«В КАЗАНИ ЛЮДИ СВОБОДНЫ, КАК ЕВРОПЕЙЦЫ»

«Когда я впервые приехал в Казань, я понял, что это очень европейский город, более европейский, чем, например, Ярославль или Псков. Это и в эклектике — мечеть, католическая церковь, православная, и в людях — они абсолютно европейские, они свободны, как европейцы. У вас все имеется, но вы почему-то не верите, что в Казани есть жизнь», — заявил на круглом столе, где обсуждали будущее российской моды, директор Института дизайна и рекламы Международной академии бизнеса и управления Андрей Сафинин. Этот круглый стол был частью деловой программы Volga Fashion Week — проекта, который уже второй год подряд пытается доказать Казани, что модная жизнь тут есть, просто ее надо развивать.

Идея Volga Fashion Week появилась несколько лет назад у московских модных продюсеров Анастасии Былининой, Юлианы Благовской и Дмитрия Багзина. Международная неделя моды должна была стать стартовой площадкой для молодых дизайнеров, помочь им заявить о себе, а зрителям — узнать о новых брендах и заинтересоваться модой в целом. Первым городом проекта в 2016 году оказался Нижний Новгород, в 2017-м неделю моды приняла Казань, а в этом году она приехала в Самару. И для многих неожиданностью стало возвращение проекта в столицу РТ, ведь ранее организаторы не планировали повторяться. Оказалось, причина проста: прошлогодняя Volga Fashion Week не дала ожидаемого толчка к развитию модной среды в Казани.

«С первого раза мы получили большой отклик от представителей бьюти-индустрии. После прошлогодней недели моды в Казани мы ожидали большого всплеска последующих таких проектов. Но этого не последовало, и поэтому мы приехали снова», — рассказала на пресс-конференции Благовская. Но и этот год для Volga Fashion Week в Казани не последний — как оказалось, Благовская планирует проводить неделю моды в столице Татарстана ежегодно. «На постоянной основе мы будем презентовать дизайнеров Казани, Приволжья и всей России», — объявляет Благовская. Похоже, и после второго мероприятия подряд «модные варяги» из Москвы не полагаются на естественное развитие фэшн-среды в Казани, но, возможно, это и к лучшему. К тому же после завершения недели моды пройдет благотворительный фэшн-маркет при поддержке фонда «Булыш», все средства с которого направят на поддержку детей-сирот.

К неделе моды в этом году организаторы подготовились основательнее — показ по-прежнему был только один (хоть и трехчасовой), зато деловая программа расширилась. И если в прошлом году были заявлены две лекции, мастер-класс и круглый стол, все так или иначе посвященные народным традициям, то в 2018-м тематика стала глобальнее — в течение трех дней там обсуждали современные технологии, стилизацию коллекций, особенности регионального дизайна и принципы работы стилиста. Деловая программа стала практичнее и в этом плане напоминала московский форум Be In Open, который образовывает всю модную индустрию. В этом году и жители Казани смогли послушать известных дизайнеров Кирилла Минцева и Юлию Косяк, тренера моды Ирину Горбунову, а также президента московской ассоциации недели моды Романа Ефремова. Одно только портило радужную перспективу — немногочисленность публики, пришедшей послушать экспертов, в отличие от битком набитых площадок Be In Open. Можно сколько угодно говорить об отсутствии в Казани глобальной модной среды (она существует локально вокруг отдельных брендов и шоу-румов), однако для ее формирования необходим социальный запрос, которого пока недостаточно.

КАК «КАЗАНЬ АРЕНА» ИЗ СПОРТИВНОЙ СТАЛА МОДНОЙ

Главным мероприятием Volga Fashion Week был модный показ, который прошел на «Казань Арене» — не на самом стадионе, а в спортзоне. Сперва дефиле планировали устроить на «Фабрике Алафузова», однако, как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» продюсер проекта в Казани Татьяна Хлебникова, от этой идеи решили отказаться — возросшее число участников требовало большую площадку, к тому же на концептуальной фабрике нет хорошего отопления и удобной парковки. Поэтому раздевалка «Рубина» превратилась в гримерку моделей, а центральный холл — в подиум, к слову, не уступающий по стилю, свету и звуку мировым модным площадкам, за что организаторов похвалила опытная участница недель моды, авангардный дизайнер Косяк: «Хорошо, что фон белый, без логотипов и названия». Единственным украшением минималистичного подиума стали скульптуры из стальной проволоки в виде человеческих лиц, которые создал местный художник Дмитрий Шленкин.

За час до показа открылся маркет, на котором были представлены бренды — участники показа, а также разнообразная косметика, аксессуары, украшения, такая мини-версия Open Space Market. Открывать ярмарку незадолго до показа было не очень дальновидно со стороны организаторов — пришедшие просто не успевали познакомиться с ней, потому что им приходилось стоять в очереди в гардероб, на фотозону, а потом они спешили занять удобное место в зале. Правда, некоторые все же выходили в зону маркета, чтобы немного отдохнуть от дефиле — выдержать все три часа было сложно, хотя в целом тайминг соблюдали безупречно.

Открыла показ Leka May, которая представляет собой неудивительный сегодня феномен — певица, не умеющая петь. Следом в программе были хедлайнеры мероприятия — Косяк, участник «Проекта Подиум» Минцев и дизайнер из Беларуси Наталья Гайдаржи. Отчасти такая расстановка сил способствовала тому, что до конца показа досидела лишь треть пришедшей публики, некоторые зрители прямо признавались, что пришли ради хедлайнеров. Но, с другой стороны, и держать их до 9 вечера было бы безответственно, поэтому в выдвижении хедлайнеров на первый план есть и свои плюсы.

