Первым знакомым лицом на Гайдаровском форуме в Москве оказался премьер-министр Дагестана Артем Здунов, который вот уже почти как год покинул Татарстан Первым знакомым лицом на Гайдаровском форуме в Москве оказался премьер-министр Дагестана Артем Здунов (в центре), который вот уже почти как год покинул Татарстан Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАК УЧИЛИ НАС НАШИ УЧИТЕЛЯ В РОДНОМ ТАТАРСТАНЕ, ТАК И РАБОТАЕМ»

Первым знакомым лицом, которое увидела корреспондент «БИЗНЕС Online» накануне на Гайдаровском форуме в Москве, оказался премьер-министр Дагестана Артем Здунов, который вот уже почти как год покинул Татарстан. Но вчера казалось, будто он и вовсе не уезжал никуда — сидел в окружении бывших коллег по правительству РТ, в том числе своего преемника на посту министра экономики республики Фарида Абдулганиева, с которым вел живой диалог.

— Собираетесь ли в Татарстан приехать? — поинтересовались мы.

— У нас сейчас прямой рейс из Казани в Махачкалу, он полный — это лучшее доказательство того, что связи существуют, — поспешил напомнить Здунов. И правда, в начале августа компания «ЮВТ-Аэро» связала столицы двух республик. Так что, стало быть, Артем Алексеевич, частый пассажир этих рейсов. Тем временем он как будто только подтверждал, что связей с родной республикой не потерял, а, напротив, только упрочил. — Мы провели благодаря инициативе Рустама Нургалиевича группу стратегического видения «Россия — исламский мир» именно в Дагестане, — хвастался премьер-министр республики. Было много стран, по-другому совершенно Дагестан открылся. Было приятно видеть нашу делегацию.

— Скоро год, как вы уехали в Дагестан. Можете предварительные итоги подвести? Нравится вам жить там?

— Я там работаю! Значит, мне там изначально нравится. Я посвящаю свое время в основном работе и спорту…

— У вас на это еще и время остается?

— На спорт — обязательно! То же, когда и в Татарстане жил.

— И все-таки основные вехи? Чем гордитесь?

— Пока рано, — заботливо поправила министр труда и соцзащиты РТ Эльмира Зарипова, внимательно слушавшая наш диалог с ее бывшим коллегой.

— Многие процессы сейчас уже заложены и запущены, — скромно подтвердил Артем Алексеевич, подчеркнув, что в Дагестане, наконец, удалось прекратить массовые застройки без разрешений. — Включаемся в программы. В общем, классически, как учили нас наши учителя в родном Татарстане, так и работаем.

Андрей Макаров неожиданно предложил поговорить не о деньгах Андрей Макаров неожиданно предложил поговорить не о деньгах Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«ДАЛЬШЕ ВОЗЛАГАТЬ НА РЕГИОНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НЕВОЗМОЖНО»

Татарстанский учитель Здунова — президент РТ Рустам Минниханов — в этот день был на заседании агентства стратегических инициатив с участием Владимира Путина. Так что, к сожалению, не слышал, как на пленарной сессии форума вовсю обсуждали, что же делать регионам для достижения национальных целей, поставленных президентом.

«А давайте сегодня попробуем поговорить не о деньгах, — неожиданно предложил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. — Все время говорим: деньги, деньги, деньги. С деньгами каждый сможет», — хмыкнул он. Выглядело это, конечно, так, будто регионам предлагают вновь влезать в долги в погоне за исполнением очередных указов президента. «Давайте попробуем поговорить о том, что нам предстоит, — продолжил Макаров. — Мы начинаем не просто новый год, наступает период, когда страна должна совершить рывок, прорыв. Готовы ли мы? Не случайно сегодня избрали именно региональный аспект. Очевидно, что все регионы страны будут решать эту задачу».

Первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов с ним соглашался: мол, в одиночку федеральный центр со столь амбициозными задачами не справится: «60 процентов всех задач, поставленных в указе, относятся к компетенции регионов, где-то даже муниципалитетов. Поэтому надо сорганизоваться — это самое главное, пожалуй. Тут даже не деньги, я согласен. Даже если будут деньги, но не будет системы организации, ничего не получится». Из слов Силуанова выходило, что в ближайшие 6 лет, в отличие от прошлых, спуску уже никому не дадут, иными словами, «все должны знать и понимать, кто за что отвечает».

Впрочем, как ни пытались не говорить про деньги, от них все равно было не уйти. Так что министр поспешил успокоить губернаторов — ресурсы для решения задач выделят. «Мы понимаем, что дальше возлагать на регионы дополнительные обязательства невозможно. Мы прошли с субъектами пик, когда долг субъектов и муниципалитетов зашкаливает. Почему? Потому что нагрузили дополнительными расходными обязательствами. Сейчас все те дополнительные задачи и дополнительное финансовое обеспечение взяла на себя РФ. Доля субъектов минимальна. Если говорить об объемах участия дополнительных ресурсов, то в среднем 5 процентов и даже меньше», — пояснил Силуанов.

Однако даже в этих условиях подход к межбюджетным трансфертам в минфине менять не намерены — большую част денег будут отдавать тем, кто в этом нуждается: «Мы больше ресурсов, естественно, будет предоставлять тем регионам, кто в большей степени в них нуждается. Я думаю, это справедливо, потому что Москве нет необходимости оказания поддержки и передачи средств. А регионам, которые не имеют собственных доходов, собственного потенциала, деньги как раз и должны идти».


«ВСЕ ВРЕМЯ НАХОДИМСЯ В ЦИКЛИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ, КОТОРЫЙ НЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВЕРНУТЬ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ»

Меж тем Макаров указывал на финансовые показатели бюджетов субъектов, которые явно свидетельствовали, что с ростом госдолга регионов падали инвестиции. «Я думаю, сложно не сделать вывод, что регионы были вынуждены тратить средства и занимали их под выполнение социальных обязательств, в первую очередь по зарплате», — спрашивал он вице-премьера РФ Татьяну Голикову. Та, в свою очередь, вспоминала 2012 год, когда, по ее словам, ситуация с бюджетами регионов «была вполне успешной. «Далее мы наблюдали устойчивую тенденцию роста госдолга регионов, все это мотивировали необходимостью исполнения сложных расходных обязательств регионов — повышение зарплаты и ликвидация ветхого и аварийного жилищного года. 2014 год резко усугубил экономическую ситуацию, и, соответственно, долговые обязательства регионов стали расти», — пояснила она. При этом, по словам вице-премьера, когда начал расти госдолг, регионы были вынуждены занимать деньги, чтобы выполнять обязательства по зарплате, но в то же время, например, начали падать показатели по рождаемости. «Возможности регионов сузились с точки зрения вложений в социальную инфраструктуру, несмотря на то, что весь этот период времени образование, соцполитика и здравоохранение, если посмотреть консолидированные бюджеты регионов, оставались на первых трех местах», — указала Голикова на причину.

Вкупе с этим, по ее мнению, сыграла демографическая ситуация 90-х, так что в 2017-м пошло снижение рождаемости. А к тому же, пока регионы наращивали зарплаты бюджетникам, параллельно с этим население в большинстве субъектов продолжало тем не менее беднеть. «Это было связано с тем, что социальные пособия в регионах не менялись, сдерживались расходы на эти цели», — отметила она. В итоге, как считает Голикова, страна попала в сложную ситуацию, из которой, как надеются в правительстве, в ближайшее время выберется. В целом же ситуация с бюджетами регионов, по мнению вице-премьера, к 2018 году стала «удовлетворительной». «Это удовлетворительное состояние является для нас точкой возврата в 2008 год, когда у нас были достаточно широкие возможности расходования, но опять же помешал кризис, который их ограничил. Мы все время находимся в циклическом процессе, который не дает возможности развернуть потенциал регионов наиболее полно», — объясняла Голикова.

