«МЫ НЕ УШЛИ С РЫНКА»

«Туркиши» с достоинством вышли из череды кризисов 2014–2016 годов. В 2014-м стали падать продажи билетов из-за снижения доходов населения, в конце 2015-го произошел инцидент с российским бомбардировщиком, после чего были введены антитурецкие санкции. Летом 2016 года случился теракт в аэропорту им. Ататюрка… 

В главном офисе Turkish Airlines в Стамбуле мы беседуем с замначальника отдела продаж Северо-Европейского региона Turkish Airlines Махмутом Яйла. Он говорит, что даже в это непростое для всех время авиакомпания не только не прекратила работу своих представительств в России и Татарстане в том числе, а, напротив, сохранила штат и даже увеличила размеры комиссионных туристическим агентствам в РФ. «Тем самым хотели показать, что мы не являемся другом и партнером только в хорошие и легкие времена, мы всегда находимся рядом с нашими агентствами и в трудные моменты», — говорит Яйла, добавляя, что «Турецкие авиалинии» не воспринимают Россию в короткой перспективе.

Махмут Яйла Махмут Яйла

«Увеличение комиссионного вознаграждения, количества сотрудников — все это приведет к минусу, если рассматривать в короткой перспективе, но если посмотреть дальше, то это вложения, которые через определенное время будут давать свои плоды», — рассуждает наш собеседник.

На данный момент турецкая авиакомпания летает в 10 городов России. В 2017 году были открыты новые направления: Самара и Воронеж, в 2018-м к ним присоединился Краснодар. Удивляемся, зачем жителям Краснодара от собственного моря лететь к морям турецким. Оказалось, что многим путешественникам с юга России удобнее осуществлять «разлетку» именно через стамбульский авиахаб, не заезжая в суетливую Москву.

Как мы уже писали в первой части нашего материала, в 2019 году «туркиши» планируют увеличение числа рейсов в Казань, а также запуск чартерной программы. В целом у авиакомпании большие планы. В 2023 году (Турция будет праздновать 100-летие со дня создания республики) Turkish Airlines планируют перевезти 120 млн пассажиров, получив при этом $30 млрд прибыли. Количество бортов хотят увеличить с сегодняшних 330 до 500 штук.

Представитель компании поясняет, что ставка делается на крупнейшие города мира. Если сегодня в мире насчитывается 64 крупных мегаполиса (из России — только Москва), то к 2037 году эта цифра достигнет 91. Уже сейчас эти перспективные точки земного шара турецкие авиаторы окутывают своими невидимыми нитями.

ШКОЛА ДЛЯ ПИЛОТОВ

Даже в России с ее относительно не насыщенной авиационной жизнью хорошие пилоты на вес золота, что уж говорить про Турцию, где шум авиадвигателя можно услышать едва ли не чаще, чем звук автомобильного мотора. У «туркишей» 4,3 тыс. пилотов и 14 тыс. бортпроводников. Чтобы постоянно пополнять свои кадры квалифицированными специалистами, Turkish Airlines поставили их подготовку на поток.

Неподалеку от аэропорта выстроен центр подготовки пилотов и бортпроводников. Спроектирован он так, чтобы из панорамных окон было видно, как взлетают и садятся самолеты. Зрелище очень вдохновляющее на учебу, даже жалко, что аэропорт скоро переедет в другое место. Обучение бесплатное, но, чтобы поступить сюда, надо пройти огромное количество тестов, иметь абсолютное физическое и психическое здоровье. После этого счастливчиков зачисляют в штат авиакомпании и начинается их двухлетнее обучение.

Теория постигается в учебных классах, а вот практика проходит на тренажерах. На данный момент в центре 14 кабин-тренажеров, но ожидается поставка еще 10. Имеются симуляторы, имитирующие взлет и посадку воздушного судна из любого аэропорта мира, на которых пилоты оттачивают свое мастерство и прорабатывают всевозможные нештатные ситуации и варианты их развития. Преподаватели внимательно следят за поведением и реакциями своих учеников. Но, по словам Махмута-бея, за все время учебы отсеиваются единицы, все же первоначальный отбор очень и очень строг.

На одном из тренажеров нам разрешили совершить посадку в аэропорту им. Ататюрка. Звуки двигателя и работающих приборов, картинка за окном — все очень реалистично. Кстати, здесь нам встретился один из работников центра — русский по национальности, было приятно услышать родную речь. Далее нам показывают класс с настоящим бассейном: здесь отрабатывают приземления на воду — людей в этом случае спасают на надувных плотах. Поблизости можно научиться спускаться из самолета по надувному трапу. Есть класс, смонтированный как настоящий салон самолета, где будущие пилоты и бортпроводники учатся тушить пожары, задымления и так далее. По окончании обучения в этом центре пилотов отправляют практиковаться в небольшой аэропорт в городе Айден на юге Турции (в Стамбуле часто бывает облачная погода, что усложняет задачи). После того как все испытания позади, с пилотом подписывают договор, что он отработает 10 лет в авиакомпании Turkish Airlines.

