Большой проблемой для россиян, уходящих на длинные каникулы по случаю Нового года, традиционно становится последующее возвращение на работу. Как сделать его менее болезненным? Об этом психотерапевт клиники «Инсайт» Гумар Зиатдинов рассказал читателям «БИЗНЕС Online». Он уверен, что прилетать из теплых краев в ночь перед первым рабочим днем точно не стоит. И вообще, при правильном настрое за пару дней можно отдохнуть так, словно за плечами был целый отпуск.
Гумар Зиатдинов: «Если вы куда-то улетаете, то не надо возвращаться 8 января, чтобы на завтра с утра уже идти на работу. Необходимо оставлять буфер — один-два дня, чтобы войти в трудовой режим»
«КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ТОЛЬКО ОДНА СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ — ЭТО НАШ КЛИЕНТ»
— Гумар Махмутович, как влияют ли на психическое здоровье граждан длинные новогодние каникулы? И как бы вы посоветовали проводить эти праздничные дни?
— Был такой удивительный человек Носсрат Пезешкиан — создатель позитивной психотерапии, он был даже номинирован за это на Нобелевскую премию. Позитивная психотеатрапия основывается на постулате о том, что нет ничего абсолютно плохого или хорошего. Помните один из законов Гегеля — единства и борьбы противоположностей, вот и Пезешкиан говорил, что не было бы счастья, но несчастье помогло.
Поэтому здесь важным фактором является сама суть человека, как он ко всему относится. Например, в советское время у нас было три дня выходных: 31 декабря, 1–2 января. 3-го числа уже все шли работать, учиться и так далее. Потом начали прибавлять эти дни, получилось 10 выходных. Некоторым людям и этого не хватает, начали возмущаться: почему 31 декабря не выходной, все равно мы не работаем? Поэтому всегда найдутся люди: и противники, и защитники. Каждый будет предлагать свое, всем угодить абсолютно невозможно.
Так что важно определиться: как я буду использовать эти дни? Я могу один день или три дня использовать настолько насыщенно, что получу заряд бодрости на весь год, а, может, все эти 10 дней буду никакой… И возникает вопрос: праздники — это вообще хорошо или плохо?
— И как вы на него отвечаете?
— Праздник, во-первых, это всегда хорошо. Новый год — это подведение итогов. Я подвел итоги, закрыл проблемы, итальянцы, например, выбрасывают мебель, кто-то еще что-то делает. У нас люди любят пожелания написать на бумаге, ее сжечь, потом все это выпить — разные есть ритуалы — смешные, юмористические. Но они позволяют завершить какое-то дело, освободиться от чего-то. Сейчас «Фейсбук» мне прислал «Что у тебя было в этом году», а там серия интересных фотографий событий 2018-го.
Вот так один человек говорит, что я подвел итоги, пора выстраивать новые планы. А другой человек, который настроен плыть только по течению, покупает алкоголь и начинает пить, он и не помнит, как сам Новый год прошел, и радости не получил. И теперь ему надо восстанавливаться, лечиться. Поэтому надо ставить цель.
— А что еще делать, как не пить, в длинные новогодние каникулы, возразит вам кто-нибудь.
— Цель должна быть позитивная, то есть не то, от чего я хочу уйти, а к чему хочу прийти. При этом цель должна быть осязаемая, ощущаемая, представляемая. То есть я сразу представляю, как хожу на лыжах, как гуляю, как играю в снежки, как с горки катаюсь и так далее. Вот, некоторые говорят: а я бы поехал на Шри-Ланку, но у меня денег столько нет. Так и не обязательно на Шри-Ланку ехать — это зимний праздник, мы здесь его празднуем!
