Камиль Самигуллин: «Я каждое утро читаю подборку статей обо всём, что касается нашей религии, поэтому знаю, что происходит» Камиль Самигуллин: «Я каждое утро читаю подборку статей обо всем, что касается нашей религии, поэтому знаю, что происходит» Фото : Сергей Елагин

«МАРДЖАНИ ПРИЗЫВАЛ К ЧИСТОТЕ РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ»

— Камиль хазрат, указом президента РТ 2018-й в Татарстане объявлен Годом Шигабутдина Марджани в честь 200-летия со дня его рождения. Какие мероприятия проведены или планируется провести в этот год?

— Самым значимым событием года в рамках мероприятий, посвященных Шигабутдину Марджани, считаю выпуск репринтного издания его трудов. Это фундаментальный вклад в увековечение имени величайшего татарского богослова. Шеститомное собрание сочинений включает в себя наиболее известные его работы, в которых он с позиции ханафитского мазхаба и матуридитской акыды отстаивает учение суннитского ислама. Издание разошлось по всему исламскому миру и, надеюсь, заняло достойное место в лучших библиотеках, тем более что книги написаны на старо-татарском и арабском языках.

Мы также провели международную научно-практическую конференцию «Религиозное богословское наследие мусульман России: история и современность», несколько вечеров памяти, подготовили документальный фильм о жизни и деятельности Марджани, совместно с госкомитетом по архивному делу РТ организовали выставку в мечети Аль-Марджани. Наконец, в Казани прошел всероссийский турнир по борьбе на Кубок Марджани. Сегодня прорабатывается вопрос о проведении конференций, посвященных Марджани, в городах, где он получал свои знания, — в Бухаре и в Самарканде. Из Татарстана туда планируется направить ученых и религиозных деятелей.

С интересом изучаю биографию и наследие Марджани. Чем глубже погружаюсь в эту тему, тем больше убеждаюсь в его неординарности. У него на все было свое мнение! Любопытный пример: по воспоминаниям современников, его возмущало отсутствие вывесок на татарском языке при входе в магазин, о чем он неоднократно заявлял.

— Уже в те времена требовал двуязычия?

— Да, он говорил: «Если государство не запрещает, то почему не пишете и на татарском языке?» Кстати, в то время в татарском обществе шла дискуссия о нужности изучения русского языка. Большинство татар склонялись к тому, что этого делать не надо, а Марджани был одним из первых, кто обосновывал необходимость изучения русского языка. Вместе с тем он возмущался смешением языков. Осуждал использование в татарской речи русских слов и призывал к чистоте русской и татарской устной речи.

«Самым значимым событием года в рамках мероприятий, посвящённых Шигабутдину Марджани, считаю выпуск репринтного издания его трудов» «Самым значимым событием года в рамках мероприятий, посвященных Шигабутдину Марджани, считаю выпуск репринтного издания его трудов» Фото: «БИЗНЕС Online»

 Ранее ДУМ РТ анонсировало открытие к 200-летию Марджани музея в доме, в котором проживал ученый, на улице Каюма Насыри в Казани. На какой стадии данный вопрос, когда откроется музей? (NIYAZ)

— Нет, в доме Шигабутдина Марджани мы планировали разместить музей ислама. К сожалению, историческое здание находится в муниципальной собственности, а не в собственности муфтията, поэтому эту идею реализовать не получится. Но при мечети Аль-Марджани действует музей, посвященный жизни и деятельности нашего уважаемого шейха и истории мечети, мы надеемся в будущем расширить его экспозицию и дополнить новыми экспонатами.

— Вопросом создания музея пока никто не занимается?

— Пока нет. Для нас более важным является ознакомление с богословским наследием ученого. Вот такой, казалось бы, простой вопрос: обсуждается проект памятника Марджани, появляется необходимость подобрать для него цитату. Предлагаются различные изречения. И тут выясняется, что предложенное высказывание не имеет источника. А это же памятник, он на века ставится, люди будут читать то, что здесь выбито! К сожалению, многие из тех, кто говорит про Марджани, на самом деле его не читали, а передают его высказывания с чужих слов. Мало кто знаком с его книгами, поскольку они написаны на арабском и старо-татарском языках, которыми в наше время мало кто владеет. Поэтому я в своем блоге размещаю понравившиеся мне цитаты, афоризмы из книг Марджани. Планирую из его высказываний составить отдельную брошюру.

