УЧАСТНИК ВЕНЧУРНОЙ ЯРМАРКИ РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE» О СЕКРЕТАХ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

На любую статью, связанную с деятельностью ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» (ИВФ), читатели «БИЗНЕС Online» откликаются многочисленными комментариями в духе: «Пусть покажет хоть одну фирму, которой он помог!». ИВФ среагировал на эти пожелания и предоставил нам список таких портфельных компаний… Первым о своей истории рассказывает гендиректор ООО «Целоформ», руководитель центра клинических исследований Казанского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук Антон Морошек.

В БОЕКОМПЛЕКТ КАЖДОГО СОЛДАТА

- Антон, в официальном формуляре на вашу компанию сказано: «Цели проекта «Целоформ» - создание в Казани производства медицинского сорбента нового поколения на основе порошкообразной хлопковой целлюлозы «Целоформ», продвижение нового продукта на российском и международном рынках». «Расшифруйте», пожалуйста, все по порядку. Во-первых, что за продукт?

- «Целоформ» - это порошкообразная форма целлюлозы, природного полимера, получаемого из растительного сырья. Изготавливают «Целоформ» путём многостадийной физико-химической обработки хлопковой целлюлозы, в ходе которой она приобретает ряд полезных свойств: способность впитывать и удерживать большое количество жидкости, поглощать запахи, подавлять рост микроорганизмов и ускорять заживление ран.

- И что, это действительно новый продукт?

- Вы правы, сорбентов на рынке много, но ни один из них не обладает биологически активными свойствами «Целоформа». Точнее, «Целоформ» замечателен универсальностью: такого комплекса качеств при концептуальной простоте не может дать ни один сорбент – ни с бактерицидной пропиткой, ни содержащий антибиотики, ни сделанный на основе гелеобразных материалов. Конечно, как любой универсальный продукт, «Целоформ» не может решать конкретную проблему столь же эффективно, как это сделает его более узконаправленный конкурент. Понятно, что сорбент с пропиткой антибиотиком подавит бактериальные формы в ране лучше, чем «Целоформ», который делает это исключительно за счёт своих физических свойств. Но зато у «Целоформа» нет побочных эффектов, обязательно сопровождающих применение антибактериальных препаратов. Наш сорбент незаменим, например, для военных. По идее, он должен войти в боекомплект каждого солдата. «Целоформ» может использоваться и как порошок, который насыпается в рану и как компонент активной хирургической повязки.

Но это не только медицинский продукт. К примеру, детская присыпка – уже больше гигиеническое средство. Рынок присыпок очень большой, но, в основном, они делаются на основе талька и обладают рядом недостатков, и хорошей им замены до сих пор нет.

НЕМАЛОВАЖНО – ЗРЕЛИЩНО ПОДАТЬ

- Как начинался проект?

- Идея родилась в 1996 году, когда ни ИВФ, ни другой структуры, позволяющей финансировать инновационные проекты, в Татарстане не было и принадлежит казанскому технологу Юрию Вавилову – человеку универсальному, автору многих оригинальных изобретений. Его поддержал практикующий врач, профессор кафедры детской стоматологии Казанского медицинского университета Саид Ксембаев, у которого - что немаловажно - были обширные связи в отрасли. Он опробовал идею в университете, убедился, что она достойна траты времени и денег. И в декабре 2006 года они обратились в только что появившийся ИВФ. Фонд заинтересовался: в идее было все, чтобы считать её коммерчески благонадёжной - оригинальность, дешевизна производства, разумная стоимость конечного продукта. Проект прошел экспертизу и получил первое финансирование. На эти деньги провели исследования физико-химических свойств продукта и начальные клинические испытания опытных образцов, которые изготовили при помощи нескольких казанских лабораторий. Сорбент испытывали в разных областях медицины – от дерматовенерологии до челюстно-лицевой хирургии и получили хорошие отзывы, некоторые – на грани восторженности. Встал вопрос о следующем этапе коммерциализации – подготовке промышленного производства. А что это означает? Получение патента, разработку технологического регламента, подготовку и утверждение технических условий, создание опытного производства, наработку опытной партии сорбента и, самое главное, получение регистрационного удостоверения, которое позволило бы производить и продавать этот продукт.

- Сколько прошло времени от момента обращения в ИВФ?

- Полтора года… Так вот, снова обратились в фонд. Проект вновь прошёл экспертизу и получил двух соинвесторов – ИВФ и федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Этот этап финансирования идёт до настоящего времени.

- Как далеко вы продвинулись?

- Отработаны все аспекты производства, получен патент на способ производства и зафиксирован его приоритет в 140 странах мира. Но для надёжной защиты интеллектуальной собственности этого категорически недостаточно – в данный момент мы начинаем процесс получения зарубежных патентов с целью международной коммерциализации продукта. Задача непростая, нужен нестандартный подход. Сейчас работаем со специалистами, которые, надеюсь, смогут его обеспечить. В перспективе это откроет для нас рынки США, куда без надёжной патентной защиты лучше не соваться.

- А не рановато ли думать о США?

- Российский фармацевтический рынок составляет максимум 1,5 процента от мирового фармацевтического рынка, американский – более 40 процентов. Разницу чувствуете? И без нормальной защиты нас просто задавят.

