Сразу несколько Telegram-каналов и СМИ озвучили версию о скором возможном переводе казанского правящего архиерея в Минск на митрополичью кафедру. Причина: Москва не хочет потерять Беларусь по «украинскому сценарию» и мобилизует для этого наиболее сильные фигуры, к которым относится и митрополит Феофан. О том, почему сам владыка категорически опровергает эти слухи и какие головокружительные перспективы перед ним могла бы открыть новая должность, — в материале «БИЗНЕС Online».
Казанского митрополита Феофана (Ашуркова) прочат в патриаршие экзархи всея Беларуси
КАК «ДУХОВНЫЙ СЫН» МИТРОПОЛИТА ФЕОФАНА ФОРМИРУЕТ В МИНСКЕ «БОЕВУЮ ГРУППУ»
Казанского митрополита Феофана (Ашуркова) прочат в патриаршие экзархи всея Беларуси. Версию о скором возможном переводе татарстанского владыки в Минск первым высказал Telegram-канал «Кремлевский безБашенник», который считается близким к рубиновым звездам Кремля и к тому, что происходит под их сенью. Ряд СМИ тотчас же подхватили эту новость и принялись рассуждать о том, что Московская патриархия не хочет провалить белорусское направление следом за украинским, и поэтому намерена командировать в «братскую республику» сильного церковного деятеля, способного предотвратить здесь очередную историю с томосом.
Кстати, митрополит Феофан — не единственный, кого пресса примеряет на роль наместника святейшего патриарха Кирилла в Беларуси. Уже упомянутый «Кремлевский безБашенник» называет как основных, так и «запасных» кандидатов. Среди основных помимо владыки Феофана числятся митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), а также митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон (Кутовой). На скамейке запасных — митрополит Волоколамский Иларион и епископ Пантелеимон, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению. При этом самые высокие шансы у двух наиболее уважаемых правящих архиереев — Тихона (Шевкунова) и Феофана (Ашуркова). Первый традиционно считается близким к Владимиру Путину, а второй имеет огромный опыт дипломатической работы за рубежом (правда, в основном в странах исламского мира) и тоже в известной степени давно знаком с первым лицом российского государства.
Самые высокие шансы у двух наиболее уважаемых правящих архиереев — Тихона (Шевкунова) и Феофана (Ашуркова). Первый традиционно считается близким к Владимиру Путину
Есть на стороне казанского владыки и еще один ощутимый козырь. Всего полгода назад, в августе 2018 года, послом РФ в Беларуси был назначен Михаил Бабич, оставивший ради новой должности пост президентского полпреда в ПФО. На днях Telegram-канал «Незыгарь» сообщил, что Бабич «активно взялся за Беларусь, работает без праздников и выходных». Основная цель Михаила Викторовича — жестко отстоять российские интересы в республике, которая слишком привыкла к легким «подачкам» со стороны Москвы. По оценкам экспертов, за 20 постсоветских лет РФ вложила в РБ 126 млрд рублей и теперь хотела бы получить отчет и заверения в «братской любви». С этой целью новый посол, по данным «Царьграда», формирует в Минске свою «боевую группу». Почему бы митрополиту Феофану, как давнему знакомому Бабича, не войти в ее состав? Тем более что и в Татарстане владыка появился все при том же Михаиле Викторовиче — в 2015-м году, а значит, между ним и бывшим полпредом как минимум есть хорошие рабочие контакты. Уже упомянутый «Незыгарь» считает, что это не просто «деловые контакты», а отношения «духовного отца» (митрополита Феофана) по отношению к «духовному сыну» (Бабичу).
Впрочем, оставим подобные утверждения на совести анонимных «телеграмщиков», которые производят в «духовные сыновья» казанского владыки не только экс-полпреда ПФО, но и нынешнего врио губернатора Петербурга Александра Беглова, начальника управления президента РФ по внутренней политике Андрея Ярина и некоторых силовых и эфэсбэшных генералов. Примечательно, что «Незыгарь» считает и самого митрополита Феофана кадровым офицером — рангом не ниже генерал-полковника СВР, и вообще — представителем и лоббистом федерального силового блока. Но, разумеется, подтвердить это не легче, чем документально зафиксировать факт «духовного сыновства».
