Республиканская автоинспекция закупила полтысячи нагрудных видеорегистраторов, которые будут беспрерывно снимать все конфликтные ситуации Республиканская автоинспекция закупила полтысячи нагрудных видеорегистраторов, которые будут беспрерывно снимать все конфликтные ситуации Фото: Максим Кирилов

НОВАЯ «ИГРУШКА» ИНСПЕКТОРОВ ГАИ

В середине сентября сотрудники ГИБДД Татарстана задержали пьяного агрессивно настроенного лихача на LADA Kalina. Молодой человек вел себя дерзко: набросился на сотрудников, покрыл их трехэтажным матом и пытался убежать от блюстителей дорожного порядка. Попытка скрыться мигом была пресечена, правда, с помощью грубой силы и наручников. Неадекватного доставили в отдел полиции «Авиастроительный» и приковали к лестнице, пока пытались его «оформить». Но внезапно  задержанный решил сменить свой статус с правонарушителя на потерпевшего и начал головой биться о перила, нанося себе побои. Мужчина хотел обвинить инспекторов в нанесении ему телесных повреждений, но быстро отказался от этих идей, когда увидел на груди сотрудников ГИБДД небольшие портативные видеорегистраторы, снимавшие его отчаянные попытки покалечить себя. Именно эта видеозапись в итоге и помогла доказать правоту инспекторов.

Это один из примеров, когда оказался востребован нагрудный регистратор DMT-10, которыми в начале осени этого года оснастили все экипажи республиканских ДПС, заступающих на пост. Камера позволяет снимать видео с разрешением SuperHD 2560*1080. Корпус у регистратора водонепроницаемый и удароустойчивый, что немаловажно, учитывая условия применения. Самая маленькая масса изделия — 120 г, оно крепится на одежду в виде черной коробки. Устройство также оснащено автоматической инфракрасной подсветкой и встроенными Wi-FI- и GPS-модулями. Правда, есть у видеорегистратора и слабое место — аккумулятора на 3500 мАч хватает только на несколько часов, поэтому сотрудники ДПС носят дополнительные аккумуляторы, которые продлевают работу регистратора до завершения дежурства. Затем вся записанная информация переносится для хранения на специальный сервер. Позже руководители управления проводят выборочную контрольную проверку отснятых инспекторами видео. Само же устройство отправится к специальному терминалу для подзарядки.

Использование видеорегистраторов предусмотрено приказом министерства внутренних дел РФ №664, который предполагает осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением с использованием систем видеонаблюдения, либо носимых видеорегистраторов. «Видеорегистратор помогает дать более объективную оценку тому, как инспектор ДПС взаимодействует с гражданином, — пояснил заместитель начальника ГИБДД по РТ Александр Разумнов. — Зачастую происходит так, что гражданин, пытаясь уйти от административной ответственности, может обратиться к нам с заявлением, что инспектор вел себя неправильно и некорректно. Могут также возникать и конфликтные ситуации. Тогда мы обращаемся к видеозаписи, которая дает ответ, соответствует заявление действительности или опровергает изложенные гражданином факты».

По его словам, был случай, когда водитель неоднократно не останавливался в ответ на требования об остановке, было организовано его преследование, в итоге его остановили, а через 10 часов он написал обращение, в котором заявил, что инспекторы ему якобы руку сломали. «Чтобы установить истину, мы просматривали видеорегистраторы сотрудников, которые участвовали в задержании, и записи показывали, что никаких противоправных действий они не предпринимали», — рассказал замнчальника УГИБДД по РТ. Он же в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» привел еще один пример, когда видеорегистратор помог восстановить истину, — громкий инцидент с участием инспектором полка ДПС ГИБДД УМВД России по Казани Марселем Бадрутдиновым и сотрудником 384-го военно-следственного отдела следственного комитета РФ по Казанскому гарнизону Игорем Пилипенко. Не будь видео, которое получило резонанс в соцсетях и СМИ, неизвестно, чем бы закончилась эта история.

