К концу 2022 года Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) должен представить Набережным Челнам готовый генплан города К концу 2022 года Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) должен представить Набережным Челнам готовый генплан города Фото: «БИЗНЕС Online»

ВО ГЛАВЕ УГЛА — ПЕШЕХОДНЫЕ ЗОНЫ

К концу 2022 года Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) должен представить Набережным Челнам готовый генплан города. На днях университет отыграл тендер исполкома в борьбе с единственным конкурентом — питерским Научно-исследовательским институтом перспективного градостроительства (НИИ ПГ). Вопрос решился миллионом рублей: если питерцы сбили начальную цену закупки с 23 до 22 миллионов, то проектная группа профессора КГАСУ Александра Дембича — еще на один.

О том, какие проблемы должен решить назревший генплан, ведущие местные строители и архитекторы высказывались уже неоднократно. Первоочередной целью они называют расширение границ автограда, в котором уже не осталось земель для застройки, кроме 72 га Орловского поля, выкупленного под комплексное освоение ижевским девелопером «Талан». Как подчеркивают строители, в Челнах примерно с прошлого лета не проводятся земельные аукционы, потому что нечего осваивать. На этот счет предлагаются разные варианты: от сдвига границы на северо-восток, в сторону коттеджных поселков, до искусственной намывки новых земель на Каме — этот малореальный проект подразумевает прирост на 2 тыс. гектаров. Однако в видении победителя конкурса расширение границ Челнов не является приоритетной задачей.

Как выяснилось, Дембич до звонка «БИЗНЕС Online» не был осведомлен о победе его команды в тендере. Конкретные акценты будущего генплана Челнов тоже еще не проработаны — по стандартной методике проектировщик, только получив заказ, начинает разрабатывать опорный план будущего проекта. В опорном плане отражаются насущные потребности территории, которым генплан должен удовлетворить. Однако у КГАСУ есть сформированное представление о нуждах Челнов.

«Мы постоянно работаем с Челнами уже много лет, — напомнил Дембич. — Еще в 2009 году мы проводили проектный семинар в нашем университете по выявлению недостатков этого поселения и возможностях их исправления и впоследствии неоднократно обращались к этой теме. Во-первых, город проектировался в конце 1960-х — начале 1970-х годов, когда у всех проектировщиков была эйфория по поводу будущей автомобилизации населения. Челны были запроектированы как город машин. В связи с этим очень мало внимания уделялось развитию пешеходной инфраструктуры, и город сильно страдает от этого до сих пор. Во-вторых, сердце любого города — это его центр. Под его формирование была отведена территория так называемого 19-го комплекса, но центр не построен — появился только один 25-этажный дом (на сегодняшний день есть еще частично заселенный жилой комплекс „Санрайс Сити“ и строится ЖК „Сердце города“ прим. ред.). Общественный центр в первую очередь должен удовлетворять культурные, торговые, социальные потребности населения, а они стали удовлетворятся объектами, возникающими стихийно. Получилось, что город не имеет места, выражающего его облик или, если хотите, бренд. Поэтому одна из задач генплана — сформировать систему общественного обслуживания, отвечающую требованиям XXI века».

Акценты на пешеходной инфраструктуре Челнов Александр Дембич декларировал и прежде — как раз на презентации разработанного КГАСУ проекта планировки 19-го комплекса Акценты на пешеходной инфраструктуре Челнов Александр Дембич декларировал и прежде — как раз на презентации разработанного КГАСУ проекта планировки 19-го комплекса Фото: «БИЗНЕС Online»

МЕСТНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ НЕ ХОТЕЛИ КГАСУ

Напомним, что акценты на пешеходной инфраструктуре Челнов Дембич декларировал и прежде — как раз на презентации разработанного КГАСУ проекта планировки 19-го комплекса. Год назад эта работа, проведенная совместно с администрацией Челнов, оценивалась на градсовете. Презентация Дембича в тот раз была жестко раскритикована председателем челнинского союза архитекторов Ринатом Сафиуллиным, который высказался насчет, с его точки зрения, главной проблемы Челнов — парковках, которые казанскими архитекторами не были учтены. Команда Дембича пыталась тогда устранить недостаток пешеходных зон за счет обилия зеленых. Так называемый зеленый каркас соединял между собой основные общественные площадки новой части города. В целом подход к застройке основывался как на академических постулатах, так и на современных урбанистических принципах — к примеру, методика учитывала сменяемость визуальной картинки для пешеходов в каждые две минуты, архитектурный ритм челнинского ландшафта, в то же время предлагая эффектные решения.

