ВЛАДЕЛЕЦ «ЭССЕН ПРОДАКШ АГ» СЧИТАЕТ, ЧТО ЖИВЕТ В РЕСПУБЛИКЕ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Елабужский «майонезный король» Леонид Барышев вчера на бизнес-форуме «Будущее города. Казань 2020» выступил с докладом, в котором среди прочего остановился на проблемах делового климата в республике. «БИЗНЕС Online» публикует его рассуждения, особенно интересные на фоне недавнего вывода Барышевым части бизнеса в Самарскую область.

«УРОВЕНЬ ОБЩЕПИТА В КАЗАНИ НЕ УСТУПАЕТ МОСКВЕ»

На бизнес-форуме «Будущее города. Казань 2020» генеральный директор, совладелец компании «Эссен Продакш АГ»  Леонид Барышев оценил состояние конкурентной среды в Казани и дал прогноз развития города. Газета «БИЗНЕС Onlinе» приводит текст доклада Барышева «Город-территория бизнеса».

Если говорить о том, чем город полезен для бизнеса и чем бизнес полезен для города, то нужно разделять крупный и мелкий бизнес. Мелкий бизнес всегда стремится туда, где большое население и высокая конкурентоспособность. Я всегда слежу, когда меняется структура рекламы в городе. Когда мы начинали бизнес, можно было за 200 тысяч рублей купить рекламное пространство «Эфира», потому что рекламодателей не было. В Набережных Челнах тогда весь бизнес крутился вокруг «КАМАЗа», и реклама была вся вокруг него. В Альметьевске с рекламодателями было очень тяжело, потому что многие сидели у такой кормушки, как Татнефть, и всем было хорошо.

Сейчас же количество рекламы говорит о том, что бизнес стал бороться за клиента, а это признак того, что покупательская способность населения выросла. В городе появляется много сетевых проектов, это когда западные или московские компании приходят в регион и начинают биться с местными производителями, с местными представителями сферы услуг. Это подстегивает развитие еще одного уровня конкуренции, где мы видим заданную планку, где Казань впереди планеты всей. В сфере услуг мы ориентируемся на те события, которые еще только произойдут. Очевидно, что от Казани уже импульс получают такие города, как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, они многому хотят у Казани научиться. Даже тот уровень общепита, который сегодня у нас есть, никоим образом не уступает Москве. И мы надеемся, что существенный прирост в этой области произойдет тогда, когда будет Универсиада.

Для крупного бизнеса очевидна значимость развития инфраструктуры. Мы идем такими шагами, которые Европа сделала за 50 лет, а мы хотим за 10. Например, появился прямой рейс «Франкфурт-Казань», 80 процентов его пассажиров – иностранцы, которые привозят к нам другую культуру введения бизнеса. Если в понедельник лететь в Нижнекамск из Москвы или Казани, то 30 процентов пассажиров на вечернем рейсе – бизнесмены, которые едут в «Танеко», кто-то везет новые технологии строительства. Происходит интеграция Казани в мировое бизнес-сообщество, прежде всего в области интернета, самолетов и всего остального. Думаю, что Универсиада здесь очень поможет – достроят второй терминал. Казань уже опередила Самару, теперь Казань уже первый пункт назначения. И это хорошо.

«КАЗАНЬ – ГОРОД БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Еще вопрос – демография. Я бы тут выделил некоторые подотделы. В первую очередь мы говорим об образовательном уровне. В Казани находится федеральный университет, в эту отрасль вкладывается много инвестиций. Новое руководство занимается серьезным позиционированием Казани как учебного центра. У меня брат, например, закончил университет в Ульяновске, а там очень серьезный университет по программированию.

Один предприниматель в свой частный дом посадил 12 таких выпускников, занимающихся оффшорным программированием, и оборотка его бизнеса стала сопоставима с обороткой нашего завода. Я никак не мог понять, как это происходит, а потом мне объяснили русским языком, что оказывается экспорт IT-услуг, например, в Индии, сопоставим с экспортом нефти в России. И то, что сделали в Ульяновске – маленький кластер по оффшорным программированиям – вещь, которая незаметна со стороны, но этот тот самый толчок, который нужен рынку IT. В Казани такие фирмы тоже есть, мы просто их не замечаем, но они скоро дадут о себе знать.

Другая проблема – доступность кадров. Сейчас есть тенденция: когда компания достигает определенного уровня, то начинает остро нуждаться в кадрах. Многие компании уже могут нанимать людей с местом нахождения в Казани. Во-первых, люди уже готовы ехать в Казань, потому что наш город становится вполне комфортным местом проживания и потому что мы близко от Москвы. Люди готовы ехать в Казань, потому Казань – город больших возможностей. То, что случилось в Москве, в Казани можно повторить и сделать гораздо лучше. И этот тренд, думаю, будет продолжаться, так как Казань развивается стремительными темпами.

«У ВЛАСТИ И БИЗНЕСА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ»

Еще вопрос – безопасность бизнеса. Я помню те страшные времена, когда мы учились в Москве. И когда мы говорили, что мы из Татарстана, все так смотрели на нас и думали - а как это мы там живем, потому что у нас было просто небезопасно. Теперь же этот вопрос вообще не стоит, судя по количеству офисов московских компаний, которые открываются в Казани. Тем более сейчас выгоднее иметь свой бизнес, чем заниматься криминалом. Я знаю людей, которые были крутыми криминальными парнями в регионах, а сейчас занимаются бизнесом. Казань здесь конкурирует с Москвой и Петербургом.     

Вопрос конкурентной среды - первое, о чем думает предприниматель, который приходит в город. Если говорить о 90-х годах, то вспомните, все говорили, что у нас феодальная экономика. То же, что происходит сейчас, можно позиционировать как республику равных возможностей. К сожалению, это касается не всех отраслей. Когда доступ к банковским и информационным ресурсам есть у ограниченного количества бизнесменов, становится велика роль гражданского общества в лице средств массовой информации. То, что происходит сейчас на рынке прессы в Татарстане, говорит о том, что многие стали заявлять свою позицию о здоровой конкурентной среде через прессу – и это здорово. Понятно, что постепенно у нас будет глобализация, но если город будет придерживаться политики равных возможностей, мы получим еще один приток предпринимателей. Чиновники должны строить правила игры, и не знакомиться с бизнесом, чтобы не провоцировать всякого рода коррупционный ореол.

Я удивился, когда в муниципалитете одного западного города всерьез рассуждали о том, куда потратить лишний профицит. Вместо того чтобы помочь бизнесу, они делали выбор между площадкой для выгула собак или улучшением уличного освещения. Власть должна просто обозначить для бизнеса внятные правила, а когда правила игры разработаны под одного конкретного игрока, конкуренция на корню убивается. И сразу становится тогда понятно, что выживут не все, а только компании, близкие к определенному кабинету. Многие оказываются в такой ситуации и начинают думать, что же им делать. А другие компании, которые подсажены на внутренние дотации государства, не могут уже по-другому жить. Я считаю, что для конкурентной среды у власти и бизнеса должны быть разные задачи: бизнес должен заниматься изучением и инвестированием в своих собственных структурах, а власть должна заниматься инфраструктурой и социальной политикой, повышать уровень населения. Должны быть равные условия для развития бизнеса.

Надежда Замалиева