«Сегодня внутреннее содержание наших дисциплин и направлений подготовки изменилось. Красной линией через весь образовательный процесс проходит кооперация. Это наш мейнстрим», — отмечает Алсу Набиева, ректор Казанского кооперативного института — филиала старейшего в РФ Российского университета кооперации. О том, какие современные направления появились в ККИ, почему будущие таможенники выбирают в качестве второго иностранного языка турецкий и как институт намерен встать во главе кооперативного движения, Набиева рассказала в своем интервью.
Алсу Набиева: «В течение года мы работали над тем, чтобы появлялись новые формы хозяйствования в районах – кооперативы, объясняли сельчанам, какие экономические плюсы и выгоды они будут иметь от этого формата»
«ПРИШЛИ
К ВЫВОДУ, ЧТО НЕОБХОДИМО ГОТОВИТЬ
КООПЕРАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ»
– Алсу Рустэмовна, год назад вы возглавили Казанский кооперативный институт. Какие первоочередные задачи поставили перед собой и коллективом?
– Мое видение развития вуза полностью совпадало с теми задачами, которые поставило перед нами руководство республики: институт должен стать полезным для развития кооперативного движения в Татарстане. Да, мы готовили и готовим профессиональные, востребованные кадры. Но с точки зрения именно кооперации у нас был нереализованный потенциал. В течение года мы работали над тем, чтобы появлялись новые формы хозяйствования в районах – кооперативы, объясняли сельчанам, какие экономические плюсы и выгоды они будут иметь от этого формата.
– Вы как консультанты работали в районах?
– И как консультанты, и как преподаватели. Возможно, кто-то задастся вопросом: разве это функция вуза – ездить по районам с консультациями, учить жизни состоявшихся людей? Однако наша активность оказалась очень востребованной. Во-первых, мы начали оправдывать свое название: кооперативный вуз и должен быть законодателем мод в этом направлении, научно-методической платформой кооперации. Во-вторых, в институте открылась новая образовательная программа – «экономика кооперативных организаций». В течение года была проведена кропотливая работа в 10 муниципальных районах, мы проводили встречи с главами сельских поселений, приглашали жителей. В итоге в Татарстане появилось более 20 кооперативов, созданных с помощью института. Наша задача как научно-методического центра – определить для каждого муниципалитета свои доходогенерирующие направления. Например, для одного района – это молочное направление, для другого – мясное или рыбное. Необходимо выявить потенциал каждой местности с точки зрения кооперации и дать практические советы.
– Что такое кооператив в современном понимании?
– Это форма ведения хозяйства, в котором состоят как минимум пять пайщиков, объединяющихся для совместного ведения общего дела. У кого-то есть средство производства, у кого-то – земля, оборудование, кто-то умеет производить продукцию, а кто-то – хорошо продавать. Они объединяются, ведут кооперативное хозяйство, а дивиденды распределяются между пайщиками. Я сама много ездила по районам: важно было увидеть обратную связь со стороны сельчан – почему кто-то хочет объединяться в кооператив, а кто-то не желает этого? Основная проблема, как мы выяснили, – это вопрос доверия сельских жителей к данному формату. Кооператор сегодня должен быть эффективным коммуникатором, человеком, которому доверяют, который может вокруг себя объединить людей, выстроить цепочку взаимоотношений: сбытовое направление, производственное, логистическое. Здесь очень много нюансов. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо готовить кооперативных управленцев.
«Казанский кооперативный институт среди всей филиальной сети РУК является самым крупным и по динамике развития, и по финансовым показателям. Это филиал номер один»
6 ТЫСЯЧ СТУДЕНТОВ И НОВЫЙ 14-ЭТАЖНЫЙ КОРПУС
– Что изменилось в институте с момента вашего назначения на должность ректора? Появились ли новые направления, приоритеты развития?
