Бывший заместитель министра лесного хозяйства РТ Рамиль Махмутов находится на свободе и с чистой совестью. Больше года его обвиняли в незаконной вырубке лесов в «Камском лесхозе», который чиновник возглавил в 2016 году. Однако версия СК и УБЭП пока не нашла своего подтверждения. Суд пришел к выводу, что чиновник изо всех сил спасал предбанкротное предприятие: одновременно искал заказчиков и платил по долгам зарплату из своего кармана. Прокуратура не согласна и решение уже обжаловала.
Обвинявшийся в афере с незаконной вырубкой берез экс-чиновник Рамиль Махмутов признан невиновным
ВЕРСИЯ ОБВИНЕНИЯ: КАК ПИЛИЛИ «КАМСКИЙ ЛЕСХОЗ»
Как стало известно «БИЗНЕС Online», вот уже месяц как бывший заместитель министра лесного хозяйства РТ Рамиль Махмутов находится на свободе. Обвинявшийся в афере с незаконной вырубкой берез экс-чиновник признан невиновным. Такое решение еще 21 января вынес Мамадышский городской суд — тихо и без широкой огласки.Обвинение во многомиллионных хищениях у минлесхоза РТ в итоге признано несостоятельным. «БИЗНЕС Online» удалось ознакомиться с копией приговора суда. Махмутов получил право на реабилитацию, под следствием он был около года.
Несмотря на оправдательный вердикт, прокуратура решение обжаловала, апелляционное представление от имени помощника районного прокурора Шамиля Гилемханова уже поступило в Верховный суд Татарстана. Государственное обвинение настаивает: версия следкома и УБЭП о совершенном Махмутовым преступлении верна. Напомним, бывший заместитель министра покинул ведомство в 2016 году и переехал в Мамадыш, где возглавил «Камское лесничество».
Следствие было уверено, что Махмутов хотел заработать за счет «незаконной рубки» берез. Когда бывший замминистра переехал в Мамадыш, «Камский лесхоз» был в предбанкротном состоянии, указано в обвинении. Сотрудникам месяцами не платили зарплату, недорабатывал и отдел «маркетинга», клиентов фактически не было. Перед новым руководителем поставили задачу — вытащить лесхоз из пикирующего состояния. Первым делом лесничество нужно было обеспечить заказами. Махмутов, как считает следствие, обратился к предпринимательнице Дание Файзрахмановой. Она, как указано в открытых источниках, занималась «розничной торговлей в неспециализированных магазинах». Казалось бы, какой у нее интерес к лесу? Но Махмутов все равно предложил ей поучаствовать в конкурсе: делать предпринимательнице ничего не надо было, только передать чиновнику печати и документы.
Файзрахманова согласилась: документы на получение предпринимателем 3 тыс. 129 «кубов» березы были оформлены в январе 2017 года, через какое-то время был внесен залог, а подчиненные Махмутова позже приступили к работе по контракту. Установлено, что для рубки деревьев Махмутов нанял две бригады и лично контролировал работы. Следком и экономические полицейские были уверены, что, несмотря на четко прописанное в контракте количество древесины, Махмутов «переборщил». В обвинении ему предъявили 90 лишних кубометров — получилось 3 тыс. 219 куб. метров. По одной из версий, подчиненные Махмутова «переработали» не просто так. Предприниматель Файзрахманова, как следует из материалов дела, продала древесину в ООО «Лесснаб». Директор фирмы Расим Валеев якобы также был знаком с Махмутовым. Валеев позже перепродал срубленные березы Уфимскому фанерно-плиточному комбинату (ООО «УФПК»). Для «Камского лесхоза» эта сделка была экономически выгодна: УФПК закупал древесину на 1 тыс. рублей дороже, чем в среднем по рынку. Дальше позиции следствия и защиты расходятся. Силовики уверены, что поступившие деньги Махмутов хотел присвоить. Защита настаивает: выручка предназначалась исключительно для целей лесхоза. Перевести древесину в Башкортостан не успели: паром с березами остановили еще на территории Татарстана, Махмутова задержали и отправили под домашний арест.
Факт хищения древесины в итоге Махмутову предъявлять не стали, статью о мошенничестве сняли. Чиновнику предъявили только незаконную вырубку лесных насаждения (ст. 260 УК РФ). Максимальное наказание по статье не превышает 7 лет лишения свободы. Специалисты оценили вырубленные березы в 26,2 млн рублей.
Следствие было уверено, что Махмутов хотел заработать за счет «незаконной рубки» берез
«никакого материального ущерба минлесхозу не причинено»
Позиция защиты строилась на простых доводах. Во-первых, потерпевший в суде заявил о том, что никакого материального ущерба Махмутов не нанес. В этой роли, к слову, выступил минлесхоз РТ, представитель ведомства приезжал на процесс в Мамадышский суд. В приговоре, стало известно нашей газете, указано, что «министерство лесного хозяйства РТ не имеет претензий к Махмутову Р.М.».