К протесту Сафиуллина тогда присоединился один из отцов города и председатель правления местной ТПП Юрий Петрушин, который попенял исполкому на то, что никому не пришло в голову собрать группу местных архитекторов, знающих город и его локальные потребности. Против проекта играл и его ориентир на бюджетные средства — слишком много соцобъектов… При этом строения, которые подразумевали частные инвестиции, выглядели слишком дорогими — возникали сомнения в успешном поиске заказчиков.

Участие «ЕвроГрупп» в проекте сегодня остается неоднозначным до окончания расследования и, возможно, суда над Мироновым Участие «ЕвроГрупп» в проекте сегодня остается неоднозначным до окончания расследования и, возможно, суда над Мироновым Фото: «БИЗНЕС Online»

Вопрос финансирования тогда был закрыт выступлением представителя холдинга «ЕвроГрупп» — неожиданно выяснилось, что именно группа девелопера Алексея Миронова подключила к процессу Дембича, поскольку КГАСУ занялся проектом планировки бесплатно для бюджета. С исполкомом договоренности были следующие: концепция бесплатно, и если она нравится городу, то под проектные работы заключается контракт. Правда, положение и возможности самого Миронова к тому моменту уже выглядели шаткими — в отношении него росло уголовное дело. Тем не менее вопрос решился в пользу проекта КГАСУ — последним козырем стали 9 га земли в микрорайоне, которые сохранил за собой «ЕвроГрупп».

С тех пор подвижки по проекту если и шли, то непублично. Участие «ЕвроГрупп» в проекте сегодня остается неоднозначным до окончания расследования, а центральным эпизодом дела является как раз земля в 19-м комплексе, хотя и не эти 9 гектаров. Летом исполком провел публичные слушания по проекту Дембича, в котором авторы учли критику, заложив в концепцию застройки многоярусный гараж на 5,9 тыс. машино-мест.

«Вопросы реконструкции территории и сноса отдельных строений неизбежно будут затронуты» «Вопросы реконструкции территории и сноса отдельных строений неизбежно будут затронуты» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЖЕТ БЫТЬ, ВОВСЕ НЕ ПОТРЕБУЕТСЯ РАСШИРЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ…»

И все же сегодня Дембич по-прежнему не относит парковки к реперным точкам генплана. «Это все известно, это отдельная часть проекта. Развитие транспортной инфраструктуры неизбежно затронет и парковочный вопрос», — лаконично высказался профессор в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Среди задач второго плана, следующих за пешеходными зонами и застройкой 19-го комплекса, архитектор называет обустройство цивилизованных выходов к Каме. Линейность Челнов, по мнению Дембича, подразумевает как равномерную дифференциацию центра по всей протяженности, так и благоустройство участков набережной с такими выходами.

Что же касается расширения границ автограда, то Дембич предложил не торопиться с выводами на этот счет. Он отметил, что все российские города, в том числе и Челны, значительно уступают западным по плотности освоения территорий. «Я думаю, что этот вопрос требует анализа. Может быть, вовсе не потребуется расширения территории. Я думаю, и даже знаю, что есть скрытые резервы — и Орловское поле, и много чего еще». К вопросу о муниципальной политике отказа от точечной застройки, которую горячо стимулирует население, Дембич предложил разобраться в понятиях.

«Что такое точечная застройка вообще? Вы, наверное, подразумеваете единичное проектирование жилых объектов, но на самом деле метод точечной застройки можно использовать по-разному. К примеру, в Татарстан приезжал барселонский архитектор Хосе Асебильо, который рассказывал о так называемой методике акупунктуры. Надо в определенных местах ставить отдельные точечные объекты, но подбирать их так, чтобы вокруг сразу начинала активно развиваться территория», — предлагает Дембич.

Барселонский архитектор Хосе Асебильо рассказывал о так называемой методике акупунктуры. Надо в определенных местах ставить отдельные точечные объектыФото: «БИЗНЕС Online»

В смысле освоения уже освоенного нельзя сбрасывать со счетов и факт, о котором неоднократно заявляли местные архитекторы: Челны были построены одномоментно, и срок жизни большинства зданий как минимум старой части города уже истек. Это значит, что и в полную негодность половина жилых Челнов может прийти в одночасье — задуматься о реконструкции жилого фонда через снос и возведение новых домов предлагалось еще лет 10 назад. Соответственно, процесс реконструкции обеспечил бы и уплотнение через высотность зданий, через современные планировки в относительно приземистой старой части города, однако проект КГАСУ, скорее всего, не станет всерьез отвлекаться и на такие идеи.