– Изменилось внутреннее содержание наших дисциплин и направлений подготовки. Как я уже отмечала, мы открыли новый профиль – «экономика кооперативных организаций». Это специализированный курс для ребят, которые планируют связать свою жизнь с кооперацией на селе. Им дают прикладные знания – более того, наши студенты закреплены за конкретными кооперативами, где они в течение всей учебы практикуются. Все курсовые, дипломные работы учащиеся будут писать на базе хозяйственной деятельности кооперативов. Это абсолютно практическое обучение, чтобы молодые специалисты вернулись в село подготовленными. Перед нами поставлена задача, чтобы в рамках этой деятельности мы могли повысить деловую активность на селе – именно за счет появления данной формы хозяйствования. Кстати, международной экспортной кооперацией мы тоже занимаемся, но в рамках специальности «таможенное дело». Это ближе к внешнеэкономической деятельности. То есть у нас красной линией через весь образовательный процесс проходит кооперация. Это наш мейнстрим, генеральный путь. Мы надеемся, что тот 21 кооператив, который был создан за 9 месяцев нашей деятельности, не предел. Уже сегодня в стадии регистрации находятся еще 20 кооперативов. Они планируют создать свой ревизионный союз – орган, который контролирует их финансовую деятельность, своеобразное СРО кооперации.
– Преподавательский состав остался тот же?
– Коллектив остался фактически тем же. Единственное, он увеличивается. Количество студентов растет – в этом году мы приняли более 2 тысяч студентов! Появляются новые специальности. Кстати, буквально недавно мы получили лицензию на новую специальность высшего образования – «экономическая безопасность», на которую в следующем году открываем набор студентов. Соответственно, появятся и новые преподаватели.
– Вы отметили, что увеличивается количество направлений, студентов. Не получится излишней нагрузки на существующую базу?
– Мы этого, конечно же, не хотим допустить. Поэтому сейчас разрабатывается несколько проектов расширения материально-технической базы, в том числе и строительство 14-этажного корпуса ККИ на улице Даурской.
– Кто
инвестор проекта? Когда он будет
реализован и какова его стоимость?
– Инвесторы – Российский университет кооперации, чьим филиалом является наш институт. Мы ведомственный вуз, наш учредитель – Центросоюз РФ, одно из старейших ведомств России. Стоимость проекта – 500 миллионов рублей, реализация запланирована через два года, в 2021-м. Решение о столь серьезных вложениях со стороны головного вуза и учредителя принято не случайно: Казанский кооперативный институт среди всей филиальной сети РУК является самым крупным и по динамике развития, и по финансовым показателям. Это филиал номер один – мы находимся в числе лидеров кооперативного образования: у нас обучаются более 6 тысяч студентов. При этом есть еще и перспективы. Конечно, мы это связываем с теми интересными и востребованными направлениями подготовки, которые у нас реализуются. Сегодня молодежь очень интересуют туризм, индустрия гостеприимства, технология продуктов общественного питания, ведь в Казани открывается много новых ресторанов, которым нужны подготовленные кадры.
– Зачем для того, чтобы работать в индустрии гостеприимства или в общепите, нужно получать высшее образование?
– Конечно, для тех, кто работает, к примеру, непосредственно на кухне, достаточно среднего профессионального образования. Но этой отрасли нужны и грамотные управленцы. Уже с первого курса студенты, обучающиеся и по программе СПО, и высшего образования, определяются на базы практики по специальностям общепита, гостиничного бизнеса, туризма... Причем, отмечу, студенты проходят практику с оплатой от работодателя. Это говорит о заинтересованности рынка в специалистах индустрии гостеприимства. Очень востребован специалитет «таможенное дело», открытый в 2011 году: выпускники после пяти лет обучения трудоустраиваются по специальности не только в таможне, но и в компаниях, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Таких организаций в Татарстане достаточно много, поскольку предприятия РТ активно сотрудничают с зарубежными партнерами. В этом году у нас впервые появились такие интересные образовательные профили, как «спортивный менеджмент» и «управление талантами». Кстати, в крупных западных компаниях традиционно есть специальные отделы, которые занимаются тем, что ищут таланты, воспитывают, растят их, составляют индивидуальные условия работы – это делают профильные специалисты. Потребность в таковых есть и в наших компаниях, имеется запрос от работодателей.
– У вас многоступенчатая система образования: помимо высшего в составе института есть и колледж. Насколько эффективна такая система?
