В Казани и Москве прошло два концерта Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского со знаменитым виолончелистом Марио Брунелло. О том, как звучит итальянский инструмент XVII века в атмосфере казанского ГБКЗ и почему худрук ГСО РТ не согласен с незавершенностью последней симфонии Антона Брукнера, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Худрук и главный дирижер ГСО РТ на этот раз порадовал публику новым именитым солистом — виолончелистом Марио Брунелло (слева)
«ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЛЮБЛЕН В СВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ИНАЧЕ ВАША ЖИЗНЬ БУДЕТ ТЯЖЕЛОЙ»
В День всех влюбленных 14 февраля ГБКЗ им. Сайдашева был полон — традиционно для концертов Государственного симфонического оркестра РТ. Влюбленные в музыку приходили как парами, так и поодиночке, как с цветами, так и без, но всех объединяло одно — горящие глаза в ожидании очередного подарка от Александра Сладковского. Худрук и главный дирижер ГСО РТ на этот раз порадовал публику новым именитым солистом — виолончелистом Марио Брунелло. В 1986 году он стал первым итальянцем — лауреатом конкурса им. Чайковского в Москве. С тех пор он играет на лучших площадках мира с прославленными оркестрами, среди которых Лондонский и Мюнхенский филармонические, Филадельфийский симфонический, филармонический оркестр Ла Скала, симфонический оркестр академии Санта-Чечилия. Настал черед и ГСО РТ.
«Я давно знаю Сладковского, но у нас еще не было возможности выступить вместе, — рассказал Брунелло корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — И вот мы впервые встретились за работой над одним из моих самых любимых музыкальных произведений — „Дон Кихотом“ Штрауса. Меня целиком захватило звучание оркестра и видение дирижера, мне очень понравилось. Мы нашли способ рассказать историю Дон Кихота и Санчо Пансы, двигаясь в одном направлении. Мы оба понимаем, что Дон Кихот одинок, но его разум и мечты настолько обширны, его горизонты настолько широки, что только музыка может это выразить».
Брунелло играет на одном из самых старинных инструментов — виолончели Маджини начала XVII века. Она была создана в итальянском городе Брешиа — родине первой мастерской по изготовлению скрипок, задолго до «золотого века» Страдивари. «Этот инструмент на 100 лет старше Страдивари, — рассказал виолончелист. — Впервые я увидел его в руках одного из музыкантов итальянского струнного квартета. И я был настолько очарован звучанием и формой инструмента, которая отличается от идеальных пропорций изделий Страдивари. Я ждал эту виолончель 20 лет и вот уже 20 лет играю на ней». В ответ на вопрос, бывает ли его инструмент капризным или не в настроении, как случается с некоторыми скрипками и альтами, Брунелло улыбнулся: «Я думаю, ты должен быть влюблен в свой инструмент, иначе жизнь с ним будет тяжелой».
В 1986 году Брунелло стал первым итальянцем — лауреатом конкурса им. Чайковского в Москве
БОЙ С БАРАНАМИ И «ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИЙ»
Свою симфоническую поэму «Дон Кихот» сам Рихард Штраус определял как «фантастические вариации на тему рыцарского характера». Он считал свое произведение новым по краскам и весьма веселым, при этом отвергая какую-либо программу. Однако неподготовленного слушателя отсутствие конкретных описаний может застать врасплох — например, удивительно живописный эпизод боя Дон Кихота со стадом баранов вспомнят не все. Поэма Штрауса действительно богата красками и разнообразна — лирические мечты идальго о волшебной стране сменяются грубоватым деревенским танцем, вышеописанный бой с баранами — пародией на «Полет валькирий», а церковная полифония в эпизоде встречи со странствующими монахами — поединком с соседом.
ГСО РТ передает эти картины мастерски — струнные и медные духовые у Сладковского последовательно развивают тему безумия Дон Кихота, живо рисуя контраст безоблачных мечтаний и тревожного беспокойства ума. Образы баранов, которые создают духовые, звучат настолько ярко, что не верится: неужели на подобное способен музыкальный инструмент? Эпизод волшебной страны в мечтах рыцаря наполнен яркими красками, выпуклыми сказочными образами. Сладковский создает атмосферу волшебной сказки, где у чудес нет границ, а мечты сбываются. И уровень игры оркестра доказывает: волшебство возможно, если за ним стоит тяжелая работа, труд и упорство. Стоит отметить и виртуозное владение Сладковским таймингом — напряженные сцены не отпускают ни на секунду, а лирические не топчутся на месте, но и не проносятся мимо.
При первых звуках виолончели Брунелло понимаешь, что такой инструмент стоило ждать и 20, и 50 лет — он словно чувствует все эмоциональные тонкости музыки, выпевая их с такой чистотой, что каждого взмаха смычка ждешь с замиранием сердца. Виолончелист эмоционально точно передает сомнения и терзания Дон Кихота, его противоречивые и сбивчивые мысли — ты начинаешь сопереживать герою и беспокоиться о нем, как во время чтения романа Сервантеса. А финальное лиричное соло не оставило равнодушным никого — зал стоя аплодировал и кричал «Браво!» Брунелло и ГСО РТ несколько минут, не желая отпускать великолепных музыкантов.
