ЭКСКУРСИЯ "БИЗНЕС ONLINE" ВМЕСТЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ ТАТАРСТАНА ПО ЭКСПОЗИЦИЯМ ВЕНЧУРНОЙ ЯРМАРКИ
Вчера в столице Татарстана в ГТРК "Корстон" открылась VI Казанская венчурная ярмарка - мероприятие, на котором перспективные компании и стартапы ищут своих инвесторов. 50 фондов, 60 компаний, инвестиции на миллионы долларов. Однако, судя по опыту, привлечь средства удастся немногим. Организаторы говорят – это не главное…
ОБЪЁМ ЗАПРАШИВАЕМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ - $250 МЛН.
Два года назад отпечаток грусти на ярмарку наложил мировой финансовый кризис. В прошлом исландский вулкан, закрывший пеплом небо Европы, не пустил в Казань западных инвесторов. Многие с любопытством ожидали, что будет на этот раз…
В этом году с венчурными фондами всё было в порядке, по крайней мере, с количеством их представителей. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» директор инвестиционно-венчурного фонда РТ Айнур Айдельдинов, в Казань приехали представители не менее 50 фондов. Они будут выбирать из 62 компаний, представленных на ярмарке. Большинство компаний из Казани, есть гости из Москвы, Новосибирска, Томска, по одной компании приехало из США, Великобритании и Канады. Всего для участия в ярмарке заявлялось около двухсот компаний, но остальные не прошли отбор.
Объём запрашиваемых инвестиций компаний составляет $250 млн. Это, кстати, неплохой результат, если посмотреть на статистику последних лет. Согласно ей с 2005-го по 2010 год компании запрашивали общие инвестиции в размере от 100 до 160 млн. Однако при этом в кризисном 2009 году желания компаний увеличились более чем в два раза – до $360 млн. заявленных инвестиций. При этом количество участников было меньшим – 40 против 51 - 55.
"РЕБЯТА КУПИЛИ ПИВО, ТРИ СОРТА, ИССЛЕДОВАЛИ - НИ В ОДНОМ ХМЕЛЯ НЕТ!"
Перед пленарной частью и работами секций президент РТ Рустам Минниханов начал обход стендов компании. Осматривал долго, около часа. С некоторыми компаниями знакомился быстро и шёл дальше, где-то останавливался, спрашивал, потом брал за локоть помощника и оставлял разбираться, а сам уходил. Учёные, инженеры, предприниматели у стендов волновались, понимая, что сейчас разом могут решиться все их проблемы. Или не решиться.
Впрочем, Борис Беренфельд, президент и главный исполнительный директор Международной лаборатории инновационных образовательных технологий с президентом держал себя уверенно. Он взял в руки небольшой круглый белый аппарат и начал нажимать на нём разные кнопочки.
"Это настоящая мини-лаборатория, - заявил Беренфельд. - С её помощью можно измерять множество параметров: от температуры воздуха до уровня СО. Инфракрасный термометр позволяет мерить температуру объекта на расстоянии – например, в аэропорту можно использовать или в школе выявить тех, у кого грипп".
Офис лаборатории располагается в Бостоне, однако у неё свой интерес к республике. Директор чуть позднее так пояснил его газете «БИЗНЕС Online»: "Мы воодушевлены тем, что в Татарстане каждый преподаватель получит по лэптопу". Сегодня Беренфельд ищет в Татарстане инвестора и выбирает, на какой из инновационных площадок республики ему начать производство устройств.
- Чем помочь? Что нужно? – спросил Минниханов.
- Добрая воля.
- Ну, это у нас есть, - президент одобряюще хлопнул по плечу и пошёл к следующему стенду.
У другого стенда с компанией "Наноспек" президента решил познакомить министр образования РТ Альберт Гильмутдинов. Компания производит комплекс "Униспек-200" (кстати, разработка физфакультета КФУ!). Он позволяет с большой точностью проводить исследования элементного состава любых веществ.
"Ребята купили пиво, три сорта, исследовали - ни в одном хмеля нет!" – заявил Минниханову Гильмутдинов и показал на какой-то прибор, за которым сидели молодые инженеры.
Президент усмехнулся.
"Можно узнать, какого качества бензин", - добавил министр.
Словом, крайне полезная сегодня технология…
ТЕХНОЛОГИЯ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИТ РАЗДЕЛИТЬ БИТУМ НА ДВЕ ЧАСТИ
У стенда казанской компании ЗАО "Битумэкс" двое мужчин начали рассказывать президенту о своих разработках. Транспортировать по трубе природные битумы сейчас из-за их вязкости без допобработки невозможно. "Битумэкс" предлагает технологию, которая позволит разделить битум на две части.