Владимир Мау с позиции видного ученого вывел «фундаментальное отличие» нынешних указов Путина от тех, что были в 2012 году Владимир Мау (слева) с позиции видного ученого вывел «фундаментальное отличие» нынешних указов Путина от тех, что были в 2012 году Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«ИНОГДА ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОЛЯ — 99 ПРОЦЕНТОВ, НО В СРЕДНЕМ 3 ПРОЦЕНТА ОТ НАС ВСЕГО ТРЕБУЕТСЯ»

Сами же регионы больше всего радовались снижению своего финансового участия в исполнении указов. Так, губернатор Рязанской области Николай Любимов высвободившиеся ресурсы «направить на неотложные нужды». «Процент софинансирования по нацпроектам крайне небольшой со стороны региона. Это уже не 25 процентов, как в обычных проектах. Иногда федеральная доля — 99 процентов, но в среднем 3 процента от нас всего требуется», — объяснял он. Это приятно удивило и губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, который еще пару лет назад на Гайдаровском форуме охотно присоединился к «бунту губернаторов». «А вот [соотношение] 95 процентов на 5 процентов или даже меньше еще — это вообще неожиданное для нас решение. И, конечно, не реализовать те задачи, которые поставлены нацпроектами, в этих условиях — это надо постараться», — радовался он.

Единственное, что волновало в этот день губернатора Пермского края Максима Решетникова, так это механизмы доведения федеральных денег до регионов. «Обсуждать 2018 год рано, а 2019-й поздно: деньги уже распределены. Наверное, у всех губернаторов есть претензии: мало дали, много дали. Но если честно, даже те, кто считает, что мало дали в рамках нацпроектов (каждый регион считает, что что-то недодали), но для нас всех важно, как это сейчас все освоить», — отметил он. По его словам, с момента, когда выделены деньги (соглашения с регионами по нацпроектам обещали заключить до 15 февраля), до доведения их до муниципалитетов, может пройти полгода. «Мы уже идем на красных флажках. Но и это уже лучше, обычно деньги нам в сентябре доводили, а в декабре уже отбирали. Все-таки шансы наши увеличиваются», — грустно усмехнулся Решетников.

По его мнению, правильно было бы заключать трехлетние соглашения, ну или хотя бы заканчивать эту процедуру до 1 января. Пока же, констатировал пермский губернатор, ему приходится брать на себя «риски неполучения федеральных денег», чтобы муниципалитеты уже могли «контрактоваться». «Есть же закон о бюджете — по каждому субъекту сколько и чего предусмотрено, какой объем финансирования. Заключайте лимиты — деньги придут», — уверенно бросил ему Силуанов.

— У вас-то уж правда все хорошо? Фактически мы живем на деньги этого региона, — обратился Макаров к губернатору ХМАО Наталье Комаровой, регион которой формирует 25% доходов федерального бюджета.

— Здравствуйте, это я, ваша кормилица, — под хохот и аплодисменты зала отшутилась она. — Действительно, регион волею судеб из-за того, что люди работают не покладая рук, зарабатывает то количество ресурсов и доходов, которые потом распределяются на нужды государства в том числе. Мы действительно в соответствии с законодательством щедро делимся и, по сути, дай бог, чтобы у нас десятина оставалась из того, что мы зарабатываем.

Так что у Комаровой, по сути, было лишь одно пожелание — развивать в сырьевых регионах несырьевой сектор: «Производительность труда заточена на несырьевой сектор. И это вызов и риски для нашей страны, потому что есть большое количество сырьевых регионов и наш в том числе. Обращаюсь к членам правительства: будьте добры, откликнитесь позитивно на наши предложения по развитию различных новых отраслей кроме сырьевых на территории этих регионов. Это точно нужно сделать».

Ректор РАНХиГС Владимир Мау, конечно, ничего не просил. Он с позиции видного ученого лишь вывел «фундаментальное отличие» нынешних указов Путина от тех, что были в 2012 году: «Тогда мы сформировали экономику спроса, то есть акцент делался на зарплаты, то сейчас мы делаем акцент на экономику предложения, то есть основной пафос указа связан с инвестициями».