«СВОЛОЧЬ, СКОТИНА, ТЫ ЗАЧЕМ ЭТО НАРИСОВАЛ!»

Очередной «школьный скандал» вскрылся на днях в Закамье — на этот раз в бугульминской средней школе №16. В популярном среди родителей сообществе в соцсети «Поборы в школах и детсадах» в пятницу опубликовали аудиозапись разговора преподавателя, по всей видимости, с одним из провинившихся учеников 9-го класса. Инцидент произошел накануне в бугульминской школе №16, при этом стороны предпочли остаться анонимными. Запись «бенефиса» учительницы русского языка и литературы опубликовали в соцсети на условиях анонимности очевидцы. «Мы зашли забрать рюкзаки на перемене и ученик на доске написал буквы „ж“ и „о“», — начинается пост, к которому была прикреплена скандальная аудиозапись.

«Скотина, нарисовал! Что ты делаешь перед шестиклассниками? — начинается аудиозапись, на которой очень отчетливо слышно, как преподаватель кричит на ученика, порой переходя к откровенным угрозам и не стесняясь при каждом удобном случае эмоционально стучать по столу. — Сейчас бы как дала, вон, летел бы, кувыркался! И сразу бы понял, как себя вести!» В какой-то момент девятиклассник пытается успокоить разбушевавшуюся учительницу: «Попроще будьте, ладно?» Но тем он только еще больше раззадоривает женщину.

Из крика и гама можно понять, что конфликт произошел из-за написанных в перемену на школьной доске слов. Увиденная надпись взбесила учительницу, и та стала жаловаться, что ее довели, в то время как школьник сам сидел и молча улыбался. «Сволочь, скотина, ты зачем это нарисовал? Кто тебе дозволяет рисовать на моих досках? Если ты не успокоишься, если ты еще, гад, что-нибудь сделаешь в кабинете, нарисуешь, я подключу кое-кого — и тебе морду намоют и калекой оставят, раз не понимаешь! Сколько можно с тобой возиться? Уже пора открытым текстом говорить!  — кричала женщина на своего ученика. — Ждем и не дождемся, когда эта сволочь уйдет в конце концов!»

Отдельного внимания заслужила среди общественности часть, где учительница припомнила о данном в долг подростку рублю в школьной столовой, который молодой человек так и не вернул… «Положи мне его на стол! Забыл, что надо рубль принести! Скотина! — возмущалась женщина. — В долг взял! Но это знаешь, это уже дело принципа! У вас нет рубля? И еще так вольно спрашивает, как будто я ему мать родная!» В конце аудиозаписи учительница попыталась объяснить всему классу, почему она так кричала: «Вот уже прямо накипело, дети! Понимаете? А ты собралась в школу пойти работать. Вот с такими скотами будешь работать! Еще похлеще будут!»

В самом родительском сообществе-первоисточнике развернулась дискуссия вокруг записи. «Все время в классе были ученики, своим поведением доводившие учителей, — написала одна из подписчиц, Катя Петрова. — Но учитель не имеет права переходить на личности и опускаться до уровня трудного подростка». «Упаси бог, если бы мой сын посмел бы с таким неуважением относиться к взрослым и допустить подобную ситуацию. Башку бы оторвала», — отметила Валерия Любимова.

Илдус Нафиков В ведомстве Илдуса Нафикова отметили, что после разбирательства будет дана правовая оценка действиям участников конфликта и при необходимости будут приняты предусмотренные законом меры прокурорского реагирования Фото: «БИЗНЕС Online»

«УЧАЩИЙСЯ СОСТОИТ НА УЧЕТЕ В ПДН… НО ЭТИ ФАКТЫ НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ОПРАВДАНИЕМ»

Администрация школы пока не спешит делать выводы. «Вы знаете, единственное, что я могу вам сказать на сегодняшний день, — это то, что сейчас выясняются подробности сложившейся ситуации. Проводятся собеседования с учеником, учителем, родителями. Педагогический совет сегодня будет организован, родительское собрание», — прокомментировала «БИЗНЕС Online» ситуацию директор бугульминской школы №16 Светлана Горбунова.

