«У потребителя высвободилось огромное количество техники», — объясняют на КАМАЗе снижение потребности в своей продукции, из-за которого уже в ноябре придется останавливать конвейер. Прогнозы на ближайшее будущее неутешительны — разве что начнутся вливания в рамках путинских нацпроектов. В довершение всех бед автогигант еще и ушел в убыток. Официальная причина — новые экологические требования.
КАМАЗ накануне частично подтвердил слухи о грядущих простоях
«У потребителя высвободилось огромное количество СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»
Слухи о грядущих простоях, гуляющие с конца прошлой недели, КАМАЗ накануне частично подтвердил делом. Газета «Вести КАМАЗа» вчера сообщила, что руководство автогиганта утвердило график работы на ноябрь: предприятие частично переходит на четырехдневку, сотрудники будут получать за простой две трети зарплаты. В пятничные дни 16 и 23 ноября приказ коснется главным образом офисных сотрудников и части вспомогательного персонала, а 30 ноября предприятие встанет полностью, включая конвейер. Дальнейшие планы руководства пока неизвестны, но в соцсетях уже расходятся тревожные слухи. «В декабре 9 рабочих дней, в январе и так отпуск, и не дадут работать. В феврале тоже мало — 10 дней», — писал анонимный автор.
Сегодня руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев подтвердил «БИЗНЕС Online», что, хотя графики на декабрь и январь еще не утверждены, в предварительной редакции они уже сверстаны и вероятность дальнейших простоев как в конце года, так и в начале следующего высока. Если на компанию не упадет внезапно хороший контракт, две трети зарплаты светят работникам без посещения рабочего места в ближайшие месяцы.
Новый кризис подкрался незаметно. Весь 2018 год конвейер автогиганта работал без простоев, то есть спрос был. Конкретно показатель объема продаж КАМАЗ сейчас не комментирует и не озвучивает в связи с изменениями в законодательстве — публикация этих данных расценивается как влияние на стоимость акций. Однако Афанасьев поделился производственной статистикой: за 10 месяцев выпущено чуть больше 30 тыс. грузовиков, что всего на 2–3% уступает прошлогоднему объему. Как известно, КАМАЗ принципиально не работает на склад, а следовательно, все произведенное можно записывать и в проданное.
Но гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в конце октября в телеинтервью давал понять, что пришли трудные времена. «Второе полугодие гораздо хуже, чем первое. Обычно у нас в коммерческом транспорте всегда было наоборот: не очень высокий спрос в первом полугодии, стабильно высокий рост всегда ложился на второе полугодие. В этом году происходит наоборот. Первое полугодие росло. Во втором полугодии рынок сначала стабилизировался, летом, а сегодня определяется небольшой долей при падении. Стало сложнее», — объяснял Когогин.
Падение спроса на грузовики маркетологи КАМАЗа объясняют завершением крупных инфраструктурных проектов в России. «Закончилось строительство автомобильной части Крымского моста, на котором было задействовано много техники, — обозначил Афанасьев, — Закончилась и подготовка к чемпионату мира по футболу, которая оттягивала просто невероятный объем строительной техники. У потребителя высвободилось огромное ее количество, а новых сравнимых инфраструктурных проектов нет. Плюс стагнация на рынке жилищного строительства из-за изменения законодательства о долевом строительстве. Все это привело к тому, что спрос на строительную и дорожную технику существенно снизился».
В соцсетях ходили слухи о том, что и елабужское подразделение Ford-Sollers ждет остановка 12 декабря
Добавим к сказанному, что отраслевые проблемы отразились и на состоянии местного легкового автопрома. В Набережных Челнах с начала недели остановлен завод Ford-Sollers — он закрыл все заказы на этот год, а работники либо отправлены на завод в «Алабугу», либо заняты ремонтом оборудования. В соцсетях при этом ходили слухи о том, что и елабужское подразделение ждет остановка 12 декабря, однако координатор по связям с общественностью Ford-Sollers Индира Салимгараева заявляла «БИЗНЕС Online», что завод в «Алабуге» работает в штатном режиме и не планирует останавливаться.
«Традиционно ввод более высокого экологического класса приводит к росту себестоимости продукции»
«ЕВРО-5» ПОДКОСИЛ ФИНАНСЫ
Беда не приходит одна. Одновременно с падением спроса у КАМАЗа обрушилась рентабельность производства. «БИЗНЕС Online» уже писал по итогам бухгалтерского отчета КАМАЗа за 9 месяцев, что завод получил чистый убыток по РСБУ в 288 млн рублей против прибыли в 3 млрд рублей годом ранее. Прибыль от продаж для КАМАЗа за отчетный период упала аж в 77,7 раза — 5,6 млрд до 72,6 млн рублей. И это при том, что выручка, напротив, выросла на 4,2% до 98,6 млрд рублей.