«Исламский мир плохо знает о нашем вкладе в мусульманскую цивилизацию» «Исламский мир плохо знает о нашем вкладе в мусульманскую цивилизацию» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАМ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ РАССКАЗАТЬ О НАШЕМ ПРОШЛОМ, НО МЫ ЕГО САМИ ПЛОХО ЗНАЕМ»

— Что мешает перевести все книги Марджани на татарский и русский языки?

— Мы ведем эту работу. Например, на днях издали в переводе на русский язык книгу «Китаб хакк ал-маʻрифа ва хусн ал-идрак бима йалзиму фи вуджуб ал-фитр ва ал-имсак» («Книга истины познания и прекрасного осознания о причинах обязательности разговения и поста»). Сейчас начали работать над другими его текстами. Но это труд не одного дня, и у нас ведь не только Марджани был. Рафик Мухаметшин (ректор РИИ и Болгарской исламской академии — прим. ред.) уже не раз заявлял, что до революции татарами было отпечатано 30 тысяч наименований различных трудов, из них примерно 800 — богословской литературы на арабском языке. Это огромный пласт! А ведь были еще и рукописные труды.

Другая проблема — исламский мир плохо знает о нашем вкладе в мусульманскую цивилизацию. Когда мы были в Египте, бывший муфтий страны Али Джума сказал, что в арабском мире известно порядка 550 печатных трудов, опубликованных до начала ХХ века. То есть они вообще не берут в расчет мусульманскую литературу, печатавшуюся в XIX–XX веках в центрах татарского просвещения, в том числе на арабском языке. Мы говорим им, что у нас есть печатные книги, которым 200 лет, а они об этом ничего не знают. Россия много лет была закрыта от всего мира, потому эту историческую несправедливость надо исправлять. Нам надо показывать наши труды, потому что подобного нет нигде и они интересны мусульманскому миру. Нам еще предстоит рассказать о нашем прошлом, только проблема в том, что мы его сами еще плохо знаем.

— Есть ли какие-то открытия в этой области, которые неизвестны нашим современникам?

— Думаю, что мало кто знаком с таким именем, как Мухаммад Мурад Рамзи аль-Казани. Это татарин из нынешнего Сармановского района Татарстана, который в XIX веке был духовным наставником в Мекке и написал книги по истории татар. Его работы интересны тем, что он находился за пределами Российской империи, поэтому не боялся царской власти и писал так, как думает. В 1908 году в Оренбурге вышел первый том его книги «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва мулук ат-татар» («Собрание известий и сочетание преданий о событиях Казани, Булгара и татарских царей»), но власти ее запретили, второй том не был напечатан. В своей работе он представил альтернативный взгляд на историю народов, проживших в России. Его книги печатаются в Бейруте, их можно приобрести. В наши дни в Башкортостане первый том перевели на русский язык и переиздали, готовится второй том.

Или, например, Абдурашид Ибрагимов, который объехал фактически весь мир, а поселившись в Японии, стал первым мусульманским миссионером среди японцев, он же там построил первую мечеть. Интересно, что профессор Салих ас-Самараи, араб по национальности, написал книгу об Ибрагимове на арабском языке, для чего специально изучил старо-татарский. Мы встретились с ним в Эр-Рияде. Не обошлось, правда, и без казусов. Не все он смог адекватно понять и перевести. Например, прочитав о «зайцах», которые ездили в трамвае, он решил, что в России люди в трамваях передвигаются с животными, и сделал дословный перевод, хотя в книге шла речь о безбилетных пассажирах.

Мы в ДУМ РТ сегодня пытаемся донести до общества наше татарское богословское наследие. Только в 2017 году издательским домом «Хузур» выпущено в свет 76 наименований книг. Всего же более 250 трудов. В общем доступе в электронной библиотеке Darul-Kutub.com, которую мы тоже активно развиваем, фонд насчитывает 854 книги, в том числе редкие и старинные.