Есть на стороне казанского владыки и еще один ощутимый козырь. Всего полгода назад, в августе 2018 года, послом РФ в Беларуси был назначен Михаил Бабич, оставивший ради новой должности пост президентского полпреда в ПФО
Митрополит Тихон (Шевкунов) — безусловно, тоже весьма сильная и влиятельная фигура далеко за пределами РПЦ, но против версии его перевода в Минск говорит тот факт, что он был лишь недавно (чуть более полугода назад) назначен главой Псковской митрополии. Переводить его прямо сейчас на новое место — не в традициях Московской Патриархии, которая обыкновенно дает своим ставленникам не менее года, чтобы уладить дела во вверенной им епархии. Что же касается митрополита Феофана, то он скоро отметит четырехлетие своего пребывания на казанской кафедре. Основные задачи, которые могла ставить перед ним русская православная церковь в момент назначения в Татарстан, им, думается, выполнены. Влияние РПЦ по сравнению с временами митрополита Анастасия (Меткина) значительно выросло. В ключевых монастырях Свияжска и Раифы обосновались новые наместники, иеромонахи Симеон (Кулагин) и Гавриил (Рожнов), прибывшие специально для этого из Оптиной пустыни («оптинский десант»). Строительство грандиозного собора Казанской иконы Божией Матери идет к концу: внешние фасадные работы были завершены еще в прошлом году, и теперь на очереди — внутренняя отделка. Решается и вопрос с церковной реституцией — последним в лоно РПЦ вернулся Николо-Гостинодворский храм. Все эти процессы, запущенные в РТ при митрополите Феофане, вполне могут автоматически идти и без него — поэтому не исключено, что в Москве, решая белорусский вопрос, сделали ставку именно на его кандидатуру.
В настоящее время патриаршим экзархом в Беларуси является митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев), но в Москве им, судя по всему, не очень довольны
«ВСЕ НА БОРЬБУ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИЕЙ»: КАК РИМ КОЛОНИЗИРУЕТ БЕЛАРУСЬ
В настоящее время патриаршим экзархом в Беларуси является митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев), но в Москве им, судя по всему, не очень довольны. Хотя «автокефалия по-украински» Минску не угрожает: здешняя «белорусская автокефальная православная церковь» настолько малочисленна, что насчитывает в своих рядах сотни, если не десятки прихожан. Да и сам «батька» Александр Лукашенко, в отличие от украинского коллеги, не отделяет себя от РПЦ и 7 января зажигал рождественскую свечу вместе с митрополитом Павлом. Однако, как говорят, на личном уровне отношения у него с архиереем не сложились, и это одна из причин возможной замены.
Ощутимая угроза имеется со стороны католической церкви, которая неспроста считается второй по величине религиозной конфессией страны. Всего в Беларуси насчитывается 470 римско-католических приходов, которые за последние годы обзавелись 108 новыми храмами. По разным оценкам, общий объем инвестиций в местное католичество составил 1 млрд 83 млн белорусских рублей. Такими темпами католики вскоре могут потеснить православных в РБ и даже выйти на первое место. Отсюда понятно, что главной задачей нового патриаршего экзарха станет борьба с католической экспансией.
Митрополит Феофан, кстати, знаком, с нынешним 266-м папой римским Франциском еще по своей работе в Аргентине. Впрочем, как рассказывал сам владыка в беседах с «БИЗНЕС Online», знакомство это было ни к чему не обязывающим. «Да, мы встречались с Франциском, он в это время был ректором семинарии святого Иосифа в Буэнос-Айресе, — вспоминал казанский правящий архиерей. — Он был такой же, как и остальные католические священники. Преподавал, руководил семинарией, иногда приходил к нам, и мы общались. Ничего не предвещало, что именно он станет Папой Римским почти 30 лет спустя. Был уравновешенным, без эмоций, ровным, спокойным, в общем — обычным священником-иезуитом. За беседой мог выпить чашку кофе или рюмку коньяка, но без сближения и без раскрытия души нараспашку, как принято у русских. Что еще о нем можно сказать? Бывает так, что один из наших знакомых вдруг становится кем-то значительным, и тогда мы начинаем торопливо вспоминать или додумывать, что нас этим человеком связывало. Но я не хочу ничего додумывать. Было обычное общение, был простой человек, который неторопливо продвигался по лестнице церковных чинов. Однако наши жизненные пути с ним разошлись достаточно давно».
Теперь, может статься, жизненные пути двух выдающихся церковных деятелей вновь пересекутся — на этот раз на фоне некоторого соперничества. Впрочем, казанский владыка славится своим умением выстраивать дипломатические отношения — в свое время это удалось ему даже с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, причем задолго до того, как последний объявил себя «пехотой Путина». Тогда митрополит Феофан был епископом Ставропольским и Владикавказским и окормлял Кавказ в самые сложные годы его «замирения» после двух кровопролитных чеченских войн. Что касается должности экзарха, то и в этом качестве ему уже доводилось выступать — таковым он был в начале 1990-х годов при патриархе Александрийском и всея Африки. Но это был несколько иной пост в сравнении с должностью белорусского экзарха, которая открывает нынешнему главе татарстанской митрополии огромные перспективы — вплоть до (как считают некоторые Telegram-каналы) возможности претендовать на место первого лица РПЦ.
