! Этот вариант на улице Главной вообще не обсуждался!»
По словам проектировщиков, эта картинка не имеет ничего общего с действительностью: дорога на Главной может быть и двухполосной, а перекресток с улицей Мира должен регулироваться светофорами без развязки
«ПОПРОБУЮ ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ ЗЛОБНЫЕ ДЕБИЛЫ-ГРАДОСТРОИТЕЛИ РЕШИЛИ ТАК СДЕЛАТЬ»
«Давайте я попробую объяснить, почему злобные дебилы-градостроители решили так сделать», — предложил Григорьев и показал намерения проектировщиков. Улица Главная, по их мысли, становится частью внутреннего кольца – дублера федеральной трассы М7 (от Оренбургского тракта через Салмачи до «Казаньоргсинтеза»), дополнительной широтной связи города. А вдоль железной дороги на Липатова должна быть проложена вылетная магистраль из города до трассы М7. Проектом генплана предусмотрено две дороги (одна платная, другая бесплатная) — как с одной стороны железнодорожного полотна, так и с другой.
Кроме того, один из авторов генплана столицы РТ показал карты развития дорожной ситуации. При «нулевом варианте», если вообще не строить дорог в Дербышках, к 2035 году улица Мира, через которую сейчас въезжает в Казань весь транспортный поток с трассы М7, встанет в глухих пробках. Вместе с ней встанут участки трассы М7 (им же надо свернуть в город, а тут пробка!). И далее по расходящейся — дороги у «Компрессорного» и даже мосты через Казанку. Ситуация спрогнозирована в рамках математической модели транспортного развития Казани с учетом данных сотовых операторов, транспортных потоков и планируемой жилой застройки.
А затем Григорьев показал ситуацию с наличием дорог. Пробок особо нет, улица Мира превращается фактически во внутреннюю дорогу Дербышек. А весь поток, въезжающий в Казань и выезжающий на трассу М7, идет по трассе на Липатова.
Несколько раз подряд он пояснял: на самом деле дорога вдоль Липатова должна быть одна — либо платная (если успеют к 2035 году инвесторы), либо бесплатная. И, по его мнению, она нужна скорее за пределами железнодорожного полотна в сторону от Дербышек. Там сейчас находится лес, а рядом с ним — крупные предприятия: Казанский оптико-механический завод (КОМЗ), Государственный институт прикладной оптики (ГИПО), АО «Швабе — Технологическая лаборатория» (ранее ЦКБ «Фотон»).
Олег Григорьев показал карты развития дорожной ситуации. Если вообще не строить дорог в Дербышках, к 2035 году улица Мира встанет в глухих пробках
«Хватит мозги пудрить! Будет дорога или нет?» — кричали Григорьеву из зала. Тот терпеливо продолжал. Надо, впрочем, сказать, что выкрики с мест были несколько хаотичные. Какой-то отрежиссированности недовольства толпы, которую корреспондент «БИЗНЕС Online» наблюдал на тех же слушаниях по генплану (и МСЗ) в Осиново, в Дербышках не было. Все проходило довольно-таки конструктивно.
Впрочем, аргументы о том, что на улице Мира будут пробки, жителей также не убедили (хотя в час-пик через эту дорогу в час проходит до 250 машин). Проектировщики заявляли, что прохождение дороги на улице Главной ведет к минимальному сносу, а значит, и минимальным затратам. Люди же были вообще против какого-либо сноса домов и садовых участков.
— Тогда стойте в пробке на улице Мира! — громко представил альтернативу Григорьев.
— Пусть стоят, кому надо! Там нет наших домов, — отвечали собравшиеся.
— Вместо того, чтобы выводить транспорт из города, вы его заводите, создавая кольцевую магистраль внутри существующей застройки! — сказал один из участников обсуждения, подозревая власти Казани в лоббировании интересов владельцев земель, на которых уже ведется или планируется коттеджная застройка.
— Мы понимаем, что есть большая Казань, но у нас тут свой менталитет. У нас никто не хочет выезжать отсюда. Мы, знаете, здесь сами плодимся и размножаемся. Из конца в конец можно пешком добраться, мы ходим везде пешком. И вы нам хотите делить поселок, добавляя такую дорогу, — сказала одна из участниц встречи.
Один из активистов, Михаил Пережогин, весьма внятно и, на взгляд неспециалиста, толково описал, что проблема пробок может быть решена в других местах. «Расшейте» ситуацию в Нагорном, решите проблемы у «Компрессорного» — думайте! Григорьев, судя по его реакции, в чем-то даже соглашался, но, в конце концов, сказал, что эти меры с точки зрения генплана слишком мелкого масштаба и решаются на стадии проектов планировок и других решений.
