Сегодня «Яндекс.Драйв» открывает регистрацию в мобильном приложении, но первая партия каршеринговых Kaptur, Polo и Rapid появятся в Казани только летом Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЯНДЕКС» ОБЕЩАЕТ ВЫВЕСТИ НА УЛИЦЫ КАЗАНИ СОТНИ КАРШЕРИНГОВЫХ МАШИН

Сегодня сервис каршеринга «Яндекс.Драйв» открывает регистрацию в мобильном приложении «Драйв». Сам сервис станет доступен этим летом, сообщает пресс-служба компании «Яндекс». При регистрации в приложении чат-бот просит пользователя прислать фото документов, после чего открывает доступ к свободным автомобилям. На старте автопарк будет состоять из нескольких сотен автомобилей: Renault Kaptur, Volkswagen Polo, Škoda Rapid, а также машин бизнес-класса и грузовых фургонов. Марки автомобилей премиум-сегмента и грузовиков в компании пока не раскрывают.

«Драйв станет единственным каршерингом в Казани. Мы запускаемся с большим автопарком и надеемся, что сможем улучшить транспортную инфраструктуру в городе, — говорит руководитель „Яндекс.Драйва“ Антон Рязанов. — Каршеринг — это хорошая альтернатива личному автомобилю, не нужно тратить деньги на свою машину и думать о страховке или мойке. Не придется даже самостоятельно заправлять автомобиль — наши алгоритмы определяют, каким машинам нужен бензин, и отправляют к ним мобильных заправщиков».

В Казани будут доступны тарифы с поминутной оплатой, с арендой сразу на несколько часов и с фиксированной ценой за поездку. Стоимость аренды рассчитывает алгоритм — она зависит от дорожной ситуации, спроса на машины и погодных условий. Все тарифы включают стоимость бензина, страхования машины (каско и ОСАГО), здоровья водителя и пассажиров.

«Яндекс.Драйв» работает в Москве с февраля, а в Санкт-Петербурге — с декабря 2018 года. В автопарке сервиса более 9,5 тыс. автомобилей, в том числе машины бизнес-класса и грузовые фургоны. За время работы сервиса водители совершили около 16,5 млн поездок. По опыту работы приложения в других городах стоимость аренды при поминутной тарификации начинается от 5 рублей. Для грузовых фургонов ценник значительно выше — 24 рубля за минуту в пути. На сайте «Яндекса» размещена инструкция по пользованию сервисом «Драйв». После регистрации в приложении можно находить свободные автомобили на карте и бронировать. После бронирования сервис дает бесплатное время на то, чтобы добраться до машины. Если до автомобиля меньше 5 минут пешком, то дается 5 минут, если больше 5 минут, то дается необходимое количество минут, учитывая расстояние до машины. После того как клиент откроет автомобиль, ему дается еще 5 минут бесплатно для его осмотра.

Зону разрешенного использования автомобилей в Казани «Яндекс» пока не определил. К примеру, каршеринговая компания Maturcar ограничила эту зону в Уфе на расстояние 180 км вокруг города.

В машинах «Драйва» будет установлена мультимедийная система «Яндекс.Авто» с навигатором и «Яндекс.Музыкой», которая поможет водителям в пути. Управлять ею можно с помощью голоса, чтобы не отвлекаться от дороги.

«Яндекс» также использует другие платформы для повышения лояльности к «Драйву». К примеру, те, кто зарегистрируется в приложении с сегодняшнего дня, могут начать копить бонусы для оплаты каршеринга. С каждой поездки в «Яндекс.Такси» в Татарстане пользователю вернется 20% — ими потом можно будет оплатить аренду автомобиля. Всего можно накопить до 2 тыс. рублей.

Айдар Абдулхаков: «Каршеринг по достоинству оценят многие казанцы и начнут им пользоваться. Платишь только за минуты пользования и не думаешь, где машину парковать и как заправлять» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛЬГОТНЫЙ ТАРИФ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПАРКОВКАХ

Перед выходом в Казань сервис каршеринга заручился поддержкой исполкома. Это подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков. «С представителями „Яндекса“ мы встречались два месяца назад у заместителя руководителя исполкома Ильдара Шакирова (курирует вопросы транспорта, экономического развития и торговли — прим. ред.), — рассказал Абдулхаков. — Обсудили все нюансы».

По мнению собеседника издания, запуск каршеринга благотворно отразится на транспортной ситуации в Казани. «Мы рассчитываем, что каршеринг приведет к уменьшению пробок в городе, поскольку люди будут больше пользоваться арендованными автомобилями, чем личными, это удобно», — добавил председатель комитета.

Абдулхаков заметил, что сейчас исполком Казани готовит постановление о парковочных пространствах для каршеринговых автомобилей. «Эти машины будут по льготной цене стоять на муниципальных парковках в центре города, — сказал он. — У нас уже был опыт взаимодействия с одной каршеринговой компанией в Казани: мы фирме предоставляли скидку, с которой стоимость одного парковочного места на муниципальной парковке составляла 1000 рублей в месяц — независимо от того, паркуют они там автомобиль или нет. Поэтому автомобили „Драйва“ пользователи могут оставлять на любых платных и на любых бесплатных парковках, где это не запрещено, включая многоуровневые паркинги — по договоренности с собственниками. Также мы обсудили возможность парковки таких автомобилей и с аэропортом „Казань“».

Председатель комитета по транспорту исполкома Казани полагает, что первыми новую услугу будут чаще использовать гости столицы РТ. «Потом ее по достоинству оценят многие казанцы и начнут ею пользоваться, — считает он. — Платишь только за минуты пользования и не думаешь, где машину парковать и как заправлять».

