Средний чек в магазинах страны продолжает снижаться, и Казань не исключение

СРЕДНИЙ ЧЕК И ДОХОДЫ РЕТЕЙЛЕРОВ ПАДАЮТ НА ФОНЕ ПРИРОСТА ПРАЗДНОШАТАЮЩЕЙСЯ ПУБЛИКИ В МОЛЛАХ В ДНИ МУНДИАЛЯ

По данным аналитиков, средний чек российского потребителя снижается пятый месяц подряд, и в августе составил 495 рублей. По сравнению с июлем его значение уменьшилось еще на 1 рубль, или на 0,2%. По сравнению с прошлогодним значением падение еще заметнее. Средний чек в августе-2017 был 518 рублей, снижение — на 4,4%. Что касается регионов, где-то локальные индексы увеличились, где-то снизились. Например, в Приволжском федеральном округе индекс вырос на 2,9%, до 427 рублей. В целом в городах-миллионниках (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) средний чек за месяц вырос на 3,1%, однако не изменился по сравнению с прошлым годом. 

Естественно, снижаются и доходы ретейлеров. По данным опроса «Магазина магазинов», подорожание продукции во втором квартале отметили 55% ретейлеров, пишет New Retail. На этом фоне продажи в единицах снизились у 76% продавцов, а в рублевом эквиваленте — у 41%. По мнению независимого эксперта по технологиям для ретейла Бориса Агатова, столь значительное падение «денежного» трафика в России свидетельствует о том, что мы находимся в общем тренде «усыхания» офлайн-розницы. 

Интересно, что падение продаж в крупных торговых центрах происходит на фоне обычного трафика. В ТЦ — не протолкнуться! Люди не стали меньше бывать в моллах. Но, видимо, они скорее выбирают бесплатное времяпровождение на детских площадках и праздное шатание по моллам, нежели шопинг. По данным руководителя отдела компании Watcom Михаила Васильева, в первом полугодии 2018 года Shopping Index, оценивающий количество людей на 1 тыс. кв. м торговой площади, показал прирост посетителей торговых центров в регионах.

«Так, в Казани наблюдается рост в 0,19 процента до 426 человек. Годом ранее исследователи отмечали подъем на 3,94 процента по сравнению с 2016 годом, — сообщил Васильев. — Рост индекса посещаемости в регионах России объясняется эффектом низкой базы». Увеличение показателей в Казани произошло, несмотря на падение посещаемости торговых центров в дни матчей чемпионата мира по футболу. Наибольшее снижение числа посетителей пришлось на 16, 24 и 30 июня, когда игры на стадионе «Казань Арена» совпадали с выходными днями.

В торговом центре «Кольцо» наблюдается несколько вакантных площадей под магазины. Арендаторы за последний квартал здесь практически не менялись

«ЛИНЗ МАСТЕР» И VIOLETA ПОКИНУЛИ КАЗАНЬ, А МЕХХ, ПОХОЖЕ, ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Третий квартал года не был особенно богат на новые открытия ретейлеров в столице Татарстана, но без интересных новостей не обошлось. По традиции «БИЗНЕС Online» изучил, что нового в пятерке самых популярных и крупных торговых центров города. Это «Мега», «Южный», «Тандем», «Парк Хаус» и «Кольцо». Динамика по составу арендаторов отслеживается ежеквартально.

В торговом центре «Кольцо» наблюдается несколько вакантных площадей под магазины. Арендаторы за последний квартал здесь практически не менялись. Из анонсированных открылся лишь магазин обуви Che. Закрылась «Био Органика», а на месте «Линз Мастера» теперь работает «Корд Оптика» (напомним, что владеющая этой сетью семья Миннахметовых в мае открыла «Корд Клинику»). «Линз Мастер», который на своем сайте называет себя крупнейшей сетью салонов оптики в России, с закрытием точки в «Кольце» полностью свернул представительство в столице РТ. При этом в соседней Самаре, например, компания продолжает работу. У «Корда» же только в Казани насчитывается более 30 точек.

В ТЦ «Мега» закрылся магазин Violeta by Mango, на его месте теперь находится магазин Tom Tailor

В ТЦ «Мега» закрылся магазин Violeta by Mango – линейка одежды испанского бренда для полных девушек и женщин. Этого магазина в Казани больше не будет. На месте Violeta теперь находится магазин Tom Tailor. На месте салона сети часов Time Code теперь расположился магазин Yves Rocher. Вероятно, бренд Time Code также покинул Казань – на официальном сайте столицы РТ среди перечисленных городов присутствия не значится. Из анонсированных ранее открылся единственный в Казани магазин украшений и аксессуаров Tous, эмблема которого – известный медвежонок.

