Предсказуемый аншлаг собрал в эту субботу в Казани концерт сопрано Аиды Гарифуллиной и Государственного симфонического оркестра РТ под управлением народного артиста России Александра Сладковского. Последний раз они выступали вместе в 2014-м, и нынешнее событие стало одним из самых ожидаемых в культурной жизни Казани в 2018 году. Почему ГСО РТ сыграл особую роль в жизни Гарифуллиной и как на концерте вспоминали Дмитрия Хворостовского — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«С ТАКИМ ДИРИЖЕРОМ ВЫСТУПИТ ОДНА ИЗ САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ НА МИРОВОЙ ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ ПЕВИЦ»
Худрук ГСО РТ Александр Сладковский избаловал Казань великолепными оперными певицами — на «Казанскую осень» только в этом году приезжали Хибла Герзмава и Динара Алиева, а в прошлые годы для казанцев пели «безумная королева барокко» Симона Кермес, Венера Гимадиева, Анна Аглатова, Вероника Джиоева и др. Вишенкой на торте (а точнее, бриллиантом в короне) стало возвращение на казанскую сцену Аиды Гарифуллиной, которая за время четырехлетнего отсутствия успела стать настоящей мировой оперной звездой. «За казанский концерт, честно говоря, волнуюсь даже больше, чем перед моим дебютом на парижской сцене, — признавалась Гарифуллина „БИЗНЕС Online“, — Мне так хочется доставить публике радость, удовольствие, чтобы зрители не разочаровались в своих ожиданиях. Так они долго меня ждали…»
Сам Сладковский отмечал, что идея совместного выступления с Гарифуллиной родилась еще в первый год его руководства оркестром, однако провидение все устроило как нельзя лучше: «В течение этих лет Аида сделала головокружительную карьеру, а наш оркестр преуспел в продвижении бренда ГСО РТ. Таким образом, сегодня могу сказать, что мы имеем не какой-то робкий опыт, а представление двух равно великих величин, завоевавших признание не только в России, но и во всем мире». К слову, с ГСО РТ связан и первый крупный успех Гарифуллиной — после выступления с оркестром в Москве в рамках программы «Одаренные дети Татарстана» она получила признание в профессиональной среде и стипендию фонда Шаляпина «Лучший голос года». О том, насколько совместный концерт важен для культурной жизни Казани, свидетельствовал переполненный зал — люди теснились в проходах, были заняты все приставные места и все ложи, включая правительственную. Ее занял ректор Болгарской исламской академии Камиль Исхаков, и неслучайно — именно он в 2005 году выделил Гарифуллиной грант мэра Казани, который позволил юной певице обучаться в Казани.
«Счастливчики! — воскликнул в начале концерта его ведущий, столичный тележурналист Юлиан Макаров, вызвав шквал одобрительных аплодисментов. — Нас с вами ждет премьера сверх-сверхожидаемая. За несколько дней до этого события город уже слегка лихорадило, и это, без сомнения, любовная лихорадка, как перед первым свиданием. В каком-то смысле так и есть — впервые в главном концертном зале Казани, с таким дирижером, с сольной программой выступит одна из самых востребованных на мировой оперной сцене певиц. Ее ждет мировой тур, а сейчас — испытание первым сольным концертом в родном городе, равноценное победе на самом престижном международном конкурсе».
ГСО РТ КАК ИДЕАЛЬНАЯ ОГРАНКА ДЛЯ АЛМАЗА ГАРИФУЛЛИНОЙ
Для этого испытания была подобрана самая разнообразная программа, в которой нашлось место и итальянской опере, и русской, и «Ромео и Джульетте» Шарля Гуно, и серенаде Петра Чайковского, и романсу Рустема Яхина. Сладковский открыл концерт увертюрой к опере «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини — одним из самых узнаваемых симфонических произведений. Важная роль в увертюре отведена струнным — они у Сладковского не издают звуки, а дышат ими, то глубоко, то прерывисто, а в момент кульминации это горячее дыхание слышишь словно у себя на щеке. А когда струнные объединяются с духовыми и ударными, то перед глазами мгновенно возникает красочный пейзаж, в котором гроза сменяется красотой альпийской природы. Самый знаменитую часть увертюры — галоп — оркестр исполняет легко, виртуозно, без лишней тяжеловесности и в идеальном темпе, при этом не лишая момент экспрессии и стремительности.
