Вопрос о необходимости вбухивать от 1,5 до 1,7 трлн рублей в строительство ВСМ Москва — Казань поднял лично Владимир Путин Фото: «БИЗНЕС Online»

«подобные мегапроекты подлежат тщательной выверке и согласованию»

Президент РФ Владимир Путин засомневался в необходимости строительства первой в России высокоскоростной магистрали (ВСМ), которая должна связать Москву и Казань. В частности, сомнения вызвал первый, пилотный, участок ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода, пишут сегодня «Ведомости» со ссылкой на участника совещания по развитию магистральной инфраструктуры. Якобы президент высказал эти сомнения еще 11 октября, когда был утвержден план развития магистральной инфраструктуры.

Как сообщил источник издания, вопросы вызвала прежде всего высокая стоимость ВСМ. Из плана развития следует, что дорога до Нижнего Новгорода оценивается в 621 млрд рублей, из них 200 млрд рублей — из бюджета. В этой связи Путин якобы поручил еще раз оценить обоснованность строительства пилотного участка ВСМ: мол, в ближайшие годы планируется выделить деньги еще и на строительство платной трассы от Москвы до Казани (он станет частью транспортного коридора Европа — Западный Китай), а также на реконструкцию М7.

В поручении президента, как пишет издание, говорится о плановой операционной безубыточности как об условии получения денег из федерального бюджета. Однако источники газеты в РЖД говорят, что вопрос ставится еще более радикально: «А нужны ли вообще ВСМ за такие деньги?» Ведь участок до Нижнего Новгорода — это лишь пилотная часть дороги. Вся ВСМ — протяженностью 770 км от Москвы до Казани — обойдется, по разным оценкам, в 1,5–1,7 трлн рублей.

К тому же в плане развития магистральной инфраструктуры — сразу три проекта сообщения с Нижним Новгородом: платная автодорога, бесплатная автодорога и ВСМ. Так вот Путин, по данным источников, дал задание посмотреть на планы пассажиропотока и грузового потока — не совпадут ли они у этих трех проектов. Как ожидается, окончательное решение о судьбе ВСМ будет принято к концу года.

Сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не подтвердил, но и не опроверг информацию о том, что глава государства усомнился в целесообразности строительства пилотного участка высокоскоростной магистрали Москва — Казань. «Вам нужно спрашивать это у газеты, которая опубликовала эти данные», — заявил Песков журналистам. Вместе с тем он заметил, что подобные мегапроекты подлежат тщательной выверке и согласованию.

Власти Татарстана не раз давали понять, что они очень рассчитывают на прохождение ВСМ на своей территории Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«Деньги есть, инвесторы выстроились в очередь»

Напомним, что ровно месяц назад в интервью «России-24» глава РЖД Олег Белозеров заявлял, что у него нет сомнений в целесообразности реализации ВСМ Москва — Казань, но есть вопрос, какой длины должен быть участок высокоскоростного движения — до Нижнего Новгорода или иной точки. Вместе с тем очевидно, что ВСМ не может быть прямой альтернативой платной автодороге. Да, платный автобан, как ожидается, на большей части своей протяженности должен пройти в створе высокоскоростной магистрали, однако ВСМ — это все же железнодорожное сообщение, а платная дорога — автомобильное.

Если же говорить об окупаемости проекта, то инженерная корпорация CREEC — китайский партнер РЖД — уже провела финансовую оценку ВСМ Москва — Казань. Согласно ее подсчетам, период полной окупаемости проекта после выплаты стоимости привлеченных займов составит 31 год, а внутренняя прибыльность (без учета налога на прибыль) — 3,2% годовых.

Не раз озвучивались планы тех или иных инвесторов подключиться к проекту. «Деньги есть, инвесторы выстроились в очередь», — громко заявил заместитель председателя правления ВТБ Юрий Соловьев на недавнем форуме в Сочи. Речь шла, правда, лишь об участке между Железнодорожным и Гороховцом, входящем в состав ВСМ Москва — Казань. Ранее сообщалось, что финансовый пирог всю ВСМ до Казани будет сложен следующим образом: 400 млрд рублей — это бюджетные вливания, 504 млрд рублей — дадут китайские инвесторы, 224 млрд — немецкие партнеры (Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn), а также более 600 млрд — из прочих источников. Как ожидалось еще в прошлом году, первый поезд на ВСМ пустят уже в 2020 году, а к 2030-му на участке Москва — Казань ежегодно будут перевозить до 17,5 млн пассажиров. Но теперь сроки сдвигаются.