Во-вторых, суд установил, что показания свидетелей по делу не указывают на злой умысел Махмутова, а сам он в свое оправдание говорил, что никаких корыстных целей не преследовал и все вырученные с продажи леса деньги хотел вкладывать в ГБУ «Камский лесхоз». Махмутов рассказал свою версию событий. Когда он пришел в лесхоз, ситуация была критической. «Без финансовых вложений было невозможно возобновить какую-либо работу», — утверждал Махмутов, следует из приговора. Только долг по зарплате составлял порядка 2 млн рублей, еще 1 млн рублей лесхоз задолжал налоговой инспекции. Он понял, что предприятие нужно загружать работой и действительно обратился к предпринимательнице Файзрахмановой, предложил участвовать в аукционе, дать ему документы. Файзрахманова согласилась, но залог в 3,9 млн рублей ей было платить нечем. И Махмутов заплатил эту сумму из своих личных средств. К слову, суд признал этот факт. Деньги пошли на выплату долгов по зарплате сотрудникам. Деревья в итоге вырубили и отвезли на склад у берега Камы. Тем временем Махмутов обратился к директору «Лесснаба» Валееву и попросил того выкупить вырубленные березы. Бизнесмен и чиновник пожали руки, но сделку завершить не успели — напомним, Махмутова тогда задержали. Не произойди тот неприятный инцидент, уверял в суде бывший заместитель министра лесного хозяйства РТ, выручка бы на 100% пошла на нужды лесхоза, а не ему в карман.
Третий тезис защит (а представлял Махмутова в суде казанский адвокат Ринат Вильданов) — самого превышения объемов вырубленной древесины не было, а первоначальные расчеты, которые проводили некие специалисты минлесхоза Кузнецов и Ямалеев, неверны. Они якобы выбрали некорректную методику, что и привело к завышенным показателям. Все работы по рубке берез, уже по словам Махмутова, проходили в строгом соответствии с нормативными актами и технологическими картами. «Никакого переруба не было, объем заготовленной древесины соответствовал объемам, отраженным в договорах купли-продажи лесных насаждений», — утверждал в суде чиновник.
И суд согласился. «В судебном заседании установлено, что никакой незаконной порубки не было, порубка лесных насаждений была осуществлена законно, на основании проведенных аукционов и в пределах разрешенного объема вырубки», — указал суд. При этом в решении сказано: «никакого материального ущерба минлесхозу не причинено, действиями Махмутова полностью соблюдены интересы общества и государства». Также сделано заключение: «никакой корыстной цели [Махмутов] не преследовал и в своих интересах деньги не тратил». Более того, в решении суд обосновал: Махмутов не только не превысил объемы вырубки, он даже не вырубил положенное количество деревьев. «Объем вырубленной древесины меньше разрешенного договором к рубке на 21 кубический метр», — вынес вердикт суд, оправдывая чиновника.
После задержания и арестов его адвокаты — на тот момент Игорь Гатауллин и Марсель Тимаев — заявляли нашему изданию, что Махмутова преследуют за благие дела
КАРЬЕРА МАХМУТОВА: ОТ ПРОКУРОРСКИХ ШТРАФОВ ДО КОНТРАКТОВ С Kastamonu
В апреле Махмутову исполнится 58 лет. Он родился в Рыбно-Слободском районе, учился в Марийском политехническом институте. Начал карьеру в 1987 году с должности старшего мастера Шеморбашского лесопункта. Позже 8 лет руководил Нурлатским лесхозом. В 2011 году получил назначение замом в профильное министерство. Там фамилия Махмутова несколько раз фигурировала в скандалах. Например, в 2014 году его штрафовали на 15 тыс. рублей за нарушение порядка размещения заказов. А еще на тот момент замминистра неверно подавал декларацию о доходах: якобы «забыл» указать в документе заработок супруги. Летом того же года чиновник покинул свой пост.
После задержания и арестов его адвокаты — на тот момент Игорь Гатауллин и Марсель Тимаев — заявляли нашему изданию, что Махмутова преследуют за благие дела. Якобы когда экс-замминистра только пришел в «Камский лесхоз», то по его инициативе были закрыты «черные лесопилки», на которые поставлялась незаконно вырубленная древесина.
Адвокаты в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» называли и его многочисленные заслуги. Прежде всего с приходом Махмутова в лесничество в организации было создано 135 рабочих мест, и в период его работы был даже перевыполнен план реализации древесины перед турецкой компанией Kastamonu, которая базируется в экономической зоне «Алабуга». Объем поставок якобы превысил 40 тыс. кубометров леса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.