«Для ислама не имеет принципиального значения, будет у нас один единственный муфтият на всю страну или масса самостоятельных духовных управлений» «Для ислама не имеет принципиального значения, будет у нас один единственный муфтият на всю страну или масса самостоятельных духовных управлений» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЕНЯ БОЛЬШЕ БЕСПОКОИТ ПРОБЛЕМА ЕДИНЕНИЯ НАШИХ ДУШ И ПОМЫСЛОВ»

 Читатель спрашивает: «Учитывая роль татар и Татарстана в развитии ислама в России, деятельности духовного управления мусульман РТ, которое является крупнейшим в РФ, как вы считаете, могли бы все остальные муфтияты и муфтии, которые в большинстве своем являются татарами, объединиться под ДУМ РТ? Насколько это целесообразно, по вашему мнению? Реально ли? Вас уважают далеко за пределами России, вы довольно успешно представляете российских мусульман за рубежом. Поэтому у многих возникает мысль, что лидер российской уммы — не в Уфе, не в Москве, а в Татарстане. Вы приняли бы такое предложение возглавить единый российский муфтият?»

— То, что касается лично меня и нашего духовного управления, то мы не боимся брать на себя ответственность. Только непонятно, почему люди, сидящие в Казани, должны отвечать за мечети, расположенные, например, на Дальнем Востоке. Уверен, что мусульмане, проживающие там, более эффективно могут решать свои проблемы. Нам и без того хватает работы внутри республики.

Меня больше беспокоит не идея объединения муфтиятов, а проблема единения наших душ и помыслов. Вот с этим у нас проблемы. Но, объединив всех мусульман в одно управление, мы не преодолеем разногласия. Нужно понимать, что все никогда не будут одинаковыми: даже пальцы на одной руке — и те разные. Главное, нельзя забывать, что мусульмане — братья друг другу. Может быть, и не все плохо у нас, ведь кто в семье дерется больше, чем родные братья?

Людям, далеким от ислама, это может показаться невероятным, но абсолютно любой мусульманин может прийти в любую мечеть мира и там помолиться. Неважно, к какому мазхабу он относится, и тем более не имеет значения, в какой муфтият входит его родная мечеть. У нас даже приезжие шииты без проблем становятся за нашим имамом, чтобы прочитать коллективный намаз. Кстати, посещение мечети не несет никаких обязательных затрат. Если есть желание и возможность оставить садака на содержание мечети — оставляешь, если нет, то не надо. И таков порядок в любой мечети мира.

— Речь о другом: нужна ли общероссийская вертикаль, как у РПЦ, чтобы вместе защищать интересы мусульман.

— Для ислама не имеет принципиального значения, будет у нас один единственный муфтият на всю страну или масса самостоятельных духовных управлений. В отсутствии единой исламской структуры в России можно найти массу преимуществ, а вот взяв и механически загнав всех под одну крышу, единства не достигнешь. У меня есть опасение, что такая идея, наоборот, может посеять вражду между мусульманами. Для достижения общих интересов нам важнее поддерживать хорошие отношения на уровне муфтиятов.

Россия очень многоликая и огромная страна, со своими особенностями в различных регионах. Поэтому реально мы можем объединяться только в чувствах, забывая распри, отбрасывая разногласия по второстепенным вопросам на задний план. Или вот такой пример: живут два мусульманина: один — в Пензе, другой — в Казани. Их мечети относятся к разным духовным управлениям. Они ездят друг к другу в гости, общаются между собой, читают вместе намаз, посещают поочередно разные мечети… Поверьте мне: им точно нет дела до того, сколько муфтиятов в России.

«В этом году хадж совершили 1,8 тысячи татарстанцев — была заполнена вся квота» «В этом году хадж совершили 1,8 тысячи татарстанцев — была заполнена вся квота» Фото: dumrt.ru

«ИТОГИ ХАДЖА МЫ ОЦЕНИВАЕМ ОЧЕНЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНО»

— Как вы оцениваете прошедший недавно хадж в плане организации? Слышала, что вам было приглашение от короля Саудовской Аравии. У вас была личная встреча, о чем говорили? (Иванова Альбина)

— Итоги хаджа мы оцениваем очень положительно, это видно по отзывам паломников из Татарстана, я лично с ними общался. С каждым годом организационные вопросы удается решать на более высоком уровне.

Я был приглашен на официальный королевский обед, там собрались 400–500 представителей со всего мира. Назвать это личной встречей, где мы за чашкой чая обсуждали проблемы мировой политики, конечно же, нельзя. Я, как и все, имел возможность подойти к королю и принцу и передать им общий салям.

