Ведущие производители пассажирского транспорта второй раз собрались в Москве на автобусный салон BusWorld Russia 2018. Гостям мероприятия, среди которых был и корреспондент «БИЗНЕС Online», не только посчастливилось посидеть в салонах автобусов и маршруток повышенной комфортности, но и узнать, как продвигаются дела у разработчиков беспилотников и что мешает появлению этих автономных участников движения на улицах российских городов. Но главный тренд развития отрасли — экологичные электробусы.
Ведущие производители пассажирского транспорта во второй раз собрались в Москве на автобусный салон BusWorld Russia 2018
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ, НО РАЗУМНЫЙ
Гостей выставки достижений автобусной промышленности первым встречал успевший стать знаменитым опытный беспилотный ШАТЛ KAMAЗа — совместный проект КАМАЗа и НАМИ. Он был самым популярным экспонатом салона — посидеть в лаконичном салоне мини-автобуса и сделать фото хотелось почти всем.
За минималистичным дизайном спрятана система автономного управления, включающая в себя лидары, радары, камеры кругового обзора, датчики ультразвукового управления и др. Все это в совокупности как раз и обеспечивает некую избыточность системы, чтобы с максимальной вероятностью распознавать препятствия, объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» инженер НАМИ Дмитрий Шишков. ШАТЛ зафиксирует каждого участника движения — будь то другой автомобиль, пешеход или животное, перебегающее дорогу. «В зависимости от правил дорожного движения автобус может объехать препятствие или остановиться, — пояснил Шишков. — Также камеры фиксируют разметку, пешеходные переходы, светофоры и знаки дорожного движения». Беспилотник — самый добросовестный участник дорожного движения, заверяют разработчики: он не превышает скорость и не отвлекается от дороги. Беспилотная система позволит сократить количество случаев летальных исходов, уверены создатели проекта.
Гостей выставки достижений автобусной промышленности первым встречал успевший стать знаменитым опытный беспилотный ШАТЛ KAMAЗа — совместный проект КАМАЗа и НАМИ
За таким транспортом будущее, не сомневается Шишков, и перечисляет очевидные преимущества. «В настоящий момент человек не столько получает удовольствие от вождения, сколько тратит силы, нервы и время на то, чтобы добраться до пункта назначения, — рассуждает он. — В больших городах затруднено движение как на личных авто, так и на общественном транспорте. Ближе к вечеру автобусы ходят полупустые, тратится топливо, напрасно оплачиваются услуги водителя. Мы предлагаем новый концептуальный подход — внедрение на улицы города чего-то среднего между такси и общественным транспортом». Так называемое общественное такси будет выезжать на улицы города только в случае наличия пассажиров, а заказать услугу перевозчика можно будет с помощью приложения в мобильном телефоне, указав маршрут и количество пассажиров. «Система автоматически подберет любой подходящий автобус и такси подъедет к вам максимально близко, — расписывает все прелести сервиса Шишков. — На вашем маршруте не будет пересадок, а малые габариты ШАТЛа позволят разгрузить трассу. Такие автобусы смогут «общаться» между собой, передавать информацию о пробках, а сам маршрут будет строиться динамически, что существенно сократит временные затраты на дорогу». Стоит отметить, что у пассажира, находящегося внутри двигающегося самостоятельно ШАТЛа, не так много рычагов управления ситуацией. По словам Шишкова, в салоне предусмотрена панель управления, но ее возможности в целом ограничены. Итак, пассажир может: заказать остановку, отрегулировать температуру в салоне и связаться с диспетчером. Маловато будет на данном этапе…
КАМАЗ уже тестировал свой автобус в условиях, максимально приближенных к реальным. По словам Шишкова, беспилотник работал такси в рамках чемпионата мира по футболу этим летом, а также возил главу российского правительства Дмитрия Медведева. «Дмитрию Анатольевичу понравилось», — улыбается инженер. По его словам, внедрение технологии в массы будет поэтапным. «Сначала, конечно, это будут закрытые территории, бизнес-центры, выставочные комплексы, научные городки, аэропорты, парки», — рассказывает Шишков. И лишь затем дойдет черед до улиц густонаселенных городов.
К настоящему моменту собрано четыре таких автобуса, ими вовсю интересуются покупатели, но пока о потенциальной стоимости транспортного средства разработчики умалчивают.
«САМАЯ ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ — ЧЕЛОВЕК»
Тему беспилотников и их судьбы на российских дорогах автопроизводители продолжили в рамках круглого стола. «Автономные системы безопаснее среднего водителя», — предложили основополагающий тезис участники дискуссии и лишь затем перешли к обсуждению препон и помех на пути развития беспилотных транспортных средств.
«Самая главная опасность — это человек», — говорит заместитель генерального директора, директор по развитию, член правления ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров. Автономные автомобили более предсказуемы, могут «общаться» между собой, поясняет он. Только полностью автономный транспортный поток может быть эффективным и безопасным, уверен заместитель генерального директора КАМАЗа. «Мы рассчитываем, что в ближайшие десятилетия подобный тренд сложится и люди не будут иметь мотивации садиться за руль», — окинул перспективу взглядом Гумеров. Правда, усиление этой тенденции ставит перед производителями транспортных средств новые задачи. «Предположим, вы любите водить автомобиль. А если он беспилотный? Это другой дизайн автомобиля, другая среда, — рассуждает Гумеров. — Возможно, в салоне стоит организовать рабочий офис, что-то еще… Сейчас это бурно обсуждается. Может быть, мы вообще будем работать только в автомобиле, а в другое время заниматься активным отдыхом». При этом на КАМАЗе рассчитывают на быстрый старт. По словам Гумерова, из-за отсутствия беспилотной законодательной базы ранее 2025 года пассажирской автономии ждать не стоит, а вот в рамках технических коммерческих перевозок это уже реальность. «Мы, например, планируем в будущем году начать перевозку между заводами ряда компонентов на беспилотниках», — делится планами замгендиректора КАМАЗа. Этот сектор вполне может регулироваться локальными нормативными актами, уверен он.
