К концу года в Татарстане не должно остаться населенных пунктов, не охваченных вывозом мусора. Примерно к тому же времени должна проясниться и модель его раздельного сбора для территорий, где оператором по обращению с ТБО стало ООО «Гринта». В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» директор «Гринты» Светлана Ярлыченко объяснила, почему жителям не стоит самостоятельно организовывать сортировку, как будут решаться проблемы стихийных свалок и утилизации ртутных ламп.
Светлана Ярлыченко: «Мы видим и контролируем движение отходов. Ни одна тонна не остается неучтенной»
«В ЭТОМ ГОДУ РАССЧИТЫВАЕМ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЛНОЕ ПОКРЫТИЕ СВОЕЙ ЗОНЫ»
— Светлана Александровна, с января ваша компания начала работу в штатном режиме как регоператор Восточной зоны республики. Территориальная схема рассчитана на годы, но что вы уже успели реализовать и каковы ключевые планы на этот год?
— Наша задача — доведение доли твердых коммунальных отходов (ТКО), вовлеченных в систему централизованного сбора, до 100 процентов. То есть услуга сегодня должна быть доступна каждому жителю нашей зоны ответственности. По оценкам, общий объем отходов составляет 743 тысячи тонн в год, но, сколько процентов охвачено сейчас, сказать сложно, поскольку не было единой системы учета и контроля образования и движения ТКО. Отмечу, что в некоторых населенных пунктах мусоровоза никогда не видели просто из-за отсутствия дорог. Мы подхватили налаженную систему сбора и транспортирования ТКО и теперь дорабатываем ее. В этом году рассчитываем обеспечить полное покрытие своей зоны. Останутся в прошлом и многие другие проблемы. Раньше ответственный перевозчик вез отходы на полигон, а нерадивый мог свалить их в ближайший овраг или лесок. С приходом регионального оператора подобные манипуляции исключены — они просто невыгодны. Сегодня все действия, которые выполняются с ТКО, становятся звеньями единой цепи в наших руках, что позволяет четко отслеживать движение объемов ТКО.
— Насколько важной задачей на данном фоне становится отбор вторсырья?
— Обработка — это следующее звено цепи, мы должны обеспечить максимальное извлечение вторичных компонентов. Естественно, речь идет и о строительстве мусоросортировочных комплексов с использованием передовых технологий. При планировании глубины сортировки отходов важно внедрение раздельного сбора, его доступность и понятность каждому жителю нашей зоны ответственности. Именно от определенного внедрения раздельного сбора зависит дальнейшее качество сортировки. В этом вопросе мы, конечно, рассчитываем на совместную плодотворную работу с муниципалитетами, потому что в районах Восточной зоны ситуация с раздельным сбором разная. Наиболее продвинулись в данной теме Набережные Челны, установив специальные контейнеры, но в этом же городе имеется и такое уникальное явление, как мусоропроводы. Какой должна стать гибридная схема, включающая и мусоропроводы, и раздельный сбор? Вопрос пока не решен, но я хочу официально заявить жителям Челнов, что мы ни в коем случае не собираемся разрушать выстроенную систему раздельного сбора, наоборот, будем ее развивать и улучшать. Поэтому сейчас мы тесно работаем с мэрией города над тем, как интегрировать эту систему в существующую схему обращения с ТКО. Аналогичные вопросы поднимаются и в других районах. В то же время можно успешно сортировать мусор на высокотехнологичном оборудовании, выделять десятки фракций, но кто-то должен это все перерабатывать. Современные технологии утилизации мы будем внедрять на экологических технопарках при межмуниципальных центрах управления отходами. И, конечно же, особое внимание придется уделить развитию экологической культуры, в чем мы надеемся на совместную работу и с муниципалитетами, и с соответствующими ведомствами, возможно, и с некоммерческими организациями. Мы открыты к их предложениям и готовы сами предлагать.
«По оценкам, общий объем отходов составляет 743 тысячи тонн в год, но, сколько процентов охвачено сейчас, сказать сложно, поскольку не было единой системы учета и контроля образования и движения ТКО»
«СРЕДСТВА НА ЛИКВИДАЦИЮ СВАЛОК В БЮДЖЕТЫ ЭТОГО ГОДА НЕ ЗАЛОЖЕНЫ»
— Не очень понятно, как именно вы намерены добиться, чтобы перевозчики перестали сваливать мусор в овраги?
