Казанско-свияжскую оперу Александра Маноцкова «Сны Иакова или Страшно место» накануне показали на фестивале «Золотая маска» Казанско-свияжскую оперу Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место» накануне показали на фестивале «Золотая маска» Фото: Айрат Нигматуллин

С ОСТРОВА-ГРАДА В ЦЕНТР МОСКВЫ

«А что такое „Живой город“? Казанский фонд поддержки современного искусства? Это Качаловский театр?» — охранник на служебном входе столичного Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко оказался неожиданно сведущ, пусть и фрагментарно, о культурной жизни в столице Татарстана. Корреспондент «БИЗНЕС Online» дал отрицательный ответ на вопрос секьюрити и направился в здание второго по престижности оперного театра Москвы, впрочем, который, как принято считать, все чаще наступает на пятки Большому.

Здесь прямо в атриуме на фестивале «Золотая маска» показывали оперу «Сны Иакова, или Страшно место» — проект, как сказано в лаконичной программке, фонда развития исполнительского искусства РТ Sforzando, фонда поддержки современного искусства «Живой город» и государственного музея заповедника «Остров-град Свияжск».

Опера «Сны Иакова» впервые была показана в естественных декорациях острова-града Свияжск еще летом 2017 года Опера «Сны Иакова» впервые была показана в естественных декорациях острова-града Свияжск еще летом 2017 года Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, опера композитора Александра Маноцкова, выступившего к тому же постановщиком самого спектакля, имеет три номинации на национальную театральную премию «Золотая маска» в этом году: «Опера/спектакль», «Опера / работа режиссера» (Маноцков); «Работа композитора в музыкальном театре» (Маноцков). Для Татарстана сам этот факт по себе примечателен тем, что такой высокой оценки профессионалов заслужил оперный проект, созданный за пределами театра им. Джалиля. Как тут не вспомнить в очередной раз, что годом ранее «маску» получил Нурбек Батулла в номинации «Балет – современный танец / мужская роль» за работу в спектакле «Әлиф», который также не имел никакого отношения к традиционным театральным институциям. В общем, это тренд, который требует анализа и определенных выводов.

Опера «Сны Иакова», где Маноцков соединил совершенно разные тексты — от Ветхого Завета и монастырских летописей до личных дел заключенных свияжской тюрьмы и медицинских карт пациентов местной психиатрической больницы, впервые была показана в естественных декорациях острова-града Свияжск еще летом 2017 года. И спектакль сразу же пошел по разряду site-specific — театрального жанра, при котором сама постановка максимально привязана к месту, где все происходит. «Свежий дощатый помост оперной сцены возвели встык с белокаменной стеной, отделяющей территорию Свято-Успенского монастырского комплекса от двора бывших казарм Инженерного корпуса. Сидя спиной к казарме — лицом к закату, зрители, словно не в реальности, а в странном полусне видели макушки монастырских храмов на горизонте. Весь оперный час мужскому хору в белых робах и высокому женскому голосу подпевал бойкий стрекот кузнечиков. „Спотыкаясь“ боковым зрением о крышу соседней с казармами крестьянской усадебки и растущее за штакетником деревце, хотелось верить, что вся эта монастырско-огородная вечность никогда не теряла полагающегося ей состояния надежности и покоя», — писала тогда на «БИЗНЕС Online» музыкальный критик Елена Черемных.

В общем, и отборщики «Золотой маски» были впечатлены увиденным, хотя многие и не понимали, как можно «Сны Иакова, или Страшно место» без потерь перенести на другую площадку.

Александр Маноцков: «Спасибо театру Станиславского, все, что мы хотели, они сделали» Александр Маноцков: «Спасибо театру Станиславского — все, что мы хотели, они сделали» Фото: «БИЗНЕС Online»

«И ВОТ АЛЕКСАНДР МАНОЦКОВ ОБОШЕЛ ВСЕ АТРИУМЫ МОСКВЫ…»

«Мы очень рады тому, как все проходит здесь, в Москве. По-моему, это очень подходящая площадка для оперы „Сны Иакова“, и здорово, что она, несмотря на принадлежность к site-specific, не потеряла ничего в данном пространстве», — говорила «БИЗНЕС Online» директор «Живого города» Инна Яркова в атриуме театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Показы, как и в Свияжске, назначили на дневное время суток, чтобы сквозь прозрачную крышу можно было видеть небо, благо в Москве на этот раз была хорошая погода.

