«Согласно исламской традиции, лицемеры хуже неверных, поскольку не только погрязли в неверии, но еще и вводили в заблуждение остальных мусульман, обманом выдавая себя за их единоверцев», — пишет в материале для «БИЗНЕС Online» известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Он рассматривает толкование аята, который современные борцы с Кораном очень часто используют в контексте обоснования принципа Сунны…
«Исламский мир пережил, пожалуй, самую грандиозную аферу в истории человечества»
«В ПОСЛАННИКЕ БОЖЬЕМ БЫЛ ДАН ПРЕКРАСНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ ВАС»
Все мы видим, что исламский мир сегодня находится в тупике. Это интеллектуальные задворки мира. Но что затормозило некогда цветущую и лидирующую на планете цивилизацию? Взлом культурного кода. Все остальное вторично. Все остальное не более чем следствие. Исламский мир пережил, пожалуй, самую грандиозную аферу в истории человечества. Ее суть состояла в том, что на смену учению Корана, преисполненного величайших идей человеколюбия и рационализма и лежащего изначально в основе исламского менталитета, пришло нечто ему противоположное. Это нечто вобрало в себя все ужасы Средневековья: ксенофобию, мракобесие, жестокость и насилие — все то, что нас сегодня так пугает в практике многих религиозных мусульман.
Для того чтобы легализовать в лоне ислама антикоранические принципы, потребовалась корнтрпарадигма. Она нашла свое воплощение в концепте Сунны — Закона Пророка, который, по учению адептов этой идеи, может даже отменять Закон Бога. Именно идея Сунны, возводимой к Пророку (по факту — псевдо-Сунны), стала тем шлюзом, через который в мир ислама из подземелья прошлого и ворвались страшные демоны, сковавшие в конечном итоге мусульманские дух и мысль. Понятия «Сунны Пророка» в Коране, естественно, нет. Там лишь говорится об одном — Сунне Бога. Тем не менее современные толкователи так лживо интерпретируют некоторые коранические аяты, апеллируя к богословской неграмотности мусульман, что непосвященному человеку может показаться, будто они и в самом деле подразумевают идеи Сунны. Сегодня мы начнем развенчивать эти стереотипы.
Современные противники Корана — хадисоцентристы — из числа мусульманских богословов нам часто говорят, что Коран, дескать, нельзя воспринимать напрямую — только сквозь призму тафсира, т. е. толкования. Они убеждены, что суннитские экзегеты прошлого будут подыгрывать их идеологии. Но на самом деле это не так. Именно авторы суннитских классических тафсиров, как никто другой, выступают против того, чтобы с помощью Корана обосновывали принцип Сунны. Я обнаружил это совершенно случайно: обратившись к 40 классическим суннитским тафсирам первого тысячелетия хиджры.
Для того чтобы не быть голословным, рассмотрю сегодня их толкование одного аята, который современные борцы с Кораном очень часто используют в контексте обоснования принципа Сунны. Этот аят звучит так: «В посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас» (33:21). Современные горе-толкователи нам говорят, что если Пророк является примером для мусульман, то, стало быть, в данном тезисе постулируется принцип Сунны в исламе. Что ж, посмотрим: а что об этом думают авторы классических суннитских тафсиров? Давайте сегодня совершим богословский экскурс по их текстам.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Авторы рассмотренных тафсиров указывают, что данный аят является частью отдельного смыслового фрагмента коранического текста 33:9-27, в котором, согласно общему мнению суннитских экзегетов, отражены события пятого года хиджры, в исламской истории известные под названием «Поход союзников», или «Битва у рва». Собственно, поэтому сура 33 и получила название «Союзники» (аль-ахзаб). В шаввале этого года войско мекканских язычников, усиленное дружественными племенами, выступило на штурм Медины, где после исхода из Мекки обосновалась первая община мусульман во главе с Пророком, но путь ему преградил защитный ров, вынудивший противников мусульман увязнуть в осаде и в конце концов бесславно ее снять.
