Настоящий «мусорный шок» испытывает бизнес республики: консультации шли два прошедших дня: сначала на площадке совета по предпринимательству при президенте РТ, затем в госкомитете по тарифам. В торговых центрах плата может скакнуть в 40 раз, к самозанятым с протянутой рукой «постучались» мусорщики, а рестораторы потрясены жадностью всей системы… Но такие нормативы установил кабмин РТ. О том, как бизнес грезил оплатой по факту, а госкомитет хотел пересмотра нормативов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Настоящий «мусорный шок» испытывает бизнес республики: консультации шли два прошедших дня
ПАСПОРТИЗАЦИЯ МУСОРА И «ПОСАДОЧНАЯ» МЕТОДИКА ДЛЯ РЕСТОРАТОРОВ
Два минувших дня тема «мусорной» реформы оставалась в центре внимания властей, бизнеса и общественников. Сначала 2 апреля регоператоры встретились с представителями малого и среднего бизнеса Татарстана. Поводом для встречи стали письма в адрес совета по предпринимательству при президенте РТ, касающиеся платы за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Закон принес новую «бумажную боль»: при заключении договоров теперь требуется ни много ни мало паспорт отходов. Но главное — едва ли не космический взлет затрат. Об этом сообщила исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Галина Шарафутдинова.
«Паспортизация отходов — для нас что-то новое! — удивлялась она. — Второе — это то, что расценки раньше исходили из кубического метра, а сейчас —из посадочных и рабочих мест, — озвучила проблему членов ассоциации Шарафутдинова. — Есть объемы мусора, а есть посадочные места. Если смотреть на форматы заведений, то это не всегда правильный и корректный расчет. Посадочных мест может быть сто, например, в банкетном зале. А может быть 20 посадочных мест, но с постоянным трафиком, если мы говорим о фастфуде».
По словам Шарафутдиновой, со сменой расценок и метода начисления тарифа (не за кубический метр, а по нормативу 1,12 куб. м мусора с одного посадочного места) ряд предприятий общепита стали терять и без того скромную прибыль и снижать рентабельность.
По словам Шарафутдиновой, со сменой расценок и метода начисления тарифа ряд предприятий общепита стали терять и без того скромную прибыль и снижать рентабельность
Проблема резкого роста сумм платежей не «хотелки» регоператоров: это нормативы, по которым теперь приходится работать согласно закону. А нормативы прописаны постановлением №922 кабмина РТ от 12 декабря 2016 года, пояснил генеральный директор ООО «УК «ПЖКХ» (регоператор западной зоны обращения с отходами РТ) Сергей Богатов. В конце 2018 года госкомитет РТ по тарифам установил плату — за «куб» мусора юрлица должны платить 439 рублей с НДС. Добавим, что для физлиц плата за вывоз бытовых отходов с 1 января берется не с квадратного метра, а с человека (среднегодовой норматив для жильца многоквартирного дома 1,94 «куба», для ИЖС — 2,09 куб. м), для дачного хозяйства норматив составляет 0,38 куб. метров.
«Нормативы были утверждены на основании инструментальных замеров, которые в течение четырех сезонов проводило специализированное предприятие, — сказал Богатов. — Другой методики по установлению нормативов, к сожалению, не существует».
Почему нельзя платить по факту накопления отходов, недоумевали рестораторы. Такой подход — это опять-таки закон. Так решили на федеральном уровне. Ранее бизнес частенько грешил тем, что свой контейнер закрывал на ключ, а все отходы перетаскивали в мусорные ящики соседних жилых домов. «Поэтому федеральным центром разработана методика, и все предприятия должны платить по нормативам, — сказал гендиректор ООО «УК «ПЖКХ». — Насколько она корректна, не могу сказать. Ресторан ресторану рознь, у кого-то больше образуется, у кого-то меньше. Поэтому будем ловить какой-то средний показатель».
Сергей Богатов: «Федеральным центром разработана методика, и все предприятия должны платить по нормативам»
«МУСОРНЫЙ ШОК» ДЛЯ ТЦ: ПЛАТА ВЫРОСЛА В 40 раз
Поистине чудовищный рост расходов на вывоз мусора описала руководитель ООО «Кристал КМ» Алсу Муртазина. Ее компания управляет в Казани торгово-офисным центром, арендуя в нем 6 тыс. кв. метров. О каком ТЦ идет речь, она говорить не стала, но, по данным открытых источников, это «Модная семья». Если раньше проблемы мусора решались за 5 тыс. рублей в месяц, то с 1 января цена подскочила в 40 раз — до 200 тысяч! Расчет объемов идет не по факту, а с учетом общей площади (с коридорами, местами общего пользования). В общем, кошмар и ужас бухгалтерии.