«ЭТОТ прибор как табельное оружие, как жезл…»

Всего к концу августа, по информации источников «БИЗНЕС Online», республиканским УГИБДД было приобретено 505 таких приборов DMT-10 от китайской компании Diamante Technology. Как заверили собеседники в Госавтоинспекции, эта цифра закупки не была взята с потолка — расчет был произведен исходя из объективной потребности, зависящей от суточной нормы выставляемого на посты инспекторского состава. Закупленного количества приборов достаточно для оснащения каждого экипажа ДПС в Татарстане, заступающего на дежурство. «Инспектор, выходя на смену, получает прибор как табельное оружие, как жезл, как любой другой необходимый атрибут для несения службы», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online».

Отметим, это устройство кажется на первый взгляд недешевым — в сети такие модели стоят от 15 тыс. до 24 тыс. рублей. При этом на сайте госзакупок за последний год есть только один аукцион, подходящий под описание. Конечная сумма этого контракта составила 7,78 млн рублей, в которую включена поставка только 460 видеорегистраторов именно из Китая. За исполнение заявки взялась небольшая местная компьютерная компания «Эксперт-Про», поставившее их по контракту как раз к концу августа этого года. Исходя из документации госзакупки, следует, что один нагрудный видеорегистратор обошелся почти в 17 тыс. рублей, что можно считать довольно демократичным выбором.

Один нагрудный видеорегистратор обошелся почти в 17 тыс. рублей, что можно считать довольно демократичным выбором Один нагрудный видеорегистратор обошелся почти в 17 тыс. рублей, что можно считать довольно демократичным выбором Фото: Максим Кирилов

К слову, до этого сотрудники ГИБДД тестировали видеорегистраторы «Страж-ПВР», которые любезно закупило ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифката Минниханова за 9,9 млн рублей. Контракт включал в себя поставку 300 изделий по цене почти 25 тыс. за штуку, а также оборудование для обработки отснятых видео за 2,4 млн рублей. Отметим, что этот «Страж» 2015 года существенно уступает современным DMT-10 по всем техническим характеристикам. Как заверили корреспондента «БИЗНЕС Online» сами постовые на улицах Казани, старая модель была крайне неудобна. Крепеж был слабоват, и видеорегистраторы все время слетали во время погони за нарушителями. «Их техническое оснащение предусматривало наличие выносной камеры, а соответственно, и кабелей, и разъемов, что с практической точки зрения для сотрудников ДПС оказалось не очень удобно. Поэтому и было принято решение перейти на видеорегистраторы в виде моноблока», — пояснил собеседник «БИЗНЕС Online».

Морально устаревшие и неудобные видеорегистраторы нашли свое применение и после замены их DMT-10. Видеорегистраторы ПАВР-002 в количестве 113 штук были закреплены за сотрудниками экзаменационных и регистрационных подразделений, которые тоже страдают от неадеквата со стороны проваливших испытание водителей.

Есть у видеорегистратора и слабое место — аккумулятора хватает только на несколько часов, поэтому сотрудники ДПС носят дополнительные аккумуляторы Аккумулятора хватает только на несколько часов, поэтому сотрудники ДПС носят дополнительные Фото: Максим Кирилов

«это полезно и для борьбы с коррупционным направлением…»

Поможет ли устройство ловить за руку самих инспекторов? Разумнов отмечает, что запись на видеорегистраторах ведется непрерывно и сам инспектор на этот процесс повлиять не может, ну или почти не может. «Да, конечно, как и любой прибор, устройство может быть отключено, — пояснил Разумнов. — Но все вот эти действия с прибором фиксируются в памяти самого устройства: отключение, подключение и так далее. На этот счет существует инструкция, по которой каждое отключение должно сопровождаться комментариями со стороны инспектора. Инспектор — это тоже человек, у него есть какие-то естественные потребности… И в этом случае он должен проинформировать, что производит отключение видеорегистратора, назвать время отключения и уважительную причину отключения. Если будет несанкционированное отключение, то инспектор за нарушение инструкции будет привлекаться к дисциплинарной ответственности».