Кстати, среди пилотов здесь немало женщин. Интересуемся, не создают ли дамы больше проблем, все же они существа более эмоциональные, подверженные частой смене настроения. «Нет проблем, потому что все правила в авиации прописаны очень четко — вплоть до того, как строится общение между членами экипажа, язык, форма общения. Женщины подтверждают свое право на работу в этом секторе тем, что проходят все те же самые стандартные экзамены, что и пилоты-мужчины», — заверяют нас в учебном центре. Дамам в положении разрешается работать до трех месяцев, после чего их провожают в декрет.

«Если взять мировую авиацию, то пилотов в мире недостаточно, так как сектор авиаперевозок быстро развивается. Нехватка пилотов есть не только у нас, но и во всех странах, — говорит нам напоследок Яйла, вручая сувениры на память о Стамбуле. — Да, условия у нас хорошие, но и требования очень высокие». Про зарплату пилотов и бортпроводников скромно умалчивают. Средняя нагрузка для капитана воздушного судна — 80 часов полета в месяц.

ПУТЕШЕСТВИЕ… В ПОКОИ ХЮРРЕМ-СУЛТАН

Ну и напоследок — о туристической составляющей. Как ни отмахивались мы от городского обзора, мол, в Стамбуле каждый кирпичик разобран трип-блогерами на атомы, этот город достоин того, чтобы рассказать о нем еще и еще много раз.

Наше путешествие началось с прогулки на катере по проливу Босфор. Дух захватывает, когда понимаешь, что эти места были свидетелями грандиозных исторических событий: и завоевание Стамбула Османской империей, и российско-турецкие войны, и мир, заключенный Екатериной II, который дал кораблям возможность свободно плавать по проливу…

Во времена Османской империи на берегах Босфора модно было строить роскошные султанские дворцы и изящные мечети. Ставили их прямо около уреза воды. Так что до сих пор катера и лодки пришвартовываются на набережной — практически у парадной двери дома, этим Стамбул чем-то напоминает Венецию. Сегодня многие из данных прекрасных зданий превращены в музеи, гостиницы или университеты, некоторые из них сейчас реставрируются. То тут, то там можно встретить рыбаков с удочками — ловят в основном скумбрию, которую тут же продают в местные кафешки.

Сам пролив Босфор не очень широкий — от 700 м до 3,7 км в самом широком месте, так что с одного берега на другой (из Европы в Азию!) можно перебираться по мостам. Один из них носит имя султана Мехмеда Фатиха, второй называют просто Босфорским, третий — мост Султана Селима. Проплывать под ними было страшновато. Издалека мощные ваты смотрятся как тонкие ниточки, непонятно, на чем держатся многотонные сооружения, которые практически парят в воздухе.

Разумеется, редкий путешественник не заглянет в мечети. Мы посетили две — Сулеймание и знаменитую Голубую мечеть. Сегодня это крупные туристические объекты, и места для уединенной молитвы найти здесь практически невозможно. Многие люди сидят у стен храма и, кажется, просто отдыхают всей семьей после долгих прогулок по городу. Несмотря на огромные потоки туристов, в мечетях очень чисто, ноги утопают в красивых теплых коврах. При входе женщинам, которые одеты не по правилам, выдают платки и юбки, также необходимо снять обувь, в остальном ограничений нет никаких. Плата за вход также не берется. Кажется, можно бесконечно любоваться причудливым внутренним убранством этих зданий, керамическими изразцами ручной работы, разноцветными витражами и воздушными аркадами. К сожалению, во время нашего путешествия в Голубой мечети проводились реставрационные работы, так что часть купола была закрыта, что не позволило осмотреть грандиозное здание во всей его красе.

Ну и, разумеется, дворец Топкапы. Построил его султан Мехмед в XV веке, после чего там жили многие поколения турецких султанов. Музеем дворец стал лишь в 1923 году. На входе — прекрасный парк с кипарисами, в котором так и хочется затеряться, но, увы, мешают полчища туристов. В музеях можно ознакомиться с роскошной посудой, часами, оружием и прочими предметами быта обитателей султанского дворца. Обязательно стоит заглянуть на дворцовую кухню, где готовили пищу членам султанской семьи. Чтобы накормить 4 тыс. человек, проживающих на территории дворца, сюда каждый день привозили 40 быков, 200 баранов, 100 ягнят, 10 телят, 200 куриц…

Здесь же располагалось помещение «Дивана», где раз в неделю встречались члены тайного совета. Чтобы следить за всеми интригами, Султан мог наблюдать за происходящим через специальное окошечко. А сколько тайн хранят гарем Султана Сулеймана I и покои его любимой жены Хюррем-султан (привет поклонникам сериала «Великолепный век»)!

Как рассказывает наш экскурсовод, около 700 наложниц безвыездно жили в Топкапы. Кстати, наш гид отрицает факт сожительства Султана со своими наложницами, по его версии, гарем выполнял функцию своего рода института благородных девиц. Здесь обучали, воспитывали, а впоследствии выдавали замуж за знатных людей.

Хочется сказать: «Пока, Стамбул! И до встречи в новом аэропорту».