Тем временем к разбирательству подключилась прокуратура РТ. «Прокурор Татарстана Илдус Нафиков накануне поручил проверить обнародованную в социальных сетях Бугульмы аудиозапись конфликта, на которой, предположительно, педагог школы оскорбляет подростка и угрожает ему», — сообщил старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев. В надзорном органе также отметили, что после разбирательства будет дана правовая оценка действиям участников конфликта и при необходимости будут приняты предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.

Высказало свою позицию по инциденту и министерство образования и науки РТ, которое в своем официальном сообщении приоткрыло новые детали конфликта. «Произошедший инцидент является грубым нарушением педагогической этики. Данное событие, из ряда вон выходящее, стало предметом обсуждения на родительском собрании и педагогическом совете школы. Приказом директора школы на педагога наложено дисциплинарное взыскание», — сказано в сообщении пресс-службы минобра РТ.

«Проверка установила, что ученик 9-го класса перед уроками написал  на классной доске нецензурное слово, в результате чего и возник конфликт. Стоит отметить, что учащийся состоит на учете в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних МВД — прим. ред.). Так, за 10 месяцев этого года за ним числится четыре правонарушения: кражи и употребление спиртных напитков. Поведение учащегося неоднократно обсуждалось на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних. Тем не менее эти факты не могут служить оправданием опытному педагогу, имеющему первую квалификационную категорию и 34 года общего стажа работы», — отметили в ведомстве.

Рафис Бурганов Рафис Бурганов заявил, что на следующем республиканском родительском собрании, которое состоится в начале декабря, вопрос соблюдения педагогической этики будет одним из ключевых в повестке дня Фото: «БИЗНЕС Online»

Как следствие, глава министерства образования РТ Рафис Бурганов заявил, что на следующем республиканском родительском собрании, которое состоится в начале декабря, вопрос соблюдения педагогической этики будет одним из ключевых в повестке дня. Кроме того, ведомство дало четкие рекомендации районным отделам образования по контролю за соблюдением норм педагогической этики директорами и учителями школ республики. А в соцсетях тем временем все продолжают бурно обсуждать произошедшее. История вышла уже и на федеральный уровень.

«В школах у нас детки учатся разные. Педагог сегодня должен уметь общаться с абсолютно любым ребенком, должен уметь выстраивать правильные взаимоотношения с ним» Фото: pixabay.com

«ЗАДАЧА ШКОЛЫ СЕГОДНЯ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДАВАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ, НО ЕЩЕ И ВОСПИТЫВАТЬ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты высказали разные точки зрения, но все сошлись в одном — профессионалы должны уметь общаться с детьми, какими бы они ни были.

Гузель Удачина  уполномоченный по правам ребенка в Татарстане:

— В любом случае, когда мы рассматриваем какую-либо ситуацию, связанную с конфликтом в стенах образовательной организации, в стенах школ, тогда мы должны прежде всего оценивать ее с точки зрения профессионализма и должного поведения самих педагогов. Надо все-таки понимать и исходить из понимания того, что в школе у нас работают люди неслучайные. Это люди высокопрофессиональные, имеющие высшее образование. Это педагоги, профессиональные психологи, которые, безусловно, должны обладать определенными навыками по тому, как общаться и выходить достойно, с соблюдением всех требований педагогической этики, из любой сложной ситуации.

В школах у нас детки тоже учатся разные. Есть послушные активисты-отличники, а есть и детки с девиантным поведением, есть ребята-хулиганы. В принципе, педагог сегодня должен уметь общаться с абсолютно любым ребенком, должен уметь выстраивать правильные взаимоотношения с ним. Я понимаю, иногда бывает ощущение сочувствия к педагогу, который сталкивается и с детским хамством, с недостойным их отношениям к нему как взрослому человеку, педагогу… Но! Все-таки настаиваю на том, что это профессионалы, которые получили образование, умеют и должны уметь общаться с детьми, должны нормально и достойно выходить из любых подобных ситуаций. Поэтому прежде всего здесь вопрос непосредственно к педагогу в этой ситуации. То, что есть вопросы к родителям и ребенку, который спровоцировал, возможно, такую конфликтную ситуацию, но есть определенные профессиональные схемы, как нужно реагировать на подобное поведение детей. Задача школы сегодня — это не только давать образование, но еще и воспитывать. Эту функцию у нас со школы еще никто не снимал, и она регламентирована федеральным законом «Об образовании». Поэтому перевоспитывать, воспитывать этих детей вместе с родителями — это тоже задача педагогов и школы.

