Фото: Petr Šulčík (Петр Сульчик)

«С ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ Я ОКАЗАЛСЯ БЫСТРЕЕ ГОНЩИКОВ, КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЛИ В ЭТОМ КЛАССЕ 4–5 ЛЕТ»

– Айдар, в 2018 году в возрасте 23 лет вы дебютировали в дивизионе Super 1600 по ралли-кроссу Европы и стали вице-чемпионом, уступив победителю итогового зачета лишь четыре очка. Ожидали такого результата?

– Нет, конечно, потому что для меня это был первый опыт выступления на соревнованиях подобного уровня. Более того, владелец команды, за которую я выступал, – международный чемпион по производству автомобилей Rallycross Рольф Волланд – говорил мне: «Ты не знаешь ни других гонщиков, ни трасс. Не торопись, езжай спокойно, тебе нужно привыкнуть к таким гонкам, а через год-два проявишь себя». Возможно, именно эти слова и спровоцировали меня показать все, на что я способен. Первый из 6 этапов проходил в Испании. Несмотря на легкий мандраж, в первой же тренировке я показал лучшее время тестовых заездов! То есть с первой попытки я оказался быстрее всех гонщиков, которые выступают в этом классе 4–5 лет. В тот момент я четко понял: можно и нужно бороться за итоговую победу.

Волланд был удивлен такими результатами в Испании?

– Он считал, что это случайность и такого больше не будет. Важно понимать, что в нашей команде были четыре пилота и ставку делали на всех, кроме меня, поскольку ребята выступали на Европе уже второй-третий год. Мне же досталась не самая свежая Škoda Fabia, от которой не стоило ожидать больших результатов.

И это еще больше вдохновляло. Всегда приятно показывать неожиданный результат. Когда я финишировал дважды на второй позиции, а на этапе в Париже стал первым, Волланд уже не мог все свалить на «случайность».

Ключевым эпизодом стал финальный заезд в Германии, где пришлось доказывать свои амбиции на каждом сантиметре трассы – меня зажимали, выталкивали, а я все равно сумел финишировать в призах и по итогам 6 этапов уступил победителю лишь четыре очка.

Фото: Petr Šulčík (Петр Сульчик)

– Вы выступали на чемпионате Европы впервые. Как готовились к каждому этапу?

– Перед каждым заездом у меня были одна-две тренировки по три круга. За это время надо было адаптироваться к трассе – понять, как проходить повороты, прочувствовать машину. Вот и вся подготовка.

– Известно, что на чемпионате Европы вы были не единственным пилотом из России. С остальными связь поддерживали?

– Конечно, ведь все, кто представлял Россию на Европе по ралли-кроссу, из Казани! Всего четыре человека, включая Тимура Тимерзянова, который выступает на чемпионате мира по ралли-кроссу.

– Тимерзянов в этом году занял 10-е место на мировом первенстве. Как думаете, если бы у вас был шанс побороться с Себастьеном Лебом, Петтером Сольбергом, смогли бы навязать им борьбу?

– Тимерзянов – один из моих кумиров, и мне с ним уже доводилось встречаться на гонках. Даже удавалось его побеждать, поэтому навязать конкуренцию именитым гонщикам я смогу. Но реализовать это возможно только в одном случае: если будет спонсор, который готов взять на себя финансовые издержки, а они существенно отличаются от участия в чемпионате Европы.

– Как изменилась ваша жизнь после того, как вы стали вице-чемпионом Европы?

– Особых изменений не произошло. Конечно, Волланд зовет на следующий сезон, обещает более «боевую» машину и пристальное внимание. Естественно, у меня есть огромное желание вновь поехать и побороться за чемпионство, но для этого нужен инвестор.

Нам повезло, что несколько лет назад мы обрели надежного партнера в лице производителя светодиодных светильников «Ферекс». Благодаря поддержке спонсора и появилась возможность попробовать свои силы на Европе. С приходом «Ферекса» мы не только забрендировали автомобили, но и сформировали команду механиков, получили техническую машину и доступ к запчастям.

Фото: Petr Šulčík (Петр Сульчик)

«СПОНСОРСТВО – ЭТО НЕ ПРОСТО НАКЛЕЙКА НА АВТОМОБИЛЕ…»

– Тамара, а есть ли договор с Айдаром на следующий сезон и как отразилась на вашей компании его победа?

– Сейчас наша компания активно выходит на международные рынки – и это одна из целого ряда причин, почему мы решили спонсировать Айдара. Спонсорство – это не просто наклейка на автомобиле. Это договор с целым рядом обязательств и внушительные экономические затраты.

Пока нет однозначного решения относительно участия в таких крупномасштабных мероприятиях, как чемпионат Европы, но продолжение сотрудничества в рамках российских соревнований в планах есть.

Тамара АладинскаяФото предоставлено службой маркетинга ООО «ТД «Ферекс»

– Его участие повысило узнаваемость вашего бренда за рубежом?

