Илья Каленков — генеральный директор ПАО «Европейская электротехника»

РОСТ ВЫРУЧКИ И ДОХОДНОСТИ, УЧАСТИЕ В МЕГАПРОЕКТАХ И НОВЫЙ РЫНОК НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

— Илья Анатольевич, с каким результатом группа компаний «Европейская электротехника» завершает 2018 год?

— Для нашей компании год был непростым, но результативным. Мы показали лучший результат за все 14 лет работы и за год ожидаем роста выручки до 4 миллиардов рублей. Подведение финансовых результатов еще впереди, но по итогам 9 месяцев можно сказать, что наша выручка растет одновременно с увеличением рентабельности прибыли. Этот показатель за три квартала вырос с 4,5% до 8,6%, а рентабельность собственного капитала увеличилась с 24,2% до 38,2% по сравнению с прошлым годом. Иными словами, растем двузначными темпами не в ущерб доходности.

Надо сказать, что наша компания публичная, акции торгуются на Московской бирже с сентября 2017 года, поэтому все финансовые показатели есть в отрытом доступе. Подчеркну лишь то, что по итогам 2017 года «Европейская электротехника» в 12 раз до 91,9 миллиона рублей увеличила размеры выплат дивидендов по своим бумагам.

— Сколько сейчас у группы компаний видов деятельности?

— Если говорить укрупненно, то у нас два основных направления. Первое — создание систем энерго- и электроснабжения. Это все, что связано с электричеством, включая проектирование, производство, монтаж систем электроснабжения 0,4-35 кВ. Второе — производство блочного нефтегазового оборудования на нашем заводе полного цикла в Башкортостане. В этой сфере мы начали активно развиваться в 2018 году. В общей сложности у нас работают более 400 человек, создана федеральная сеть из 12 инжиниринговых центров, которые осуществляют более 470 проектов — на четверть больше, чем годом ранее.

Чтобы увеличить, нажмите

— Кто ваши клиенты?

— В Татарстане в числе крупных я бы назвал «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез». Мы не новички на рынке республики, дочернее предприятие «Европейская электротехника-Поволжье» работает здесь с 2007 года. С тех пор только в Татарстане мы реализовали свыше 30 проектов в сфере энергетики, машиностроения, нефтегазового комплекса. В масштабах России нашими клиентами являются крупнейшие нефтегазовые компании: «Роснефть», «Газпром», «Новатэк», «Лукойл». Компания участвует в масштабных проектах — «Сила Сибири», «Ямал СПГ», «Смоленская АЭС» и ряде других.

— Насколько жесткая конкуренция на рынке инжиниринга в РТ?

— Для нас рынок Татарстана в числе перспективных и в то же время он крайне конкурентный. Тем не менее за годы работы мы смогли найти здесь свою нишу, доказать заказчикам свою компетентность.

Чтобы увеличить, нажмите

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЫНКИ, НОВЫЕ ПРОЕКТЫ, В ДРАЙВЕРАХ НЕФТЯНКА И НЕФТЕХИМИЯ

— Какие проекты компания реализовала за 2018 год?

— В нефтегазовой сфере серьезными для нас стали поставки оборудования подрядчикам строительства газопровода «Сила Сибири» — компаниям «Стройгазмонтаж» и «Стройнефтегаз». Мы осуществили достаточно большие поставки группе компаний «Петон», ведущей строительство для «Газпрома» завода сжиженного газа в Ленинградской области. Это, пожалуй, два наиболее крупных проекта, плюс текущие поставки «Роснефти» и «Башнефти».

На рынке электрообеспечения мы завершили в этом году оснащение подстанции 220 кВ «Славянская» в Западной Сибири, изготовили и поставили собственное оборудование на объекты гражданской инфраструктуры Дальнего Востока, нами разработаны и произведены три подстанции для подрядчиков по бурению «Роснефти».

Вообще драйверами рынка инжиниринга в этом году, да и в последние пять-шесть лет становятся высокотехнологичные рынки нефтегазовой и нефтехимической промышленности, а также точное машиностроение.

Чтобы увеличить, нажмите

— В каких сферах, наоборот, снизились темпы?

— В последние несколько лет нет прежней динамики в сфере офисного строительства и ретейла. Отчасти это связано с насыщением рынка, а также с ориентацией нашей компании на высокотехнологичные, сложные решения, которые в этих сферах просто не востребованы.

— Как группа компаний «Европейская электротехника» оценивает состояние рынка инжиниринга в России?