 Кто ездил в хадж из республики по бесплатной квоте, как они подбирались, какие заслуги учитывались? (Знакум)

— Никаких бесплатных квот на поездку в хадж нет. В 90-е годы Королевство Саудовская Аравия брало на себя расходы на хадж для жителей бывшего Советского Союза, но такого уже давно нет. Но те, кто имеет возможность, могут оплатить дорогу в Мекку любому мусульманину. В наше время бывает, что дети оплачивают хадж своим родителям, бизнесмены — уважаемым и заслуженным людям.

Нередко король Саудовской Аравии приглашает официальных лиц того или иного государства посетить королевство во время хаджа. Россия не является исключением. Такие поездки носят официальный характер. Помимо обрядовой части, они содержат многочисленные деловые встречи, в том числе с монаршими особами и с профильными министерствами. В таких случаях каждый человек согласовывается принимающей стороной. В этом году король пригласил четырех мусульман из нашей республики и взял на себя расходы, связанные с этой поездкой. Как и любой человек, он имеет полное право приглашать к себе в гости тех, кого желает видеть, кроме того, у него есть средства, чтобы оплатить такую поездку, — на то он и король.

— Что сказал король в своем слове?

— У них общий посыл — везде висят плакаты: «С опытом взрослых, со старанием молодых мы будем вести Саудовскую Аравию к проекту 2030». Наследный принц — современный молодой человек. Видно, что у них происходят изменения. Думаю, они стремятся быть похожими на Арабские Эмираты. Что касается хаджа, то мы увидели более упорядоченный прием паломников, правильное распределение потоков, также много усилий предпринимается для решения оргвопросов. От Медины до Мекки запустили скоростной поезд — данный путь теперь можно преодолеть за два часа. Раньше порядка было меньше, случались давки людей — это послужило уроком. Надо понимать, что еще каких-нибудь 50 лет назад такого наплывала в Мекку не было. Прогресс делает свое дело — теперь людям гораздо проще добраться до Святых мест.

— А в общественной жизни изменения видны?

— Мы общались с людьми. У них как везде: говорят, что ввели новые налоги, выросли цены на бензин.

— Сколько человек из Татарстана совершило хадж в этом году?

— В этом году хадж совершили 1,8 тысячи татарстанцев — была заполнена вся квота. Причем уже в месяц Рамадан практически все места были заняты.

— Как не ошибиться при выборе хадж-оператора?

— Духовным управлением мусульман РТ учреждена только одна организация по хаджу — «ДУМ РТ Хадж», которая имеет аккредитацию в хадж-миссии России. Также можно посмотреть сайт хадж-миссии России, где указаны другие официально аккредитованные организации. Если в списке нет компании, которая продает вам путевку в хадж, это должно насторожить. 

Безусловно, цена имеет значение, и для кого-то разница в 10–20 тысяч рублей — весомый аргумент в пользу того или иного оператора. Однако важно понимать, что хадж — это не турпоездка, цена зависит не только от уровня сервиса. Очень важно изучать и предлагаемую обрядовую составляющую. В России только «ДУМ РТ Хадж» реализует хадж в точном соответствии с ханафитским мазхабом. Это должно быть приоритетом не только для нас, но и для верующего мусульманина, поскольку, если не будет исполнен хоть один из 23 ваджибов (обязательное действие), придется совершать искупление в виде заклания барана. Например, с точки зрения ханафитского мазхаба в долине Муздалифа необходимо находиться до утреннего намаза. В шафиитском мазхабе (его придерживаются на Северном Кавказе) считают иначе и, в соответствии со своим убеждением, покидают долину раньше. Местная администрация подгоняет паломников, но мы специально договариваемся, чтобы нас оставили до утреннего намаза. Не стоит отходить от правил нашей правовой школы, да и не каждый может себе позволить за каждый нарушенный обряд резать барана.