Цель должна быть желанная: насколько я хочу этого достичь? Когда человек говорит, что плыть по течению и ничего не предпринимать — это путь к счастью, то тогда, наверное, да, а что еще делать, как не пить и валяться на кровати? Когда у человека только одна стратегия поведения, максимум две стратегии — это наши клиенты, потому что они изо дня в день, из года в год живут своими простыми стереотипами. А когда у человека больше стратегий поведения, то он гибкий и успешный. Вот это и является технологией достижения успехов. Он провел вне работы три дня, а чувствует, будто месяц отдыхал.
— А какие советы дадите по адаптации к рабочим будням после длинных праздничных выходных?
— Если вы куда-то улетаете, то не надо возвращаться 8 января, чтобы на завтра с утра уже идти на работу. Необходимо оставлять буфер — один-два дня, чтобы войти в трудовой режим. Ближе к концу этих каникул человек говорит себе: я встаю по утрам, как обычно, на работу, начинаю питаться не по-праздничному, а обычной едой… Утром проснулся, позавтракал, и обязательно надо куда-то выйти, чтобы ближе ко входу в рабочий режим. Нужно начинать собираться с мыслями, вспоминать творческие планы, необходимо хотя бы час-два уделять этому. Если же человек прилетел ночью 8-го, а утром 9-го ему на работу, то он все еще там, на курорте.
«Похмельем часто называют симптомы отравления, когда человек позволил себе лишнего»
«ПОХМЕЛЬЕ — ЭТО ПРИЗНАК АЛКОГОЛИЗМА, У ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА ПОХМЕЛЬЯ НЕ БЫВАЕТ»
— Не лучше ли совсем не пить в эти выходные?
— Про алкоголь часто спрашивают. Алкоголь — продукт радости, но когда каждый день праздник, то он перестает быть таковым. Более того, после праздников мы — врачи — ждем мужчин с паническими атаками, следствием нарушения режима. А симпатоадреналовый криз — это одна из универсальных реакций нашего организма на вредности. Если же к симпатоадреналовому кризу прибавилась паника — это паническая атака: внезапно появляющееся сердцебиение, неприятные ощущения или боль в груди, одышка, чувство нехватки воздуха, человек начинает часто дышать… На этом фоне появляется дрожь в руках, онемение, головокружение, человеку кажется, что он сейчас сознание потеряет, умрет, с ума сойдет, страх появляется. Если человек находится где-нибудь в помещении, то он быстренько окно открывает, начинает дышать или выбегает на улицу, если он на улице, то быстрее надо в комнату прибежать. Вот эта паническая атака переживается достаточно тяжело.
— Кто-то может посоветовать: махни пару рюмок — и все панические атаки пройдут.
— Если конкретно подходить к терминам, то похмелье — это признак алкоголизма, у обычного человека похмелья не бывает. Похмельем часто называют симптомы отравления, когда человек позволил себе лишнего.
Вы знаете, ведь по сути своей человек гедонист, мы говорим себе: я хочу получать удовольствие, хочу радоваться, хочу достигать успехов, хочу испытывать счастье, любовь и так далее. Второй момент: если я этого хочу, то должен построить логическую цепочку: как это буду делать, в чем это будет проявляться, сколько в граммах мне вешать этого счастья? И тогда важен третий компонент: кто за меня это будет делать — ответственность.
Я очень люблю смотреть мультики со своими внуками, и есть такой мультфильм «Вовка в тридевятом царстве», когда мальчику по мановению волшебной палочки предоставили «двоих из ларца, одинаковых с лица». А он говорит: «Вы что, и кушать вместо меня будете?» Но только когда все три вышеназванных компонента удовлетворяются, только тогда мы можем говорить о том, что человек достиг результата. И ведь мультик заканчивается чем: Вовка, измученный, что ничего не получается, сделал корыто, принес старухе, старуха говорит — молодец, а он горд, что сделал своими руками. Старуха же спрашивает: а, может, и избу мне сделаешь? Он голову почесал и сказал, что надо подумать. Он получил удовольствие, взял на себя ответственность.
