К ПЛЮСАМ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА РТ ЖУРНАЛ ОТНЕС «ПОКЛОННИКА ЛИ КУАНА Ю» РУСТАМА МИННИХАНОВА И ИНФРАСТРУКТУРУ, КОТОРУЮ ВЛАСТИ БЕРУТ НА СЕБЯ  

Сегодня влиятельный деловой журнал Forbes опубликовал топ-30 лучших регионов России для ведения бизнеса. Лидером рейтинга стал Татарстан. "Серебро" - у Свердловской области, замыкает тройку Краснодарский край. Эксперты «БИЗНЕС Online» – представители делового сообщества – оценили справедливость рейтинга. 

Отметим, что Forbes при составлении топ-30 не учитывал Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области в силу их уникального положения, а также республику Северный Кавказ из-за проблем с безопасностью. 

"Татарстан всегда был подчеркнуто самостоятельным регионом, - пишет Forbes про Татарстан. - При Минтимере Шаймиеве тут играли по собственным правилам, опираясь на нефтедобычу и нефтепереработку. Здесь неуютно себя чувствуют федеральные страховщики и даже Сбербанк. Зато нужны технологии и магазины: ИКЕА открылась в рекордные сроки, совместный фонд правительства республики и «Тройки Диалог» финансирует новые проекты Давида Яна (ABBYY)". 

При составлении рейтинга журнал взял во внимание такие показатели, как численность населения и его обеспеченность, социальные характеристики, деловой климат, богатство региона, инфраструктуру. 

Журнал отмечает, что новый президент Рустам Минниханов – «поклонник идей Ли Куан Ю: его чиновники стажируются в Сингапуре, а интернет проводят даже в деревни». Проблемы с инфраструктурой власти берут на себя. Такие проекты, как Универсиада, Казань использует, латая старые и строя новые дороги с помощью федерального бюджета. Средняя ставка аренды офисов класса А — 950 рублей за кв. метр в месяц. 

БИЗНЕС РАБОТАЕТ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ 

Марат Бикмуллин, председатель совета директоров ООО "Информационные системы": 

- С другими регионами сравнивать сложно, мы свой бизнес ведем только в Татарстане. Но проблемы ведения бизнеса, на мой взгляд, общие для всей России. Потому что об одних и тех же проблемах я слышу от своих коллег из других городов. Это отсутствие организованности и скорости взаимодействия между бизнесом и властью, недостаточная работа с правоприменительной практикой и избыточность законодательных требований. 

Например, депутат Олег Морозов стал инициатором предложений по отмене вмененного налога и введения единой дополнительной отчетности для тех, кто раньше ее не делал, что принесет ненужную для бизнеса нагрузку. Он мотивировал тем, что новая схема проще. Но сейчас предпринимателям придется тратить массу времени и сил для составления никому не нужной отчетности. Я считаю, это диверсия против отечественной экономики. Она дает больше преимуществ нашим зарубежным конкурентам и снижает конкурентоспособность нашим предприятий. Эти перекосы с бестолковыми законами происходят оттого, что работают далекие от реальной жизни люди. И государство будет недобирать налоги, и эффективность бизнеса будет снижена, спад очевиден. Предприниматель теперь будет вынужден записывать свои ходы, а если записал неправильно, то наступает административная ответственность. Кому нужна такая бумажная волокита? Только зарубежным конкурентам, которые радуются от того, что смогут поставлять нам свою продукцию на лучших условиях. 

Словом, главная проблема – непрофессионализм тех людей, кто принимает законы, и их безразличие. Есть устойчивые доходы от сырьевого сектора и по большому счету бизнес им - лишняя головная боль. На словах декларируется одно, но принимаемые законы говорят об обратном. Возникает вопрос – а нужен ли бизнес правящей партии или он фактически работает в условиях оккупированной территории? 

Но хотел бы добавить, что и во власти есть люди, которые понимают предпринимателей. И стараются ослабить излишнее давление, решить проблемы. Хочется сказать им спасибо. Как говорится, есть хорошие и плохие. Плохих меньше, но они лучше организованы. 

Александр Салагаев, председатель совета директоров Центра аналитических исследований и разработок: 

- Из плюсов Татарстана - улучшается инфраструктура, открылось много офисных, логистических центров, развивается транспортная сеть, банковская. Работает международный аэропорт с прямой связью с Европой – это не в каждом городе есть. 

А минусы… У нас очень сильная административная система и это чревато различными коррупционными делами. В виду того, что сам президент Татарстана возглавил антикоррупционный комитет, то пошли подвижки. Небольшие, но пошли. Есть перспектива, что коррупционные риски снизятся. Поэтому мне кажется, что первое место – очень смело. Но в пятерку Татарстан поставить можно.     