«Вопросы реконструкции территории и сноса отдельных строений неизбежно будут затронуты, — оценил Дембич. — Хотя бы потому, что Московский проспект сейчас уперся в тупик, так как без учета генплана территорию застроили (проект продолжения проспекта уже разработан по заказу группы „Талан“ прим. ред.). Без отдельных элементов сноса-застройки не обойтись, наверняка такие кусочки на карте города появятся. С другой стороны, действовать в формате московского проекта реновации я считаю совершенно беспочвенным замыслом для Набережных Челнов. Мы не обладаем необходимой экономической базой. Десятки миллионов нужны только для того, чтобы снести одно здание и обустроить площадку. Все это ложится на стоимость жилья. В Москве планировали продавать квадрат от 85 тысяч, а сегодня подняли уже до 160. Надо смотреть на вещи реально».

Ринат Сафиуллин: «Вам не кажется смешным, что второй город республики будут проектировать студенты, а не ведущие градостроительные институты?»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГЕНПЛАНОМ ДОЛЖЕН БЫЛ ЗАНЯТЬСЯ ВЕДУЩИЙ ИНСТИТУТ, А УЧАСТВОВАТЬ МОГЛИ БЫ И МЕСТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ…»

Председатель местного союза архитекторов Сафиуллин, который показал себя главным оппонентом КГАСУ год назад, и сейчас не привечает университет с его подходами.

«Вам не кажется смешным, что второй город республики будут проектировать студенты, а не ведущие градостроительные институты? — усмехается Сафиуллин. — Мне кажется, КГАСУ не должен заниматься важными градостроительными вопросами. Может быть, конечно, задачи ставятся руководством города совсем по-другому… То есть, может быть, они не будут решать какие-то градостроительные проблемы, которые остро нужно решить городу сегодня. Сейчас же никто не знает, как застраивать город дальше — осваивать новые земли или заниматься уплотнением? А как творчески подойти к этим вопросам? Мы уже видели от КГАСУ концепцию застройки 19-го комплекса, которую представлял Дембич. Один к одному были исполнены желания двух подрядчиков по освоению пустых территорий, а проблемы никто не решал. Я боюсь, что точно так же будет и с генпланом города. Я так и думал, что выиграет КГАСУ, потому что корни растут оттуда, как с 19-м комплексом».

По мнению Сафиуллина, корректировка существующего генплана необходима сегодня потому, что он во многом был нарушен. «Посмотрите, каким должен быть 19-й комплекс — это административно-деловой центр. Наверное, студенты нужны, чтобы некоторые районы „перекрасить“ (сменить тип застройки — прим. ред.): в 37-м комплексе на территории поликлиники, или в 14-м, где должна быть школа (Сафиуллин называет резонансные примеры точечной застройки коммерческим жильем — прим. ред.) Вот эти территории студенты и могут „перекрасить“ , но градостроительные вопросы они не решат. Нам в течение пяти лет надо 1,5 миллиона квадратных метров жилья сдать, а где их строить? Есть у местных проектировщиков идеи, как найти новые территории, не выходя за границы города, но их надо было 10 лет назад прорабатывать. Я думаю, что корректировкой генплана должен был заняться ведущий институт, а на субподряде в архитектурных аспектах, в решении градостроительных вопросов, в концепции разработки участвовать могли бы и местные специалисты. Кроме архитектурных стилей нужно вести и другие вопросы — транспорт, инженерные коммуникации, расчеты должны быть. Какой студент сможет это сделать?»

Как выяснилось из разговора с Дембичем, студенты КГАСУ действительно будут набивать на автограде руку. «Генеральный план — это только отчасти научная работа, — пояснил профессор. — Она связана с анализом территории, изучением аналогов и концепций. Но в основном работа над генпланом практическая. В университете есть целый ряд специалистов по проектной работе, иначе бы мы и не заявлялись, но студентов мы, конечно, будем привлекать, ведь для них это практика». Дембич также подтвердил, что для КГАСУ Челны станут первым опытом самостоятельной разработки генплана целого города. В прошлом университет участвовал в разработке подобных проектов, но только на субподрядах по отдельным разделам генплана. В частности, КГАСУ привлекали к работе над генпланом Казани, утвержденном в 2007 году, и снова привлекли сейчас, к работе над новым генпланом столицы РТ, которую ведет «НИПИ Генплана Москвы». Добавим также, что в 2016 году КГАСУ под руководством минстроя РТ работал над проектом «Ямьле Ил», в рамках которого группы студентов с кураторами-преподавателями презентовали 23 проекта благоустройства для районов республики, в том числе концепцию градостроительного развития Елабуги, но, в какой части их идеи были реализованы, сказать сложно.

