Виктор Евтухов: «Наши крупные торговые сети занимают 30-40 процентов рынка» Виктор Евтухов: «Наши крупные торговые сети занимают 30–40 процентов рынка» Фото: minpromtorg.gov.ru

«у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем в европе»

Минпромторг РФ выступил за возвращение на улицы городов ларьков, автолавок и рынков. Законопроект, упорядочивающий нестационарную торговлю, был направлен в Госдуму еще в конце прошлого года, теперь его ожидает первое чтение. Он предполагает внесение изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и ст. 28 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». О подробностях законодательной инициативы на страницах «Российской газеты» накануне высказался заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

«Наши крупные торговые сети занимают 30–40 процентов рынка, — говорит Евтухов. — Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов. Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с развитием ее в других странах, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. Малая нестационарная розница — важнейший формат торговли, он существует везде».

Подготовленный минпромторгом законопроект закрепляет общие принципы оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов. Кроме того, он предлагает ввести «заявительный принцип» для предпринимателей, которые хотят вписать свой нестационарный или мобильный торговый объект в общую схему. Орган местного самоуправления, в свою очередь, имеет право включить эту заявку в схему или отказать в праве разместить объект, если удовлетворение обращения предпринимателя повлечет за собой нарушение правил землепользования и застройки, создаст препятствие для подъезда пожарных автомобилей или другим способом будет угрожать жизни и здоровью людей.
 
Для заключения договора аренды (на срок не менее 5 и не более 7 лет) предприниматель должен сначала победить на торгах, которые проводит муниципалитет. 
Законопроект также закрепляет принцип «меняется место — сохраняется бизнес». Это позволяет гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения павильона требуется для государственных или муниципальных нужд.

Как объясняет Евтухов, закон будет охранять предпринимателей от изменений правил игры, которые могут наступать со сменой исполнительной власти в регионе. «Для защиты прав предпринимателей мы и разработали законопроект, который совершенствует правовое регулирование организации нестационарной и развозной торговли, чтобы закрепить необходимые гарантии их деятельности», — говорит он.

Ранее глава минпромторга РФ Денис Мантуров заверял СМИ, что поправки в законодательство позволят привлечь дополнительных инвестиций средним и малым бизнесом в эту отрасль на уровне 220 млрд рублей. «Это дает стабильность бизнесу, — объяснял Мантуров. — В целом законопроект предусматривает возможность к дополнительной реализации как минимум 4,5 миллиона тонн сельхозпродукции, плюс это обеспечит дополнительную занятость почти 250 тысяч человек».

Одно из новых понятий в законопроекте — мобильный торговый объект, так называемая «автолавка» Одно из новых понятий в законопроекте — мобильный торговый объект, так называемая автолавка Фото: ©Виктор Толочко, РИА «Новости»

АВТОЛАВКИ ОТ ВЕЛОСИПЕДОВ ДО АВТОЦИСТЕРН

Одно из новых понятий в законопроекте — мобильный торговый объект, так называемая автолавка. По сути, это транспортное средство (от грузового автомобиля или автоцистерны до велосипеда), специально оснащенное оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров и обслуживания покупателей. Мобильные торговые объекты законопроектом выделяются в отдельную категорию, тем самым создаются условия для развития мобильной (развозной) торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих ее от других форматов. Предусматривается, что такая торговля будет вестись на основании свидетельств, выдаваемых региональными уполномоченными органами власти, которые должны будут вести реестр таких мобильных торговых объектов.

По словам Евтухова, в случае принятия законопроекта одних только автолавок в стране может появиться не менее 50 тыс. — чиновник полагает, что предприниматели приобретут для этого различные виды транспорта. «Это дополнительная загрузка автопрома, — заметил замминистра промышленности и торговли РФ. — И дополнительные инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей. Плюс будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура».

Законопроект накладывает ряд ограничений для предпринимателей в привязке к масштабу города. Для населенных пунктов численностью менее 50 тыс. человек устанавливаются лишь общие требования к организации развозной торговли. В городах с населением до 100 тыс. органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать полностью или частично предусмотренные законопроектом требования к организации развозной торговли. В городах с населением более 100 тыс. человек устанавливаются наиболее жесткие требования, как правило, касающиеся технического состояния и функционального оснащения транспортного средства. В числе требований к торговцам обозначен, например, экологический класс автотранспорта — не ниже «Евро-4», обязательное оборудование витриной и прилавком, а покупатели не должны находиться на проезжей части. Органы местного самоуправления также вправе устанавливать запрет на осуществление развозной торговли в ночное время.

На разработчиков схемы размещения нестационарных и мобильных торговых объектов также накладываются ограничения — проект схемы подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях с участием населения, юрлиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в размещении павильонов. 