«К сожалению, бывает такое: человек бросил наркотики — стал потреблять алкоголь, бросил алкоголь — стал играть в игровые автоматы»
«ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ПОЛУЧИТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС НЕМЕДЛЕННОЕ СЧАСТЬЕ, МЕНЬШЕ НЕ СТАНОВИТСЯ»
— Вообще пациентов у вас со временем становится больше или меньше?
— Примерно одинаково, одно поколение уходит, другое приходит. Людей, которые хотят получить здесь и сейчас немедленное счастье, меньше не становится. Помните анекдот: «Доктор, пожалуйста мне лекарство от жадности и побольше, побольше, побольше».
— Женщин тоже много?
— Женщины приходят, просто я говорю, что мужчины часто приходят после больших праздников, когда они себе позволяют излишества, и, по сути дела, излишества и приводят к печальным последствиям.
— А разве современные женщины не стараются отставать от сильного пола?
— К сожалению, так называемое равноправие… Если бы равноправие воспринималось как брать ответственность на себя и воспринимать себя увереннее и спокойнее… Но часто женщины воспринимают это как вседозволенность, потребляя тот же алкоголь наравне с мужчинами. Но это выбор каждого человека.
— Не секрет, что алкоголики, бросив пить, например, становятся игроманами. То есть одна зависимость просто переходит в другую.
— Хороший вопрос, с этим мы часто встречаемся, потому что есть определенные особенности характера человека. Он пользуется различными психологическими защитами: я не властен над своими эмоциями, мне обязательно нужно что-то. Доктор, если я пить брошу, мне что, курить нужно или мне что, играть в игровые автоматы? Получается шило на мыло, к сожалению, бывает такое: человек бросил наркотики — стал потреблять алкоголь, бросил алкоголь — стал играть в игровые автоматы. По сути, одна зависимость меняется на другую. Как раз у нас в клинике «Инсайт» есть реабилитационные программы: стационарная программа, когда человеку трудно самостоятельно в этой жизни управлять собой, и тогда в условиях стационара человек начинает осознавать свои чувства, эмоции, желания.
Например, в басне Лафонтена «Лисица и виноград»: бежала лисица, увидела гроздь винограда — сочные, красивые ягоды, прыгала-прыгала, но достать не смогла, и тогда, чтобы не признать себя побежденной, она сказала: наверное, виноград не спелый, проблемы будут с кишечником, а может быть, химикатами обрызгали. И она нашла себе успокоение, отказавшись от достижения цели. Если постоянно так жить, то превращаешься в человека, который не идет к достижению цели, а пытается искать отдельные легкие пути, которые являются суррогатом решения. В частности, игровая, алкогольная, наркотическая зависимость — это тоже суррогат. Люди ведь начинают потреблять наркотики, алкоголь, играть, и усиливаются желания в стрессовых ситуациях. Человек говорит: у меня был сильный стресс, его нужно было снять, и я пошел и напился. Напился и создал новую проблему. Пошел играть в игровые автоматы, проигрался, создал новую проблему…
— Есть какая-то сезонность у этих проблем?
— Сезонности особо не прослеживается, здесь можно отследить другую последовательность. Есть такое понятие, как «сезонная депрессия», а алкоголь — универсальный транквилизатор, и человек «лечится» алкоголем. Тогда говорят: у этого человека запои бывают зимой и осенью, и скорее всего это у него сезонная депрессия. Другие факторы, другие расстройства приводят к тому, что человек этим стереотипным непродуктивным решением пытается задавить свои проблемы.
Какие проблемы? Если говорить о психических расстройствах, например, эндогенные расстройства, такие как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, их распространенность остается одинаковой, они обусловлены эндогенными процессами, внутренними, хромосомными, наследственными, и поэтому больших каких-то сдвигов видно не бывает. Есть так называемые экзогенные, они могут быть за счет физических травм, а есть психогенные, стресогенные расстройства, они зависят от всевозможных стрессовых факторов: нестабильность в жизни, стране, или человек переживает какие-то сильные потрясения… Но, если он берет на себя ответственность за укрепление своей стрессоустойчивости и начинает самое простое — развивает физическую активность или хобби, творческое в профессии, тогда это является фактором повышения стрессоустойчивости и решением такой часто встречающейся проблемы, как эмоциональное, профессиональное выгорание.
