Календарь Pirelli 1984 года, фотограф – Уве ОммерИсточник: Instagram: @voguehommes

ИСТОРИЯ THE CAL — ОТ КАЛЕНДАРЯ ДЛЯ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ ИСКУССТВА

История календаря Pirelli — или The Cal, как называют его в компании, — началась в 1964 году. Корпоративный календарь там выпускали с 1962 года, но особой популярности он так и не вызвал, поэтому британское подразделение мирового производителя шин решило придумать новую маркетинговую стратегию. Так арт-директор Дерек Форсайт и фотограф The Beathes Роберт Фриман создали концепцию, по которой в календаре должны быть не просто обнаженные девушки на фоне транспортных средств, но и художественно-культурный подтекст. Каждый выпуск календаря стал символом времени — мини-юбки и поэзия Аллена Гинсберга в 1960-х, мягкая женственность в 1970-х, модные показы в 1980-х, спортивный шик в 1990-х, отход от полной обнаженности в 2000-е, эмоциональность и психологизм в 2010-е. Над календарем работает портретист королевской семьи Норман Паркинсон, известные модные и звездные фотографы Марио Тестино, Питер Линдберг, Энни Лейбовиц, Ричард Аведон, Стивен Мейзел, Хельмут Ланг, на его страницах появляются голливудские актеры и актрисы. Британские министры признаются, что хранят экземпляры на дверях своих шкафчиков, презентацию календарей освещают ведущие СМИ, а за выпуском 1970 года охотится сам Джон Леннон.

Но в истории знаменитого календаря не всегда все было так гладко. На съемках в 1966 году в Тунисе во время очередного арабо-израильского конфликта у фотографа Гарри Печинотти отбирают все пленки, кроме той, что остается в камере. К счастью, у мужа одной из моделей оказывается обратный билет до Лондона, он забирает пленку — и календарь спасен. А из-за нефтяного кризиса выпуск The Cal прервали на целых 10 лет — с 1974 по 1984 год, что вызвало недовольство у поклонников. Им пришлось довольствоваться книгами, собраниями и антологии на разных языках. Наиболее известной стала биография авторства Дэвида Найвена, изданная в 1975 году, — все экземпляры были проданы за 7 недель.

Летиция Каста в календаре Pirelli 1999 года, фотограф – Херб PитцИсточник: Instagram: @pirelli_ru

«Pirelli — компания, которая, как известно, имеет прямое отношение к искусству. Сегодня, когда мы слышим Pirelli, мы говорим «фотография», — рассказывает основатель и директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова в документальном фильме канала «24 Док». Она отмечает, что Pirelli всю жизнь, так или иначе, танцует вокруг темы женщины. И действительно, по истории календаря мы можем видеть, как меняется восприятие этой темы из года в год — в объективе Сары Мун совсем мало эротики, зато много импрессионизма, живописности и романтики, Теренс Донован взорвал медиапространство, обратив внимание на темнокожих моделей, Питер Линдберг сделал ставку на естественную красоту, а Ричард Аведон — на красоту интернациональную. В последние годы календарь отходит от темы обнаженного женского тела и акцентирует эмоции и психологизм, что соответствует подъему феминистского движения и популярности modest fashion (скромной моды). «Это замечательный проект, который уже больше четверти века находится в развитии, за которым интересно следить, в которым бывают более или менее удачные попадания, но который живет, всех интригует. Здорово, что это поддерживает фотографию, развивает ее возможности и дает нам каждый раз по-новому увидеть женскую красоту. Потому что, как и наша цивилизация, это понятие изменчиво», — отмечает Свиблова.

19-летняя модель Джиджи Хадид в календаре Pirelli 2015 года, фотограф – Стивен МизелИсточник: Instagram: @pirelli_ru

«КАЛЕНДАРЬ ПЕРЕРОС ИЗ ЧИСТОЙ ЭСТЕТИКИ В РАЗГОВОР О ЧЕЛОВЕКЕ»

Казанский и московский фотограф Сергей Калашников отмечает, что календарь Pirelli —  это уникальное в своем роде явление уже потому, что над ним работают талантливые люди и мастера своего дела: визажисты, стилисты, фотографы, модели. «Они виртуозно играют с формами, концепциями и получают в результате не просто коммерческий продукт, но и произведение искусства», — отметил Калашников в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Его коллеге Николаю Кулагину нравится, что календарь Pirelli стал затрагивать социальные аспекты и «перерос из просто чистой эстетики в разговор о человеке и с человеком на страницах календаря. «На мой взгляд, культовым календарь стал потому, что они всегда работают в тренде и даже в каком-то роде диктуют тренды. Сейчас нестандартная красота и есть тренд, когда на первый план выходит индивидуальность и творчество. Особенно в России, когда за «красивеньким кадром» мы стали видеть значительно больше — идею, смыслы», — считает Кулагин. «Календарь движется в ногу со временем, потому что сейчас нет рамок по модельным типажам — в съемках участвуют неформатные модели, плюс-сайз, драг-артисты, и это очень круто. И умение показать эту форму красиво и разнообразно — это талант, и он говорит о том, что команда, которая работает над календарем, имеет большой опыт и большой творческий потенциал», — отмечает Калашников.