Ирина Волынец  глава национального родительского комитета:

— Невозможно однозначно оправдать или обвинить учителя. Это, конечно, шантаж и угроза здоровью в чистом виде, недопустимое для педагога поведение. Но понятно, что учитель делает это от безысходности, потому что никак не может повлиять на ученика. Физически наказывать в нашей стране запрещено совсем, выгнать или отчислить сегодня тоже нельзя, нельзя оставить двоечника на второй год. У учителя нет рычагов воздействия. Может быть, все другие способы, которыми он пытался донести свою точку зрения, не помогали. Потому что многие родители сегодня бьют своих детей, воспитывают их только методом кнута, и на добро те уже не реагируют. Наверное, этот ребенок и относится к категории тех несчастных детей, которые по-хорошему не понимают. Но я не оправдываю учителя: у ребенка может нервный срыв произойти, вплоть до суицида. Ему нужно было вынести этот вопрос на совет школы, обсудить с администрацией, с директором, завучем.

Думаю, нам нужно возвращать какие-то регламенты из нашего советского прошлого, по которым школа имеет право отчислить учащегося, который систематически нарушает дисциплину. Пусть он идет в коррекционную школу, где есть педагоги, которые обучены работе с такими трудными подростками. Опасность попадания в спецшколу сама по себе будет хорошим антистимулом.

Кроме того, сегодня школа сама по себе — исполнитель по договору оказания образовательных услуг. Учитель — конечное звено, приравнивается к обслуживающему персоналу, о каком его высоком статусе и уважении можно говорить? В Англии в дорогих школах до сих пор бьют детей розгами, там запрещены все гаджеты, и, несмотря на то, что родители вносят огромную предоплату, там могут отчислить школьника. Я против битья, но запретить смартфоны на уроке было бы неплохо.

На прошлой неделе национальный родительский комитет выступил с инициативой о введении федеральной программы «Психолог для учителя», и министр просвещения Ольга Васильева эту инициативу поддержала. Одно дело, когда учитель в сердцах даже хватает ребенка за шиворот сгоряча, и он в дальнейшем раскаивается в содеянном. У педагога эмоциональное выгорание, он не понимает, как вести себя с трудными детьми, с гиперактивными, с синдромом дефицита внимания, которых сейчас очень много в школах.

За этой глобальной реформой, которая привела к инклюзивному образованию, то есть дети, которые обучались в коррекционных школах, дети с ментальными и психическими нарушениями, учатся в обычной школе. А учителей в вузах работать с ними не готовили, у них элементарно нет нужных знаний.

Марина Дергунова  директор казанской школы №170:

— Видимо, педагог был выведен из себя и потерял контроль над эмоциями… У меня два взгляда на эту проблему. Одна из профессиональных компетенций каждого педагога, человека, идущего работать в школу с большим количеством детей, — это психологическое здоровье, стрессоустойчивость и соблюдение норм педагогической этики. Мы сами выбираем эту профессию, и государство ее оплачивает.

С другой стороны, нельзя отрицать, что мы все люди, у каждого бывают эмоциональные срывы. Это ситуация была именно таковой. Но, наверное, не в один миг учитель подошел к этой стрессовой ситуации. Вероятно, он замечал за собой повышенный уровень нетерпимости, раздражительность, выгорание.

И, наверное, педагоги, люди, перед которыми стоит очень много задач, зачастую превышающих уровень возможностей, должны научиться здоровьесбережению. Если учитель чувствовал это напряжение, он мог в крайнем случае пойти к администрации, объяснить ситуацию. Может, взять творческий отпуск или на какое-то время просто уйти в отпуск.

Если мы выбрали эту профессию, надо научиться управлять эмоциями, хотя бывает это крайне сложно. Условия, в которых работает учитель, крайне сложны, повышенный уровень требований во всем. Даже если человек совершил что-то после окончания школы, все равно винят школу, что там что-то недодали.  Всю жизнь смотрят на школу как на институт воспитания каждого человека. Но такой завышенный уровень требований должен быть и к другим профессиям.

Учитель должен понимать все эти особенности, оценивать свои способности, в вузах этому не учат. Очень важна роль психолога в школе, который работает с учителями, и роль администрации, поскольку очень важно создать правильный микроклимат.