– В первую очередь победа – это новый статус. Также наша торговая марка – FEREKS – стала более известна на европейской арене. Буквально на прошлой неделе к нам обратилась компания с желанием продавать нашу продукцию в Чехии. Несомненно, эта победа повышает узнаваемость бренда хотя бы по названию, а это уже некое подспорье продажам... Но конструктивно результаты спонсорства мы сможем подвести не ранее чем через 4–6 месяцев.

Также отмечу, что мы поддерживаем не только взрослых спортсменов, но и детей. Второй год мы организуем соревнования в Верхнем Услоне на Кубок «Ферекса», в которых участие принимают дети от 4 лет! Катаются они на мини-багги.

– Как много среди них талантливых пилотов, способных в будущем показать достойный результат?

– Т. А.: К сожалению, возможностей гораздо меньше, чем талантливых детей. Если бы автоспорт активно развивали профильные компании или организации, которые тесно связаны с автоиндустрией, то результат был бы куда более впечатляющим.

– А. Н.: По себе знаю, что все упирается в финансовые возможности, поскольку автоспорт – очень дорогое удовольствие и, естественно, далеко не все родители могут покупать или собирать гоночные машины для соревнований. Тут была бы уместна комплексная работа целого ряда компаний, которые могли бы ежегодно готовить хотя бы по две команды.

Фото: Petr Šulčík (Петр Сульчик)

– Учитывая, что уже сейчас на соревнованиях в Европе и мире гоняются в основном выходцы из Татарстана, нельзя забывать, что каждая победа – повышение престижа республики на международной арене. 

– Т. А.: К сожалению, в данный момент отсутствуют государственные программы в этом направлении, но думаю, что руководство Татарстана размышляет над этим вопросом и найдет оптимальное решение в обозримом будущем. Ведь это не только позволит сотням детишек отвлечься от гаджетов, но и станет отличным подспорьем для продвижения отечественных автомобильных брендов на международной арене.

– А. Н.: Например, на чемпионате мира по ралли-кроссу есть три топовые команды, конкуренцию которым пока никто не может составить: Volkswagen, Peugeot, Audi. Это заводские команды, для победы которых трудится весь завод. Их победы в ралли – демонстрация качества и лучшая реклама бренда, поэтому и с продажами у них все хорошо.


«
БЛИЖАЙШАЯ ЦЕЛЬ – СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ ЕВРОПЫ!»

– Известно, что президент Татарстана очень любит автоспорт. После того как вы стали вице-чемпионом, он как-то выходил с вами на связь, поздравлял лично?

– Каждый год в декабре Рустам Минниханов устраивает закрытие автосезона, на котором подводят итоги и куда приглашают гонщиков. Возможно, меня пригласят, и мы сможем пообщаться с президентом.

– Айдар, сейчас вам 23 года, каковы ваши карьерные амбиции?

– Ближайшая цель – стать чемпионом Европы! А в дальнейшем зависит не только от моих пожеланий. Куда важнее, как сложится финансовая ситуация и какие двери откроются.

– Если в «Формулу-1» пригласят, пойдете?

– Если честно, пока такого желания нет. В «Формуле-1» очень «хрупкие» машины, которые даже после несильного контакта теряют колеса. Мне нравится ралли-кросс, потому что здесь у тебя есть всего пять кругов, во время которых ты должен выложиться по максимуму и доказать, что ты лучший.

В кольцевых гонках надо следить за состоянием резины, бензина, и в уме всегда есть мысль: «Ошибку можно исправить». А в ралли-кроссе одна ошибка – и ты проиграл.

Фото: Petr Šulčík (Петр Сульчик)

– Айдар, а в обычной жизни вы тоже гонщик?

– Нет. Многих это удивляет, но я часто езжу 40–50 километров в час там, где разрешено 60 или 80. Особенно я расслаблен после гонки, когда полностью выложился на треке. Надо понимать, что на дорогах общего пользования, как и в гонках, есть четкие правила, которые необходимо соблюдать.

– Откуда у вас любовь к автоспорту?

– Все началось в 2005 году с желания прокатиться на картинге. В итоге поездка закончилась тем, что меня записали в секцию. Впервые выступил на соревнованиях 1 мая 2007 года. Машину для заезда взял у лицея №68, полностью ее разобрал и собрал за полгода до соревнований, а потом еще и покрасил.

Первую победу одержал на соревнованиях в Богатых Сабах в классе «50 кубиков». В первой гонке финишировал четвертым из 32, а во второй выиграл с большим отрывом, хотя в соперниках были ребята с большим опытом.

– Известно, что в вашей биографии есть несколько ярких историй – говорят, вы даже однажды финишировали на трех колесах…

– Да, этот случай произошел на кольцевых гонках в Москве в 2012 году. После длинной прямой оставался последний левый поворот перед финишем – я еду вторым, начинаю экстренное торможение перед виражом, вдруг машину затрясло, с хлопком отрывается переднее левое колесо и уезжает… Искры, местами огонь, но я все же вписываюсь в поворот и финиширую третьим. С тех пор мои соперники знают, что я в игре даже на трех колесах…