Сам митрополит Феофан пока что воздерживается от подробных комментариев на белорусскую тему. Несмотря на высокий статус, который гарантирует ему должность наместника, с Татарстаном казанского владыку связывает слишком многое. «У меня здесь большое количество проектов, которые хотелось бы довести до конца, — признался владыка в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Так что никуда я не уеду, это все пустые разговоры анонимных конспирологов». Впрочем, церковь сродни армии — если Московская патриархия издаст соответствующий указ о переводе в Минск, казанский правящий архиерей вынужден будет этому подчиниться.
Анатолий Степанов: «Я вижу только одну причину, по которой может состояться отставка Павла — это напряженные отношения с главой Белорусского государства Александром Лукашенко»
«ЕСЛИ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ СТАНЕТ КРИТИЧЕСКОЙ, МИТРОПОЛИТА ФЕОФАНА ОТПРАВЯТ ТУДА «ТУШИТЬ ПОЖАР»
О том, есть ли у Московской патриархии причины сменить белорусского митрополита Павла и какую роль при этом может сыграть казанский владыка, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов:
Андрей Кураев — протодиакон РПЦ:
— Ну по-моему, это назначение не было в свое время согласовано с президентом Беларуси Александром Лукашенко, Но еще до своего назначения митрополит Павел успел прославиться и получить прозвище «чернобыльского краника». В одном из интервью он заявляет, что Россия готова открыть «чернобыльский краник» для того, чтобы наказать своих врагов. И такое упоминание чернобыльской трагедии в своих высказываниях для митрополита просто на грани. Он совсем там не стал своим, судя по информации, которая поступала из Беларуси. А кто займет его место, решение нашего патриарха очень непредсказуемо, но замена митрополита мне кажется очень рациональным решением.
Всеволод Чаплин — экс-заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей:
— Из разных источников действительно я слышал за последние несколько месяцев об усилении сложностей отношений между митрополитом Павлом и белорусским руководством. Поэтому вероятно, что дыма без огня нет. Но решение может принимать только священный синод. Пока решения такого не принималось. Митрополит Павел проявляет активность на своей нынешней церковной кафедре, за последнее время начал очень активно давать интервью. В том числе правильную и очень жесткую позицию высказал по украинской автокефалии, о том, что в Беларуси автокефалии никто не просит. Так что я бы не делил пока минскую кафедру. Если действительно она освободится, то владыка Феофан, конечно, сильный кандидат. Но предсказать… Кстати, могут быть и другие кандидаты, которые достойны этой кафедры. Надо иметь в виду, что принятие кафедры предполагает постоянное членство в синоде русской православной церкви. Человек, который займет эту кафедру, автоматически становится кандидатом в патриархи. Поэтому члены синода будут думать очень серьезно, если встанет вопрос о том, если минская кафедра освобождается. Но предсказать решение очень и очень сложно. Вполне возможно, решение, подготовленное заранее, в ходе синода окажется совершенно другим. Так бывало не раз. Поэтому любые предсказания в данный момент могут оказаться довольно глупыми. Кстати, я не исключаю, что в Минске будут активно предлагать свою кандидатуру изнутри белорусской православной церкви.
Знаете, митрополит Павел всегда пользовался доверием у московской патриархии и федерального центра. Но, как я сказал, из целого ряда источников за последние месяцы слышится усложнение отношений с руководством в Минске. Что касается Феофана, то это, конечно, сильный кандидат.
Анатолий Степанов — главный редактор информационного агентства «Русская народная линия»:
— Это сложный вопрос. Кадровые перестановки, кадровая политика… Ситуация в Беларуси изначально была сложной, сразу после назначения митрополита Павла. Там, насколько мне известно, не очень сложились отношения с белорусскими властями, с президентом Лукашенко. Он видел в этой должности другого человека. И это сыграло свою роль, стало таким неблагоприятным фоном для назначения митрополита Павла. Понятно, что отношения с государственными властями, особенно в такой специфической стране, как Беларусь, где существует такой достаточно авторитарный режим, очень важны для проведения церковной политики. Вспоминается и достаточно сложная ситуация, когда был совершен провокационный вброс, на который митрополит Павел не сориентировался сразу. Вопрос касался белорусской автокефалии. Сейчас ситуация уже немного ушла. Но тогда она была достаточно острой. Правда, потом он все поставил это под контроль… Я не знаю, насколько слухи соответствуют действительности. Прошел синод в прошлом году в Минске впервые. И никаких замечаний в адрес политики патриаршего экзарха Беларуси не высказывалось. Сложно комментировать эту ситуацию, потому что кадровые решения и в нашем государстве, и в церковных структурах зачастую являются очень неожиданными. И если о них и знает кто-то, то только первые лица, которые принимают эти решения.