Кейт Уинслет в календаре Pirelli 2017 года, фотограф – Петер ЛиндбергИсточник: Instagram: @therealpeterlindbergh

Старший научный сотрудник галереи современного искусства ГМИИ РТ Луиза Низамова напоминает, что каждый выпуск календаря представляет из себя развернутую историю: «Так, например, Херб Ритц в 1994 году отснял 12 сюжетов, связанных с концом века. Каждый его кадр представлял собой олицетворение отдельного десятилетия ХХ века; каждое лицо – символ декады (Летиция Каста – упоение новым шиком 50-х, Синди Кроуфорд – откровенность 80-х и так далее). Сложно проследить какую-то единую линию, по которой создавался календарь с истоков, но, как рассказывала фотограф Сара Мун, «он был тогда для нас чем-то вроде календаря с голыми девушками для дальнобойщиков».

«Тем не менее с тех времен, когда (главным образом) женское тело в фотографии изображалось как объект, как идеальный объект обладания, многое изменилось, — подчеркивает Низамова. — Энни Лейбовиц сделала очень важную для популярной культуры серию для Pirelli в 2016 году. Художница задумала серию как размышление о роли женщины в современном мире. На кадрах – серия классических портретов на сером фоне — Серена Уильямс, Ширин Нешат, Наталья Водянова, Патти Смит и многие другие женщины, которые, несмотря на гендерные предрассудки и другие препятствия, стали теми, кем сейчас являются. Важно заметить, что после этой серии в Pirelli стали более осторожно относиться к репрезентации гендерного вопроса, и последний выпуск тому пример: в 2019 году фотограф Альберт Уотсон в качестве сюжета календаря представил четыре истории женщин с их личными переживаниями. С одной стороны, календари Pirelli можно рассматривать почти как livre d’artiste, книгу художника, которую зачастую можно приобрести только на аукционе; с другой стороны, календарь Pirelli имеет все ресурсы, чтобы транслировать меняющиеся стандарты тела, красоты, отношений – как это произошло, например, с серией Лейбовиц, и это положительный момент».

Бриттани Мерфи в календаре Pirelli 2002 года, фотограф – Петер ЛиндбергИсточник: Instagram: @curios_monkeys

Говоря о календаре 2018 года, снятом Тимом Уокером, Калашников подчеркивает, что «Алиса в стране чудес» — сама по себе очень модная история: «Она дает большой диапазон для современной интерпретации, есть где развернуться фантазии». Это отмечает и генеральный директор Pirelli в России Аймоне ди Савойя Аоста, который называет сказку Льюиса Кэрролла «отражением мира, в котором мы все живем, препятствий, которые нам приходится преодолевать и при этом оставаться самим собой — возможно, именно поэтому повествование Кэрролла приобрело такую известность и актуально везде». Стилист календаря Эдвард Эннифул считает, что сказка представляет собой гимн культурной гетерогенности. «Я вырос в Лондоне, который славится своим фантастическим сказочным измерением и таинственностью. Алиса всегда была одной из моих любимых героинь. Сегодня темнокожая Алиса помогает детям любой расы понять ценность культурного разнообразия с самого юного возраста. Она позволяет увидеть, что красота может иметь множество цветовых оттенков», — говорит Эннинфул. «Календарь Pirelli является великолепной демонстрацией того факта, что повествование Льюиса Кэрролла остается и ныне чем-то не полностью завершенным. Это еще раз доказывает, что Страна чудес, как Вселенная, продолжает расширяться», — отмечает профессор английской литературы Оксфордского университета Роберт Дуглас-Фэрхурст, который стал автором статьи «Быть Алисой», посвященной календарю Pirelli 2018.

Увидеть эту Вселенную воочию впервые можно и в Казани — в галерее «БИЗON» знаменитые снимки представлены в технике печати, еще недоступной в России. «Именно в музее при правильном освещении получится действительно погрузиться в созданную Тимом Уокером сказочную атмосферу новой «Алисы», — отмечает гендиректор Pirelli в России. Календарь Pirelli выпускается ограниченным тиражом, не продается и распространяется только среди партнеров и друзей компании — а значит, на выставке вы сможете приблизиться к эксклюзивному изданию в необычном формате. Посетить выставку «Календарь Pirelli 2018» в галерее «БИЗОN», расположенной на Мазита Гафури 50, можно будет до 30 ноября во вторник и четверг с 13:00 до 19:00, в субботу – с 11:00 до 15:00. Вход свободный.