Рустам Минниханов: «Скоростной режим, пьянство за рулем: культура вождения у нас пока какая есть. Общественное порицание через СМИ — тоже эффективная мера, не только штрафами наказывать» Фото: president.tatar.ru

ЦЕЛЬ — 4 ПОГИБШИХ НА 100 ТЫС. ЧЕЛОВЕК

Сегодняшняя совместная коллегия кабмина РТ и МВД по РТ «О реализации мер по повышению безопасности дорожного движения» собрала весь бомонд республиканских чиновников, а потому ожидались громкие решения, которые и последовали. Начали, впрочем, с хорошего — фильма о снижении в Татарстане числа ДТП, погибших и раненых в дорожных происшествиях, а также новых технологиях, которые помогают этого добиться. Бо́льшая часть нововведений нынешнего года известна читателям «БИЗНЕС Online», в их числе тотальный контроль скоростного режима на трех федеральных трассах, внедрение системы Robot-MultiRadar и обеспечение всех сотрудников ГИБДД нагрудными видеорегистраторами.

Мажорную ноту поначалу продолжил и первый докладчик — глава МВД по РТ Артем Хохорин. Министр заметил, что темпы сокращения погибших при ДТП в Татарстане одни из самых высоких в ПФО. Подспорьем в сокращении числа дорожных происшествий должен стать «майский указ» Владимира Путина и «Стратегия безопасности дорожного движения в РФ на 2018–2024 годы». Одна из задач стратегии — достижение нулевой смертности в ДТП к 2030 году.

— В качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска — не более 4 погибших для 100 тысяч человек, — заметил Хохорин. — Для [всего населения] нашей республики это не более 166 погибших в год. На текущий момент в Татарстане это значение чуть менее 9 погибших на 100 тысяч населения.

СМЕРТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ И ЗАПОЗДАЛЫЕ СВЕТОФОРЫ

Хохорин напомнил, что одно из условий для нулевой смертности — безопасные и качественные дороги.

— В 2017 году были выполнены мероприятия по устранению 63 мест концентрации ДТП, — рассказал министр. — Мы пока единственные в России выделили такой показатель, как потенциальные места концентрации ДТП для своевременного реагирования — в этом году у нас 59 таких участков, на 46 из них выполнены мероприятия по повышению безопасности. На 7 — частично. Это позволяет предупредить возможные жертвы и ДТП.

Однако не всегда дорожные инженеры устраняют опасность вовремя. В качестве примера Хохорин привел ДТП на пешеходном переходе на улице Ибрагимова, где светофор появился только на следующий день после гибели ребенка и его матери. «Своевременное введение светофора помогло бы избежать этого», — заметил министр, добавив, что после его установки на этом участке ДТП пока не повторялось.


Есть другие случаи, когда после реконструкции улично-дорожной сети печальные инциденты не прекращаются. Так, на перекрестке проспекта Сююмбике — Дружбы Народов в Набережных Челнах были установлены искусственные неровности, дорожные знаки и шумовые полосы. Но даже с таким набором предупредительных элементов за 11 месяцев этого года на этом перекрестке произошло 8 ДТП, в которых пострадали 10 человек. «Это меньше, чем в прошлом году — 21 пострадавший, но участок остался местом концентрации ДТП» — констатировал Хохорин.

Министр также заострил внимание на борьбе с лобовыми столкновениями на трассах при выезде на встречную полосу движения. По его словам, в этом году ФГУ «Волговятскуправдор» установило разделительное ограждение на 17 км федеральных автодорог, до конца года планируется добавить еще 20 километров. Однако еще 83 км останутся неразделенными. «Получается, что проблему столкновений на федеральных дорогах мы сможем полностью решить только за три года, — сделал вывод министр. — При этом число ДТП остается высоким — в текущем году было 11 ДТП, в которых 8 человек погибли и 28 получили травмы».

Аналогичная проблема и на региональных дорогах, где требуется установить ограждения на протяжении 55 км, а сейчас они расставлены только на 2,5 километра.

— Последствия не заставляют себя долго ждать, — констатировал министр. — В августе на 4-м километре автодороги Челны — Заинск — Альметьевск водитель автомобиля KIA Ceed выехал на встречку и совершил столкновение с автомобилем «Богдан». 1 человек погиб, 7 травмированы, в том числе двое детей. 