Хайдар Халиуллин, председатель совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ: 

- В Татарстане, как и по всей России, нет четкой стратегии и идеологии развития предпринимательства. Особенно это касается муниципальных районов Татарстана. Это главная причина. Из нее вытекают другие проблемы. 

Остановлюсь на проблеме села. В районах это, прежде всего, неинформированность предпринимателей, неумение работать в качестве бизнесмена, нежелание развиваться в данном направлении. Причем это касается не только предпринимателей, но и глав администраций. Вот это, наверное, главное. 

Нужно больше пропагандировать предпринимательскую деятельность, награждать, замечать, вкладывать деньги в образование начинающих бизнесменов. Кроме того, поощрять глав администраций за интересный предпринимательский климат, придумать для них индикатор поощрения за развитие предпринимательской деятельности на селе. 

Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний «РАЙДЭН​»: 

Принимая участие в бизнесе в Татарстане, я позволю выразить сомнения на этот счет, что Татарстан – самый лучший регион для бизнеса. Возьмем для примера внешние признаки – у нас киловатт в час стоит 4,5 рубля, а в соседних Чувашии и Мари Эл – 3,5. Даже такие детали говорят о многом.

Не возьмусь судить оценку Форбс, я не могу судить о России в целом, но я бы в данном случае посомневался. Как-то неубедительно, что Татарстан – лучший регион для бизнеса.  Дорогая земля, доступность госзаказа и другие моменты.

Главная проблема в Татарстане – отсутствие честной конкуренции. Многие фирмы, которые афилированы с чиновниками, не позволяют честно сражаться на рынке. То есть нет единых правил игры. 

Игорь Волчков – эксперт по страховому рынку: 

Честно говоря, не могу ответить на этот вопрос, потому что критерии «Форбс» мне не понятны. Не понятно, по каким конкретно критериям они оценивали.

Я бы, например, на первые места поставил Калужскую и Ленинградскую области, там, где открылись крупнейшие производители, заводы построены с нуля, там, где бизнес прозрачен и независим от местной элиты. 

Если бы у нас не было нефти, мы были бы заинтересованы развивать многие направления, что приносит добавленную стоимость, займет людей, научный потенциал. Пока у нас есть нефть, нефтепереработка, от которой КПД значительно больше, то ничего другого у нас не будет.

Владимир Казанцев

Евгений Сергеев

Место

Название

Численность населения

Социальные характеристики

Обеспеченность населения

Деловой климат

Богатство регионов

Инфраструктура

Комфортность ведения бизнеса

 

1

Республика Татарстан

3 800 000

1

13

4

6

2

1

2

Свердловская область

4 300 000

5

5

3

3

20

7

3

Краснодарский край

5 200 000

4

14

1

8

3

5

4

Тюменская область

3 400 000

7

2

2

1

27

11

5

Самарская область

3 200 000

11

9

9

11

6

2

6

Нижегородская область

0

8

15

5

10

8

4

7

Новосибирская область

2 700 000

14

10

12

13

21

15

8

Пермский край

2 600 000

20

12

11

5

18

8

9

Челябинская область

3 500 000

12

17

15

12

13

10

10

Ростовская область

4 300 000

2

23

6

26

11

3

11

Красноярский край

2 800 000

16

8

8

2

29

20

12

Белгородская область

0

6

24

10

16

5

16

13

Республика Башкортостан

4 100 000

9

21

20

19

10

9

14

Липецкая область

1 200 000

18

19

16

14

4

22

15

Республика Коми

900 000

29

4

18

7

25

27

16

Калужская область

1 000 000

25

16

7

29

15

24

17

Воронежская область

2 300 000

3

29

13

30

7

6

18

Приморский край

2 000 000

17

18

24

15

22

23

19

Калининградская область

950 000

26

22

25

25

1

14

20

Ярославская область

1 300 000

22

26

14

21

9

21

21

Волгоградская область

2 600 000

10

28

17

22

12

17

22

Оренбургская область

2 000 000

13

30

19

4

14

22

23

Кемеровская область

2 800 000

19

20

29

9

16

19

24

Хабаровский край

1 300 000

15

7

28

17

28

26

25

Сахалинская область

500 000

30

1

26

23

26

29

26

Мурманская область

800 000

24

3

30

18

23

28

27

Архангельская область

1 200 000

23

11

27

24

24

25

28

Республика Саха (Якутия)

960 000

27

6

23

20

30

30

29

Вологодская область

1 200 000

21

27

21

27

17

18

30

Астраханская область

1 000 000

28

25

22

28

19

13