Поход союзников, войско которых многократ превосходило число мусульман, грозил для молодой общины верующих обернуться ее полным поражением. Положение усугубила вероломная измена курайзитов, которые проживали в Медине и с которыми у мусульман был мирный договор, в результате чего община верующих в самый решающий момент неожиданно оказалась уязвимой с тыла. В данной ситуации, казалось бы, полной безнадежности и безысходности, предательски повели себя маловеры/мунафикун, испугавшиеся неминуемого поражения и жестокой расправы со стороны «войска союзников»: под разными предлогами они стали уклоняться от участия в строительстве оборонных сооружений и в целом подготовки к сражению. При этом Пророк вместе с другими защитниками города разделил все трудности осады и лично принимал участие в рытье защитного рва.
Таков исторический контекст, отраженный в аятах 33:9-27, в том числе и в рассматриваемом стихе 33:21, повествующем о том, что «в посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас». На него из 40 изученных толкователей обращают внимание все муфассиры, рассматривающие данный фрагмент Корана, за исключением одного.
«Cуннитские муфассиры в качестве главного и часто единственного толкования аят 33:31 интерпретируют в том духе, что Пророк был дан как пример силы духа и стойкости в сражении»
ОСНОВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ
Как следствие вышеизложенного, суннитские муфассиры в качестве главного и часто единственного толкования аят 33:31 интерпретируют в том духе, что Пророк был дан как пример силы духа и стойкости в сражении. На это значение аята в той или иной формулировке прямо указывают 23 толкователя из 31, составивших отдельный комментарий к данному стиху. Пятеро экзегетов, в том числе двое авторов «матерей тафсиров» и двое ханафитских муфассиров, вспоминают при этом арабскую поговорку, которая, по их мнению, удачно подходит для характеристики стойкого характера Пророка во время суровых испытаний войной: «В яйце пуд (букв. двадцать маннов) железа».
Некоторые муфассиры выделяют в данной связи два оттенка смысла. Во-первых, Пророк являл верующим пример личной стойкости/терпения, как это было в битве при Ухуд, когда он был ранен и потерял убитым родного дядю Хамзу. О достойном поведении Пророка в этом тяжелом сражении, закончившемся поражением мусульман, вспоминают 11 экзегетов. Во-вторых, Пророк и в этот раз наряду со всеми разделял все тяготы военного положения и вдохновлял своих сподвижников личным примером.
Зачинатели тафсира, оставив достаточно много своих комментариев касательно разных мест фрагмента 33:9-27 о «походе союзников», в отношении слов «в посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас» высказывались нечасто. Экзегеты фиксируют, что ас-Судди комментирует это место в смысле «примера во время сражения», что и стало основным значением данного аята в суннитской традиции тафсира. Ибн-Умар относит данную фразу к стойкому перенесению Пророком голода, который постиг мусульман, заточенных в осажденном городе. А Йазид ибн Марван слова «в посланнике Божьем был дан для вас прекрасный пример» интерпретирует в том смысле, что участникам битвы у рва не стоило сомневаться в Пророке, но надлежало держаться подле него. Некоторые экзегеты, не уточняя имен патриархов тафсира, приводят сходные суждения, истолковывающие пример Пророка также в контексте описанных военных событий.
АДРЕСАТЫ АЯТА
Помня о тяжелом положении мусульман во время осады и проявленном малодушии маловеров/мунафикун среди них, экзегеты указывают, что адресатами данного аята могут быть как те, так и другие. «Есть два разных мнения относительно того, кто подразумевается в этом обращении, — фиксирует данное разногласие аль-Куртуби. — Мнение первое: лицемеры (мунафикун), ибо здесь продолжается предшествующее обращение к ним [т.е. аяты 33:18–20]. Мнение второе: мусульмане (муминун), в силу [последующих] Божьих слов: „Для тех, кто надеется на Бога и Последний день и часто поминает Бога“ (33:21)».
Аяты, которые предшествуют 33:21 и которыми обосновывают версию мунафиков как его адресатов, звучат следующим образом: «Бог знает тех из вас, которые отвращают людей от участия в войне, и тех, которые говорят своим братьям: „Идите к нам!“ Они принимают в войне ничтожное участие, поскольку они скупы по отношению к вам. Когда ими овладевает страх, ты видишь, как они смотрят на тебя. Их глаза вращаются, словно у того, кто теряет сознание перед смертью. Когда же страх проходит, они обижают вас острыми языками, скупясь на добро. Они не уверовали, и Бог сделал тщетными их деяния. Это для Бога было легко. Они полагают, что союзники не ушли. Если бы союзники пришли, то они захотели бы кочевать среди бедуинов и расспрашивать о вас. Будь они вместе с вами, то они бы не сражались, разве что немного» (33:18-20).