«При мечетях есть кружки, в некоторых даже заучивают Коран, а в медресе можно поступить только после 9 класса» «При мечетях есть кружки, в некоторых даже заучивают Коран, а в медресе можно поступить только после 9-го класса» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ХОТИМ ОТКРЫТЬ МУСУЛЬМАНСКУЮ ШКОЛУ В КАЗАНИ»

— На прошлой интернет-конференции вы ответили, что вопрос по открытию/работе мусульманских садиков и школ к вам не относится. Простите за назойливость, но куда, если не в муфтият, обращаться мусульманам по вопросам организации халяль-питания в образовательных учреждениях и открытии новых школ и садиков? (NIYAZ)

— Помню этот вопрос, но я ответил тогда немного по-другому, сказав, что инициатива должны исходить от самих мусульман, а наша задача — оказать посильную помощь. Кстати, в последнее время открылось много частных садиков. Но это не наше профильное направление — строить садики и школы, хотя мы понимаем, что должны к этому подключиться и где-то даже возглавить этот процесс. По халяль-питанию в светских учебных заведениях нужно договариваться с их администрациями. Как правило, заведующие и директора идут навстречу мусульманам, тем более что это для них одно из конкурентных преимуществ. Мы повлиять на них не можем, возможно, нужно вырабатывать какую-то общую стратегию поведения для решения этой проблемы. Но в любом деле нужны свои активисты, поэтому включайтесь в эту работу, приходите к нам с идеями и предложениями на этот счет.

— Вы анонсировали школу «Музаффария». Как продвигается работа? И как вы оцениваете нынешнюю светскую систему образования в России? Отдадите ли вы своих детей в школу «Музаффария»? (Алия)

— Это нормальная практика для светского общества, когда наряду с общеобразовательными учебными заведениями существуют религиозные школы. Они не подменяют друг друга, а создают возможность выбора. Я не являюсь специалистом в сфере светского образования, могу рассуждать только как обыватель: что-то мне импонирует в нашей системе образования, что-то — нет. Например, ЕГЭ — очень спорный способ поступления в вузы, но мы видим, что он решил главную проблему — поборол коррупцию на вступительных экзаменах. Что греха таить — раньше многие люди, даже имея знания, не могли поступить в институт, а теперь у абитуриентов сравнялись возможности.

— А как дела обстоят с открытием школы?

— Мы действительно хотим открыть мусульманскую школу в Казани, где они наряду с общеобразовательными предметами будут изучать нашу религию. Была идея разместить ее в здании бывшего медресе «Музаффария». Однако в процессе подготовки выяснилось, что нам в этом здании будет тесно, оно не закроет всех потребностей жителей Казани. Еще одним минусом является то, что здание старинное и для капитального ремонта требуется более 40 миллионов рублей. На такие деньги можно построить более просторное и современное здание.

Мы сейчас в раздумьях, как нам правильно распорядиться средствами, которые собрались для будущей школы благодаря неравнодушным людям. Если удастся получить земельный участок для строительства новой школы, то мы будем возводить новое здание для мальчиков и девочек. Если не получится, то придется вкладываться в здание медресе «Музаффария», но там мы сможем открыть только начальную школу для девочек.

Открытие этой школы имеет огромное значение. На ее базе планируем выработать определенные образовательные и воспитательные стандарты для других подобных заведений республики. Для нас важно, чтобы девочки чувствовали себя комфортно, могли спокойно ходить в платках, кушать халяльную пищу, вовремя читать намаз, совершать другие необходимые обряды и, что немаловажно, иметь возможность учиться на родном татарском языке.

— Школа будет готова к следующему учебному году?

— Будем стараться.

— Хочу своего младшего 8-летнего сына из средней общеобразовательной школы перевести в медресе — мусульманское учебное заведение. Летом мой сын ходил в медресе «Шамиль» при мечети «Казан Нуры», но курсы, к сожалению, там были краткосрочные — всего три недели. К кому нам обратиться по данному вопросу? Помогите нам, пожалуйста! (Радик)

— При мечетях есть кружки, в некоторых даже заучивают Коран, а в медресе можно поступить только после 9-го класса.

«Сегодня идет большая работа по созданию обрядового положения» «Сегодня идет большая работа по созданию обрядового положения» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЯ — ИДЕТ В МЕЧЕТЬ, КОМУ ХОЧЕТСЯ ПОРУГАТЬСЯ — СИДИТ В ЧАТАХ»

— Недавно ДУМ РТ выступило с идеей построить татарскую деревню, где бы мусульмане могли жить отдельно от остальных людей. Когда начнется старт продаж? (Рузалия),

— Как считаете, идея построить татарскую деревню — это вообще реализуемо? Прокуратура потом не обвинит в том, что там секта образовалась или ваххабиты засели? (Ильгизар)

— У мусульман, как и у многих других жителей России, имеются жилищные проблемы. Если мусульмане, точно так, как, например, сотрудники какой-нибудь компании, объединят свои усилия для строительства индивидуального жилья, то что в этом плохого? Начнись реализация такого проекта, я буду только за. Это мечта многих молодых семей — иметь свою крышу над головой и несколько соток земли приусадебного участка.