Аргументы о том, что на улице Мира будут пробки, жителей также не убедили
«ПОЧЕМУ ВЫ ДЕРБЫШКИ ПРЕВРАЩАЕТЕ В КАЗАНЬ?»
Эколог Эльвира Набеева (КФУ, по ее словам, житель Дербышек) тоже попросила проектировщиков рассказать об анализе экологической обстановки после строительства двух дорог. Помимо того, что они будут проходить вблизи существующих домов, под вылетную магистраль придется вырубать лес, где, по словам специалиста, есть краснокнижные виды, а люди там просто гуляют, проводят свободное время с детьми.
«Почему вы Дербышки превращаете в Казань?! — задала она вопрос. — Город — это не только машины, но и люди!..»
Проблемы шума от дорог Григорьев предложил решить шумозащитными экранами, подчеркивая, что вылетная магистраль не затронет зеленые насаждения со стороны домов. Она все-таки планируется с другой стороны от жилой зоны поселка. Да и выхлопных газов от движущегося потока машин меньше, чем от стоящих в пробке.
«А вы жили у железной дороги? Там уже шум, а будет еще больше! А вы жили на улице Липатова?» — экспрессивно вопрошала Регина в розовой кофточке. «От железной дороги и так шум-гам, тарарам!» — кричал в микрофон другой житель поселка.
Тут встал другой вопрос: как будет компенсироваться потеря стоимости квартир от строительства дорог? Но представитель проектировщика заявил, что компенсация будет только при сносе. А такой вариант, как мы уже знаем, людей вообще не устраивает.
«Нам надо, чтобы было мимо Дербышек! Не на Главной, не на Липатова и даже не с той стороны!» — еще раз подчеркивали свою позицию участники встречи. «Это генплан против жителей!», «Это преступный генплан!», «Мы этого сделать не позволим! Костьми ляжем на данные дороги!» — кричали и в микрофон, и из зала.
Наконец, Андрей Виноградов предложил чиновникам просто убойный аргумент. Он намекнул на секретные лаборатории ГИПО. Напомнил, что там есть интересы «Ростеха», и рассказал, что эти лаборатории специально находятся подальше от дорог, жилья, намекнув, что достаточно сейчас руководству предприятия обратиться к Сергею Чемезову, как планы по строительству дорог будут сведены на нет. Ведь вибрации сведут на нет не только затраты на создание уникальных лабораторий и производство высокотехнологичной наукоемкой продукции, но и результаты исследований ценою в десятки миллионов долларов.
Выслушав людей, Владимир Фомин попросил Григорьева проработать иные варианты прохождения дороги на улице Главной
«ДАННАЯ ДОРОГА ЧЕРЕЗ ДЕРБЫШКИ ПРОХОДИТЬ НЕ ДОЛЖНА. НАДО ПРИЗНАТЬ ОШИБКУ ПРоектировщиков…»
Спустя час горячей дискуссии случилось неожиданное. Выслушав людей, Фомин попросил Григорьева проработать иные варианты прохождения дороги на улице Главной. «Данная дорога через Дербышки проходить не должна, — заявил он. — Надо признать ошибку проектировщиков...»
Советник мэра также предупредил, что в этом году улицу Главную капитально отремонтируют. «Это не должно вводить в вас заблуждение, что я не сдержал слово и новую дорогу все же начали строить, речь идет о капремонте», — предупредил он после жалоб жителей по поводу ям.
Острота темы после заявления Фомина заметно спала. Но оставался второй вопрос: а будет ли дорога вдоль железной дороги? По словам Григорьева, полный отказ от новой дороги в Дербышках вряд ли возможен. Но все-таки добавим, что ее строительство, согласно проекту генплана, намечено не ранее чем через 15 лет — на перспективу после 2035-го. Принять генплан планируют до конца текущего года.
Люди начали повторяться, и тогда активисты сами свернули разговор: все и так стало ясно, чего ж тут еще делать? Благо высказаться можно было и на митинге. Оставшиеся в зале жители подходили, общались с Фоминым и Григорьевым — те не отказывались что-то пояснить. На этом эпохальная встреча, где дербышкинцы, по их собственным словам, выиграли бой, но не всю войну, завершилась. Победой они сочтут ситуацию только тогда, когда увидят ее в утвержденном генплане, а пока не намерены прекращать своей активности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 503
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.