Независимым АЗС помогут дополнительным объемом свободного топлива на бирже: ФАС и министерство энергетики хотят заставить ВИНКи увеличить рыночные продажи в 1,5 раза. Действия своевременные: в сентябре оптовое топливо удорожало на 10%, рознице снова грозит лихорадка, которая уже потрясла рынок этой весной. Татарстанские независимые АЗС очень рады грядущему нововведению, а контролирующее их управление в кабмине РТ сохраняет спокойствие.
Игорь Артемьев: «Нужно залить биржу бензинами, дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита»
ПОДЛИТЬ НЕМНОГО БЕНЗИНА
Правительство России хочет решить проблему дорожающего бензина путем увеличения свободного объема топлива на оптовом рынке. Вчера, 22 октября, замминистра энергетики России Павел Сорокин заявил, что министерство готово поддержать увеличение норматива обязательных продаж топлива на бирже. «Мы поддерживаем. Чтобы повысить ликвидность, чтобы на бирже было более правильное ценообразование, необходимо повышать объемы, которые направляются», — сказал он журналистам. До этого заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин говорил, что его ведомство направило в минэнерго проект приказа об увеличении норм продаж бензина на бирже.
Сейчас продажи бензина и дизельного топлива через биржевые торги регулируются совместным приказом минэнерго и ФАС, в котором прописаны рекомендованные объемы продаж топлива через биржу. Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) должны продавать на биржевых торгах не менее 10% от собственного объема производства автомобильного бензина и 5% от объема производства дизельного топлива. ФАС неоднократно заявляла, что скромные объемы биржевых торгов делают ценообразование более непредсказуемым, и настаивала на увеличении объемов торгов топливом. «Нужно залить биржу бензинами, дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита», — говорил глава ФАС Игорь Артемьев. Теперь же предлагается увеличить нормативы в полтора раза: для бензина — до 15%, а для дизеля — до 7,5%.
Президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов в беседе с «БИЗНЕС Online» приветствует эти планы, поскольку именно дефицит моторного топлива на внутреннем рынке он видит основной проблемой сентябрьского повышения оптовых цен на бензин. «Тренды для внутреннего рынка не очень привлекательные — это упавший рубль и высокая цена на нефть», — говорит Сулейманов. В такой ситуации гораздо выгоднее продавать сырую нефть и нефтепродукты на Запад, нежели реализовывать все это на внутреннем рынке, где власти пытаются сдержать цены. Все это создает дефицит моторного топлива внутри страны, и в итоге ценники все равно приходится переписывать, считает президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ.
«Сегодня крупным компаниям выгодно поставлять нефть и нефтепродукты на экспорт, они получают там бóльшую прибыль, поэтому нефтепродуктов на внутреннем рынке не хватает. Может, не критично, но и недостаточно для того, чтобы оптовые цены падали», — объясняет глава ассоциации.
Напомним, что весной 2018 года оптовые и розничные цены на моторное топливо резко выросли. Антимонопольная служба, вникнув в ситуацию, заявила, что этому поспособствовало снижение ВИНКами продаж на внутреннем рынке — топливо утекло за рубеж либо в собственные сети АЗС. В частности, она обвинила в этом «Роснефть» и предписала устранить дисбаланс продаж, предупреждение получил и «Сургутнефтегаз». Под пристальным вниманием антимонопольщиков оказался и ТАИФ-НК: УФАС по РТ завел в отношении татарстанской компании дело по признакам нарушения п. 4 и 8 ч. 1 ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции на товарном рынке нефтепродуктов. Ведомство утверждает, что в 2017 году компания на 26,59 тыс. т (или на 65%) увеличила объем производства автомобильного бензина, но при этом на 8,6 тыс. т (на 24,6%) сократила поставки для внутрироссийского потребления, увеличив отгрузку на экспорт на 40,6 тыс. тонн (на 556%).
Казалось бы, летом рост цен на топливо притушили — путем снижения акцизов с 1 июня и отмены ранее запланированного повышения с 1 июля. Но теперь, осенью, ситуация снова повторилась. По данным Росстата, в опте цены за сентябрь скакнули сразу на 10%. На Санкт-Петербургской бирже с 1 августа по сегодняшний день цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 13,5% и 21% — до 50,3 тыс. и 55,4 тыс. рублей за тонну соответственно.
Это приводит к тому, что независимые АЗС вновь вынуждены поднимать свои цены — к примеру, в Иркутской области литр бензина уже скакнул на 2–3 рубля за литр. Рынок встрепенулся в ожидании новой волны удорожания розницы. Розничные цены на бензин в РФ, по данным Росстата, с начала года выросли на 9%, а на дизтопливо — на 10,6%. В отдельные периоды цена на них приближалась к 50 рублям за литр. Сейчас цена для АИ-95 и «дизеля» колеблется в районе 45 рублей за литр.