В День всех влюбленных 14 февраля ГБКЗ им. Сайдашева был полон — традиционно для концертов Государственного симфонического оркестра РТ
«БРУКНЕР ОКАНЧИВАЕТ ЗЕМНОЙ ПУТЬ НА КРАСИВОМ МАЖОРНОМ АККОРДЕ»
Но итальянский виолончелист не ушел далеко — во втором отделении Брунелло оказался в зрительном зале, чтобы послушать исполнение оркестром Девятой симфонии Антона Брукнера. К слову, именно на материале этого произведения в ноябре прошлого года проводил свой мастер-класс со струнной группой ГСО РТ другой звездный солист — австрийский скрипач и дирижер, концертмейстер Венского филармонического оркестра Райнер Хонек. Сладковский считает рост оркестра главным приоритетом в работе и организует подобные воркшопы от лучших музыкантов ведущих оркестров мира постоянно — это его ноу-хау.
И вот спустя три месяца музыканты смогли использовать полученные знания на практике. Конечно, это не первое исполнение Девятой — премьера в Казани состоялась на открытии юбилейного сезона ГСО РТ в 2015 году. Но тем интересней слушать ее сейчас, когда уровень оркестра несомненно вырос — и продолжает расти, открывая все новые грани совершенства. Над своей последней симфонией Брукнер работал тяжело больным, поэтому многие исследователи считают ее незавершенной. Но Сладковский с ними не согласен. «Брукнер обращается к Богу — недаром симфония носит посвящение „Возлюбленному Богу“ — и оканчивает свой земной путь на таком красивом мажорном аккорде в адажио! Какая же в этом незавершенность? Вот он — свет, вот надежда!» — сказал худрук ГСО РТ в интервью «Литературной газете».
И свет, и надежду оркестр Сладковского выделяет в этом масштабном музыкальном полотне, то кульминационно взмывающем ввысь, то тишайше, нежнейше прикасающемся к коже. Деликатные и яркие струнные, высококлассные медные духовые, проникновенные деревянные духовые, оглушающие паузы… Худрук ГСО РТ позволяет каждому слушателю пережить личную драму Брукнера, его путь к умиротворению и просветлению. Не каждому дирижеру дается Брукнер — технически и психологически сложный, увлеченный идеей единения с космосом, он требует таких же космических усилий от дерзнувшего сыграть его произведения коллектива. И ГСО РТ, которому не привыкать к перегрузкам, с успехом их выдерживает — благодаря опытному и смелому пилоту Сладковскому.
27 февраля ГСО РТ исполнит отрывки из опер Рихарда Вагнера и симфонические поэмы Рихарда Штрауса
«ПРОГРАММЫ КОНЦЕРТОВ ГСО РТ — ПИР ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГУРМАНОВ»
Спустя два дня после казанского концерта публика встречала ГСО РТ в зале Московской филармонии на втором концерте собственного абонемента оркестра. «Каждое выступление Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан можно смело называть культурным явлением. И не только потому, что данный оркестр входит в состав лучших коллективов России и Европы. Программы его концертов — всегда изысканный пир для музыкальных гурманов», — пишет автор «Литературной газеты» Мария Залесская.
Она отмечает, что оркестр Сладковского создает «картины абсолютно зримые и даже, можно сказать, физически осязаемые»: «Чего только стоит скачка Дон Кихота и Санчо Пансы на деревянном коне из Седьмой вариации „Дон Кихота“, когда создавалось полное ощущение ворвавшегося в зал ветра, пробирающего до костей; пародия на „Полет валькирий“, от которой слушателям было явно не до смеха. Или „превращение“ оркестра сначала в колокол, а затем в орган из Третьей части брукнеровской симфонии, когда звучание хорала в соборе символизирует прощание с этой жизнью».
«Передавать это чудо прикосновения к „недосказанной вечности“, к частицам „всегда“ одними лишь словами — дело неблагодарное. Хочется лишь отметить, что звучащие „дилетантские“ аплодисменты после каждой из частей симфонии — явление, конечно же, нежелательное, несмотря на утверждающуюся европейскую тенденцию, где это уже в порядке вещей. И все же если нельзя, но очень хочется, то можно. А хотелось очень! И даже при воспоминании о прошедшем концерте хочется до сих пор», — заключает Залесская.
Порадовать музыкантов оркестра аплодисментами можно будет уже скоро — 27 февраля ГСО РТ исполнит отрывки из опер Рихарда Вагнера и симфонические поэмы Рихарда Штрауса. Солировать будет известная российская органистка Людмила Голуб, за дирижерский пульт встанет дирижер Симфонического оркестра Мариинского театра Гавриэль Гейне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.