Я знаю, что вопрос строительства индивидуального жилья поднимается с постоянной периодичностью то там, то здесь. Вероятно, проблема перезрела. Это абсолютно нормально, что люди мечтают иметь свой дом, а в качестве соседей хотят иметь друзей, да и татароязычной среды в Казани не хватает. Хорошо бы построить недорогие деревянные дома в татарском стиле, чтобы радовало глаз. Туда и туристов можно привезти: показать современную татарскую деревню. Однако хочу подчеркнуть, что ислам не призывает нас создавать какие-то закрытые от остального мира поселения. Нет у нас стремления огородиться забором и обособиться ото всех.

— В период кризиса молодежь ищет открытых и честных ответов на вопросы, которые у них возникают при взгляде на нашу жизнь. В исламе это выражается в том, что невежественная молодежь склоняется в сторону сначала фанатизма, а затем и в сторону откровенного ваххабизма. Если я не ошибаюсь, вы недавно выступили с инициативой запретить антиисламское и бесчеловечное течение. На какой стадии процесс делегитимации этой секты? Какую поддержку вы ожидаете в этой борьбе от исламской общественности? (Ильдар Фаттахов),

— Как обстоят дела с вашим предложением запретить ваххабизм в России на законодательном уровне? Вы инициировали письмо об этом в адрес депутатов или отказались от своей идеи? (Флера, Москва).

— Во-первых, никаких писем депутатам я не инициировал, во-вторых, хочу уточнить, что я выступал не за запрет ваххабизма, а за запрет пропаганды его идей. Это разные вещи. У нас в обществе столько стереотипов относительно ваххабитов, что подобные табу могут нас завести не в ту степь. Откуда нам знать, что у человека в голове? Но если кто-то начинает пропагандировать античеловеческие идеи, то мы не должны оставить это без внимания. В учебных заведениях ДУМ РТ обучение ведется в соответствии с мазхабом Абу-Ханифы. Этой религиозно-правовой школы на территории нынешнего Татарстана придерживаются более 1100 лет, и у нас нет оснований от этого отказываться.

— Неужели ДУМ РТ не отслеживает весь информационный поток касательно ислама, ведь он занимает не такой уж большой процент в новостном поле? Почему совет улемов не видно ни в диспутах, ни в дискуссиях и ни в диалогах? Это рождает некое подозрение о его существовании и опасение при его наличии, о его компетентности. (Карим)

— Я каждое утро читаю подборку статей обо всем, что касается нашей религии, поэтому знаю, что происходит. Что же касается бесполезного провождения времени в различных чатах за пустыми разговорами, причем нередко с невежественными людьми, то не считаю, что мы должны на это тратить время. Те, кто действительно хочет получить знания, идут в мечеть, кому хочется поругаться — сидит в чатах. С другой стороны, если у кого-то есть желание провести реальный диспут и обсудить какую-то серьезную проблему, приглашайте нас — представители ДУМ РТ с удовольствием откликнутся на такое предложение.

Совет улемов ДУМ РТ занят решением глобальных вопросов: переводом Корана, подготовкой к изданию различных религиозных книг, проверкой литературы на соответствие нормам ислама. Сегодня идет большая работа по созданию обрядового положения. Это делается, чтобы на пустом месте не было споров, нужно все четко прописать, опираясь на наши богословские труды.

— Говорили, что к сентябрю 2018 года в Татарстане будет доработано положение о проведении богослужений и религиозных обрядов имам-хатыйбами. Готов ли документ, роздан ли имамам? (Даутова М.)

— Он уже практически готов, идет доработка в части обрядов никаха и талака. Максимально регламентировали их совершение. Планируем во время работы ближайшего пленума два дня посвятить изучению положения с мухтасибами. Необходимо объединить практику всех районов, чтобы не было разногласий, а потом решением пленума принять положение в последней редакции, и только после этого документ уйдет в районы. В исламе нет священнослужителей в христианском понимании этого слова. Многие обряды мусульмане выполняют сами, но для этого необходимо иметь соответствующие знания, которые можно получить на курсах при мечети. Большинство татар-мусульман приглашают для проведения меджлисов людей старшего поколения. В результате нередко это бывают безграмотные в вопросах ислама люди. Наше положение позволит проводить мусульманские обряды правильно.