Кстати, подробнее об истории переноса спектакля из родного Свияжска в здание на Большой Дмитровке в Москве говорили уже после показа здесь же, в музыкальной гостиной театра в рамках «Академических разговоров» на «Золотой маске». Вел беседу известный критик и композитор Петр Поспелов. «Надо понимать, что этот спектакль мы вообще могли не увидеть в Москве на фестивале „Золотая маска“, — сказал он. — Потому что, на первый взгляд, он кажется абсолютно привязанным к тому месту, где был поставлен, то есть остров посреди Волги с трагическим прошлым, где были психушка и тюрьма, и естественные сооружения, вокруг которых он игрался. Вот этот объект, на который поднимаются в конце герои, это была родная трансформаторная будка, которая как там стояла, так и стоит. Частью декораций было голубое небо, обращение к чему-то высокому. И у экспертов „Золотой маски“, которые приезжали в Свияжск, сложилось точно такое же ощущение, что этот спектакль смыслами своими привязан к месту создания, и играть его можно только на пленэре и только в летнее время».

Но потом, по словам Поспелова, экспертный совет решил, что их дело — отобрать лучшие спектакли страны, а уже режиссер и весь творческий коллектив пусть думают, как они адаптируют свою работу для московского показа: «И вот Александр Маноцков обошел все атриумы Москвы и остановился на том, где мы сегодня смотрели эту оперу. Действительно, когда запрокидываешь голову вверх (тем более повезло с погодой), то видишь то же самое синее небо с бегущими облаками. По-моему, получилась очень удачная транспозиция из одного места в другое, и все смыслы я, мне кажется, прочитал, зная что-то об истории Свияжска».

«На самом деле, чтобы все понимали: „Золотая маска“ что делает? Она, по сути, определяет спектакли на постой, и, в принципе, нормальный театр не должен сильно радоваться, что у него играется какой-то спектакль „Золотой маски“, потому что у него есть своя жизнь. И это прекрасный театр, у него свой замечательный репертуар, и тут ему на голову падаем мы и начинаем от театра Станиславского всего хотеть. И спасибо театру Станиславского — все, что мы хотели, они сделали», — добавил Маноцков, хотя и подчеркнул, что сценография московского спектакля «является не точной копией, но такой отдаленной репликой, насколько это было возможно, того, как это играется в Свияжске». Пожалуй, смутили только железные перекладины, расположившиеся по периметру той самой декорации, заменившей аутентичную трансформаторную будку, куда в конце спектакля по «лестнице Иакова» поднимаются герои постановки. Но художник «Снов Иакова» Ксения Шачнева объяснила «БИЗНЕС Online», что таковы были требования безопасности.

Цель показов «Золотой маски» в Москве — не только презентация спектаклей, созданных в регионах, для взыскательной столичной публики Цель показов «Золотой маски» в Москве — не только презентация спектаклей, созданных в регионах, для взыскательной столичной публики Фото: Айрат Нигматуллин

«У НАС СЛОЖИЛАСЬ В ЭТОМ ПРОЕКТЕ ТАКАЯ МАЛЕНЬКАЯ ТРУППА, В КОТОРОЙ ЕЩЕ НЕ БЫЛО НИ ОДНОЙ ЗАМЕНЫ»

Цель показов «Золотой маски» в Москве — не только презентация спектаклей, созданных в регионах, для взыскательной столичной публики. Именно здесь можно собрать жюри премии (жюри «Музыкальный театр» в этом году возглавляет солистка Мариинского театра Лариса Гоголевская), чтобы показать им работы-номинанты. Хотя, например, председатель жюри «Драматический театр», известный режиссер Адольф Шапиро на столичные показы спектакля Камаловского театра «Тормышмы бу?..» (работа Айдара Заббарова представлена в шести номинациях) не попал, пришлось смотреть его в Уфе.

Впрочем, вчера на спектакле среди известных театральных людей были не только члены жюри «Золотой маски». Посетили оперу из Свияжска, к примеру, знаменитый шекспировед Алексей Бартошевич или известный критик Александр Вислов. Приняла сведущая публика «Сны Иакова» довольно тепло, а потом задавала вопросы Маноцкову на «Академическом разговоре».

Вообще, тема его непосредственно не касалась казанско-свияжского спектакля, речь шла о том, почему композиторы становятся и режиссерами собственных произведений на театральной сцене, но зрители потом все равно спрашивали про только что увиденную постановку. В разговоре, помимо Поспелова и Маноцкова, участвовал и молодой композитор Кирилл Широков, автор музыки номинированного на «маску» спектакля «Мельников. Документальная опера». Вообще, в столице Татарстана есть институции, которые любят продвинутых композиторов, так что, думается, появление Широкова, который оказался еще и очень ярким и интересным оратором, в каком-то проекте в Казани — это лишь вопрос времени. А еще корреспондента «БИЗНЕС Online» удивил сам факт серьезного разговора об искусстве в стенах академического оперного театра: настолько дома мы привыкли к тому, что вокруг только выгуливают платья, пьют дешевое шампанское и слушают в фойе «Очи черные».