«Человек говорит: у меня был сильный стресс, его нужно было снять, и я пошел и напился»
«КАКИХ-ТО СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ РОССИИ, НЕТ»
— Как вы оцениваете общее состояние душевного здоровья россиян? Что показывает статистика? Какое мы место занимаем по сравнению с другими странами?
— Есть такое шутливое высказывание: есть ложь, есть наглая ложь, есть статистика. Поэтому получается, что статистические данные за два-три дня разные агентства предоставляют совершенно не совпадающие. Российская нация, хотя она разная, многонациональная, многоконфессиональная, но все равно есть определенные общие черты. Очень важным качеством является чувство юмора, которое помогает выходить из этого состояния, а есть такой фактор, что чем сложнее, тем больше люди начинают мобилизоваться. Но каких-то специфических заболеваний, характерных для России, нет
Но тут еще все зависит только от полноты статистических данных, например, по психическому здоровью мы получаем результаты по количеству заболеваний, которые зарегистрированы, а регистрироваться они могут только в государственных учреждениях. Есть множество частнопрактикующих врачей, и тогда эти данные не попадают в Росреестр. Потом много больных, которые лечатся у врачей психосоматического профиля — у терапевтов, гастроэнтерологов, неврологов. Есть часть людей, которые увлекаются эзотерикой. Кстати, увлечение эзотерикой может быть косвенным признаком того, что в обществе не все спокойно. Вспомните 90-е годы, когда было сплошное увлечение эзотерикой: Джуна, Кашпировский, Чумак, все ждали передач, заряжали воду, прикладывали больные органы к телевизору и ждали чуда.
— А сейчас возможно повторение этого всплеска? Ведь есть на телевидении мистические каналы.
— Есть один смешной канал, где сидят экстрасенсы и машут руками, когда мне скучно, я могу его включить и смотреть, как они пыжатся. Мистически настроенные люди в это все верят и этим занимаются, они не принимают медикаменты, боятся ходить к врачу, а совершенно непонятные сомнительные методы они начинают использовать. Может быть, это особенность, присущая России.
«Российская нация, хотя она разная, многонациональная, многоконфессиональная, но все равно есть определенные общие черты»
— Что думаете о гомеопатии?
— У гомеопатии нет доказательной базы, идут споры. В Испании, например, началась активная борьба с ней. В нашей стране, видимо, лобби гомеопатическое является сильным, сейчас отвели от представителей гомеопатии недовольство. Но надо понимать, что от медицины здоровье нации зависит процентов на 15 максимум. Остальное — это образ жизни, потому что наш организм имеет огромные возможности и ресурсы. Люди делают все, чтобы сломать свой организм, но организм никак не хочет ломаться.
— Зависит ли психологическое поведение от национальности, вероубеждения?
— Есть национальные особенности, например, у финно-угорских народов — марийцы, мордва, удмурты, венгры, финны, эстонцы, коми, ханты, манси — высокий уровень самоубийств, они в чем-то больше склонны к суициду. Есть много работ по особенностям реагирования на события для той или иной нации. Японцы являются очень эмоциональной нацией, вспомните, как они любуются сакурой или хокку — эти шикарные, очень поэтичные стихи, но в то же время вспомните жестокость самураев.
Есть определенные факторы, которые говорят, что нельзя показывать эмоции. Я сам как-то был в Черемшанском районе, и там в одной из деревень было такое ощущение, что женщины разговаривают сквозь зубы. Оказывается, у них считается неприличным широко открывать рот, и они едва его открывают, хотя хорошо разговаривают, смеются, они веселые, но вот заведена такая традиция.