— Несмотря на некоторые сложности в экономике, рынок инжиниринга в этом году показал очень серьезный рост. В первую очередь это связано со спросом, который стимулируется запущенными в России крупными проектами, госпрограммами по обновлению и развитию инфраструктуры, импортозамещению, цифровизации экономики. В целом это говорит о переходе страны от модели роста потребления к модели роста промышленного производства — и это правильно.

— Каковы перспективы рынка инжиниринга в России?

— Главные точки роста мы, как и прежде, видим в нефтегазовом секторе, развитие которого идет от продажи углеводородного сырья к его глубокой переработке. В стране идут колоссальные стройки, которых в России не было никогда, даже в советское время. Это строительство Амурского газоперерабатывающего завода, комбината «ЗапСибНефтеХим», Иркутского завода полимеров. И это не все — принята национальная программа «Цифровая экономика», комплексный план развития инфраструктуры РФ, запланирована цифровизация электросетевого холдинга «Россети», строительство второй очереди космодрома Восточный. Эти и ряд других проектов в ближайшие годы создадут серьезный спрос на инженерное и технологическое оборудование.

Чтобы увеличить, нажмите

УРОКИ КРИЗИСА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРЕИМУЩЕСТВА СОТРУДНИЧЕСТВА

— Кризисная ситуация в экономике, санкции как-то сказались на вашей работе? Как вы оцениваете ситуацию?

— Как ни странно, мы смогли извлечь пользу из кризиса. Дело в том, что вместе с нестабильностью доля импортных игроков, поставок стала стремительно снижаться, мы же стали загружать заказами российские предприятия. Это и развернуло непростую ситуацию в нашу пользу.

— Почему компаниям выгоднее сотрудничать с вами? Что у вас есть такого, чего нет у других?

— Начну с того, что наша компания в состоянии спроектировать или адаптировать под российские нормы даже иностранный проект. Наши специалисты способны произвести нефтегазовое оборудование, скомплектовать объект, а в некоторых случаях еще и построить его. Таких компаний на российском рынке не так много, от силы пять-шесть, и мы в их числе.

Если говорить про наше второе направление — электротехнику, то этот рынок более сегментирован, на нем работает большое количество производителей. С одной стороны, мы тоже производители, а с другой — мы можем выступить ЕРС-контрактором, предложить комплексную услугу. Если, конечно, она нужна заказчику.

Чтобы увеличить, нажмите

— У вас довольно большой портфель заказов. Вы нацелены на крупные контракты или готовы браться за небольшие? 

— Мы, как и все, участвуем в открытых конкурсах компаний — и на сотни миллионов рублей, и на миллионы рублей, но с нашими ключевыми партнерами готовы работать и по совсем небольшим заказам.

Чтобы увеличить, нажмите

«ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» — ТРЕНД НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, «БЕЗЛЮДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» И ПРОГНОЗ НА 2019 ГОД

— Ваша компания работает на рынке с 2004 года. Как за 14 лет изменились запросы заказчиков?

— Речь идет о радикальных изменениях. Наше историческое название «Европейская электротехника» четко отражает то, чем мы занимались в 2004–2005 году. По сути, это был практически стопроцентный импорт самых разнообразных электротехнических изделий из Европы. За 14 лет все принципиально изменилось. Теперь мы или производим эти изделия самостоятельно, или покупаем их у российских производителей оборудования, импорт сейчас составляет менее 3% нашей выручки.

Чтобы увеличить, нажмите

— На протяжении последних лет многие компании взяли курс на импортозамещение. Какая у вас локализация производств?

— У нашей компании есть направления, по которым локализация очень высокая, доходит до 95 процентов, а есть направления, где мы серьезно зависим от иностранных комплектующих, просто потому, что в России они не производится в принципе.

— В России взят курс на индустрию 4.0. Как вы думаете, у страны, предприятий получится сделать технологический скачок?

— Мы просто не можем этого не сделать, это обязательная вещь для всей экономики. Наша компания не остается в стороне от данного процесса, участвует в программе «Роснефти» «Безлюдные промыслы» по созданию полностью автоматизированных промысловых площадок.

Чтобы увеличить, нажмите

— Каков ваш прогноз по развитию рынка инжиниринга на 2019 год? Чего опасаетесь? На что надеетесь?

— Конечно, опасаемся скорее каких-то внешних воздействий, на которые мы не можем как-то влиять. Надежды? Они у нас не абстрактные — есть воронка продаж, проекты, которые там уже находятся. Если общий фон не ухудшится, то следующий год должен быть очень и очень неплохим.