Гарифуллина для первого отделения выбрала эффектное красное платье фасона «принцесса», вызвав у публики восхищенное «ах». В этом наряде она исполнила свой коронный игривый вальс Джульетты из оперы Гуно, проникновенную арию Нормы из оперы Винченцо Беллини и сцену таяния из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Когда видишь Гарифуллину впервые, удивляешься: неужели в этой изящной, хрупкой, улыбчивой девушке умещается вся та сила голоса, которой восхищаются в мировых концертных залах? А потом она берет первую ноту, вторую… И вот ты уже не замечаешь ничего, кроме этого волшебного голоса — и хрупкого, и сильного, и гибкого, и сверкающего, которому подвластны самые сложные партии и вокальные приемы.
Джульетта у Гарифуллиной и кокетливая, и доверчивая, и застенчивая, и беззаботная, и втайне ожидающая любви. Casta Diva была проникновенной и волнующей, а Снегурочка восхищала своей внутренней силой. Эту партию Гарифуллина исполняла в громкой постановке Дмитрия Чернякова на сцене Парижской национальной оперы. «Быстро выучила партию, поняла, что она хорошо ложится на голос, — рассказывала певица „БИЗНЕС Online“. — У моей Снегурочки есть сильный характер, запрятанный где-то в глубине ее души. И она покажет этот характер, растаяв в конце, то есть пожертвовав собой, показала тем самым, что она действительно смогла по-настоящему полюбить».
ГСО РТ выступил идеальной огранкой для алмаза Гарифуллиной — несмотря на то, что музыканты провели всего две репетиции, они были отлично сыграны, словно и не было четырехлетнего перерыва. Также для исполнения Casta Diva к оркестру и вокалистке присоединился Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой. А следом прозвучала жемчужина вечера — великолепно оформленные Сладковским «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Знаменитый хор «Улетай на крыльях ветра» прозвучал высококачественно, а исполнение «Половецких плясок» еще раз показало, насколько идеально сыгран тандем хора и ГСО РТ — вместе они выдали невероятное по мощи, гармонии и красоте исполнение, достойное самых блестящих мировых площадок. Казалось, что хор и оркестр не существуют отдельно друг от друга, настолько в унисон они сливаются во время игры. А в самой сцене плясок Сладковский добился идеального темпа и силы звука, чтобы передать всю темпераментность и необузданность половецких танцев, так любимых многими ценителями классической музыки.
УЮТНЫЙ ЧАЙКОВСКИЙ И ПОСВЯЩЕНИЕ ХВОРОСТОВСКОМУ
Перед антрактом неожиданно было объявлено, что после концерта пройдет автограф-сессия Гарифуллиной, что вызвало особый ажиотаж у зрителей, которые ринулись покупать ее диски и кулинарную книгу артистки «Еда как песня. Мои кулинарные впечатления». Каждый комплект стоил 1100 рублей, и продавцы еле успевали вручить их всем желающим. Второе отделение открыл вальс из «Спящей красавицы», вызвавший у многих зрителей довольные улыбки — Чайковский и спустя полтора века продолжает вызывать у слушателей почти детскую, искреннюю радость. Гарифуллина поменяла платье на черное и пела арию «Русалки» из одноименной оперы Антонина Дворжака уже в фасоне «русалка». Для сцены Джульетты с ядом Гарифуллина взяла с собой маленькую пробирку, которая помогла ей воплотить все выразительные возможности этой арии. Сомнение, страсть, решимость, волнение — все эти чувства певица передала великолепно, не просто играя, но проживая этот последний монолог шекспировской героини.