– Колледж был открыт в 2014 году, что оправдано требованиями времени и рынка труда. Если вы хотите, чтобы специалист работал в отрасли эффективно, нужно сделать образование многоуровневым. Мы готовим в колледже студентов, чтобы они, получив основные профессиональные знания, могли применить их на практике. Те молодые люди, которые хотят и способны быть управленцами в этой сфере, могут продолжить обучение на уровне высшего профессионального образования. Кстати, мы являемся центром компетенций по визуальному мерчендайзингу и витринистике в рамках движения WorldSkills, и у нас очень хорошие результаты: в этом году на национальном чемпионате WorldSkills наши студенты в своих компетенциях заняли первое место в стране. В целом студенты ККИ принесли пять медалей в копилку сборной республики. Это позволило нам применять новые тренды при подготовке кадров и наполнило современным содержанием среднее профессиональное образование.
«У нас обучаются более 6 тысяч студентов. При этом есть еще и перспективы. Конечно, мы это связываем с теми интересными и востребованными направлениями подготовки, которые у нас реализуются»
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ ИЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ, ПРОЦЕДУРА ПРОВЕРОК ЖЕСТКАЯ ДЛЯ ВСЕХ»
– Бытует мнение, что если вуз принимает студентов в основном на коммерческой основе, то уровень преподавания в нем недостаточно высок. Насколько это мнение соответствует действительности?
– Возможно, это было актуально лет 5–10 назад. За последние годы число вузов в России сократилось в разы, к ним предъявляются очень серьезные требования. И не важно – государственный вуз или негосударственный, процедура проверок очень жесткая для всех. Мы дважды проходили процедуры внеплановых проверок, в ходе которых доказывали свою эффективность. Кроме того, наш институт ежегодно принимает участие в мониторингах эффективности – подтверждаем состоятельность по всем направлениям: кадрам, материально-технической базе, науке, по лицензионным требованиям. Если вуз аккредитован, успешно прошел все процедуры мониторинга эффективности, вопросов к нему быть не может. Если нет, то он не может выпускать специалистов. О качестве университета свидетельствуют два фактора: наличие конкурса на места и востребованность выпускников на рынке труда. В нашем институте конкурс есть на все направления, особенно на специалитет «таможенное дело». Выпускники в подавляющем большинстве трудоустраиваются по специальности. Каждое наше направление подготовки сопровождает пул знаковых партнеров, они вместе с нами готовят специалистов – начиная с разработки учебных планов, которые согласовываются с кадровыми партнерами, и заканчивая председательством ведущих работодателей в ГЭК. После окончания института выпускники идут к кадровым партнерам. Фактически у нас работает система распределения молодых специалистов.
– Есть ли у вас квоты на бюджетные места?
– Квот как таковых нет, но с этого года у нас обучаются три группы студентов за счет бюджета министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ: одна группа высшего образования, профиль «экономика кооперативных организаций», и две – уровня средне-профессионального образования, по хлебопечению.
– Ведется ли у вас целевая подготовка студентов?
– Да, у нас ведется целевая подготовка. Мы готовим кадры для системы потребительской кооперации, районных потребительских обществ уже на основе трехсторонних договоров.
– Есть ли у Казанского кооперативного института зарубежные партнеры?
– Есть, и немало. Мы сотрудничаем с Карагандинским университетом экономики и права Казпотребсоюза, это тоже кооперативный вуз. Также активно работаем с Киргизией, Беларусью, Молдовой. Из дальнего зарубежья работаем с двумя университетами Турции, в Чехии наш партнер – Институт менеджмента и бизнеса Праги. В этом году реализовали проект совместно с российской дочерней структурой TUI Group (TUI Russia&CIS, входит в TUI Group – прим. ред.) – 53 наших студента работали в каникулы трансфер-гидами в Турции. Вернулись все довольные, счастливые, им платили по 400 долларов в месяц. Этот проект удачный, и на следующий год планируем его продолжить и выезжать не только в Турцию, но и в другие страны, в которых TUI присутствует. У нас, кстати, очень хорошие перспективы работы с Турцией. В скором времени откроется центр турецкой культуры и изучения турецкого языка на базе нашего института. Удивительно, но более 400 студентов, обучающихся по специальности «таможенное дело», в качестве второго иностранного языка выбрали турецкий. Так что перспективы для зарубежного сотрудничества есть.