— Проблема уже решена. Сегодня сваливать отходы в овраг стало невыгодно. Выстраивается следующая система: транспортная компания отвозит отходы, допустим, на сортировочный завод — в Челнах их два. Приемка проходит по документам. С завода «хвосты» поступают на полигон. Расчеты между этими организациями отсутствуют — за все рассчитывается регоператор. К нам сейчас поступают акты выполненных работ, и мы, к примеру, видим: по транспортированию прошло 10 тысяч тонн отходов и по захоронению столько же. Вот и точки контроля — мы видим и контролируем движение отходов. Ни одна тонна не остается неучтенной. Транспортировщику стало выгодно собрать и привезти отходы в соответствии с транспортными потоками. Поток ТКО становится прозрачным.
— В схеме просматривается контроль над организациями, работающими в системе, но как быть с бизнесом, который просто не обращается ни к чьим услугам? К примеру, магазин, которому проще самому вывезти мусор в овраг.
— Природа происхождения свалок, конечно, разная. Если говорить о малом бизнесе (магазины, кафе), то их, собственно, до сих пор никто и не обязывал заключать договоры на вывоз мусора. В основном же свалки создавали транспортные компании, чтобы не платить за захоронение.
— Кто будет вывозить те свалки, которые уже есть? Ваши оппоненты утверждают, что у вас на это не заложено финансирование.
— К сожалению, это так, ликвидация несанкционированных свалок в тариф не заложена. Наверное, тому есть ряд причин, однако в законе прописана строгая механика наших действий. В территориальной схеме обращения с ТКО имеется список свалок, которые предстоит ликвидировать. Кроме того, свалку может обнаружить транспортная компания, муниципалитет, мы сами выходим с рейдами на обследование территории. Мы делаем запрос собственнику земельного участка, на котором расположена свалка, и он в течение 30 дней обязан ее ликвидировать. В противном случае регоператор ликвидирует ее за свой счет. Ликвидация может стоить и несколько миллионов рублей. Регоператор изыскивает эти средства, но есть механизм по их возврату. Я не зря говорю о совместной работе с ведомствами и муниципалитетами — средства нужно будет закладывать в муниципальные бюджеты, поэтому сейчас на уровне районов необходимо оценить стоимость ликвидации имеющихся свалок. На этот год средства не заложены.
«Природа происхождения свалок, конечно, разная. Если говорить о малом бизнесе (магазины, кафе), то их, собственно, до сих пор никто и не обязывал заключать договоры на вывоз мусора»
«ФИНАНСОВУЮ МОДЕЛЬ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА МЫ СЕЙЧАС ВЫСЧИТЫВАЕМ»
— Вы говорите о тесной работе с муниципалитетами, в частности по раздельному сбору. Но челнинский муниципалитет заявляет, что отработанная система сегодня остановилась. Ее развивал Николай Атласов, и он много высказывается в адрес регоператора. Как вы это прокомментируете?
— Наши отношения с мэрией Челнов подаются как конфликт, но это не так. У нас есть контакт, идет работа, все прекрасно понимают масштаб задач. Конфликт существует лишь в уме конкретного человека. Если бы от Николая Михайловича поступило какое-то предложение, а мы на него не ответили или ответили негативно, можно было бы еще как-то понять его позицию. Но ничего подобного, ни одного запроса в нашу компанию не поступало. В прошлом году мы с ним познакомились на совещании в министерстве природных ресурсов и после заседания еще час-полтора достаточно лояльно беседовали. Речь шла о том, что работы много и проект, который мы ведем, — это стартап для всей России, что раздельный сбор — один из приоритетов и мы готовы рассмотреть любые предложения. Но вместо вариантов сотрудничества посыпались публикации, где-то даже с переходом на личности. Можно обсуждать реформу, компанию, какое-то положение вещей, но зачем описывать, на ком и как я «тренирую» свои управленческие навыки?
— Так чем обусловлен этот градус в заявлениях вашего оппонента?
— В условиях измененного законодательства владелец стремится сохранить свой бизнес. Хочется напомнить, что сохранять можно разными методами. В природе выживает тот вид, у которого широкая толерантность, который умеет приспосабливаться. Вы знаете, как тревожились те же полигоны, дадут ли им нормально работать в новых условиях? Мы собрали их, объяснили, как будут строиться расчеты, ответили на множество вопросов. На днях прошел штаб на базе тарифного комитета, приехали представители полигонов, и ведь никто отрицательно не отозвался — работа идет в плановом порядке.
— И все же как может финансироваться в дальнейшем программа «Зеленая улица»?
