«Мы не знаем, чему учить, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда. Никакие прогнозы не сбываются!» — это признали на Втором международном форуме «Образование России» – EDU Russiа», который состоялся на минувшей неделе в Казани на площадке «Казань Экспо». В мероприятии приняли участие более 5 тыс. человек: руководители органов образования, специалисты образовательных учреждений, представители бизнеса, в том числе почти 150 экспертов из Дании, Финляндии, США, Голландии и Италии.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮТСЯ С СУМАСШЕДШЕЙ СКОРОСТЬЮ
На международном образовательном форуме EDU Russia «Образование России» искали решения по актуальным вопросам современного отечественного образования и передавали лучший опыт российским специалистам. Казань становится площадкой дискуссий уже во второй раз – по мнению президента управляющей компании «Просвещение» Михаила Кожевникова, Татарстан по праву входит в тройку регионов-лидеров в системе образования по всем имеющимся показателям: «Внимание, которое руководство республики уделяет системе образования, решения, которые применяются в образовании региона, очень активно изучаются и частично тиражируются во многих субъектах страны».
Как содержательный, конструктивный и очень масштабный оценила форум заместитель министра просвещения России Ирина Потехина, одновременно отметив высокий уровень площадки – международного выставочного центра «Казань Экспо». По словам замминистра, сегодня у системы образования два ключевых заказчика: руководители регионов, которые не смогут реализовать национальные проекты без кадров, и сами граждане. Но на самый главный вопрос, который задают родители – чему нужно научить ребенка, чтобы он смог выжить на рынке труда, – нет ответа:
«Практика показывает, что никакие наши прогнозы о том, какие будут востребованы компетенции, не сбываются, технологии развиваются с сумасшедшей скоростью. 10 лет назад сегодняшние знаменитые стартаперы, блогеры, которые зарабатывают миллионы, были бы неудачниками и маргиналами. Но в сегодняшней экономической ситуации айтишники в авангарде всего, что происходит».
В качестве решения проблемы Ирина Потехина предложила проверенный веками рецепт – давать ребенку хорошее базовое образование. А уж накрутить на эту базу компетенцию, которая востребована в данный конкретный момент, не составит труда.
КОГДА ОБЪЕКТОМ ИНВЕСТИЦИЙ СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕК
Почетный гость форума, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, назвал приоритеты системы образования в Татарстане. Это широкий охват школьников техническими кружками по всей республике и создание связей между образовательными учреждениями и компаниями разных форм собственности и сфер деятельности.
Яркие примеры синергии бизнеса и образования обсудили затем на панельной дискуссии «Какие кадры нужны бизнесу? Кого и чему обучать?». Представители ведущих российских компаний – ГМК «Норникель», ГК «Русагро», аэропорта Пулково – говорили о трудностях в привлечении отраслевых специалистов и собственных успешных кейсах по подготовке кадров.
Татарстану также было что представить на этой площадке. Начальник управления по работе с персоналом исполнительного аппарата ПАО «Татнефть», кандидат экономических наук Андрей Глазков рассказал о стратегических целях развития персонала группы «Татнефть».
Спикер напомнил, что в состав холдинга входит 140 предприятий, на которых работают порядка 45 тыс. человек. Деятельность «Татнефти» охватывает 6 ключевых бизнес-направлений, включая не только собственно нефтехимию, но и строительство, розничную сеть, банковские услуги, шинный комплекс, производство композитных материалов.
Являясь лидером отрасли, компания «Татнефть» большое внимание уделяет политике управления персоналом и заинтересована в привлечении ответственных и профессиональных работников. Так, в 2017 году обучение и повышение квалификации в компании прошли более 40 тыс. работников, на эти цели было направлено около 190 млн рублей. Андрей Глазков раскрыл многоуровневую систему подготовки кадров холдинга: она включает работу с образовательными организациями профессионального образования, подготовку специалистов в центре подготовки кадров ПАО «Татнефть» и Корпоративном университете. В компании введены новые методы оценки компетенций работников, эти результаты затем учитываются при создании индивидуального плана развития каждого специалиста и руководителя. Кроме того, как заказчик отрасли «Татнефть» участвует в формировании профессиональных стандартов, а также является инициатором открытия Регионального центра оценки квалификации.
«ГК «Татнефть» является самообучающейся организацией, – завершил свое выступление Андрей Глазков. – А это значит, что в ней важнейшим фактором производительности и объектом инвестиций становятся человеческие ресурсы и талант».
СОВЕРШАТЬ ЧУДЕСА, О КОТОРЫХ ДРУГИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И МЕЧТАТЬ НЕ МОГУТ
Как заметила проректор по организационной работе Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ) кандидат педагогических наук Энзе Идиятуллина, даже самообучающиеся и самодостаточные организации нуждаются в инфраструктуре по подготовке кадров. Такой инфраструктурой для нефтегазового комплекса Татарстана стал научно-образовательный кластер, созданный в 2013 году постановлением кабинета министров РТ по предложению республиканских министерств промышленности и торговли, образования и науки и ПАО «Татнефть». В кластер вошли «Татнефть», «ТаграС-Холдинг», ЗАО «Нефтеконсорциум», АГНИ, Альметьевский политехнический техникум, Лениногорский нефтяной техникум, Бугульминский машиностроительный техникум.
На примере своего вуза проректор АГНИ раскрыла механизм взаимодействия образовательных организаций и предприятий. Или, как образно выразился докладчик, – как совершать такие чудеса, о которых другие образовательные учреждения и мечтать не могут. Так, доля выпускников кластера, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска, составила в 2018 году, в зависимости от учебного заведения, от 85 до 100%! Слагаемыми успеха Энзе Идиятуллина назвала востребованность выпускников у работодателя – он представляет отрасль, на которой держится экономика республики, уникальное месторасположение кластера вблизи базовых предприятий, привлечение работников этих предприятий в качестве преподавателей. Такая актуализация содержания образования, развитие в рамках кластера наставничества, программ экспресс-подготовки позволяет устранить разрывы между программами обучения и требованиями работодателей, наращивать компетенции уже работающих и новых сотрудников. А значит, вечный вопрос – как сделать так, чтобы выпускники вузов и ссузов были нужны бизнесу и производству – имеет опробированный в Татарстане однозначный ответ.
Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online» Партнерский материал
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.