«После окончания института выпускники идут к кадровым партнерам. Фактически у нас работает система распределения молодых специалистов»
ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЗАПРОСАМ РЫНКА
– Каким вы видите будущее института?
– Для нас очень важно, чтобы содержание каждого образовательного направления четко соответствовало тем задачам, которые ставят работодатель и рынок. Чтобы обучение было ориентировано на практику даже в деталях. Здесь мы хотим, чтобы каждая лекция, любое практическое занятие – все отвечало нуждам работодателя. Второе направление – развитие международного партнерства. В планах – создание программ двойных дипломов, и уже есть три перспективных зарубежных вуза, с которыми мы хотим попробовать реализовать данную программу. Также формирование новых направлений подготовки, научно-методической работы по созданию и развитию кооперативного движения. Конечно, будущее мы видим с новой материально-технической базой, новым учебным корпусом и, надеемся, собственным общежитием. В этом я усматриваю наши основные задачи.
– Расскажите о себе: откуда вы родом, где получили образование?
– Родилась в Казани, мама – бухгалтер, папа – строитель. Супруг тоже занимается строительством, а дочь учится в 10-м классе на физико-математическом направлении. Я училась в татаро-турецком лицее в Казани и после его окончания поступила в КГУ на исторический факультет, где защитила диссертацию по внутренней политике Турецкой Республики.
– Как проводите свободное время?
– Время – мой самый ценный, самый ограниченный ресурс. Свободное время стремлюсь проводить со своими близкими, семьей, родителями. Это доставляет мне самую большую радость. Люблю читать книги, слушать татарскую музыку, особенно песни наших корифеев: Альфии Авзаловой, Ильхама Шакирова, Салавата Фатхетдинова, Венеры Ганиевой.
– Что категорически не приемлете в людях?
– Ложь, отсутствие порядочности и внутренней культуры, хамство.
– Есть ли у вас секреты успешного руководителя?
– Я считаю, что на работе так же, как и в жизни, нужно все делать по совести и закону.
Визитная карточка компании
Казанский кооперативный институт – крупнейший филиал Российского университета кооперации. ККИ РУК создан в 1987 году.
Учредителем ККИ РУК является Центросоюз России.
ККИ РУК предлагает широкий спектр программ высшего и средне-специального (на базе факультета СПО, ранее – кооперативного колледжа), а также дополнительного образования, MBA, ведет подготовку научных кадров на базе аспирантуры и магистратуры. Выпускники ККИ РУК – это специалисты в сфере кооперации («экономика кооперативных организаций»), банковского дела, экономики и финансов, менеджмента, бухгалтерского учета, таможенного дела, сервиса, туризма и сферы гостеприимства, товароведения и общественного питания, хлебопечения и кондитерского дела. Направления обучения сформированы с учетом актуальных тенденций рынка труда, в том числе на перспективу, среди них есть уникальные для региона – в частности, исламские финансы, управление талантами, спортивный менеджмент. Особая гордость ККИ РУК – специалитет «таможенное дело»: в настоящее время это единственный вуз в регионе, где готовят таких специалистов. Обучение в ККИ РУК проходит по очной и заочной форме, в том числе с применением дистанционных технологий.
Казанский кооперативный институт выдает диплом государственного образца.
Визитная карточка руководителя
Алсу Рустэмовна Набиева – ректор ККИ РУК.
Родилась в Казани.
Образование
Окончила Казанский государственный университет им. Ульянова-Ленина по специальности «история» (2002). Кандидат исторических наук.
Трудовая деятельность
В Казанском кооперативном институте работает с 2006 года: сначала старшим преподавателем, далее доцентом, проректором. Назначена ректором в сентябре 2017 года.
Помимо татарского и русского владеет турецким и английским языками.
Семейное положение – замужем, воспитывает дочь.
Партнерский материал Фото на анонсе: Ирина Ерохина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.