— Финансовую модель раздельного сбора мы сейчас высчитываем. В Челнах речь идет примерно о сотне контейнеров, но если взять нашу зону ответственности, то в 23 районах создано 13 тысяч площадок, которые нужно снабдить контейнерами. Это разные вещи — немножко заниматься сортировкой для себя или охватывать полреспублики. Один контейнер стоит 12 тысяч рублей. Умножаем на количество площадок — это уже 150 миллионов. Плюс должны быть соответствующие мусоровозы, а также хотя бы элементарные сортировочные линии и прессы для брикетирования. Наверное, не так уж все и сложно, но это затраты, которые должны отвечать единому подходу, а его нужно формировать с участием ведомств и муниципалитетов. В любом районе республики каждый гражданин должен знать, что, грубо говоря, синий контейнер — именно для пластика, и человек не должен искать для этого никаких дополнительных инструкций. Кроме того, почему-то бытует мнение, что мы с вами, положив пластик в специальный контейнер, выполнили всю работу по сортировке. Это не так. Пластик имеет разные цвета, виды, и он продается на разные предприятия переработки. То же относится и к бумаге, и к стеклу.
— Есть ли понимание по срокам разработки глобальной системы селективного сбора?
— Ставим цель на 2019 год. На днях по этому поводу общались с минстроем.
«В любом районе республики каждый гражданин должен знать, что, грубо говоря, синий контейнер — именно для пластика, и человек не должен искать для этого никаких дополнительных инструкций»
«ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА В НАШЕ ВРЕМЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАЧИМЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ, В ОТЛИЧИЕ ОТ КПД СОТРУДНИКА»
— Вы упомянули мусоропроводы в Челнах. Ваша позиция заварить их?
— Далеко не во всех российских городах есть мусоропроводы, оттого взять на вооружение чей-то опыт не представляется возможным. Поэтому пока какой-то четкой позиции не выработано. Возможно, жители готовы несортируемые отходы выбрасывать в мусоропровод, а вторресурсы выносить в контейнеры. Настаивать на каком-то варианте мы пока не беремся, лишь озвучиваем проблему.
— Читатель спрашивает вас об управленческом штате «Гринты», но интересно было бы услышать об общем штатном расписании и вообще о компании. «Гринта» появилась внезапно, охватила большой социальный рынок, бенефициары непонятны, истории как таковой нет — остается широкое поле для домыслов. Хотелось бы поговорить на эту тему — что за игрок, чей?
— Компания образовалась в 2016 году. Мы занимались обработкой промышленных отходов, потом приняли участие в конкурсе. Фирма местная, сама я тоже родилась в Татарстане, знаю историю и традиции республики. Что касается персонала, вы оцените, какая огромная работа проведена и сколько всего предстоит сделать. Не будем забывать, что это стартап. Естественно, одному человеку со всеми вопросами справиться нереально, хотя кто-то высказывался, что якобы у нас в штате один гендиректор. Сейчас в штате «Гринты» работают несколько десятков человек. Но я хочу понять: о чем в наше время говорит такой показатель, как численность персонала? С кем нас сравнивают? Допустим, скажу я: «200 человек». У кого-то сразу возникнут мысли: «Ой, как много, всем надо зарплату платить, а это ведь все в тарифе!» А как быть с персоналом, который работает на аутсорсе? Этих сотрудников мы считаем, отвечая на поставленный вопрос? Вот конкретный прикладной пример: нам сейчас нужно заключить около 20 тысяч договоров с юрлицами, не говоря о том, что они присылают протоколы разногласий. Какой штат нужно иметь, чтобы всю эту массу отработать? Профессионально было бы с моей стороны нанимать столько сотрудников в штат? Или все-таки проще привлечь юридическую фирму на договорную кампанию? Я полагаю, численность персонала в наше время не является значимым показателем, в отличие от продуктивности или, если хотите, КПД сотрудника.
— Мы тоже предпочитаем оценивать компанию не через штат, а по выручке. Вы, наверное, уже посчитали ее за 2018 год?
— Мне в данном случае кажется, что репутации компании послужит только дело. Это ведь очень крупный проект, рассчитанный на 10 лет. Не бывает такого, что сегодня ребенка зачали, а завтра он уже бегает и радует вас. Хотя в нашей работе с 1 января уже есть некоторые положительные сдвиги. В связи с началом действия реформы в некоторых регионах были накладки и даже коллапсы, но в Татарстане жители части районов уже заметили, что после Нового года дворы остались чистыми, контейнеры опорожнялись своевременно. В Бугульме, Чистополе и Мамадыше были установлены 1,5 тысячи новых контейнеров, на маршруты вышли новые мусоровозы.