Кстати, в 2019 году в Россию – и, вероятно, в Казань – вернется бренд одежды Mexx. Об этом на днях сообщили «Ведомости». Уточняется, что дистрибьютор бренда, BNS Group, заключил контракт с новым владельцем – голландским холдингом RNF. Первый магазин в России может быть открыт уже в апреле 2019 года, а всего в течение пяти лет компания планирует открыть около 15 магазинов в городах России. Площадь магазинов заметно сократится: с 300–700 кв. м ранее до 130–140 кв. метров. В Казани магазин бренда располагался в ТЦ «Мега».

Напомним, BNS Group вывела бренд Mexx на российский рынок в 1997 году и была его эксклюзивным партнером в стране. В 2017-м дистрибьютор закрыл все магазины Mexx в России из-за проблем у бывшего владельца глобального бизнеса компании – турецкой Eroglu Holding. Она сначала отказалась выпускать коллекцию 2017 года, а затем продала бренд голландскому холдингу RNF. Сама Eroglu решила сконцентрироваться на принадлежащих ей Colin’s и Loft. Последний магазин в России закрылся в конце июля прошлого года.

В торговом центре «Парк Хаус» в глаза посетителям сразу же бросается растяжка на месте закрывшегося в конце августа магазина MediaMarkt

MEDIAMARKT СМЕНИТ «М.ВИДЕО»

В ТЦ «Южный» в глаза бросается ряд пустующих площадей. Закрылся магазин «Велоград», хотя всего лишь в прошлом квартале он сменил магазин LaFerda. Сеть розничных веломагазинов этого бренда в Казани теперь представлена одной точкой в ТЦ «Горки Парк».

Закрылись в «Южном» два магазина обуви Mario Mikke. Их место, а также площадь ликвидированного магазина текстиля Cleanelly, займет Zenden. Площадь обувного торговой точки будет внушительной, покупателям обещан «новый концепт». В настоящее время в освобожденных помещениях идет ремонт. В июне в ТЦ прекратил работу единственный в Казани магазин изделий из кожи и меха Lamur. По-прежнему пустует внушительная площадь гипермаркета MediaMarkt (об этом чуть ниже).

Площадь обувного магазина Zenden будет внушительной, покупателям обещан «новый концепт»

Несколько пустующих площадей обрели новых арендаторов. На одном из мест появилась детская игровая площадка, еще одно занял салон «Ростелеком». Наконец, открылся магазин верхней одежды Scanndi. Согласно информации на официальном сайте бренда, Scanndi Finland – это крупное российско-финское производство с развитой международной сетью представительств и фабрик. История компании началась в 1998 году – тогда компания называлась Bearloga. В 2013 году совместно с финской компанией G-Suomen Group был разработан бренд Scanndi Finland. В Казани еще один магазин сети расположен в ТЦ «Бахетле», расположенном на улице Ленинградской.

Открылся магазин верхней одежды Scanndi – крупное российско-финское производство с развитой международной сетью представительств и фабрик.

В другом торговом центре – «Парк Хаус» — в глаза посетителям сразу же бросается растяжка на месте закрывшегося в конце августа магазина MediaMarkt – под этим брендом в России работала торговая сеть Media-Saturn. Напомним, в июне стало известно, что группа «Сафмар» Михаила Гуцериева покупает сеть магазинов MediaМarkt. По условиям сделки, немецкая MediaMarktSaturn приобрела 15% акций ПАО «М.Видео» у «Сафмар», а группа «М.Видео – Эльдорадо» приобрела 100% участия в ООО «Медиа-Сатурн-Русланд». Общая сумма сделки, как писали «Ведомости», составила $470 миллионов. В результате сделки группа Гуцериева получила в управление 42 магазина MediaMarkt в 22 городах России.

Место «Эстель Адони» занял магазин подарков и аксессуаров Zakka

В группе «М.Видео – Эльдорадо» газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали дальнейшие планы. «Мы планируем полностью интегрировать магазины MediaMarkt, что позволит существенно улучшить их экономическую модель. Магазины MediaMarkt закрылись на ребрендинг с 1 сентября 2018 года. На их месте откроются магазины „М.Видео“, „Эльдорадо“ или магазины двух брендов вместе. Часть магазинов откроется в этом году, остальные – в первой половине 2019 года, — говорится в комментарии. – После сделки „М.Видео“ также взяла на себя обязательства по обмену, возврату и гарантийному ремонту техники, ранее приобретенной в магазинах MediaMarkt на всей территории России – покупатели MediaMarkt могут обратиться в любой ближайший магазин „М.Видео“. Компания также сохранит бонусные баллы, накопленные по программе лояльности MediaMarkt, и предоставит возможность обменять подарочные карты, ранее приобретенные в MediaMarkt, на карты „М.Видео“». На растяжке в «Парк Хаусе» сейчас указано, что скоро состоится открытие «М.Видео».