Завершая отчет на эту тему, Хохорин внес предложение заменить железные ограждения на полимерные, как это сделано в Московской и Владимирской областях, а также в Удмуртии. Это позволит удешевить процесс установки в два раза, к тому же улучшится вид ограждений.

Хохорин внес предложение заменить железные ограждения на полимерные, как это сделано в других областях. Это позволит удешевить процесс установки в два раза, к тому же улучшится вид ограждений Фото: president.tatar.ru

ГИБДД ХОЧЕТ ВЕРНУТЬ ОТОБРАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Далее министр выразил сожаление, что с 2011 года у ГИБДД отобрали право согласовывать проекты и схемы организации дорожного движения. Следовательно, ГИБДД  не участвует в приемке дорог при вводе их в эксплуатацию. Это привело к тому, что выявленные нарушения в работе дорожников после сдачи объекта устранять значительно дороже, а порой и невозможно.

— Можно вспомнить путепровод через железнодорожные пути в Зеленодольске. При его проектировании не учли особенностей организации дорожного движения, и уже через первые три недели после открытия движения произошло 6 ДТП, — привел пример министр. Он также указал на то, что нередко дорожники при проведении работ не могут обеспечить безопасности и работают с нарушениями. Пример — ДТП с машиной дорожников, датированное 12 июня, на трассе Йошкар-Ола — Зеленодольск, в котором погиб водитель.

Третья проблема, которую могло бы решить участие ГИБДД, — организация парковок.

— На улице Нариманова возле пересечения с улицей Межлаука исполком таким образом обеспечил муниципальную парковку, что при остановке автомобиля закрывается видимость пешеходного перехода, — заметил Хохорин.

По его словам, для возврата госавтоинспекции утраченных функций на госуровне уже сделаны первые шаги. 29 декабря вступает в силу ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» №443. Он предусматривает согласование проектов организации дорожного движения по дорогам регионального и местного значений с органами госвласти.

— Предлагаю закрепить постановлением необходимость разработки механизма согласования проектов и схем организации дорожного движения Госавтоинспекцией республики, в том числе и при устройстве муниципальных парковок, — выразил главную мысль Хохорин.

«ВОДИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ГОНКУ ДРУГ С ДРУГОМ»

В заключение он прошелся по пассажирским перевозкам в Казани, Челнах и Нижнекамске, которые охарактеризовал высокой аварийностью. 

— В Казани четыре ПАТП на огромный штат рабочих, требуются большие затраты, — заметил министр. — Все эти предприятия создают конкуренцию друг другу, водители начинают гонку друг за другом. Год назад исполкому было дано поручение о проработке вопроса профилактики аварийности, исключение зависимости дохода водителей автобусов от выполнения плановых показателей. Однако с повестки дня вопрос так и не снят, до сих пор доход водителей маршрутного транспорта продолжает складываться из числа выполненных рейсов и собранной выручки. 

Хохорин подчеркнул, что в Казани последние два года тянется рост числа ДТП по вине автобусов, и предложил изучить самарский опыт, где аварийность по вине водителей автобусов в три раза меньше. Причин несколько — правильное расписание движения, которое не вызывает столпотворения автобусов на остановках и привязка зарплаты к соблюдению графика движения и безаварийной езде, а не к выручке предприятия.

Напомним, казанские власти уже несколько лет также призывают к переходу на европейскую систему (оплата за выполнение рейсов), но, как объяснял в интервью «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков, на это нужны немалые средства. Что касается сравнения с другими городами, то статистика некорректна, потому что в нее не попадают изжитые в Казани маршрутные такси — это не считается общественным транспортом, все ДТП с малыми автобусами находятся в общей статистике. Если эти данные включить, картина будет не лучше, чем в столице Татарстана до транспортной реформы и появления красных автобусов.

В числе нововведений нынешнего года – обеспечение всех сотрудников ГИБДД нагрудными видеорегистраторами Фото: «БИЗНЕС Online»

«УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЕСТЬ, ЕСЛИ ОН НЕ СДАЛ? МОЖЕТ, НАМ ЧЕРЕЗ ПАРЛАМЕНТ ИНИЦИИРОВАТЬ?»

Завершая доклад, Хохорин указал на то, что в последние три года в Татарстане снижается число водителей, которые уклоняются от сдачи водительского удостоверения после выданного предписания ГИБДД. Статистика аварийности неблагоприятная: за 11 месяцев количество ДТП с участием лиц, лишенных прав, возросло на 24%.