«При планировании глубины сортировки отходов важно внедрение раздельного сбора, его доступность и понятность каждому жителю нашей зоны ответственности»
«КОМУ Я ДОЛЖНА ВЫСТАВИТЬ СЧЕТ, ЕСЛИ НЕ ИСПОЛКОМУ?»
— Федеральная антимонопольная служба сочла победителя одного из ваших аукционов — компанию «КамВторПолимер» — аффилированным и рекомендовала отменить результаты конкурса. Чем вы на это ответили?
— ФАС прислал нам не предписание, а предупреждение, обозначив свою правовую позицию. Предупреждение не нужно обжаловать. В свою очередь мы подготовили ответы по каждому пункту. Впоследствии антимонопольная служба запрашивала еще ряд документов, мы их предоставили. Больше вопросов не было. Мы пока отыграли торги для транспортировщиков ТКО всего на один год.
— ФАС также указывал, что вы не провели отдельный аукцион только для представителей МСБ на 15 процентов финансирования. Вы станете проводить такой аукцион?
— На тот момент, когда мы проводили эти конкурсы, постановление правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года №1245 еще не имело силы. Мы проводили конкурс в прошлом году, а требование 15 процентов работает с 1 января 2019-го.
— Могли бы вы объяснить, для чего нужен «КамВторПолимер», если работу фактически выполняет «Горкоммунхоз»?
— Наша деятельность строго регламентирована, мы могли заключить договор только по результатам аукциона. Мы объявили торги, и их выиграл «КамВторПолимер». «Горкоммунхоз» заявку не подавал.
— Исполком недавно озвучил проблему отработавших ртутных ламп, которые выпали из чьей-либо ответственности. Какие еще важные статьи не учтены в новой схеме финансирования отрасли?
— О несанкционированных свалках мы уже поговорили. Что касается ртутных ламп и батареек, это, к сожалению, проблема не Татарстана, а России. Так получилось, что при подготовке реформы данные отходы выпали из поля зрения. Они не попали ни в промышленные отходы, ни в ТКО. Регоператор отвечает исключительно за ТКО, а это отходы 4–5-го классов опасности. Ртутные лампы, аккумуляторы — отходы 1–2-го классов опасности. Данная проблема и в Москве обсуждалась, но пока к единому мнению не пришли. Наше предложение заключалось в следующем: сейчас в районах есть контейнеры для сбора таких отходов, и муниципалитетам можно было бы объявить торги на их обслуживание.
«Организация раздельного сбора не предусматривает установку контейнеров собственниками жилья. Вопрос влияния раздельного сбора на стоимость оказываемой услуги не подпадает под компетенцию регоператора»
— А кто будет платить?
— В том-то и вопрос. В бюджет средства не заложены, и за него я отвечать никак не могу — я отвечаю только за ТКО. Пока социальную нагрузку взял на себя Николай Михайлович, за что ему большое спасибо. Наверное, в будущем подразумевается возмещение. И третий не учтенный в финансировании момент — это уборка территорий после массовых мероприятий. Тут важно, что приход регоператора обеспечивает прозрачный учет образования и движения отходов. Быть может, раньше расходы на уборку территорий как-то учитывались совместно с иными видами деятельности, я не знаю, но сейчас так не получится. Допустим, у меня договор с исполкомом, есть транспортная компания. Исполком говорит: будет праздник, нужно убраться. Я посылаю транспортную компанию, которая вывозит мусор на полигон. Она и полигон выставляют счет мне. А кому я должна его выставить, если не исполкому? Но, чтобы муниципалитет мог заплатить, эти расходы должны быть заложены в бюджет. Сколько заложить? Я считаю, сейчас нужно оценить объемы отходов, которым раньше никто учета не вел, и в мае заложить их в бюджет будущего года — так же, как и средства на ликвидацию несанкционированных свалок.
«МЫ СЕЙЧАС РАБОТАЕМ НАД ЗАЯВКОЙ ПО ЗЕМЛЕ, ЭТО КАК РАЗ ГОРЯЧАЯ ТЕМА…»
— Муниципалитет Челнов никак не дождется от вас заявки на выделение земли под строительство отраслевой инфраструктуры. Когда вы планируете начать стройку?
— Согласно территориальной схеме, инфраструктура должна быть построена в течение трех лет. Выделение земельных участков — это как раз горячая тема, но, пока они не даны, нельзя начать проектирование объектов.