Сейчас продажи бензина и дизельного топлива через биржевые торги регулируются совместным приказом минэнерго и ФАС, в котором прописаны рекомендованные объемы продаж топлива через биржу
«КТО БУДЕТ У НЕГО ПОКУПАТЬ БЕНЗИН, ЕСЛИ ЕГО ЦЕНЫ НА РУБЛЬ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ БУДУТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ЦЕНЫ «ТАТНЕФТИ»?»
В Татарстане розничные цены заморожены начиная с конца мая 2018 года. По данным управления рационального использования ТЭР на 16 октября 2018 года, стоимость АИ-92 в республике зафиксирована на уровне 40–40,5 рубля за литр, АИ-95 — 42,6–43,1 рубля, летнего дизельного топлива — 42,9 рубля. Как нам сообщили в управлении, в ближайшее время совещаний во главе с Робертом Гилязиевым и с участием представителей рынка нефтепродуктообеспечения РТ, на которых традиционно обсуждаются рекомендуемые розничные цены на моторное топливо, не запланировано. Если сравнивать с началом года, то розничные цены в РТ, по данным на октябрь, выросли примерно на 6–8% в зависимости от вида топлива.
Ясно, что частных заправщиков такая ситуация не может радовать. Они вновь оказываются между молотом и наковальней — растущей оптовой ценой и фиксированной розничной. В мае розничные цены были фактически заморожены высокой директивой сверху: мол, пожалуйста, не повышайте. ВИНКи послушно согласились и до сих пор держат цену. «Лукойл», «Роснефть». «Башнефть», «Татнефть» и прочие топливные гиганты имеют в своей структуре и добычу, и переработку, и реализацию и могут себе позволить немного притормозить в рознице. Независимым АЗС приходится равняться на «старших братьев» и также придерживать цены на своих заправках.
«Конечно, к условному коммерсанту, у которого есть одна заправка, в случае, если он поднимет свои цены, ФАС не придет. Но кто же будет у него покупать бензин, если его цены на рубль-два-три-четыре будут отличаться от цены на заправках „Башнефти“ или „Татнефти“?» — объясняет сложную ситуацию, в которую попали сегодня частные заправщики, Сулейманов.
С 1 января 2019 года для повышения цен будут новые веские основания — двухпроцентный рост НДС и очередное повышение акцизов (на 2,7 тыс. рублей за тонну дизельного топлива и 3,7 тыс. рублей за тонну бензина). «Силуанов говорит, что нет никаких посылов для повышения розничных цен. Но мне непонятно, как можно говорить о том, что у нас будут стабильные цены на нефтепродукты, если НДС повышается с 1 января и акцизы вводят. Это же приведет к повышению цен на бензин, я так полагаю!» — уверен президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ.
Самая печальная ситуация при этом складывается с дизельным топливом. «Цена нерыночная на дизельное топливо, она неимоверно высокая... Откуда она берется?» — недоумевает он. К тому же впереди зима, а зимнее ДТ традиционно рубля на 4 дороже летнего.
«Мы все являемся патриотами своей родины, никому не выгодно повышение розничных цен. Мы лишь выступаем за паритет между оптовыми и розничными ценами», — заключает Сулейманов.
Если сравнивать с началом года, то розничные цены в РТ, по данным на октябрь, выросли примерно на 6–8% в зависимости от вида топлива
«МОЖЕТ, СТОИТ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ? ВО МНОГИХ СТРАНАХ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ»
Президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль не уверен, что новые правила игры на топливной бирже смогут кардинально изменить ситуацию. «Да, биржа в какой-то мере является индикатором, но вряд ли получится сказать, что она может диктовать цены. Если мы хотим добиться снижения цены или хотя бы ее стабилизации, то этого недостаточно, — уверен Шмаль. — Надо найти механизм, который бы обеспечил стабилизацию цены и не допустил роста. Это возможно только за счет снижения налоговой нагрузки. В структуре стоимости бензина, дизельного топлива бóльшую часть (60–65 процентов) занимают налоги! Надо регулировать такие вещи! Должна быть более жесткая и четкая позиция государства и соответствующих служб, которые занимаются этим».
«Да, в середине лета снизили акцизы на топливо, но я не увидел на заправках эффекта от этого снижения. Не знаю, может, мне не повезло, может, попадались такие заправки, — вспоминает глава союза нефтегазопромышленников России. — С 1 января 2019 года планируется увеличение акцизов — и это приведет к очередному росту цен. Тут надо искать более четкие механизмы. Биржевую торговлю необходимо развивать, но нужны механизмы сдерживания цен. Может, стоит устанавливать предельные цены? Во многих странах это делается. Или устанавливать цены для отдельных категорий граждан — для пенсионеров, для малого бизнеса... Может, для них сделать льготы?»
Немного разрядить ситуацию на рынке Татарстана, вероятно, сможет также компания «ТАНЕКО», которая в ноябре 2018 года обещает запустить производство автомобильных бензинов стандарта «Евро-5». Сегодня в беседе с «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ТАНЕКО по технической поддержке и качеству Ильшат Салахов подтвердил ранее озвученные планы. «У нас пока все по графику: в ноябре планируем получить первые партии автомобильного 92-го и 95-го бензина», — говорит он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 99
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.