Исполком Казани уже на протяжении нескольких лет идет по пути упорядочения рынка нестационарных торговых объектов Исполком Казани уже на протяжении нескольких лет идет по пути упорядочения рынка нестационарных торговых объектов Фото: «БИЗНЕС Online»

БОРЬБА ИСПОЛКОМА КАЗАНИ С ТОРГОВЫМИ НЕЛЕГАЛАМИ

Исполком Казани уже на протяжении нескольких лет идет по пути упорядочения рынка нестационарных торговых объектов. Напомним, к началу нулевых улицы столицы Татарстана были заполнены киосками, часть которых вызвала недовольство населения и служб (их было около 2,7 тысячи). В 2009 году в городе утвердили порядок размещения объектов мелкорозничной сети, позже была сформирована схема размещения на 2011–2015 годы. В 2017-м схему обновили: она сократилась по сравнению с прежней на 20% — с 1077 до 883 мест. Участки разбиты по 16 профилям, например «Продовольственный», «Непродовольственный», «Вода в розлив», «Цветы», «Ремонт обуви», «Объект общественного питания», «Автотовары». Карта размещения предусматривает четкие координаты — двигать объект туда-сюда предприниматели не имеют права. Каждый год исполком проводит аукционы, где распределяются места для нестационарной торговли. При этом у предпринимателей, добросовестно исполнявших условия прежнего договора, есть возможность приобрести право размещения объекта на пять лет без участия в торгах, причем по стартовой цене. Следующим шагом от исполкома стала рекомендация привести все торговые точки к единообразным требованиям. 

За последние несколько лет в отрасли потребительского рынка Казани произошли глобальные изменения в части формата магазинов и торговых объектов. В два раза увеличилось количество торговых центров. В пять раз уменьшилось число розничных рынков. В 2,5 раза сократилось количество павильонов, ларьков и киосков.

Но до сих пор во время старта летней нестационарной торговли приступают к «зачистке» несанкционированных киосков и всевозможных ларьков. Впрочем, разгар борьбы позади. Если в 2013 году в городе демонтировали 505 незаконных павильонов, в 2014-м их уже было 548, после чего их количество мерно пошло на спад, например, в 2015-м снесли только 104.

Олег Власов считает, что инициатива Минпромторга будет иметь положительный эффект только если появление ларьков на улицах городов можно будет четко зарегулировать Олег Власов считает, что инициатива минпромторга будет иметь положительный эффект, только если появление ларьков на улицах городов можно будет четко зарегулировать Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГОСДУМА МОЖЕТ ОБСТАВИТЬ ЭТИ ПОПРАВКИ ТАК, ЧТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПОДУМАЕТ, СТОИТ ЛИ ЕМУ ВХОДИТЬ В ЭТУ ИСТОРИЮ»

Гендиректор агропромпарка «Казань» Олег Власов считает, что инициатива минпромторга будет иметь положительный эффект, только если появление ларьков на улицах городов можно будет четко зарегулировать. «А то город заполонят непонятные по форме и содержанию павильоны, которые будут стихийно возникать. И тогда вся работа, которая велась в последнее время в Казани, когда улицы „причесали“, привели в божеский вид и у покупателей появилась гарантия, что даже то, что предлагается на автобусной остановке, проходит определенный контроль, была проведена напрасно», — говорит Власов.

Плюс он видит для потребителя в том, что не во всех районах города одинаковая доступность к торговым сетям. С точки зрения поддержки предпринимательства это тоже неплохо, поскольку свою продукцию фермеры смогут выставлять напрямую, минуя посредников.

Зампред гильдии малого и среднего бизнеса Казани Евгений Иосипов тоже считает, что эта инициатива нужная, но Евтухов с ней опоздал, поскольку в стране уже не так много желающих заниматься торговлей из-за постоянной смены нормативов и законодательства.

«Вспомните Универсиаду. Торговцев заставили сначала павильоны перестроить к этому событию, люди вложили больше миллиона, чтобы привести их к необходимым нормативам, ок. В 2015 году в силу вступили поправки, которые запретили продлевать аренду земельных участков без аукционов. То есть люди ранее вложились в бизнес, а Госдума решила таким образом внести удар по малому бизнесу, — говорит зампред гильдии малого и среднего бизнеса Казани. — Мы долго боролись, чтобы вместо договоров аренды придумали что-то другое. Сейчас составляются договоры на размещение торговых павильонов. И вроде бы нам пошли навстречу. Но плата за размещение торгового павильона по сравнению с платой за аренду земельного участка увеличилась в 7 раз. То есть если люди платили в среднем 20 тысяч в год, то теперь им нужно отдать 140».

По словам Иосипова, по договору размещения человек не может передать свой бизнес даже близким родственникам. «Передаешь — через аукцион, хочешь профиль поменять — через аукцион. Мало того, в договор о размещении поместили пункт, что внешний вид павильона нужно согласовать с ГлавАПУ, — говорит собеседник издания. — Когда этот вопрос на совещании в мэрии подняли, мол, снова павильоны перестраивать, там заверили, что нас это не касается. А на самом деле ГлавАПУ не согласовывает теперь внешний вид. Хотя павильоны соответствуют тем проектам, которые прошли конкурс в ГлавАПУ до этого. Складывается ощущение, что под видом помощи малому бизнесу идет полное его уничтожение».

Иосипов высказывает пессимистическое суждение, что если Госдума и примет данные изменения, то «обставит их таким образом, что предприниматель несколько раз подумает, стоит ли входить в эту историю».