Если беспилотники — реальность неблизкого завтра, то электробусы уже курсируют по улицам городов и набирают очки в соревновании с привычными автобусами
Но не только в готовности самих машин и законов дело. Для полноценного функционирования беспилотников на трассах необходима соответствующая дорожная инфраструктура, и, как заверил Гумеров, этот вопрос «тоже широко обсуждается». Специфика российской дороги, ухабы и изменчивые погодные условия стали отдельной головной болью разработчиков программного обеспечения и интеллектуальных транспортных систем. Как отметил региональный директор израильской Mobileye Ури Вайнштайн, здесь необходимо стремиться к наиболее глубокой детализации навигационных карт для беспилотных автомобилей и предусмотреть ежесуточное обновление данных об изменениях на трассе.
Но если беспилотники — реальность неблизкого завтра, то электробусы уже курсируют по улицам городов и набирают очки в соревновании с привычными автобусами. Судя по количеству привезенных в Москву транспортных средств на электрической тяге, этот тренд уверенно шагает российским дорогам. На стенде КАМАЗа — один из представителей экологичного автосемейства, городской электробус «KAMAЗ-6282», снабженный системой ультрабыстрой зарядки. Как заверяют разработчики, процесс пополнения энергозапаса занимает 10–20 минут, а сами станции будут располагаться на конечных пунктах маршрутов. Внутреннее «убранство» электробуса мало чем отличается от салонов современных комфортабельных городских автобусов. За электробусом спряталась еще одна разработка КАМАЗа — низкопольный троллейбус 62825 с автономным ходом более 20 километров. В транспортной системе города такая функция обязательно пригодится.
За электробусом спряталась еще одна разработка КАМАЗа — низкопольный троллейбус 62825 с автономным ходом более 20 километров
Чуть правее от камазовской выставочной площадки — стенд ГАЗа, где можно встретить «брата-близнеца» камазовского электробуса. С виду автобусы абсолютно одинаковые, что неудивительно. Оба российских производителя обещали поставить Москве по 100 электробусов каждый: автобусы на электрической тяге уже курсируют в столице по маршрут ВДНХ – Бибирево. Кстати, Горьковский автопроизводитель тоже привез беспилотник, но сделал это без излишней огласки. Не все еще доработано, поясняют разработчики, поэтому беспилотник, созданный на базе «Газели», фигурировал в рамках «автобусного салона» как скромный электромобиль.
Тему электротранспорта продолжили в ПК «Транспортные системы», предложив весьма нестандартное решение. Электробус «Пионер» снабжен «тележкой» с источником питания. Прицеп, напоминающий багажное отделение, представляет собой мобильную аккумуляторную систему, которую можно заряжать и подвозить к точкам маршрута по мере необходимости. Судя по всему, данная модель будет использоваться при перевозках средней дальности, ведь в большом городе с такой «тележкой» электробусу особенно не развернуться… Обещавшая удивить новым беспилотным электромобилем MatrЁshka Volgabus (компания BMG «Бакулин Моторс Груп») слова не сдержала и вообще ограничилась электробусом «СитиРитм-12Е» с запасом автономного хода в 300 километров. Ускоренной зарядкой автобус не может похвастаться, пантографа здесь не предусмотрено, и процесс восполнения энергозапасов займет около 5 часов… Фирма «Спецавтоинжиниринг» представила электромобиль «Газель» Next Electro (совместная разработка с ГАЗом).
Тему электротранспорта продолжили в ПК «Транспортные системы», предложив весьма нестандартное решение — электробус «Пионер» снабжен «тележкой» с источником питания
По-прежнему обновляются и традиционные транспортные средства. Компания «Русбизнесавто» — дистрибьютор Higer — привезла туристический автобус увеличенной пассажировместимости Higer KLQ6128LQ, белорусский МАЗ на свой стенд «втиснул» автобус-гармошку «МАЗ-2016» с двигателем Mercedes. МЗКТ показал городские маршрутные такси на базе итальянской Iveco Daily. MAN и Neoplan продемонстрировали туристические автобусы Lion’s Coach и Tourliner VIP-класса, а китайский YUTONG представил новый и весьма нестандартный дизайн автобуса T 122 HDH, рассчитанного на длительные переезды. Именно поэтому производитель из КНР предусмотрел емкое багажное отделение (до 12 куб. м) и верхние полки в салоне повышенной вместимости.
Компания «Русбизнесавто» — дистрибьютор Higer — привезла туристический автобус увеличенной пассажировместимости Higer KLQ6128LQ
Любой посетитель выставки мог зайти в салон, оценить комфортность пассажирских кресел и продуманность интерьера, открыть багажное отделение, изучить начинку транспортного средства и в целом представить, каким будет пассажирский транспорт будущего и на что надеяться нам, простым пассажирам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.