Выслушав Хохорина, президент РТ Рустам Минниханов поинтересовался, каков порядок изъятия водительского удостоверения у нарушителя.

— Он обязан сдать [ВУ]. Пока не сдал, у него срок не начинает течь, — ответил министр. — Но многие продолжают ездить. Отдельные начинают говорить, что они удостоверение потеряли.

— У нас база данных в электронном виде есть у каждого инспектора? — спросил президент РТ.

— Да, мы учет ведем, мы единственные в России, кто целевым образом такой работой занимается, — ответил Хохорин.

— Уголовная ответственность есть, если он не сдал? — уточнил Минниханов и, получив отрицательный ответ, предложил. — Может, нам через парламент инициировать?

— МВД России идет тем курсом, чтобы отказаться от того, чтобы водитель возил с собой удостоверение. Все будет в базе данных, и проблема будет решена сама собой, — ответил на это Хохорин.

— Он должен понимать, что, если сел за руль автомобиля без права, должна быть уголовно наказуемая [ответственность] или огромный штраф, — стоял на своем Минниханов. Он предложил выйти с такой инициативой в республиканский парламент, который обратится уже в Госдуму РФ.

— Человек должен осознанно понимать, что это очень чревато, большое нарушение. Сел за руль — значит, уже нарушитель. Лишили — и лишили, а он сел и поехал, — возмущался глава республики. Министр признал, что в этом есть «разумное зерно», а похожее наказание есть за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде.

Тут к обсуждению присоединился прокурор РТ Илдус Нафиков.

— Рациональное зерно есть, это можно криминализировать, — прокомментировал он.

 «То, что мы делаем дороги более качественными, тоже имеет свои последствия»

Затем настала очередь доклада министра транспорта и дорожного хозяйства Линара Сафина.Он сообщил, что доля нормативных дорог в Казани всего за два года выросла с 65% до 81%, а в челнинской агломерации — до 76%. Также речь шла в целом об итогах строительства дорог – 2018, которые министр озвучивал на недавнем брифинге в кабмине РТ.

Ранее сообщалось, что в 2019 году Казани по федеральной госпрограмме на ремонт дорог выделят 2 млрд рублей, Набережным Челнам — 1,3 млрд рублей. Федеральные средства получит и Нижнекамск — 490 млн рублей.

— Какие будут вопросы? — спросил Песошин. Зал молчал, и премьер-министр хотел было отпустить Сафина, но слово вновь взял Минниханов.

— Вопросов к нему много, Хохорин показал, где он недорабатывает, — заметил Минниханов. Президент РТ предложил по максимуму включать в перечень работ участки дорог к школам и детсадам.

— Улучшение качества дорог, увеличение транспортных средств только увеличивает нагрузку, — рассуждал Минниханов. — То, что мы делаем дороги более качественными, тоже имеет свои последствия. На эти вопросы надо обращать внимание.

В 2019 году Казани по федеральной госпрограмме на ремонт дорог выделят 2 млрд рублей, Набережным Челнам — 1,3 млрд рублей. Федеральные средства получит и Нижнекамск — 490 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ГОСАВТОДОРНАДЗОР ВЫПИСАЛ ШТРАФОВ НА 31 МЛН РУБЛЕЙ, А С 1 МАРТА 2019 ГОДА ЛИЦЕНЗИРУЮТ ВСЕХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

О мерах по противодействию нарушениям в сфере пассажирских автобусных перевозок в РТ докладывал главный государственный инспектор Госавтодорнадзора по РТ Борис Смирнов. По его словам, за 11 месяцев в РТ произошло 157 ДТП с участием автобусов (4% от всех ДТП в республике). По вине водителей маршрутных автобусов ДТП происходят преимущественно в Казани и Набережных Челнах. Основная причина — превышение скоростного режима.

— Перевозчики основным показателем работы ставят привезенные доходы, — повторил тезис Хохорина Смирнов. Вторая проблема — нарушение режима труда и отдыха (водители перерабатывают).

За нарушение этих и других правил перевозок Госавтодорнадзор в этом году наложил штрафов на 31 млн рублей. К административной ответственности привлекли 2,6 тыс. субъектов (водителей, должностных лиц и ИП, юридических лиц).