Приняла сведущая публика «Сны Иакова» довольно тепло, а потом задавала вопросы Маноцкову на «Академическом разговоре» Приняла сведущая публика «Сны Иакова» довольно тепло, а потом задавала вопросы Маноцкову на «Академическом разговоре» Фото: Айрат Нигматуллин

«У меня нет никакого манифеста, что только я буду ставить — и всё!» — сказал Маноцков по поводу заявленной темы разговора, добавив, что искренне радуется, когда его произведения ставят художники уровня Кирилла Серебренникова или Владимира Мирзоева. Но и против своих режиссерских работ он ничего не имеет: «Выстраиваешь структуру, а партитура — это довольно жесткая вещь, и хорошо, если ты построил что-нибудь жесткое, в какой-нибудь момент шарахнуть по ней кувалдой. Поэтому я как режиссер — плюс в этом не то, что я хорошо знаю партитуру. Нет, плюс в том, что я вообще никакой не режиссер; плюс в том, что я абсолютная обезьяна с гранатой». А еще Маноцков сказал, что хотел бы отойти в ближайшее время от режиссуры, чтобы уделять больше времени собственно написанию музыки. Однако свияжскому циклу это не грозит, вслед за «Снами Иакова» и «Красным садом» этим летом здесь должна состояться премьера третьей оперы.

«Свияжск — это такое сумасшедшее совершенно место, потрясающее. Кто не в курсе — поинтересуйтесь, съездите туда — это прекрасное, волшебное и странное место. „Сны Иакова“ — это первая часть, она игралась уже, получается, два сезона, два лета. И вторая часть „Красный сад“ была сыграна этим летом. И мы уже играли обе части в один день, каждая опера длится приблизительно по часу. И если будем живы и на свободе, то к следующему сезону сделаем третью», — сообщил композитор и добавил, что все это продюсируется фондом «Живой город», а также музеем Свияжска. «Директор которого — чудеснейший и замечательнейший человек Артем Силкин, который в какой-то момент… У меня был концерт в Казани, меня играли, там есть такой оркестр — „Новая музыка“ центра имени Губайдулиной. И после концерта я увидел напротив себя выпивающего человека: „А вы были в Свияжске?“ Я: „Нет“. И он меня привез в Свияжск, мы как-то познакомились и подружились, и у нас родилась идея создать что-то об этом чудесном и страшном месте, сделать какой-то оперный цикл там же на месте, привязанное к этому локусу».

Маноцкова спрашивали и об артистах, которые принимают участие в спектакле: «Екатерина Лейдер — это известная певица в Казани, у нее большой камерный концертный репертуар. В основном она поет оратории, оперы не очень любит; особенно приятно, что, несмотря на это, она согласилась петь в нашем проекте. Она чудесная, как мне кажется, и вы все это слышали». Кстати, женскую партию в этом спектакле исполняет и лауреат премии «Тантана» Айсылу Нуруллина, задействованная в «Красном саде». Но, по словам композитора, в первых показах «Снов Иакова», по итогам которых постановка и была номинирована на «маску», пела именно доцент Казанской консерватории Лейдер, поэтому ее и позвали в Москву.

Что касается мужского состава «Снов Иакова», то это в основном хоровики из Музыкального колледжа им. Аухадеева Что касается мужского состава «Снов Иакова», то это в основном хоровики из музыкального колледжа им. Аухадеева Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается мужского состава «Снов Иакова», то это в основном хоровики из музыкального колледжа им. Аухадеева. «Это не вокалисты и не драматические артисты. Это какие-то совершенно отдельные люди с какой-то совершенно другой судьбой, которые вдруг попали в такой проект… Но когда ты работаешь с людьми, которые владеют актерской профессией, то иногда думаешь: „Господи, лучше бы ты не владел…“ Зато они сами по себе такие прекрасные, что когда я писал вторую часть свияжского цикла, то ориентировался именно на них. Я очень благодарен, что они продолжают участвовать в этом проекте, то есть у нас, по сути, сложилась в этом проекте такая маленькая труппа, в которой еще не было ни одной замены, все 10 человек поют в обоих спектаклях», — сказал Маноцков.

Сегодня в 15:00 в атриуме Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Сны Иакова, или Страшно место» покажут вновь, а лауреаты «Золотой маски – 2019» будут названы по итогам торжественной церемонии, которая состоится 16 апреля на исторической сцене Большого театра.