Талия Миннуллина: «Я сегодня утром проснулась, посмотрела график работы на этот день... И вопрос, который я себе задала, был такой: а сколько лет я хочу прожить?» Талия Минуллина: «Я сегодня утром проснулась, посмотрела график работы на этот день... И вопрос, который я себе задала, был такой: а сколько лет я хочу прожить?» Фото: minstroy.tatarstan.ru

ОТКРОВЕНИЯ ОТ ТАЛИИ МИНУЛЛИНОЙ: «Я СЕГОДНЯ ПРОСНУЛАСЬ И ПОДУМАЛА: «А СКОЛЬКО ЛЕТ Я ХОЧУ ПРОЖИТЬ?»

«Я сегодня утром проснулась, посмотрела график работы на этот день... И вопрос, который я себе задала, был такой: а сколько лет я хочу прожить?» Столь нестандартным спичем накануне открыла научно-практическую конференцию медиков глава АИР РТ Талия Минуллина. Но дальнейших размышлений на этот счет раскрывать не стала. «Для кого-то важно не столько прожить долго, сколько прожить действительно полезно: полезно для себя, полезно для людей, для общества, – продолжила она. – Я знаю, что сегодня в этом зале собрались люди, которые могут внести вклад именно в то, чтобы мы жили не только долго, но и счастливо. Это люди, которые отвечают за строительство, проектирование, дизайн, эксплуатацию и реконструкцию объектов здравоохранения», – красиво подвела она собравшихся к общей теме мероприятия. 

Современные инженерные системы, архитектуру здоровья обсуждали вчера в Казани на конференции MES 2018. Мероприятие, организатором которого выступило агентство инвестиционного развития РТ совместно с казанским МКДЦ, стало целью обмен опытом по проектированию, строительству и реконструкции объектов здравоохранения и общественных пространств. В своей речи Минуллина сделала отсылку к посланию президента РФ Владимира Путина, сказавшего о том, что в следующую пятилетку, 2019–2024 годы, на развитие системы здравоохранения в России из всех источников потребуется ежегодно направлять более 4% ВВП. В абсолютном выражении это будет означать, что общий объем расходов на здравоохранение должен увеличиться вдвое, пояснила она.

Затем глава АИР перешла к перечислению заслуг Татарстана, напомнив, что в этом году здесь завершится программа по ремонту и оснащению современным оборудованием 197 поликлиник, а также анонсировала планы на ближайшее будущее, среди которых создание еще двух первичных сосудистых центров, переоснащение оборудования в существующих 18 центрах, реконструкция республиканского онкодиспансера и строительство двух его филиалов – в Альметьевске и Набережных Челнах. Как пояснил впоследствии замминистра здравоохранения РТ Владислав Виниченко, в Челнах сейчас также прорабатывается вопрос строительства онкогематологического центра на территории ДРКБ.

Ирек Файзуллин рассказал, что в текущем году в РТ будет отремонтировано 114 медицинских учреждений на общую сумму более 3 млрд рублей Ирек Файзуллин рассказал, что в текущем году в РТ будет отремонтировано 114 медицинских учреждений на общую сумму более 3 млрд рублей Фото: minstroy.tatarstan.ru

«РЕГИОНОВ-ДОНОРОВ У НАС ПОКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ СУБСИДИРУЕМЫХ»

Модератор дискуссии и президент ООО «ГК «Хоссер» Сергей Фурманчук попросил Минуллину рассказать о реализованных в РТ проектах государственно-частного партнерства в сфере медицины.

«Это очень важная фаза для развития здравоохранения, потому что привлечение частного инвестора в определенных проектах очень целесообразно. Но они имеют огромное количество проблем», – отметил он, обратившись к главе АИР с просьбой акцентировать внимание на главных из них. В Татарстане они такие же, как и в других городах. И главная проблема – возврат инвестиций через тариф. «Возврат денег инвестора, как правило, идет через систему обязательного медицинского страхования, которая предполагает совершенно конкретные затраты. И так же как и закон о ГЧП, он должен быть обязательно подкреплен какими-то региональными программами, когда в бюджете заложены средства на компенсацию затрат инвестора. Вот это на сегодняшний день в наших субъектах РФ во многом проблема. Не все регионы имеют такие программы, не все регионы имеют возможности финансирования. Вы знаете, что регионов-доноров у нас, к сожалению, пока в стране меньше, чем субсидируемых», – напомнила собравшимся глава АИР. Ну, собственно, да – за счет своего бюджета в стране могут существовать лишь дюжина регионов из 85, остальные получают субсидии.