Косяк в своей коллекции «Третий круг» представила футуристичные черно-белые образы из технологичной ткани в сетку с изобретенными ею фасонами бесшовных конструкций. Минцев показал свои узнаваемые аксессуары из плетеного шнура — кокошники, маски, воротники, юбки. К слову, однажды даже знаменитая британская марка Burberry не постеснялась позаимствовать эту технику для своего жилета — в итоге все закончилось мировым соглашением, а Минцев отстоял свое авторство, и теперь его кокошники носят даже депутаты Госдумы и чиновники. Гайдаржи назвала свою линию «Все бабы как бабы, а моя богиня», вывела на подиум аккордеониста и устроила настоящее белорусское веселье с радостными возрастными и плюс-сайз моделями, которые в свете софитов и вспышек фотографов и вправду чувствовали себя богинями. Правда, саму коллекцию божественной не зовешь — льняные платья и рубашки с объемной вышивкой отсылали скорее к крестьянским образам.

НЕПОКОРНЫЕ ТУФЛИ И «ГРЕХОПАДЕНИЕ» ПО-САРАНСКИ

Персональные показы не поражали воображение — в большей или меньшей мере подобные вещи можно встретить у коммерческих брендов. Запомнилось креативное милитари Хоха Бекоева из Южной Осетии, и выделилась на фоне остальных элегантная мусульманская классика от бренда Nero. Подобная неутешительная ситуация сложилась и с конкурсной программой, в которой было немного интересных коллекций. Ухудшали ситуацию непрофессиональные модели и отсутствие качественной обуви — некоторые девочки двигались так, словно не надеялись добраться до конца подиума. Одна из них даже запнулась и, недолго думая, сбросила непокорную туфлю, которую подобрала следовавшая за ней модель.

Коллекция конкурсантки из Казани Юлии Мартыновой называлась «Вспаханное поле» и представляла собой вариации на тему кантри — ковбойские шляпы на всех моделях, принты с пейзажами прерий, ассиметрия, перья, бахрома. Мартынова использовала актуальные в новом сезоне оттенки желтого и зеленого, но во всей линии не чувствовалось какой-то цельности, общей идеи, она скорее походила на результат мастер-класса по пэчворку, чем на высказывание дизайнера. Зато идея и главный мотив присутствовали в коллекции обладательницы Гран-при конкурса, Натальи Поповой из Саратова. Доминировала в ее линии водоотталкивающая плащевая ткань, из которой были сделаны ветровки, куртки, сумки и даже головные уборы — ушанки и нечто похожее на шляпы поркпай. Сочетания цветов выглядели свежо и ярко, а каждую вещь из коллекции можно стилизовать для повседневного образа. Ее бренд Hobo Code создает стильную и стойкую одежду для путешественников — даже его название переводится как «Код бродяги». «Грехопадение» Юлии Ганаевой из Саранска с колдовскими и демоническими образами выделилось необычными головными уборами — то ли кокошниками, то ли нимбами в стиле Met Gala этого года, а также имитацией вырванных крыльев на спине одной из моделей. Завершил показ москвич Александр Дружинин, яркая коллекция которого в стиле 80-х хоть и напоминает идеи Эди Слимана для Saint Laurent и Celine, но выполнена качественно и со вкусом. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Дружинин отметил, что это его первая коллекция, а вдохновлялся он музеем музыки в Сиэттле, выполненным в стиле деконструктивизма и отсылающим к разбитой гитаре Джимми Хендрикса. В дальнейшем Дружинин планирует обратиться к теме Возрождения — но, думается, даже если в этой коллекции будут мотивы Алессандро Миккеле из линий Gucci, молодой дизайнер все же найдет свой узнаваемый стиль.

«НУЖНО СОЗДАТЬ АРХИВНЫЙ ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА»

Но как обстоят дела с казанской модой, есть ли у нее перспективы развития? Минцев отвечает на этот вопрос положительно: «То, что происходит в Казани, мне понравилось. Я заметил очень классную тенденцию, которую, к сожалению, другие народности и представители нашей страны не используют. Я вижу огромное количество девушек с покрытой головой, но это делается очень современно и круто. Я увидел девушку в хиджабе из красивой ткани, которая потрясающе сочеталась с курткой. И я в своей жизни старался сделать то же самое — осовременить кокошники, чтобы дать им вторую жизнь. Когда молодые депутаты, чиновники надевали их в Госдуму, мне было очень приятно — все-таки русский костюм имеет продолжение. Для меня это очень важно, потому что тут наша идентичность. Если мы ее утрачиваем, то становимся универсальными, теряем себя».

Чтобы не потерять себя, нужно создать архивный фонд национального костюма, считает Косяк. Без этого продвинуть татарский орнамент на мировые подиумы невозможно. «Надо начинать с фонда, запасников культурных традиций, включая орнаменты, салфетки, конструкции одежды. Люди не должны изобретать велосипед. Должен быть запасник исторических работ, в которые будут приходить вышивальщицы и знакомиться с ними. Если этого нет, создавать орнамент бесполезно», — подчеркивает Косяк.

Следующим шагом, по ее мнению, должна стать стилизация национальных традиций, их комбинация с современными трендами. «Пусть хоть на 3D-принтере они будут печатать и пришивать, главное — быть современными. Мы можем нести традиции, но мы должны их развить, определить уместность, правильность, форму. Орнаменты тоже ведь развивались. Смелость у молодых дизайнеров отбирать нельзя, но нужно знакомить их с фондами. Источник вдохновения должен быть оригинальным», — подчеркивает Косяк. Но пока казанские дизайнеры будут дожидаться создания фонда татарского костюма, им придется вдохновляться приезжими модельерами и ждать новой Volga Fashion Week, которая состоится уже в следующем году.