В 2010 году фонд представил наш проект на рассмотрение американских инвесторов и промышленников. На презентациях в США собиралось немало авторитетных людей. Но для промышленников «Целоформ» находился на слишком ранней стадии разработки. Больший интерес проявили венчурные инвесторы, но был сделан ряд замечаний. Чтобы попасть в инвестпоток США, проект надо было существенно доработать: главным образом - зрелищно подать. Одна американская компания по заказу фонда выполнила эту работу - представила информацию в несколько ином виде. Сразу нашлась фирма, готовая купить технологию, но стало понятно: цена, которую могут предложить не за продукт, а за бизнес-идею, слишком низкая, хотя и справедливая. Поэтому американскую деятельность мы пока свернули. Да и не хотелось бы дразнить людей, которые могут присвоить результат исследований, не надо афишировать пока беззащитный проект. Тем не менее, все это было очень полезно для понимания каким должен быть уровень проработки идеи, чтобы она стала коммерчески выгодной.

Кроме того, в рамках данного этапа финансирования были проведены испытания, необходимые для того, чтобы подать заявку на получение регистрационного удостоверения. И вот на прошлой неделе мы её подали.

ТВОРЕЦ ИЛИ ТОРГОВЕЦ?

- Что дальше?

- Цель следующего этапа - создание промышленного производства сорбента (сейчас ведём работу с поставщиками оборудования для технологической линии) и выведение продукта на рынок. Эта стадия проекта уже требует очень серьёзного финансирования.

- О каких суммах идёт речь?

- О сотнях тысяч долларов.

- Это вновь будет совместное финансирование от ИВФ и Фонда содействия?

- В отношении очередного гранта от Фонда содействия всё не так однозначно. Дело в том, что возникает проблема бесплатных денег. Да, это не бесплатный сыр из мышеловки, но, грубо говоря, еда в зоопарке, которая делает природного хищника ленивым, инертным. Получение любых бесплатных денег – маленьких или больших, в каком угодно виде – очень развращающе действует на предпринимателя, тем более, если он не совсем предприниматель, а - учёный, технолог. Он не проходит самого важного этапа тренировки, не получает главный урок выживания: деньги надо не просто возвращать, но возвращать с процентами. Словом, бесплатные деньги - это неплохо, но искать инвестора, который захочет получать прибыль из нашей компании, мы будем независимо от того, пойдём на третий этап или нет.

ИВФ в любом случае останется в проекте – выступит в роли соинвестора и государственного гаранта, источника компетенций, привлекающего необходимых консультантов. Это очень важно. За последний год на базе ИВФ специально под наш проект создали научно-консультативный совет, в который вошли партнёры и друзья фонда - российские и иностранные специалисты по коммерциализации биотехнологий, руководители крупных компаний, технологи, учёные. Эта команда работает на нашу репутацию уже своими именами – такое не купишь. На этапе, когда понадобится привлекать действительно серьёзные деньги, это сыграет важную роль. И реализуемая сейчас идея - запатентовать продукт параллельно в США и в России - исходила от одного из этих людей.

- При этом «Целоформ» останется российским продуктом?

- Именно. От того, где мы патентуем технологию, её принадлежность не меняется. Это будут российский продукт и российская компания, которые будут защищены американским патентом на американском рынке. Сама компания базируется здесь, под юрисдикцией Татарстана, что изначально оговаривается фондом. Эта позиция принципиальна для фонда и абсолютно непринципиальна инвесторов.

- Какие-то наметки на инвесторов имеются?

- Да, мы достаточно чётко понимаем этап привлечения денег по следующему раунду инвестиций. И в этом нам помогает бизнес-план, подготовленный при помощи некоммерческой компании «Пульсар Венчур», входящей структуру ИВФ.

- Какую главную опасность на пройденном вашей компанией пути можете выделить особо?

- Деньги под хорошую идею поступают многим компаниям, но большая их часть загибается на раннем этапе. Во многом потому, что разработчик идёт не к коммерциализации идеи, а в сторону научного интереса. Возьмём наш пример. Мы могли бы кинуться изучать фундаментальные свойства «Целоформа» - это естественно для учёного. Деньги, безусловно, были бы освоены, но вместо магистральной линии мы бы оказались в тупике. Фонду приходится преодолевать серьёзное сопротивление со стороны заявителей - учёных, не ощущающих коммерческого интереса. Фонд выдавливает их в сторону рынка. Если не сделать этого, компания умрёт и не будет пользы ни для науки, ни для государства, ни для самого разработчика, который тут же начнёт жаловаться, что я, такой гениальный, никому не нужен, зарубают на корню... Кстати, эта проблема существует и в Америке в точно таком же объёме!

- Пять лет – немалый срок. Можно было всё сделать быстрее?

- На самом деле идея вызревала в течение пятнадцати лет, а пять лет назад проект начал получать финансирование от ИВФ и большая часть этого времени ушла на окончательное формирование концепции, превращение идеи в коммерческий продукт, и с этого момента темп реализации проекта стал очень высоким. И учтите, что эти пять лет, по сути - возраст самого фонда, который тоже учится работать. Очень много времени ушло на тупиковые пути, ненужные рывки в сторону. Зато были накоплены серьёзные опыт и связи, которые облегчат нам выход на международный рынок. Считаю, команда фонда сейчас – достаточно зрелая, наученная ошибками.

- Антон, вы так упирали на необходимость самостоятельности, но при этом радуетесь, что многое для вас делает ИВФ…

- Никакого противоречия. Да, фонд для нас – виртуальный технопарк: консалтинг, юридическое и бухгалтерское сопровождение, поиск инвесторов, налаживание контактов. То есть, взаимодействуя со всеми агрессивными факторами рынка, мы при этом находимся в дружественной среде. Например, не сталкиваемся напрямую с налоговой инспекцией - она попадает к нам, имея все ответы на все вопросы. Это очень важно для компании, которая развивается учёными, стартовый опыт не должен доставаться слишком дорогой ценой.

Тимур Латыпов