Сегодня руководитель пресс-службы автогиганта раскрыл негативные факторы подробнее. Нехарактерная ситуация на рынке, о которой говорил Когогин, — первый из них. «Второй фактор влияния именно на показатель прибыли/убытка — это переход на „Евро-5“, — заявил Афанасьев. — Традиционно ввод более высокого экологического класса приводит к росту себестоимости продукции. Это привычная практика, так как переходу на новый класс сопутствуют и удорожание систем нейтрализации, и изменение конструкций с их усилением — целый спектр конструкторских и производственных проблем, решение которых должно отражаться на цене конечного продукта. Однако мы не можем все дополнительные расходы возложить на потребителя и, следовательно, сократили свою маржу — это существенный фактор влияния на показатель прибыли/убытка. Через год-полтора мы оптимизируем производство, и наши поставщики снизят цены, когда мы с новым продуктом выйдем на серию. После этого разница между себестоимостью и ценой продукта выравняется, и мы начнем нормально зарабатывать на „Евро-5“. Картина знакомая, первый год всегда очень сложный — так было и с переходом на „Евро-3“, и на „Евро-4“».
Новый стандарт, напомним, стал обязательным для производства и ввоза автомобилей в Россию с 1 января 2018 года согласно техрегламенту №609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
Прогнозы на ближайшую перспективу не внушают оптимизма. Специалисты КАМАЗа ожидают, что рынок либо продолжит стагнировать, либо пойдет вниз
КАМАЗ ЖДЕТ НОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ?
Прогнозы на ближайшую перспективу не внушают оптимизма. По словам Афанасьева, специалисты КАМАЗа ожидают, что рынок либо продолжит стагнировать, либо пойдет вниз. Без новых больших строительных проектов в стране, которых пока не просматривается, ситуация не выправится, так как других драйверов роста для спроса на грузовики нет. Надежду автогиганту, как представляется, дают путинские нацпроекты, предусматривающие триллионные вложения в инфраструктуру, но пока планы все еще верстаются.
Дилеры КАМАЗа в нынешних обстоятельствах в большинстве своем отказываются комментировать положение, а если и высказываются, то со словами моральной поддержки. Так, гендиректор АО «РариТЭК Холдинг» Рафаэль Батыршин считает, что проблемы временные и краткосрочные. «Я думаю, на этой ситуации сказывается конец года, и положение на КАМАЗе обязательно выправится, — заявил Батыршин в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Были времена и похуже. Все будет хорошо. Сегодня КАМАЗ пользуется спросом, это достойная машина, рынок у нее все равно будет. Это временные трудности, их просто надо перетерпеть. В этом году машины привели в соответствие с „Евро-5“ по экологичности. По классу это самая дешевая российская машина относительно иномарок, и, я думаю, потребитель все равно ее выберет».
Дилеры КАМАЗа в нынешних обстоятельствах в большинстве своем отказываются комментировать положение своего поставщика, а если и высказываются, то исключительно со словами моральной поддержки
Заместитель главного редактора журнала «Рейс» Николай Мордовцев и вовсе не видит никаких проблем, полагая, что по основным направлениям, в частности по реализации новой линейки грузовиков, у КАМАЗа полный порядок. «Динамику мы увидели еще в прошлом году: продажи растут. Шли разговоры о том, что рынок растет, рынок оживает. Это все есть. И если рассматривать ситуацию по определенным сегментам рынка, то я не могу сказать, что КАМАЗ теряет свои позиции. Я не могу назвать точных цифр, но рост самосвалов идет. Таких как камазовские бестселлеры „КАМАЗ-6520“ или „КАМАЗ–65115“ — машины, которые с течением времени получились очень удачными. Они же их постоянно модернизировали, доводили до уровня, и сейчас эти машины воспринимаются очень серьезно всеми конкурентами КАМАЗа, а китайские производители грузовиков просто на них ориентируются. Я не могу назвать точных цифр, но могу уверенно сказать, что продажи этих самосвалов не могут рухнуть».
Семейство седельных тягачей «КАМАЗ-5490» Мордовцев называет особенно удачной машиной, продажи которой растут ежегодно в разы. Спикер не исключает, что есть провалы в других сегментах, но предлагает рассматривать их как временные проблемы. «КАМАЗ просто экономит деньги, он не видит смысла гнать машины на склад. Как, к сожалению, это было у того же самого МАЗа в несколько последних кризисов, когда они производили автомобили и просто забивали ими стоянки. КАМАЗ в данном случае делает все правильно».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 130
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.