Отпущенный на генплан срок —  четыре года — победитель тендера оценивает как стандартный, о чем опять же иного мнения придерживается лидер местных архитекторов. Сафиуллин отводит на все про все полтора-два года: «Не нужно тянуть три года, зачем? Не нужно общей схемой генплана заниматься, а только градостроительными узлами — это район ГЭС-Мелекеска, Элеваторная гора, Прибрежный. У нас есть сейчас основные места, проблемы которых не решены».

«В университете есть целый ряд специалистов по проектной работе, иначе бы мы и не заявлялись, но студентов мы, конечно, будем привлекать, ведь для них это практика»Фото: «БИЗНЕС Online»

ПИТЕРЦЫ ЧЕЛНОВ НЕ ЗНАЮТ

Добавим для ясности: далеко не факт, что местное архитектурное сообщество обрадовалось бы и победе второго участника тендера. Конкурент КГАСУ, питерское ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства», в архитектурном бизнесе уже свыше 27 лет, но разработкой генпланов больших городов занялся относительно недавно. Гендиректор общества Сергей Митягин — один из известнейших архитекторов России, в 1980-х годах он занимался проектом планировки и застройки центра Надыма, в 2009–2010 годах — разработкой генплана Санкт-Петербурга, но его нынешняя организация успела засветиться в скандале, едва начав подобные проекты.

В 2017 году компания совместно с крымским институтом «Геоплан» участвовала в разработке генплана Ялты. Тогда глава Крыма Сергей Аксенов обвинил проектировщиков в лоббировании интересов бизнеса и предложил выкинуть генплан на помойку. Эксперты тогда предположили, что архитекторы стали жертвами закулисной борьбы местных застройщиков, которые претендовали на участки побережья. Впрочем, отказываться от генплана никто в итоге не стал, и сейчас он реализуется.

В ноябре 2018 года ООО «НИИ ПГ» выиграло тендер на разработку генплана Краснодара. Сейчас компания готовится к его разработке, что же касается генплана Набережных Челнов, то, по словам Митягина, несмотря на участие в тендере, компания с автоградом незнакома. «Мы начинаем с изучения ситуации, — пояснил Митягин „БИЗНЕС Online“. — Так же, как врач, которому сначала надо посмотреть, поставить диагноз, а потом уже принимать некие решения об излечении болезни. Как правило, все болезни наши в транспорте — все города в пробках».

«не считаю, что учебный институт может сделать генеральный план города»

«БИЗНЕС Online» также поинтересовался мнением об итогах тендера у ведущих архитекторов Казани, не понаслышке знакомых с проблематикой генпланов.

Сергей Саначин — главный архитектор проектов центра разработок генерального плана Казани ОАО «Институт «Казгражданпроект»:

— В КГАСУ есть градостроительная кафедра, но я не считаю (это мое сугубо личное мнение, хотя они могут на меня обидеться), что учебный институт может сделать генеральный план города. Что касается корректировки, то и она смотря какая. Бывает так, что сел какой-то там олимпийский объект и нужно всего-навсего внести поправку в графику — это одно. А возможно и внесение поправки в экономику, экологию, социологию, расчетную часть, правовую часть, процедуры — это другое. Сделать картинку, внести изменения в функциональное зонирование — это КГАСУ по плечу, а все остальное — нет, должны быть специализированные институты, на то они и существуют.

Герман Бакулин — главный архитектор проектов ГУП «Татинвестгражданпроект»:

— О способности КГАСУ сделать градостроительный документ я ничего сказать не могу. Там должны быть люди, которые возьмут на себя ответственность. Если у них есть лицензия на градостроительное проектирование, то почему бы и нет? Если у них есть творческий коллектив и они смогут привлечь на субподряд кого считают необходимым — специалистов по транспорту, например, там много специалистов должно быть смежных, то вполне возможно. Хотя обычно заказ на генплан города поручают все же специализированным институтам, организациям, которые имеют опыт проектирования градостроительных объектов. Но если у них есть лицензия, то с точки зрения законодательства у КГАСУ нет препятствий. С точки зрения здравого смысла заказчика… это под его ответственность.