Выступавший следом министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин рассказал, что в текущем году в РТ будет отремонтировано 114 медицинских учреждений на общую сумму более 3 млрд рублей. Министр попутно привел примеры государственно-частного партнерства, реализуемые в Татарстане. Среди них – реализация проекта «Мать и дитя» по строительству крупнейшего медицинского центра Марка Курцера в Казани, модернизация железнодорожной клиники совместно с РЖД и строительство медицинского центра на берегу Казанки от «Дион Медикал Груп», которую связывают с «Татнефтью».

Уровень международной конференции придавали участники из США. Одна из них, президент и гендиректор компании Center for Health Design Дебра Левин, поинтересовалась у министра, какими он видит медицинские учреждения через 10 лет. «Ну 10 лет – это небольшой срок, – ответил Файзуллин. – Я министром работаю уже 8 лет, и ежегодно работа идет в области именно объектов здравоохранения», – не стал вдаваться в подробности Файзуллин.

Вопрос архитектурного облика здания министр назвал скорее дискуссионным, предложив порассуждать на тему, так ли необходимо делать его «пафосно-красивым» или это все-таки скорее должен быть модульный и эффективный объект. «Возможно, нужно строительно-монтажные работы все-таки делать дешевле, а насыщение делать более современным – подбирать качественное оборудование», – сказал он. Министра поддержал Виниченко, отметивший, что правильнее всего вложить больше средств в диагностическое оборудование, нежели на какие-то другие цели, но обтекаемо отметил, что существуют примеры того, когда и внешний облик объекта, и его оснащение оказываются на должном уровне.

Дабы все полнее прониклись работой центра, сказать пару слов предложили и приглашенному пациенту МКДЦ Максуту Рахимуллину Дабы все полнее прониклись работой центра, сказать пару слов предложили и приглашенному пациенту МКДЦ Максуту Рахимуллину Фото: minstroy.tatarstan.ru

ПРАВДА ЖИЗНИ ОТ ПРОСТОГО ПЕНСИОНЕРА: «Я ХОТЕЛ ПРОЙТИ МРТ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ, А МНЕ ГОВОРЯТ: ОЧЕРЕДЬ ПОДОЙДЕТ ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА!»

Таким примером присутствующие эксперты дружно признали казанский МКДЦ, предложив его директору Рустему Хайруллину в своем докладе рассказать о том, как у него это получилось. Секрет успеха, к слову, оказался простым: финансовая поддержка минздрава (одни только энергозатраты в МКДЦ в разы выше, чем в других клиниках города), плюс грамотная организация труда. Хайруллин подчеркнул, что каждый сотрудник здесь ценен и важен.

Дабы все полнее прониклись работой центра, сказать пару слов предложили и приглашенному пациенту МКДЦ Максуту Рахимуллину. Пенсионер действительно с признательностью отозвался о лечении МКДЦ и искренне поблагодарил дважды оперировавших его специалистов. Но – вот ведь простой человек! – быстро отошел от регламента и начал резать правду-матку, «спустившись» до уровня впечатлений от простой поликлиники. «Говорят, как будто у нас много строится частных клиник... Простому смертному в такие лечебные учреждения невозможно обращаться! – сказал бабай и перешел к опыту общения на уровне первичного звена. – Я в Набережных Челнах хотел пройти МРТ, обратился к заместителю главного врача, она сказала: у нас каждый месяц дается один-два бесплатных талона. Вот ей в сентябре дали два талона, я через полтора месяца обратился, спросил, когда у меня очередь подойдет. Она сказала: примерно через полгода».

Эта правда жизни оказалась, похоже, неожиданной: в зале завздыхали... А Рахимуллин по-простецки поведал, что никакой пенсии простого пенсионера на платную медицину банально не хватит. «Вот я когда вышел [на пенсию], у меня было 40 лет стажа, я все налоги платил. Пенсия у меня – 8200, а квартплата 4–5 тысяч, зимой – 6 тысяч. Остается сколько? Я частным клиникам не могу платить! У меня остается на пропитание 1,5 тысячи рублей. Вот я хотел сказать... И я вынужден работать. Поэтому, когда у человека пенсия меньше прожиточного минимума, он должен получать бесплатную медицинскую помощь», – сказал как припечатал выступающий.

Повисла пауза. Ее неожиданно заполнила Левин из США, внимательно слушавшая эмоциональную речь пенсионера. «У нас и в Штатах такие проблемы есть. Это проблемы универсальные», – заметила она, чем, похоже, вызвала некий когнитивный диссонанс у публики. Ну да, в наших-то головах сидит голливудская картинка мгновенной медпомощи любому американцу, и как-то за кадром остается, что за эту медпомощь американец должен платить страховку, а если ее нет, остается только надежда на благотворительность. 