«Мы заранее предупреждаем водителей о том, что их действия фиксируются на видео — у сотрудников на груди установлены таблички, свидетельствующие о том, что они ведут видео- и аудиозапись, — добавил замначальника УГИБДД. — Это все направлено на прозрачность отношений между сотрудником и участником дорожного движения. Все действия происходят в поле зрения видеорегистратора: автомобильного или переносимого. Понятно, что камера направлена не на сотрудника, но все, что он говорит, — все это фиксируется. Поэтому это еще полезно и для борьбы с коррупционным направлением. Такие факты тоже фиксируются с помощью видеорегистраторов».

В ряде других регионов подобные регистраторы уже поставлены «на вооружение» В ряде других регионов подобные регистраторы уже поставлены «на вооружение» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ ЭТО РАБОТАЕТ В МИРЕ, ТО ПОЧЕМУ ЭТО НЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ В РОССИИ?»

В ряде других регионов подобные регистраторы уже поставлены «на вооружение». Так, ГИБДД Московской области еще в 2017 году была закуплена почти тысяча похожих приборов «Дозор-77». Впоследствии ими оснащались ДПС в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. Некоторые активные участники дорожного движения уже не понаслышке знают о «скрытых камерах» на груди инспекторов. Оценки и мнения от их использования разделились.

«Знаете, во время своего путешествия на велосипеде по миру я видел эти видеорегистраторы и в Великобритании, и США, и Китае. Судя по тому, что эти приборы повсеместно используются и не вызывают нареканий к работе полиции этих государств, то я считаю, что эта новинка проверена временем в других странах, раз не зря она так активно используется. Она на самом деле дисциплинирует отношения двух сторон: полицейских и граждан, с которыми они вступают в контакт. Это будет и доказательной базой, и поможет формализовать отношения в рамках правового поля. Поэтому я абсолютно приветствую эти вещи», — прокомментировал новинку председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр» Ильдус Янышев.

Во многом с ним согласен и представитель «Федерации автомобилистов России» в Татарстане Рамиль Хайруллин, фиксирующий большое количество жалоб на некорректность поведения некоторых инспекторов. Он же отметил наличие ряда подводных камней в этой истории. «Но если там случится что-то такое, что он внезапно в самый ответственный момент вдруг отключится и не записывает… — задался вопросом Хайруллин. — Бывают ситуации, когда просматриваешь записи, которые выкладывают водители, а там оказывается не все. Там обычно фиксируются какие-то моменты неподобающего поведения сотрудников, и они выкладываются. Если на видеозапись водителей не все попадает, то где гарантии, что на запись инспектора тоже все будет попадать? Как раз для этого и нужны эти две точки зрения, то есть водительское видео и с ГИБДД, которое позволит дополнить картину».

Впрочем, позицию Хайруллина не до конца разделяет тот же Янышев. По его мнению, никто из инспекторов не будет заморачиваться и заниматься фальсификацией отснятых видео — сложно, дорого, невыгодно. Куда проще некоторых грубым сотрудникам ДПС будет изначально вести должным образом. С Янышевым согласился вице-президент движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский: «Будут ли они корректировать видео в свою пользу? Ну, знаете ли, это целое дело: и накладывание голоса, и подбор актеров… Вырезать и подправить то, что им невыгодно, — это еще может быть. Но добавить что-то сверх зафиксированного будет очень тяжело». В целом Ольшанский видит в новой инициативе по использованию нагрудных видеорегистраторов больше отрицательного. «Отношения между водителями и инспекторами точно максимально прозрачными не станут. Это все пропагандируемая шумиха, — заявил адвокат. — Я отношусь отрицательно к этой мере. Она направлена снова против водителей, и так к самой слабой части конфликтов на дороге. Инспектору уже закон дает больше прав, чем водителю».

«Если это работает в мире, то почему это не может работать в России? — в противовес ему заметил Янышев. — Мы также спорили о том, почему у нас платные парковки на улицах. Но стало же значительно лучше, порядка больше. Здесь то же самое — больше будет порядка. Когда я путешествовал, то записывал происходящее на свою камеру GoPro. Это тоже было своего рода моей защитой от противоправных действий, в том числе со стороны полицейских. Они видели на моей голове регистратор и не останавливали, потому что не хотели связываться. Это средство самозащиты лучше пистолета. А если она еще и в режиме онлайн, то это лучший телохранитель!»