В частности, сомнения вызвал первый, пилотный, участок ВСМ от Москвы до Нижнего НовгородаНажмите, чтобы увеличить

Власти Татарстана не раз давали понять, что они очень рассчитывают на прохождение ВСМ на своей территории. Всего речь идет о 47,8 км: по Зеленодольскому району, откуда магистраль ныряет в леса республики, ее длина — 29,2 км; по Казани, включая вокзал, — 18,6 километра. Чиновники Закамья неоднократно высказывались о том, что было бы неплохо на втором этапе строительства, когда ветка пойдет через Урал к Китаю, протянуть ее через Набережные Челны. Согласно стратегии развития Татарстана до 2030 года, к 2020-му запланировано возведение ВСМ Москва — Казань, а также строительство продолжения магистрали до станции Тихоново (Челны), но с оговоркой — при соответствующем решении правительства Российской Федерации.

Для строительства ВСМ потребуется рубка свыше 200 тыс. в особо охраняемой природной территории «Озеро Лебяжье». Однако министр транспорта РТ Ленар Сафин пообещал: чтобы минимизировать ущерб природе, по территории «Лебяжьего» ВСМ пройдет по воздуху, по эстакаде. Трассировка ветки, по заявлению властей, не потребует сноса жилых и нежилых домов в Зеленодольском районе. 

Пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Наиля Клевлеева, до которой сегодня дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», отказалась комментировать президентские сомнения. Дать оценку ситуации также не смог и руководитель казанского отделения Горьковской железной дороги Александр Черемнов.

Для строительства ВСМ потребуется рубка свыше 200 тыс. в особо охраняемой природной территории Фото: «БИЗНЕС Online»

«если не СТАНУТ строить дорогу, то и не будут вырубать деревья»

«БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов о возможных последствиях отмены проекта строительства ВСМ.

Аркадий Ярошевский — директор казанского ООО «Экада-Т»:

— Дороги — кровеносная система страны и международное сообщение. Эта дорога планировалась на Урал и на юг, и в конечном счете на Китай. Я уже как-то говорил, что Казань здесь оказывается в середине, связывая Центр и Восток. Я считаю, что наша республика получила бы очень существенные преимущества в развитии. Если это не будет построено, жаль. Возьмите Европу — она практически пронизана высокоскоростными магистралями. Посмотрите, как все рады тому, что, наконец, завершен ремонт трассы Казань — Челны, насколько это сблизило города. Мне кажется, что у ВСМ и автодороги разные функционалы, это альтернатива, одно не подменяет другое.

Когда разрабатывались проектные материалы по строительству первой очереди ВСМ Москва — Казань, там, естественно, затрагивалась окружающая среда. Достаточно много, в частности, должно было быть вырублено леса. Но, во-первых, предусматривались меры по минимизации, во-вторых, были заложены достаточно большие деньги на компенсацию. Компенсация — не просто выплата денег, а посадка достаточно большого количества деревьев. К сожалению, построить любую дорогу, не затронув и не повредив каких-то природных объектов практически невозможно.

Виктор Белоногов — руководитель центра инженерных изысканий и экологического проектирования КФУ:

— Есть вопрос экономической целесообразности строительства ВСМ. Высокоскоростная магистраль нужна, но на каком участке? Москва – Казань или до Китая доводить? Скорее вопрос о необходимости строительства дороги возник потому, что денег в стране нет. Но, с другой стороны, если не станут возводить дорогу, то и не будут вырубать деревья под трассу на озере Лебяжьем, а также в целом в Зеленодольском районе РТ. Могу предположить, что строительство просто отложится на неопределенный срок, пока не вернутся к этому проекту. Хотя, когда вернутся к нему, вполне возможно, что трасса уже будет нужна другая. 

Юлия Файзрахманова — эколог:

— По проекту строительства ВСМ в Лебяжьем массиве планируется очень большая вырубка, она идет по центру леса, причем по самой длинной его части, разрезает весь массив на тонкие полоски по краям, соответственно, в перспективе от леса ничего не останется. Он станет уязвимым короедами, а это большой шаг к уничтожению основного зеленого массива Казани. Я считаю, что очень хорошо будет для Татарстана, если данный проект ВСМ, по крайней мере в нынешнем виде, не случится. Есть варианты трассировки — южный и северный. При прокладке через юг, то есть через Лаишевский район, поля и леса не растекаются. Эта трассировка была бы более предпочтительной и в плане развития агломерации (рядом аэропорт), и в плане сохранения экологии большого города. Понятно, что технологический прогресс должен быть, но он должен соотноситься с угрозами экологическому состоянию и экономической целесообразностью. Сейчас мы можем добраться до Москвы фактически за час с небольшим за 2 тысячи рублей, не думаю, что автодорога могла бы стать конкурентной.