Следом вновь пришло время Петра Ильича — ГСО РТ исполнил солнечную и красочную «Пляску скоморохов», которая у Сладковского звучала особенно празднично, а Гарифуллина спела изящную серенаду «О дитя, под окошком твоим», которая рисовала перед глазами образы вечеров в старинных дворянских усадьбах. Исполнение элегии Жюля Массне посвятили Дмитрию Хворостовскому. Макаров, объявляя номер, рассказал о последнем концерте великого певца, который прошел с Гарифуллиной: «Австрия, конец июня 2017 года. Дивной красоты пейзажи, окружающие летний открытый фестиваль у замка Графенегг. Этот фестиваль пользуется огромным уважением в Европе, и администрация заранее побеспокоилась о приглашении двух звезд мировой оперы — Дмитрия Хворостовского и Аиды Гарифуллиной. И вот финальные аплодисменты, зал стоит, и Дмитрий, наклоняясь к Аиде, говорит фразу: „Это мой последний концерт“. Так и получилось. Когда Димы не стало, его друзья в Ковент-Гарден сделали концерт, который назвали не „Прощание с Дмитрием Хворостовским“, а „Празднование жизни Дмитрия Хворостовского“. Элегия Массне, которая сейчас прозвучит, — это тоже продолжение его жизни, теперь уже вечной». И Гарифуллина отпраздновала жизнь Хворостовского невероятно пронзительным исполнением элегии — таким, что у нее самой в финале стояли слезы на глазах.
«ПУЧЧИНИ ТОЖЕ В ЧЕМ-ТО ТАТАРИН»
Завершился концерт виртуозным «Танцем Огненной ведьмы» Фарида Яруллина и романсом «Ышанам» Рустема Яхина. И несмотря на блистательную музыку остальной части концерта и не менее блистательное ее исполнение Гарифуллиной и ГСО РТ, татарские произведения вызывали особое теплое чувство — теперь ярче осознавалось, что Аида вернулась домой. Это подтверждали и зрители, которые особо выделили романс Яхина в ее исполнении — лиричный и нежный, он словно был обращен к Казани: «Кто мог подумать, что мы в разлуке станем близки…» На бис Гарифуллина вместо татарской народной песни «Аллюки», заявленной в программе, исполнила арию из оперы «Джанни Скикки», чем заставила ведущего слегка запнуться в объявлении номера. Впрочем, Макаров изящно вышел из положения и его фраза «Тоже в чем-то татарин Джакомо Пуччини!» вызвала смех и аплодисменты.
А после долгих стоячих оваций, моря цветов и улыбок ведущий объявил, что часть гонорара от концерта — 400 тыс. рублей — Гарифуллина пожертвовала фонду хосписа им. Анжелы Вавиловой. Между тем фонд получил материальную поддержку от певицы и в апреле этого года. «Когда Аида приехала к нам в хоспис и когда дала концерт… У нас по-прежнему ореол витает, такая большая звезда у нас. Это человек с таким большим сердцем… Спасибо!» — сказал Владимир Вавилов, получая из рук певицы сертификат. Также Гарифуллина вручила денежный сертификат детскому дому. «Нужно, чтобы как можно больше детей на этой земле испытали счастье, были окружены любовью и были здоровы. Я буду очень рада, если небольшая помощь с моей стороны окажет большую помощь этим детям. Давайте будем помогать все вместе», — сказала певица.
«Огромное спасибо, что вы пришли разделить со мной эту радость долгожданного первого сольного концерта в Казани. Выходя на эту сцену, я волновалась даже больше, чем на какой-либо парижской или венской сцене. Для меня этот концерт был очень важен», — добавила Гарифуллина. Свои слова она подтвердила автограф-сессией после концерта, в ходе которой подарила совместное фото и свою подпись всем желающим, — почти сотне поклонников. С каждым оперная звезда, вышедшая уже в серо-голубом шерстяном платье с кружевной вышивкой, была настолько приветлива и открыта, что не верилось, что все это происходит в самом деле: редко встретишь такое внимание к поклонникам у отечественных певцов и такой жест выглядел очень по-европейски. Одна зрительница даже попросила Гарифуллину подписать буклет, где уже была подпись другой звезды Анны Нетребко, что лишний раз утверждает мировой статус вокалистки из Казани.
Ну, а тандем ГСО РТ – Гарифуллина теперь ждет испытание Москвой, 11 декабря они повторят программу казанского концерта в Большом зале Московской консерватории.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.