— Из Москвы сейчас идет инициатива обнулить тариф на ту часть ТКО, которая сортируется гражданами. Это не сломает вашу экономику?
— Наша экономика и есть тариф, мы работаем только с ним, без субсидий и иных поступлений. Устанавливает его тарифный комитет РТ, сопоставив наши расходы и доходы. Я считаю, освобождение от платы за отсортированные вторресурсы совершенно логично, хотя мне как человеку, привыкшему опираться на факты, не совсем понятно, почему именно ноль. Это цифра или некий образ? Может быть, расчеты покажут, что тому, кто разделяет, нужно платить, а не просто освободить его от платы? Словом, идея уменьшения платы за отобранные ТКО, конечно, здравая, но в ее реализации очень много сложных нюансов.
— Один из наших челнинских читателей пишет: «Целый месяц наблюдаю за вывозом мусора в своем доме. Вывозят те же самые мусоровозы, работают те же самые люди. За что увеличилась плата за вывоз мусора на 30 процентов? Насколько мне известно, регопрератор освобожден от НДС, и главный ответ года — увеличился НДС — в данном случае неактуален».
— Основные изменения, произошедшие с начала января, я уже перечислила, а в части НДС информация не совсем верна. Законопроект об освобождении регоператоров от уплаты НДС только внесен на рассмотрение, закон еще не принят. Кроме того, неизвестно, будет ли в итоге ставка НДС нулевой или какой-то иной. Что же касается тарифа, сейчас он составляет с НДС 439,03 рубля за кубометр. Умножаем его на норматив 2,36 кубометра — столько по расчетам один житель многоквартирного дома производит отходов за год. Делим на 12 месяцев и получаем 86,34 рубля, это с НДС. Но уже сейчас в Татарстане начисляют на 20 процентов меньше — 71,95 рубля. Для жителей частного сектора — 78,05 рубля. У нас принят один из самых низких тарифов во всей России. Однако не забывайте, что с этого года вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, что нашло свое отражение в увеличении тарифа на размещение отходов.
«В некоторых населенных пунктах мусоровоза никогда не видели просто из-за отсутствия дорог. Мы подхватили налаженную систему сбора и транспортирования ТКО и теперь дорабатываем ее»
— Еще один вопрос от читателя: «Как начисляется стоимость вывоза ТКО, если человек прописан в одной квартире, а фактически проживает в другой? Что нужно сделать, чтоб исключить удвоение суммы?»
— Мы сейчас отрабатываем схему расчетов, возможно, даже автоматизируем ее. По действующим правилам, по 354-му постановлению, тариф начисляется, исходя из количества проживающих, а если никто не зарегистрирован, то по количеству собственников. Если житель уезжает, он может предоставить соответствующую справку регоператору до отбытия или в течение месяца после прибытия. Список и контакты агентов есть на нашем сайте. Справка должна быть подписана уполномоченным лицом, например председателем садового общества. К ней прилагается заявление о перерасчете. Только важно помнить, что за нахождение по месту временного пребывания свыше 90 суток без регистрации гражданин может быть привлечен к административной ответственности. У нас ситуации случаются разные — например, гражданин обращается: «Давайте я буду платить по прописке, а за новую купленную квартиру платить не буду». Но ведь ремонт сделали — отходов образовалось в разы больше обычного? Да и потом... разве квартиры простаивают? Либо хозяин живет без регистрации, либо сдает ее.
— Больше всего вопросов пришло об одном и том же: есть ли у жителей какая-то возможность организовать сортировку сейчас своими силами и тем самым снизить свой тариф?
— Пока такой возможности нет. Организация раздельного сбора регламентируется постановлением кабинета министров республики №1202 и не предусматривает установку контейнеров собственниками жилья. К сожалению, вопрос влияния раздельного сбора на стоимость оказываемой услуги не подпадает под компетенцию регоператора.
— Еще один вопрос: «Хотим организовать приемные пункты стеклотары и стеклоотходов, городские власти отписываются, как вы можете поучаствовать в этом мероприятии?»
— Не вполне ясно, чего хочет автор вопроса. Как я говорила, мы открыты к предложениям, их можно присылать на электронную почту. Но, безусловно, мы будем решать такой вопрос с муниципалитетом.
P. S. Редакция газеты благодарит Акибанк, генерального партнера проекта интернет-конференции «БИЗНЕС Online» в Закамье, за сотрудничество, способствующее информационной открытости и в целом деловому развитию региона.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 101
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.