«МНОГО ТАКИХ ЛЮДЕЙ БЫЛО, ОЧЕНЬ СВОЕОБРАЗНЫХ, ЧУДАКОВАТЫХ, СОВСЕМ УЖ СТРАННЫХ».
— Говорят, что абсолютно любого человека можно признать психически больным…
— Нет, есть достаточно точно выработанные критерии диагностики, и если психиатр начинает выкручивать и здорового человека представлять психически больным человеком, то тогда мы должны определиться с этим человеком и сказать ему: объясни, докажи нам по пунктам. Скорее всего, там идет речь об ошибке в логической раскладке в диагностике, потому что каждое заболевание имеет свои критерии. Нельзя нормального человека назвать психически больным. Во-вторых, есть норма абсолютная, она достаточно большая, есть граница нормы, например, есть такое понятие, как акцентуация личности — это своеобразные люди, они нормальные. Есть книга Карла Леонгарда «Акцентуированные личности», где 2/3 — это примеры из реальной жизни, герои каких-то произведений. Акцентуация тоже делится на две: скрытую и явную. Просто особенность есть у человека. Даже если есть психические расстройства, которые появляются, у нас есть понятие компенсации, субкомпенсации и декомпенсации. Последнее — это когда явное обострение, субкомпенсация — это неустойчивое равновесие, а компенсация — когда все устойчиво. Есть огромное количество людей, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, шизофренией в частности, но окружающие об этом не знают, просто в курсе он немножко чудаковатый, странноватый, и на этом все, никто от этого не страдает, и нельзя на этого человека пальцем показывать. Более того, его надо поддерживать и восхищаться им, что он может сохранять свою социальную адаптацию и приспособленность к этой реальности.
— Да, все гении немного чудаковаты…
— Много таких людей было, очень своеобразных, чудаковатых, совсем уж странных, и как они это используют… Например, вся семья психиатра Виктора Кандинского страдала шизофренией, он тоже страдал этой болезнью и описал псевдогаллюцинаторные переживания. Его величие в том, что он, будучи психически больным, понимая, осознавая описал все это и сделал для нас великое дело. Ярлыки — это самое худшее, что есть на этом свете. У меня есть знакомые, психически больные, я с ними общаюсь на равных. Если такое отношение, то тогда социальная адаптация таких пациентов к реальной жизни будет проходить лучше. Раньше их закрывали, я в студенческие годы работал в психбольнице санитаром, в отделении для беспокойных больных, а теперь нет таких отделений, все отделения равные. Сейчас количество пациентов, которые находятся в психиатрической больнице, меньше почти в два раза по сравнению с тем временем, когда я работал.
Потому что, если будет сеть психиатрических подразделений, реабилитационных подразделений, когда с пациентом будет работать бригада психиатр —психотерапевт — психолог, то тогда его реабилитация, социальная адаптация, приспособление к этой реальности будет гораздо лучше. Не зря говорят, что о развитии общества судят по отношению к пожилым, детям и больным, в частности к психическим больным.
Зиатдинов Гумар Махмутович — заслуженный врач Республики Татарстан, врач-психотерапевт высшей категории. Ведущий специалист в области супервизии помогающих профессий, супервизор Российской психотерапевтической ассоциации, врач-психотерапевт высшей категории, доктор медицинских наук .
Образование
Родился 28 мая 1961 года в Казани.
1968–1978 — обучение в школе №13 Казани.
1978–1984 — учеба в Казанском медицинском институте имени Курашова, педиатрический факультет.
1984–1985 — интернатура в РПБ в качестве детского психиатра.
1985–1988 — работа в Менделеевске, районный психиатр.
1988–1990 — РПБ, психиатр.
1990–1992 — ординатура на кафедре психиатрии ГИДУВа.
1992–2018 — психотерапевтический центр, врач дневного стационара, заведующий.
Гумар Зиатдинов в настоящее время работает в клинике «Инсайт» в качестве супервизора, психотерапевта, ведущий балинтовских групп.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.