Магазин аксессуаров Sunlight находится в процессе обновления

Покинула «Парк Хаус» и Казань сеть салонов «Эстель Адони» – магазина на рынке белья класса «люкс» больше нет. Его место занял магазин подарков и аксессуаров Zakka.  Еще два магазина находятся в процессе обновления – анонсировано скорое открытие «Евросети», магазина аксессуаров Sunlight и «5 Карманов» (в новом формате).

«5 Карманов» скоро откроется в новом формате

«ТАНДЕМ» К НОЯБРЮ ОБНОВИТ ФУД-КОРТ: ПОЯВИТСЯ МНОГО ДЕРЕВА, ВКРАПЛЕНИЯ МХА И НОВАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАММА

В торговом центре «Тандем» есть несколько интересных изменений. Сменился ряд арендаторов. Закрылся магазин посуды Fissman – на его место перебрался ювелирный Caprice. На месте последнего открылся новый магазин – мужской одежды из Турции Avva. «Эко-Лавку» сменил салон оптики «Око», а салон сумок – «Мастерskyа». Идет обновление интерьера магазина одежды Apanage, в настоящее время он закрыт. Нет больше магазина Original Marines – на этом месте растяжка с анонсом появления нового магазина, правда, какого именно, не уточняется.

Салон сумок сменила «Мастерskyа»

Самые интересные изменения – на третьем этаже торгового центра. С 5 сентября «Тандем» обновляет свой фуд-корт. Напомним, в предыдущем квартале на нем были представлены такие игроки, как My Box, KFC, Gagawa, «Заваруха», «Зарафшон», «Телки», «Барбекю», Bubble Chai, «Эчпочмак», Pizza Hut, Burger King. Реконструкция фуд-корта проходит в два этапа – сейчас полностью огорожена одна часть, и для посетителей доступны только «Телки», «Барбекю», Bubble Chai, «Эчпочмак», Pizza Hut и Burger King. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в «Тандеме», ведется смена напольных, потолочных и настенных покрытий, посадочных мест и освещения. «Новая концепция будет воплощать современный и экологичный дизайн. Появится много дерева, искусственной зелени, добавятся точки для подзарядки смартфонов и ноутбуков, будет больше света, зона фуд-корта визуально станет просторнее, – говорится в ответе на вопросы „БИЗНЕС Online“. – Теперь наши посетители смогут наслаждаться не только вкусной едой, но и красивым дизайном. Мы полностью меняем цветовую гамму, посадочные места делим на разные зоны — островки с барными стойками и высокими стульями, участки со столами и стульями, обшитые деревом, во всем дизайне присутствует зелень – вкрапления искусственного мха и перегородки с искусственной травой. На новом фуд-корте мы добавим больше света и отделку деревом для колонн, сидений и перегородок. Однотонный ранее потолок теперь повторит линии посадочной зоны – все элементы дизайна сохраняют общую концепцию, где гармонично сочетаются дерево и геометрия».

Идет обновление интерьера магазина одежды Apanage, в настоящее время он закрыт

Открытие фуд-корта планируется в ноябре. Что касается состава кафе и ресторанов, было решено оставить существующие, с частичным обновлением фасадов. Отметим, что «Тандем» – далеко не первый в обновлении фуд-корта. Масштабную реконцепцию в конце прошлого года воплотил СТЦ «Мега», о которой мы подробно писали.

Наконец, из других новостей торговли стоит отметить закрытие летом дисконт-центра Nike в казанском ЦУМе (теперь у бренда осталось два магазина – в XL и в «Меге»). В ТЦ «Горки Парк» в середине сентября открылся новый магазин доступной детской и взрослой одежды Funday (бренд входит в ГК «Спортмастер»). Первая независимая уличная марка из Нижнего Новгорода «Родина» открыла новый магазин в ГУМе (первый, на улице Профсоюзной, продолжает работу). А магазин цифровой и бытовой техники DNS летом переехал с улицы Декабристов, 129 в ТЦ «Тюбетейка» на Московском рынке, где заняла два этажа. 

Вот, пожалуй, и все новости на рынке крупноформатного ретейла. Если кто-то из читателей готов дополнить обзор — добро пожаловать в комментарии!