«Мы сегодня не можем на таких условиях заключить договор, это просто нереальная цифра для нас», — сказала Муртазина. Их управляющая компания работает и в других регионах — в Сочи, Новосибирске, Перми такого диссонанса нет! Там тоже появились регоператоры, сменились тарифы за «куб», но расчета по нормативам нет. Богатов парировал, что в том же Новосибирске цена за кубический метр выше, чем в РТ. Но дело в том, что объемы отходов, генерируемых «Кристалл КМ», мизерные.
«Там бумага чековая и туалетная, извините за подробности! — сказала о морфологии мусора ТЦ Муртазина и предложила рассмотреть возможность перехода на фактическую оплату. — Даже собственник здания спрашивает: откуда взялась такая цифра? Мы опять-таки ссылаемся на постановление кабмина, но оно ставит нас в такую безвыходную ситуацию».
По словам гендиректора ПЖКХ, чтобы перейти на оплату по факту, предприятию нужно вести раздельное накопление, иметь закрытую контейнерную площадку, обеспечить достаточное количество контейнеров. Да и есть возможность перерасчета. «Кратное увеличение может быть, такое возможно», — предупредил Богатов последствия перерасчетов.
А вот работающих в нежилых помещениях самозанятых РТ уже просят заплатить за вывоз мусора по тарифам индивидуальных предпринимателей и юрлиц. Об этом в ходе обсуждения сообщила заместитель бизнес-омбудсмена РТ Венера Камалова.
«К нам сегодня обратился человек, к которому пришла управляющая компания с требованием заключить с ними договор на вывоз ТКО. Я знаю точно, у него нежилое помещение, площадь его явно не больше 30 квадратных метров. Он там занимается коррекцией ресниц, ничего сверхъестественного в плане отходов нет», — сказала Камалова.
Богатов пояснил, что речь идет о нежилом помещении, в котором осуществляется предпринимательская деятельность. «Если самозанятый занимается своей деятельностью в собственной квартире, то дополнительных начислений по твердым коммунальным отходам не будет. Если речь идет о нежилом, специальном помещении, начисления будут производиться», — сказал Богатов. Напомним, 1 января 2019 года в РФ ввели налог для самозанятых (эксперимент проводится в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях).
Работающих в нежилых помещениях самозанятых РТ уже просят заплатить за вывоз мусора по тарифам индивидуальных предпринимателей и юрлиц. Об этом в ходе обсуждения сообщила Венера Камалова
РЕГОПЕРАТОРЫ ОТЧИТАЮТСЯ ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ, ДАЧНИКИ НЕ ХОТЯТ ПЛАТИТЬ ДВАЖДЫ, А МИНСТРОЙ РТ ПОПРОСЯТ ИЗМЕНИТЬ НОРМАТИВЫ
Накануне дискуссия о ходе «мусорной» реформы продолжилась в госкомитете РТ по тарифам в рамках заседания штаба по работе региональных операторов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Там к уже обозначенным выше проблемам бизнеса добавились озвученные еще неделю назад регоператорами жалобы на «миграционные волны» отходов и низкую собираемость платы за вывоз мусора. Тогда, напомним, бюджетные организации оказались без денег на вывоз отходов, из-за чего заведующие детсадами и директора школ вынуждены искать соседние помойки.
Нормативы накопления отходов для дачников (среднегодовой норматив накопления составляет 0,38 куб. м) предложил пересмотреть председатель регионального центра НП «ЖКХ Контроль» Михаил Застела. «Нужно платить либо там, либо там, но не в двух местах одновременно, — сказал он, подчеркнув, что это уже вызывает резонанс. — О чем вопрос? Сколько произвел — столько и заплатил».
Зампредседателя комитета по тарифам, ведущая совещания Лилия Борисова после долгой дискуссии о нормативах озвучила идею их пересмотра для бизнеса, бюджетников и дачников. Прозвучало предложение изучить размер нормативов и в других регионах России. «Мы еще раз подходим к тому, что к нормативам надо вернуться, к обоснованию самой величины нормативов, норме накопления и периоду накопления, — сказала Борисова. — Этот вопрос не закрыт. Такие же вопросы у нас возникают по бюджетникам — мы получили по ним не заключение договоров, такие же вопросы возникают с промышленными предприятиями в части ТКО».
Под конец совещания Борисова от имени штаба предложила попросить минстрой РТ рассмотреть вопрос внесения изменений в правила и порядок накопления отходов, а регоператоров восточной (ООО «Гринта») и западной зоны (ООО «УК «ПЖКХ) попросила готовиться к публичному финансовому отчету по итогам первого квартала.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.