Таким образом, если аят 33:21 рассматривать как продолжение данных слов, на что указывает аль-Куртуби, то из них вытекает следующий вывод: Пророк был дан в пример мунафикам, т. е. немусульманам.
Однако, как правило, муфассиры избегают называть адресатов аята 33:21 напрямую мунафиками/лицемерами, ибо все-таки речь идет о людях из общины Пророка, а, согласно исламской традиции, лицемеры хуже неверных, поскольку не только погрязли в неверии, но еще и вводили в заблуждение остальных мусульман, обманом выдавая себя за их единоверцев. Данную сложность авторы тафсиров решают двумя способами: либо мунафикун включают в число адресатов аята наряду с другими людьми, т. е. растворяя их в общей массе, либо обозначают их более осторожными формулировками, как это делают, например, двое из когорты главных экзегетов, отмечая, что аят 33:12 — «это укор Бога уклонившимся от Божьего посланника и войска мусульман в Медине».
Многие же муфассиры вообще уходят от разговора на тему адресатов аята 33:21, провозгласившего Пророка «примером для вас», т. е. оставляют открытым вопрос о том, кому он, согласно этому стиху, был дан в пример: мусульманам или немусульманам.
ДРУГИЕ ИНТЕПРЕТАЦИИ
В данной связи возникает другой вопрос: возможно ли рассматривать аят 33:21, обозначивший Пророка как «прекрасный пример для вас», вне привязки к событиям пятого года хиджры? То есть допустимо ли данный призыв вычленить из военного подтекста и распространить его в целом на жизнь мусульман? Так экзегеты поступают нечасто. Среди муфассиров, которые, как уже было отмечено, все, кроме одного, обозначили исторический контекст коранического фрагмента, включающего себя и аят 33:21, только шестеро интерпретируют его без привязки к данному контексту. Во всех этих случаях дается, как правило, просто общеязыковое объяснение слова «усва»/«пример», без детализации и без отсылки его значения к Сунне.
Само же слово «сунна» при интерпретации аята встречается у шестерых толкователей, среди которых нет ни одного из когорты авторов «матерей тафсиров», т. е. из когорты самых авторитетных толкователей. При этом у троих оно использовано в общелексическом значении во фразе «благой обычай» (сунна хасана, салиха). Во всех трех случаях «благая сунна» Пророка привязывается к его образцовому поведению во время военных испытаний.
И лишь у троих из упомянутых комментаторов, среди которых нет ни одного ханафита, Сунна используется в узком, религиозно-правовом, смысле слова. Впрочем, об этом мы можем только догадываться, поскольку они упоминают ее лишь вскользь, подробно не останавливаясь на данном вопросе. Характерно, что все трое обозначают Сунну всего-навсего как возможное, но не главное значение слов Всевышнего «в посланнике Божьем был дан вам пример».
Дополнительно к сказанному стоит отметить, что аль-Матуриди, приводя третье возможное значение для «усва»/«пример», использует однокоренной со словом «сунна» глагол «санна». Правда, он интерпретирует аят как обращение к неверующим, а усва — как пример, данный им не прямо в Пророке, а в лице обычных мусульман, принявших Пророка. «Был дан для вас пример в верующих, — излагает аль-Матуриди возможный смысл аята 33:21, — с которыми вы сравняетесь, если последуете тому, что посланник Божий предписал (шарра`а) вам и установил (санна)». Здесь же он возводит этимологию слова «усва» к «истива»/«равность».
Экзегетом, интерпретирующим аят в отчасти привычном современным хадисоцентристам ключе, стал Ибн-Касир, который, впрочем, избегает использования термина «сунна»: «Этот аят — великая основа для того, — пишет он, — чтобы брать пример с Пророка в его словах, делах и состояниях, поэтому Бог повелел брать с него пример во время похода союзников в терпении, выдержке, хладнокровии и самоотдаче». Однако подобное толкование в своей первой части, распространяющей пример Пророка на все случаи жизни, для традиции суннитского тафсира является единственным исключением. Более ни у кого другого из авторов рассмотренных общепризнанных тафсиров первого тысячелетия хиджры подобных трактовок аята 33:21 нет.