Я вижу только одну причину, по которой может состояться отставка Павла, — это напряженные отношения с главой Белорусского государства Александром Лукашенко. Других причин нет. Автокефалийные настроения в Беларуси не столь остры, как на Украине. Это все благодаря тому, что еще в давние времена митрополит Иосиф (Семашко) достаточно четко планомерно и жестко провел церковную спецоперацию по ликвидации унии. Уния была заключена в Бресте. Но поскольку часть территории тогда не входила в состав Российской империи… Вот в Беларуси это удалось. Там эта ситуация не стоит очень остро, хотя есть там и националистические группы, которые работают на разрыв отношения с Россией, и сепаратистские настроения среди определенной части белорусского духовенства. Но они не критичны. Сам президент Беларуси высказывался против какой-либо автокефалии и отделения от РПЦ. Проблема эта не стоит. Единственная возможная причина отставки митрополита Павла — отношения с властями. Других причин для этой кадровой замены я не вижу, что значит, она несвоевременна была бы. Митрополит Павел — человек патриарха, и там никаких проблем в этом смысле нет.
Митрополит Феофан — это такой пожарный. В последнее время его назначают на такие проблемные кафедры. Как раз Казань была проблемной кафедрой после перевода митрополита Анастасия. И владыка Феофан, насколько мне известно, довольно успешно справился с ситуацией по нормализации епархии, выстраивании отношений с местными властями. В общем, в данном случае он на своем месте, а Казань, Татарстан — довольно непростой регион. До этого владыка Феофан продолжительное время служил на Кавказе, где ему приходилось заниматься точно таким же выстраиванием отношений с руководителями республик. Тем более тогда епархия была большой и включала в себя несколько республик. Поэтому если действительно ситуация в Беларуси стала такой критической, то, может быть, митрополита Феофана и направят туда «тушить пожар». Но все это гадание на кофейной гуще.
«Церковь не управляется каким-то авторитарным мнением правящего архиерея. Она управляется соборно»
«НУЖНО ЖДАТЬ ВЕСНЫ — СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАСЕДАНИЕ СИНОДА БУДЕТ В МАЕ»
Владимир Вигилянский — настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ, бывший пресс-секретарь патриарха Алексия:
— Я ничего об этом не знаю, обсуждений на тему отставки патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Павла я не слышал. Такие решения принимает священный синод, это не делается указом патриарха. Недавно (накануне Рождества) было заседание синода — никаких отставок или назначений не было. Теперь нужно ждать до весны — следующее заседание синода, предположительно, будет в мае.
Владыку Павла я знаю много лет, он прекрасный человек, очень спокойный, очень разумный. Он прошел через очень многие послушания: только на моей памяти он был представителем в Иерусалиме — был главой православной миссии на Святой земле, после этого был наместником Псково-Печерского монастыря, был Рязанским митрополитом. Всегда был на виду у патриарха Кирилла и вот — заслужил, что его назначили в Беларусь. Никогда с ним не было связано никаких историй или скандалов. Очень рассудительный, очень духовный человек.
Виталий Милонов — депутат Госдумы, член комитета Госдумы по международным делам:
— Было бы неправильно с моей стороны это комментировать, поскольку я не погружен в данную повестку. Это решает архиерейский собор. Федеральный центр патриарший экзарх не может устраивать или не устраивать, поскольку у нас церковь руководствуется церковным уставом и подчиняется церковным законам, а не светским. В отличие от Украины, церковь у нас не управляется государством. Наши добрейшие отношения церкви и большинства членов правительства вовсе не означают, что власть может что-то указывать. А в том, что меняются митрополиты, не нужно усматривать какого-то тайного смысла. И в церкви есть ротация, есть практика, когда происходят изменения в правящей иерархии. Ничего необычного в этом нет. Церковь не управляется каким-то авторитарным мнением правящего архиерея. Она управляется соборно. Конечно, от личности архиерея много зависит, но церковь — это единый живой организм. Это не губернатор со своей областью. Человек, который приходит в церковь, он же, как правило, не ходит к епископу, если только на праздничных службах его видит. Он посещает свой приход, к своему приходскому священнику, у которого он исповедуется. Для человека именно он представитель церкви. А слишком много увлекаться архиерейскими процессами не стоит. На нас, обычных христиан, вопросы управления мало распространяются.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 154
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.