Впрочем, говорили на конференции, конечно, не о таких проблемах. Представители американских компаний, большая часть которых специализируется на дизайне медицинских объектов, рассказывали о трендах в современной медицине. 3D-органы, роботизация, искусственный интеллект... В числе «трех главных опор» многие из них назвали профилактику заболеваний, современную диагностику и создание комфортной среды для пациентов. Среди трендов – здравоохранение на дому, телемедицина, удаленная диагностика. Все штатовские больницы должны иметь мобильное приложение, с помощью которого они отслеживают пациентов на всех этапах, в том числе и выписки, и последующего лечения. Медсестра взаимодействует с пациентом через IT-платформу: «Господин Джонс, вы сегодня желтую таблетку принимали?» И если ответ будет отрицательным, то спросят: а почему?» – привел пример директор компании СGA Ли Бреннан. В общем, IT-технологии в США поставили на службу медицине.

Честно говоря, в российских реалиях все это выглядело как космос посреди железного века. Но все-таки ножки надо протягивать явно по одежке: технологии не должны быть чересчур избыточными, иначе придется выделять лишние субсидии еще и на них, беспокоились российские участники. Поднимали и вопрос персонала: модератор, реагируя на не оставившее никого равнодушным выступление Рахимуллина, отметил, что «крайне важно, чтобы врач лечил, а не зарабатывал лечением». А министр здравоохранения Нижегородской области Антон Шаклунов предложил порассуждать о том, как избежать профессионального выгорания медперсонала. Здесь и оказалась актуальна обсуждаемая тема создания комфортной среды: парковки, комнаты отдыха, парки, кофейни. В общем, должно быть сделано многое и для людей в белых халатах – только тогда они смогут вложиться в лечение пациентов.

Подводя итоги встречи, модератор Фурманчук заметил: «Мы с коллегами из США можем по-разному смотреть, к примеру, на вопрос добычи углеводородов. А вот современные подходы к здравоохранению – тема, которая объединяет всех». Впрочем, никто не стал спорить с тем, что для того, чтобы IT-медицина прижилась в России, должно пройти еще несколько десятков лет.

ЯРКАЯ НАВИГАЦИЯ, МЕДИТАТИВНАЯ ЗОНА И «ЛЕЧАЩИЙ САД» ДЛЯ РКБ

После перерыва студенты КГАСУ презентовали экспертной комиссии проект благоустройства территории РКБ. «У нас было три конкурирующие команды студентов, которых контролировали преподаватели, эксперты и три архитектора-практика с большим опытом. Ребятам предстояло решить навигационные, транспортно-пешеходные и ландшафтные вопросы. Во время заседания комиссии было принято решение сделать победителями все три команды – сделать общий проект», – рассказала руководитель креативного агентства Evolution Арина Судакова.

Среди предложений было появление схемы знаков навигации: у каждого корпуса – свой цвет, яркая входная группа, яркие стрелки на асфальте, благоустройство курилки, обустройство спортивной зоны и зоны для медитации (!), появление амфитеатра. На части территории (общая площадь которой, к слову, составляет 16 га) студенты предложили разбить лечащий сад.

Эксперты, однако, позволили себе долю критики. «Очень много креатива, и это замечательно! Но если вы столкнетесь с некой формой рабочей документации, конкретной привязки ваших идей к конкретным местам, то думаю, что будет целый ряд вопросов. Например, каким образом амфитеатр встанет на сетях? Или как будет держаться краска на металлических поверхностях оцинкованного металла, который вы нам показываете? Боюсь, что в таком случае сотрудникам больницы придется расписывать эти стены каждый год – с учетом вашего климата!» – высказался один из экспертов. Были отмечены, однако, и удачные моменты: яркая навигация, грамотный подбор сортов посадочного материала в условиях российской зимы. «Я бы только чуть больше применял вертикальное озеленение, в том числе в части декорирования тех элементов декорирования, которые не всегда хочется показывать и выпячивать», – миролюбиво заметил эксперт.

Как пояснила «БИЗНЕС Online» директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина, заказчиком работы выступила РКБ. Сам проект студенты разрабатывали под кураторством своих преподавателей и члена совета директоров HKS (США) Шэннона Крауса. По ее словам, сейчас учащиеся, объединив усилия, в течение двух-трех месяцев будут дорабатывать проект, а затем клиника, исходя из собственных планов и наличия средств, сможет приступить к его реализации.