«НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ ЗАГЛЯНУТЬ В ПОМЕЩЕНИЕ ПРИЕМА ПЕРЕДАЧИ ПОСЫЛОК ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАЗАНИ»

Утихла и стала забываться — первая, острая реакция на очередной случай массовой драки, учиненной подростками на задворках улицы Вагапова. Казалось бы, рядовой случай, в мальчишеской среде не такое уж и диковинное событие. Подумаешь, ребята коллективно наказали за провинность такого же пацана. Однако, ввиду отдельных причин, не хотелось бы зачислять это событие в число обыденных. Во-первых, хотим мы этого или нет, но случай массового избиения взрослого школьника такими же подростками получил очень широкую огласку далеко за пределами республики. Во-вторых, количество принимавших участие в расправе над одним человеком тоже выходит далеко за все рамки. В этой связи особо хочется отметить роль последнего из истязателей, добивавшего, по сути, уже совершенно беспомощного наказуемого. Садизм и верховенство толпы над одиночкой во все времена вызывали далеко не положительные чувства.

Специально не хочу вдаваться в анализ причин произошедшего конфликта, выношу это за скобки, а попытаюсь сделать упор на самом факте события.

В истории Казани столкновения группировщиков в уже далекие годы, казалось бы, забылись. Когда прогулка из одного квартала в другой район города была полна опасностей. Не буду подробно описывать события тех лет. Вопрос в другом: а так ли далеко мы ушли от того времени? Конечно, можно закрыть глаза и сделать вид, что не произошло ничего экстраординарного. Может быть, не стоит из одиночного эпизода делать глобальные выводы и пугать народ возрождением организованной детской преступности? Но открытость и публичность Казани тоже накладывают особую ответственность на необходимость анализа произошедшего.

Не открою никому Америки, но фундамент формирования детской психологии закладывается в семье в общении отца и матери с детьми, в степени открытости и доверительности этих отношений. А самый главный фактор — это собственный пример. Если в семье нет духовности, нет моральных ценностей, но имеются квартира, машина, модная одежда, можно ли считать такую семью счастливой?.. Культ насилия, пренебрежение к слабому и старому формируются не один день. К сожалению, не все родители понимают, что, вкладываясь в воспитание своего ребенка, они прежде всего инвестируют в собственную спокойную и благополучную старость.

А ведь есть много родителей, которые «проворонили» своих детей и теперь вынуждены, извините за жесткую фразу, таскать передачи в следственные изоляторы и исправительные колонии.

Никому не пожелаю такого, но не поленитесь заглянуть в помещение приема передачи посылок исправительных учреждений Казани. Отцы, матери, жены с детьми и баулами в руках и тоскою в глазах, понятное дело, никогда не мечтали о такой участи.

«ЗАДАЧА ОБЩЕСТВА — СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО У НАС ШКОЛ ВЫСШЕГО, ПЕРВОГО ИЛИ ВТОРОГО СОРТА»

В республике много различных комиссий и министерств, так или иначе связанных с несовершеннолетними. Постоянно слышим хвалебные отчеты и доклады чиновников, но между их кабинетами и реальными делами дистанция огромного размера.

Депутаты всех уровней обязательным пунктом своих программ считают проявление заботы о физическом здоровье подрастающего поколения. Все школы заражены вирусом рейтингомании. Директоры, к сожалению,  в большинстве своем, тоже больше обращают внимание на обертку, чтобы все выглядело красиво и  презентабельно. Сколько подготовлено участников олимпиад, как проходят торжественные мероприятия, концерты.

Скрытые поборы денежных средств с родителей учащихся имеют место практически везде. Вполне понятное желание родителей дать сыну или дочери достойное образование подстегивает администрацию школы использовать этот родительский порыв в своих целях для решения хозяйственных проблем. Обходятся без особых церемоний. В отношении учеников, чьи родители не проявляют «щедрости», включаются проверенные механизмы. Классные руководители через школьников пытаются воздействовать на детей, чтобы те делали своих родителей более «сговорчивыми». А что же это такое, когда ученику объявляют бойкот  одноклассники, особенно ныне, когда социальное неравенство в обществе так заметно? Неокрепшая детская психика переварить это не всегда в состоянии. Нанесенная рана может аукнуться обществу трагедией. Или ребенок затаит злобу на окружающий мир...

Сколько душевной теплоты нужно иметь руководству школы, чтобы в погоне за мнимым благополучием не забывать о самом главном —  воспитании  ребенка. Конечно, не каждому дано это великое признание — быть педагогом. Ответственность учителя огромна. Строители возводят огромные дворцы со всей необходимой инфраструктурой не для того, чтобы из школьных стен выходили люди с убогой психологией «гопника», которому все равно, что пинать — футбольный мяч или живого человека. Задача общества — сделать так, чтобы не было у нас школ высшего, первого или второго сорта. Все дети должны иметь одинаковые условия для получения знаний. А все эти надуманные градации нарушают в том числе и конституционные права граждан.

Возможно, мои слова вызовут у кого-то улыбку. Но, если вдуматься, корни многих проблем начинаются, помимо семьи, именно здесь — в школе.

Бездуховность — проблема нашего времени. И работа над исправлением ситуации должна быть индивидуальной, не казенной. Кто и чем заполнит этот вакуум души подростка? На реставрацию собора Парижской Богоматери — символа Франции — долго не могли найти средств, ремонт шел медленно. Произошла трагедия, в пожаре погибла самая древняя часть собора. После пожара, как обычно, средства сразу нашлись. Нельзя назвать случившееся в Казани из ряда вон выходящим, но можно сказать, что в погоне за глянцевыми картинками, которым отдается предпочтение, общество упускает скрытые процессы в молодежной среде. Не опоздать бы с ремонтными работами.