"25 процентов высококачественного дорожного битума можно отдать дорожникам, а 75 процентов маловязкой нефти по трубе отправлять на НПЗ", - рассказывает Исмагил Хуснутдинов, научный руководитель компании. И добавил, что технология казанских учёных отличается от канадской простотой – нет необходимости применять химические реакции.
"Готовых технологий нет, а проблема есть", - оказалось, что президент хорошо знает эту тематику. Компаниям мирового уровня, которые приглашали в Татарстан, оказались не по зубам мелкие месторождения – они привыкли работать с нефтенасыщенными полями.
Сейчас Битумэкс получает финансирование из инвестиционно-венчурного фонда и министерства энергетики для научных разработок и изготовления экспериментальной установки. "После чего данную технологию можно будет представлять любой нефтяной компании", - говорит Хуснутдинов.
Талгат Магсумов, представитель "Тепловых систем", начал быстро рассказывать президенту о преимуществах выпускаемых пусковых подогревателей для автотракторной техники. Проект финансируется "АК БАРС Капиталом", причём ещё с 2009 года. В этом году компания планирует поставить на КАМАЗ тысячу своих систем.
- Чем вы лучше? – спросил Минниханов.
- Мы татарстанские!
Президент засмеялся, но отвернулся.
- Мы в два раза дешевле, – догадался и заявил вослед главе республики Магсумов. - И эффективнее!
- Вот! – Минниханов развернулся обратно. – Другое дело.
А СУДЬИ КТО?
Эффективность ярмарки можно оценить по следующим данным, приведённым в официальных пресс-релизах. Согласно им в 2007 году компании запросили 100 млн. долларов инвестиций, а привлекли 20 млн. рублей. В 2008-м запросили 135 млн. долларов, привлекли 50 млн. рублей. В 2009-м при 360 млн. долларов – 60 млн. рублей (если округлить, то получается эффективность не более 5%). При этом количество компаний в 2007 - 2008 годах составляло около 50, в 2009-м – 40.
"Инвесторов сегодня в первую очередь интересуют проекты IT-сектора и потребительского рынка, - рассказала журналистам Альбина Никконен, исполнительный директор Российской ассоциации венчурного инвестирования. - Но в последнее время акцент в России несколько сменился, добавляется бионаправление, медицина и оборудование".
Организаторы отметили: сказать сразу, сколько проектов будет профинансировано по итогам данной ярмарки, невозможно. Процесс налаживания контактов – дело долгое и тонкое.
ТУТ ГЛАВНОЕ - СИМПАТИЯ…
Директор инвестиционно-венчурного фонда РТ Айнур Айдельдинов ответил на вопросы «БИЗНЕС Online»:
- Айнур Тауфикович, какие проекты на ярмарке наиболее интересные для инвестирования?
- Сегодня на ярмарке есть компании, претендующие на инвестиции от 500 тысяч долларов до двух миллионов долларов. Есть около 30 компаний, которым требуются инвестиции до 20 миллионов долларов для организации серийного производства. Общая сумма запрашиваемых инвестиций составляет около 250 миллионов долларов. С моей точки зрения, проекты всех этих компаний очень качественные.
- Сколько фондов приехало и какие наиболее перспективны для компаний? Кто с большей долей вероятности может выделить средства?
- Приехало около 50 фондов. И все потенциальные инвесторы. В процессе поиска инвесторов для компаний очень много составляющих, это не только научные разработки. Да, важны деньги, прибыль, но есть вопрос симпатии. Если она при первом знакомстве возникнет, дальнейший контакт обязательно состоится. Это очень важный элемент.
- Вы сказали, что заявленная сумма инвестиций - 250 миллионов долларов...
- Все представленные компании уже имели какие-то инвестиции: от ста тысяч долларов до десяти миллионов. На ярмарке есть компания "Субпротект", рыночная капитализация которой сегодня оценивается в 40 миллионов долларов. Компании очень разные, они развиваются, и теперь им на следующий раунд необходимо 250 миллионов долларов.
- По каким параметрам вы бы оценили эффективность ярмарки?
- Эффективность ярмарки оценивается не количеством подписанных соглашений. Прежде всего это коммуникативная площадка. Очень важно на одной площадке собрать людей одинаковых духом. У нас частная собственность появилась менее 20 лет назад, и людей, научившихся эффективно ею управлять, а тем более высокотехнологичным бизнесом, который основан на использовании результатов интеллектуальной собственности, недостаточно, это высшая материя. Если в этом году у нас заявилось 200 компаний, а в следующем - 500, я как руководитель инвестиционно-венчурного фонда оценил бы это мероприятие как очень успешное.
Владимир Казанцев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.