Смирнов отметил, что в РТ предприниматели продолжают совершать регулярные автобусные перевозки по РТ под видом заказных. Например, ФАС в этом году признал недобросовестными конкурентами и выдал предписание на приостановку деятельности в отношении лишь трех перевозчиков. Еще из выявленных Госавтодорнадзором нарушений: в районах не проводится открытых конкурсов на право обслуживания пассажиров, остановки общественного транспорта не соответствуют требованиям, не ведется контроля над выполнением расписания движения.

Тут Смирнов напомнил о том, что Госдумой в этом году принят закон о совершенствовании деятельности перевозки пассажиров. Согласно пункту 4, перевозка пассажиров вне зависимости от формы собственности подлежит обязательному лицензированию. Исключения только для автобусов пожарной охраны, медпомощи, полиции, аварийно-спасательных служб, вооруженных сил и других силовых структур.

Закон вступает в силу с 1 марта 2019 года. «И в течение 120 дней, то есть до конца июня, владельцы автобуса, в котором более 8 мест, должны получить лицензию», — обратил внимание Смирнов, добавив, что все министерства и ведомства, использующие автобусы для перевозки своих сотрудников, также должны получить такую лицензию. По данным ГИБДД, в Татарстане зарегистрировано 17556 автобусов, из которых 5652 принадлежат физическим лицам.


«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШИЛ НАРУШЕНИЕ, КАКАЯ МОЖЕТ БЫТЬ СКИДКА? МЫ ТЕРЯЕМ НА ЭТОМ 3 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ ТОЛЬКО ПО ЭТОМУ ГОДУ!»

Президент Татарстана в заключительном выступлении отметил, что безопасности дорожного движения все еще уделяется недостаточно внимания.

— Все, что было сказано на заседании, — это наша ответственность, надо анализировать. Линар Ринатович (Сафин прим. ред.) вместе с главами должен посмотреть, где какая история и как она решается. Я в детали не буду уходить, Артем Валерьевич (Хохорин прим. ред.) все прекрасно показал в своем докладе, — отметил глава республики.

Президент также подчеркнул, что очень много вопросов возникает по тротуарам и пешеходным переходам, особенно в зимний период, когда не всегда муниципалитеты могут обеспечить соответствующие знаки и разметку. «Есть интересные решения по светофорам. В Казани их поставили. (На пересечении той же Кремлевской и Лобачевского теперь издалека можно увидеть, какой свет горит за счет дополнительных световых конструкцийприм. ред.). Где есть большая проходимость людей, пешеходные переходы тоже стали подсвечивать. На это тоже нужно обращать внимание».

Особую озабоченность у президента РТ вызвала ситуация с перевозками общественным транспортом — Минниханов назвал ее бардаком. Он предложил минтрансу совместно с властями Казани и Набережных Челнов собрать отдельное совещание и взять автотранспортные предприятия под особый контроль, уделив внимание профпригодности самих водителей. «Как они ведут себя на дорогах — это неприемлемо. Наверное, есть критерии заработка, но не должно быть этого беспредела, — подчеркнул глава республики и добавил. — Скоростной режим, пьянство за рулем: культура вождения у нас пока какая есть. Общественное порицание через СМИ — тоже эффективная мера, не только штрафами наказывать».

И тут Рустам Нургалиевич неожиданно сделал главное сенсационное заявление. Президента РТ возмутил «популизм» законодательных органов, которые разрешили автомобилистам платить 50 процентов от наложенного штрафа, если они успеют погасить его в течение двух недель после правонарушения.

— Ну что это такое! — воскликнул Минниханов. — Если человек совершил нарушение, какая может быть скидка? Статистика показывает, что мы теряем на этом 3 миллиарда рублей только по этому году! Никакого повышения собираемости штрафов за нарушения мы не видим, порядка больше не стало. Человек нарушил — он должен заплатить. Эти деньги пойдут на те же перекрестки… Нам надо через наш парламент выйти с инициативой на российское правительство. Кто у нас из вице-премьеров курирует дорожное движение в нем? Максим Акимов? За моей подписью нужно к нему в том числе обращение подготовить…

В целом Рустам Нургалиевич дал «позитивную» оценку обеспечению безопасности дорожного движения в Татарстане, однако еще раз признал, что ситуация не по всей республике однородная.

— Люди гибнут на дорогах, и во многом мы тоже виноваты. Где-то дорожное покрытие ненадлежащего качества, где-то опасные места не обеспечены достаточными знаками, — сделал он вывод и еще раз призвал Хохорина, а также глав муниципалитетов проанализировать ситуацию и сделать работу над ошибками.