Интересно, что аль-Матуриди среди прочего допускает вынести предмет аята вообще за пределы пророчества Мухаммада. «В посланнике Божьем был дан для вас прекрасный пример, — пишет он, формулируя значение аята в смысле его обращения к идолопоклонникам, — еще до того, как он был явлен вам посланником и получил Откровение, ибо вы знали о его благонравии, достоинстве, благородстве и надежности. Так почему же вы не следуете ему после того, как он стал Пророком?»
«Под видом Сунны часто выдают то, что Пророк никогда не говорил и никогда не делал, а все для того, чтобы извратить подлинное учение ислама»
ХАРАКТЕР НОРМАТИВНОСТИ АЯТА
Некоторые муфассиры, рассуждая про аят 33:21, задаются вопросом о том, стоит ли его расценивать как императив, строго предписывающий брать пример с Пророка, или он содержит в себе всего лишь соответствующую рекомендацию верующим. В частности, данную проблему обозначает аль-Куртуби, хотя сам при этом и уходит от ответа на вопрос по существу. «Есть два разных мнения, — пишет этот экзегет плеяды главных толкователей, — относительно того, что такое брать пример с Пророка: обязательное (иджаб) или желаемое (истихбаб). Мнение первое: обязательное, ставшее следствием желаемого. Мнение второе: желаемое, ставшее следствием обязательного».
Подробно на эту тему высказывается ханафит аль-Джассас, тафсир которого «Законоположения (ахкам) Корана» целиком посвящен нормативным значениям коранического текста. В своем толковании к 33:21 он пишет: «Строй (захир) данного аята предполагает желательность (надб) без обязательности (иджаб), ибо Всевышним использовано слово „ля-кум“/„для вас“. Аналогично этому говорят: „Ты можешь помолиться (ля-ка ан тусалли)“ или „Ты можешь раздать милостыню (ля-ка ан тасаддака)“. В данной [языковой форме] нет указания на обязательность (вуджуб). Строй языка здесь указывает, что человек может как сделать это, так и оставить оное. Аят указывал бы на обязательность, если бы Бог сказал: „Вам надлежит (алай-кум) брать пример с Пророка“».
Прояснив этот важный нюанс, комментатор Корана продолжает: «Правильно (сахих) считать, что в аяте нет указания на обязательность, напротив, он указывает лишь на желательность, которая здесь более очевидна по причине, уже отмеченной нами. При этом известно, что приказ указывает на обязательность деяний Пророка, а брать пример с него означает делать ровно то, что делал он. Однако когда мы не следуем Пророку с точки зрения оценки степени обязательности деяния и его смысла, то это, стало быть, не есть брать пример с него. Разве непонятно, что когда Пророк делает что-то желательное, а мы совершаем это как обязательное, то мы уже не берем с него пример?! И когда Пророк совершает какое-либо деяние, то нам нельзя совершать его, будучи убежденными в обязательности оного, до тех пор, пока мы не узнаем, что данное деяние было построено на этом. А когда мы узнали, что данное деяние Пророка строится на обязательности, то нам уже надлежит его исполнять в силу этого, но не в силу данного аята, в коем нет указания на обязательность, т. е. в силу того, что следовать Пророку Бог повелел нам вне этого аята».
Таким образом, получается: следовать примеру Пророка, что бы мы под этим ни подразумевали, не является обязанностью мусульман, вытекающей из аята 33:21. Это так, ибо данный аят просто не содержит в себе подобного повеления.
Итак, истолкование слов «в посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас» в хадисоцентристском ключе, т. е. в смысле предписания следовать Сунне, не соответствует суннитской традиции классического тафсира, ибо абсолютное большинство исламских экзегетов утверждали, что здесь речь идет не об этом, а о том, что Пророк явил пример крепости духа и стойкости в сражении. К тому же возможно, что данный аят обращен вообще не к мусульманам, не исключено, что он даже не касается пророческого периода в жизни Мухаммада. Да и потом, в аяте, как показывает его грамматический разбор, нет никаких указаний на то, что следовать примеру Пророка есть религиозная обязанность мусульман.
Если сегодня услышите, что вы обязаны следовать Сунне, ибо Бог сказал: «В посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас» (33:21), — знайте, что вас просто-напросто обманывают. На самом деле суннитская традиция тафсира этому не учит. И знайте другое: под видом Сунны часто выдают то, что Пророк никогда не говорил и никогда не делал, а все для того, чтобы извратить подлинное учение ислама.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 142
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.