В Москве стоимость аренды одной минуты Porsche Carrera 4S (справа) и Porsche Macan обходится от 20 до 60 рублей Фото: ©Антон Денисов, РИА «Новости»

первый каршеринг в казани: «мы закупили 10 автомобилей, в первый же месяц 4 машины попали в тотальные ДТП»

Единственная компания, которая заходила на рынок каршеринга в Казани, — TimCar. Она основана в 2017 году, сотрудничает с Renault и Nissan, в автопарке 572 автомобиля, цена минуты — от 5,1 рубля. Первые машины московского оператора появились в доступе в августе прошлого года, а уже в марте компания объявила о прекращении работы. «Кому-то из вас нравился наш каршеринг, кто-то люто ненавидел его и делал все возможное, чтобы привлекательность каршеринга в Казани была как можно ниже, — гласит последнее сообщение в группе компании „ВКонтакте“. — К сожалению, вас было очень мало».

Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», TimCar в Казани был проектом компании «Форвард», специализирующейся на прокате легковых автомобилей. «Мы купили франшизу TimCar, в проекте принимал участие 41 автомобиль, — рассказал нашему корреспонденту генеральный директор ООО „Форвард“ Артур Еникеев. — Преимущественно это были Datsun и Renault Logan — все машины на „автомате“. Мы были первыми, кто купил у TimCar франшизу, поэтому получили хорошие условия. Когда не получилось, закрыли это направление без больших сложностей, а автомобили вернули на более привычное для нас направление — аренду».

Главной причиной неудачи Еникеев называет «низкую покупательную способность жителей Казани». «У нас на этих машинах преимущественно москвичи ездили — у них средний чек был в 3–4 раза выше, чем у местных, но только на данной категории бизнес не построишь, — пояснил директор „Форварда“. — В Казани покупательная способность от столицы очень сильно отстает, для нас аренда по 7 рублей за минуту — это колоссальные деньги. В сравнении с каршерингом у нас такси стоит копейки, город компактный. Это в Москве люди платили несколько сотен за одну поездку, у нас же клиенты брали машины на несколько минут и платили за это 50 или 100 рублей, поэтому и не пошло».

Еще одним поводом для закрытия стали проблемы со взысканием убытков. «В первую партию мы закупили 10 автомобилей, в первый же месяц 4 машины попали в ДТП, из которых вышли с тотальными повреждениями, — заметил Еникеев. — Кому нужен каршеринг? Тем, у кого нет своей машины. Вот и на наших автомобилях часто катались студенты. Вы представляете уровень таких водителей и их ответственность, а какой с них в случае чего спрос? Потом аварийность упала, конечно, но только потому, что мы начали всех водителей регистрировать через офис».

Каршеринг снижает у водителей порог ответственности — это приводит к высокому проценту нарушений ПДД и, как следствие, к штрафам, которые оплачивает также владелец машины. «Но штрафы каршеринговые автомобили собирают в любых городах — что в Москве, что у нас», — философски относится к этому Еникеев.

Директор «Форварда» указывает на то, что с выходом «Яндекса» на рынок каршеринга многие компании закрылись. «В Москве у TimCar до захода „Яндекса“ все было нормально, но его появление многим планы испортило, включая крупных игроков, у которых штат в 2 тысячи машин, — сетует он. — Конкурировать с ними тяжело, у них существенные плюсы — новые машины, к ним больше доверия как к известной компании».

При этом рынок городов-миллионников Еникеев считает не самым привлекательным для каршеринга. «Насколько мне известно, каршеринговая компания из Уфы Maturcar хотела открываться в Казани, но так и не зашла в наш регион, — припомнил он. — Значит, ей что-то помешало». Размер инвестиций в казанский рынок, по оценке директора «Форварда», начинается от 80–90 млн рублей. «Эти деньги уйдут только на покупку автомобилей типа Solaris или KIA Rio — примерно 100 штук для города типа Казани или Уфы более чем достаточно, — полагает он. — А есть еще деньги на зарплаты и другие расходы».

Зону разрешенного использования автомобилей в Казани «Яндекс» пока не определил. К примеру, каршеринговая компания Maturcar ограничила эту зону в Уфе на расстояние 180 км вокруг города Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«ЗАБЬЮТ ВСЕ ПАРКОВКИ! ВОТ ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ»

По мнению представителя федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиля Хайруллина, каршеринг может негативно сказаться на дорожной ситуации в городе. Во-первых, появление нескольких сотен машин в центральной части Казани может привести к новым пробкам. Во-вторых, это еще и дополнительный очаг аварийности, ведь человеческий фактор никто не отменял, тем более когда рублем наказываться будут не водители, а владельцы сданных в аренду авто. «Забьют все парковки! Вот что произойдет. Машина же не одна, будет, наверное, не один десяток, не одна сотня. Причем будут они в основном группироваться в центре, соответственно, парковки сейчас будут забиты этими машинами. Что делать людям? Где парковаться?» — задается вопросом представитель ФАР. Заметим, что председатель транспортного комитета Айдар Абдулхаков этих опасений не разделяет: «Сейчас у нас парковочных мест в разы больше, чем машин, поэтому данная проблема исключена».

Также Хайруллин сомневается в наличии спроса на каршеринг. «Подобный проект уже провалился один раз. Думаю, особую популярность он у нас иметь не будет, — резюмирует он. — Это хорошо для какого-то определенного сезона. Вот чемпионат был, Универсиада… Это интересно для такого времени, когда наблюдается большой наплыв гостей. Они бы как раз данное дело и использовали. Каршеринг — это же не для жителей, а для гостей больше. У местных жителей есть свой автомобиль, либо они будут ездить на общественном транспорте. Они не будут подобным пользоваться — это для туристов и гостей. А у нас бывает не такое уж и огромное количество гостей, которые могут пользоваться такими услугами. Я думаю, не пойдет…»