Само появление этого странного конкурса, формально придуманного в Общественной палате РФ, связано с желанием Москвы «замазать» негативную общественную повестку, уверен политолог Руслан Айсин. В любом случае никто и не собирался доверить выбор народу. Но в России еще много безымянных железнодорожных и автовокзалов, речных и морских портов, так что власть может придумать и новую «угадайку», отвлекая общество от по-настоящему важных проблем, которые перед ним стоят.
«Власть запустила малопонятный проект-конкурс на присвоение аэропортам имен выдающихся россиян»
«КАМПАНИЯ ПО ПЕРЕИМЕНОВАНИЮ АЭРОПОРТОВ — ЭТО ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА ВОКРУГ ЗНАКОВЫХ СИМВОЛОВ»
Власть запустила малопонятный проект-конкурс на присвоение аэропортам имен выдающихся россиян. Общественность была немного удивлена: для чего это нужно и в чем главный смысл?
Интернет-конкурс «Великие имена России» формально запущен по инициативе Общественной палаты РФ. В его рамках 45 российских аэропортов по всей территории страны получат новые названия, вернее, их доименуют. Ссылаются на международный опыт, когда крупнейшим аэропортам дают имена известных соотечественников: Шарля-де-Голля в Париже, Джона Кеннеди в Нью-Йорке, Гавела в Праге, Ататюрка в Стамбуле. Хотя последний вариант не актуален: недавно в крупнейшем городе Турции открыт новый аэропорт — самый масштабный из существующих в мире. И пока что он носит имя города, в котором расположен. А на месте воздушного вокзала имени Ататюрка будет разбит парк… Тут чисто идеологический и политический подтекст. Известно, что нынешний глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган постепенно избавляется от культа Ататюрка, который является символом светского характера государства.
В нашем случае тоже, на мой взгляд, присутствует политический подтекст. Он связан с желанием Москвы «замазать» негативную общественную повестку. В настоящее время, как фиксируют социологи, внешнеполитическая тематика, на которой зиждилась вся пропагандисткам риторика, уже не заряжает народные массы, люди стали больше концентрироваться на социальных проблемах, их беспокоит падение уровня жизни, рост цен и т. д. То есть внутренняя политика вытесняла внешнюю. А кампания по переименованию аэропортов — это положительная мобилизационная повестка вокруг знаковых символов. Она, по замыслу кремлевских политических администраторов, должна сплотить общество, канализировать энергию недовольства в обсуждение безобидной темы с переименованием. Однако даже такое специфическое и внешне не конфликтное мероприятие вдруг в момент стало политизированным, так как оно всколыхнуло национальные чувства людей, их идеологические пристрастия, которые маркируются, сшиваются символами, в качестве которых выступают легендарные личности, олицетворяющие исповедуемую ими идею.
К 30 ноября конкурс завершится. И придумают еще что-нибудь. В конце концов, есть пока еще безымянные железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты; можно запустить старый, но всегда беспроигрышный вариант с выносом тела Ленина из мавзолея или проект по объединению регионов, ликвидации национальных республик и т. д. А после страна погрузится в новогодний балаган и на пару месяцев выключится от электрического напряжения политикой и не будет остроты реакции на традиционное новогоднее повышение цен. Десять дней праздника и поедание салатов должны затуманить критическое осмысление непростой для страны ситуации.
«Тукай — духовный символ татарского народа. Он, как и Пушкин, «наше все»
«НЕКАЯ «ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ» ФИЛЬТРОВАЛА «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ» ФАМИЛИИ»
Формальность затеи с «демократическим выбором» подтверждается тем, что на всех этапах был отбор имен. Некая «экспертная комиссия» фильтровала «правильные и неправильные» фамилии. Когда в Омске культовый и покойный музыкант Егор Летов стал набирать много голосов, поднялся неимоверный шум. А министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что любители творчества лидера группы «Гражданская оборона» «маргиналы». Хорош министр, коли называет сотни тысяч людей маргиналами только по тому признаку, что они любят песни человека, который прославился как бескомпромиссный критик режима Бориса Ельцина и был среди защитников Белого дома в октябре 1993 года. Комментируя эту ситуацию, Мединский заявил, что присваивать объектам имена живых людей — дурной тон. Дурной тон не знать, что Летов умер десять лет назад.
Культурой нашей вообще руководят малокомпетентные люди, именно руководят, а не помогают организовать ее инфраструктуру, потому как это идеологическая сфера, и она обязательно должна находиться в ежовых рукавицах человека, от этой сферы далекого, но четко исполняющего главную заповедь — купировать инакомыслие. Чего стоит одна фраза Мединского: «Сталин знал толк в идеологии и промывании мозгов. Сейчас все пущено на самотек и КПД, естественно, ниже плинтуса». О культивируемой его ведомством культуре ниже плинтуса он не сильно волнуется, видимо.
Значит, никто и не собирался доверить выбор народу. Все в рамках управляемой демократии. А то, понимаешь, этот самый народ может такого повыбирать, что потом придется исправлять, как с недавним голосованием в Приморском крае, когда кандидат от КПРФ Андрей Ищенко лидировал во время подсчета бюллетеней с перевесом в несколько процентов во втором туре, но после обработки свыше 99% протоколов ситуация резко поменялась и лидировать стал единоросс Андрей Тарасенко. Он и был объявлен победителем. Ведь как говорил Наполеон III: «Не важно, как голосуют, важно, как считают». Со времен племянника Бонапарта мало что изменилось.
Теперь что касается аэропорта Казани. Тут стоило уже давно главным воздушным воротам республики дать имя известного татарского поэта Габдуллы Тукая и избежать ненужного общественного волнения. К примеру, воздушная гавань Ростова-на-Дону, открывшаяся к чемпионату мира по футболу, получила имя казачьего атамана Матвея Платова, а в мае этого года в честь Юрия Гагарина был назван международный аэропорт Саратова, в Ульяновске аэровокзалу присвоено имя Николая Карамзина.
Тукай — духовный символ татарского народа. Он, как и Пушкин, «наше все». Тем более что у него есть пронзительные и теплые стихи про Казань. Символы должны объединять, а не разъединять! Пусть за наше единство говорят поэты, а не «директора» от культуры и не политтехнологи со Старой площади.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online». Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 247
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.