 «ГОСПОДЬ СКАЗАЛ, ЧТО В КОРАНЕ ЕСТЬ ВСЕ»

— Может быть, пора все-таки сказать людям правду: в Коране про пять намазов не сказано ни в одном из аятов, об этом говорится только в Сунне? Или Мухаммад Таки Усмани в книге «Власть Сунны» не прав? Ведь вы сами не смогли привести ни одного аята, в котором пять намазов упоминались бы напрямую, как это мы видим в хадисах, но лишь апеллировали к толкованиям, которые подгоняют коранический текст под заданный тезис, но не более того. (Рустам Батров)

— В 20-й суре «Та Ха» имеется 130-й аят, в котором Аллах обращается к пророку со словами: «Проявляй терпение к тому, что они говорят, и восхваляй своего Господа (то есть совершай молитву) до восхода солнца (предрассветная молитва — фаджр) и до того, как оно зайдет (предвечерняя молитва — ‘аср), уже когда наступила ночь (ночная молитва —‘иша’), две части дня (то есть после зенита и заход солнца — это полуденная и закатная молитвы — зухр и магриб), и ты будешь доволен этим».

Господь сказал, что в Коране есть всё. О пятикратном намазе он говорит образно, но смысл здесь четкий и понятный, тем более, что пророк Мухаммед лично читал пятикратный намаз, причем в четком соответствии с этим аятом. Что же касается Таки Усмани, то он как раз и говорит, что в Коране нет прямого изречения о пяти намазах, но он не говорит о том, что эта информация не содержится в Коране. Невозможно постичь суть Корана, не зная Сунны пророка. Попытки отвергнуть Сунну опасны, потому что следом появится желание опровергнуть и Коран, поскольку и то, и другое передали нам одни и те же люди, а если мы сомневаемся в правдивости их слов относительно высказываний и поступков Пророка, то логично будет усомниться и в правдивости при передаче Корана.

— Как они могли передать Коран?

— Коран передан был через сподвижников пророка. Многие из них знали его наизусть, кроме того, он был в письменном виде на отдельных листочках. Степень достоверности Корана в исламском праве обозначают словом «мутаватир», то есть его текст был передан очень огромным количеством людей, которые лично слышали его от пророка Мухаммеда, и при этом между ними не было никаких разногласий в цитировании этого писания. Именно поэтому мы верим каждой букве Корана.

— Наверное, главное — верить во Всевышнего и не отрицать божественное происхождение Корана, а дискуссия — это же нормально?

— Есть одна поправка: в дискуссии должны участвовать специалисты, компетентные в данной тематике. Например, если тема медицинская, то мнение рядового фармацевта будет ценнее, чем мнение самого серьезного политика. Плюрализм мнений должен быть, но среди специалистов одного направления.

— Но ислам-то касается каждого мусульманина…

— И медицина тоже касается каждого человека, но мы же лечимся у специалистов и доверяем им.

— Жизнь показывает, что нельзя верить ни одному авторитету. Вы согласны с этим?

— Конечно, надо критично мыслить. Значит, мы должны изучать всех наших богословов, переосмысливать и использовать эти знания.

— Каждый мусульманин должен читать Коран?

— Должен и читать, и заучивать, чтобы совершать намаз. Все книги, которые мы читаем, помогают постигать Коран. Например, человек, знакомый с биологией, физикой, астрономией, уже по-другому воспринимает некоторые аяты, лучше их понимает. Поэтому я люблю эту фразу: любая книга, какая бы ни читалась, читается для того, чтобы понять одну книгу, потому что это книга Господа, в которой есть вся Вселенная. И неправильно сказать, что в Коране чего-то нет, в том числе и пятикратного намаза.

— Как вы относитесь к полемическим статьям Рустама Батрова?

— Как публицист он силен, и хорошо, если бы этот талант он направил в созидательное русло. Надеемся, что Аллах даст ему мудрости. А мы всегда открыты к конструктивной критике.

  — Спасибо за обстоятельный разговор!