«В этом году мы уже прошли школу птичьим гриппом», —  с горечью в голосе начал свой доклад начальник татарстанского Россельхознадзора Нурислам Хабипов «В этом году мы уже прошли школу птичьим гриппом», — с горечью в голосе начал свой доклад начальник татарстанского Россельхознадзора Нурислам Хабипов Фото: shn.tatarstan.ru

«МЫ УЖЕ ПРОШЛИ ШКОЛУ ПТИЧЬИМ ГРИППОМ»

Сегодня во Дворце земледельцев РТ прошло совещание управления Россельхознадзора по РТ совместно с главным управлением ветеринарии кабмина РТ — по вопросам внедрения электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». На встречу были приглашены представители кафе, ресторанов, молокозаводов и прочих компаний, которые занимаются производством и переработкой различной продукции животного происхождения.

«В этом году мы уже прошли школу птичьим гриппом», —  с горечью в голосе начал свой доклад начальник татарстанского Россельхознадзора Нурислам Хабипов. Оказалось, что в Татарстане система «Меркурий» уже помогла выявить и оперативно изъять из оборота две партии опасной для здоровья людей продукции. «Удалось оперативно изъять из оборота птицеводческую продукцию предприятия ООО „ПензаМолИнвест“ из Пензенской области, зараженную вирусом птичьего гриппа — мы сожгли ее в Нижнекамске, — а также свиноводческую продукцию (колбасы, сосиски), которую завезли из ООО „Поречье“ Калининградской области, зараженную АЧС», — рассказал Хабипов.

По данным Росссельхознадзора по РТ, ежедневно в республике оформляется порядка 100 тыс. электронных ветеринарных сертификатов. Готовность предприятий, производящих и реализующих готовую продукцию — а это предприятия социального питания (детсады, школы), кафе и рестораны, молзаводы, мясные и рыбные цеха, — близка к 100%. Наихудший показатель — 98% «меркуризации» — лишь у магазинов и супермаркетов: статистику портят небольшие ларьки и мини-маркеты.

«Говорим — 100 процентов, но во время последней поездки президента РТ в Буинский район один предприниматель оформился в первый раз в тот же день (встреча проходила 14 августа 2018 года прим. ред.). Мы с ним провели учебу», — рассказал Хабипов. Он отметил, что попадаются еще предприниматели, которые думают, что так и дальше будут жить. Отчасти поддерживают подобную иллюзию не всегда исправно работающие ветслужбы соседних регионов.

«Возили молоко в Чувашию, никто не спрашивал, начали возить в Камское Устье — и попались!» — говорит руководитель.

«Так, как жили раньше, уже невозможно, — увещевал Хабипов собравшихся предпринимателей. — Вы прекрасно понимаете, что никому не хочется зазря получать замечания и штрафы. Не дай бог смерть ребенка в детсадах или школах — потом будут таскать и нас, и вас [спрашивать], почему не были оформлены документы, почему такую продукцию поставили! Очень много поступает со стороны некачественной продукции и живого скота, зараженного птичьим гриппом, АЧС и другими болезнями».

Евгений Иванов: «Возникают моменты, когда товар еще находится в пути, а тот, кто должен был его принять, уже произвел гашение ВСД» Евгений Иванов: «Возникают моменты, когда товар еще находится в пути, а тот, кто должен был его принять, уже произвел гашение ВСД» Фото: shn.tatarstan.ru

«СПЕЦИАЛИСТ «ГАСИТ» ВСЕ ПОДРЯД, НЕ ГЛЯДЯ, НЕ УТРУЖДАЯ СЕБЯ НИКАКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ»

«Хотим не хотим, любим не любим — система „Меркурий“ есть, и мы будем в ней работать», — поддержал коллегу глава главного управления ветеринарии кабмина РТ Алмаз Хисамутдинов. Он не стал отрицать очевидного, что «система новая и не до конца отработанная», но напомнил, что до конца 2018 года «Меркурий» работает в тестовом режиме и штрафы с организаций за нарушения в работе с ветеринарными сопроводительными документами (ВСД) пока не берутся. По еще не утвержденному проекту изменений в КоАП РФ, наказания могут стартовать с января 2019 года. Согласно проекту, за перевозку или продажу животных без документов или с ошибочными ВСД грозит штраф до 100 тыс. рублей, рыбы — до 20 тыс. рублей, сырого молока или сырых сливок — до 10 тыс. рублей. На 5 тыс. рублей могут оштрафовать за производство, перевозку или продажу продуктов термической обработки без верно оформленных ветдокументов. Штраф за аналогичные действия вырастет до 50 тыс. рублей, если эти товары подлежат обязательной сертификации.

С 1 по 31 июля 2018 года в республике было выдано более 3 млн 333 тыс. таких документов, но лишь 43% из них выдано непосредственно сотрудниками ветслужбы, остальные документы (57%) заполняют хозяйствующие субъекты самостоятельно. Неудивительно, что это порождает массу ошибок.

«Возникают моменты, когда товар еще находится в пути, а тот, кто должен был его принять, уже произвел гашение ВСД, —  удивляется замруководителя управления Россельхознадзора по РТ Евгений Иванов. — Мы понимаем, что это просто приличная упаковка с неприличным содержанием, специалист „гасит“ все подряд, не глядя, не утруждая себя никакими действиями. И неважно, по какой причине это происходит, это в любом случае свидетельствует о безответственности и формальном отношении к работе».

Но, судя по вопросам из зала, делают это предприниматели не всегда от лени. Многие и не знали, что «гасить» ВСД следует в течение суток после получения груза, думая, что отсчет времени начинается с момента отправки груза, а ведь товар из Калининграда или с Камчатки может идти неделями.

Но это далеко не весь перечень типовых ошибок участников системы «Меркурий» — кто-то указывает в электронных ветсертификатах несуществующие организации, другие отправляют «пустые» ВСД, третьи спокойно «гасят» уже просроченный товар. Порой доходит до смешного. На всякий «пожарный случай» предприниматели прикрепляют к ВСД все возможные документы, мол, сами там разберитесь, какие нужны.

«На конину оформляют те исследования, которые вообще не проводятся. Лошади никогда не болеют финнозом (заболевание свиней, вызываемое ленточными червями,прим. ред.)», — делится «находками» сотрудник Госветобъединения Казани Булат Нуриахмитов.

По его словам, подобные ошибки и неточности вызывают подозрения у контрольных органов. В будущем все эти вольности могут грозить участникам организаций, работающих в системе, блокировкой деятельности в «Меркурии» на срок три-шесть месяцев. «Есть нарушения, мы все видим, анализируем — предупредил строго Хисамутдинов. — Пока система работает в тестовом режиме, мы блокировку не производим. Но мы готовы начинать блокировать. 30 процентов сопроводительных документов мы должны были бы уже блокировать».

Анастасия Иванова: «Вы возлагаете на бизнес функции государственных надзорных органов, которые должны контролировать этот вопрос» Анастасия Иванова: «Вы возлагаете на бизнес функции государственных надзорных органов, которые должны контролировать этот вопрос» Фото: shn.tatarstan.ru

«ЧТО Я МОГУ ПРОВЕРИТЬ: ЗАПАХ, ТАРУ — БИТАЯ ИЛИ НЕБИТАЯ»

Гости мероприятия не растерялись, у многих были заготовлены свои каверзные вопросы к отцам-основателям «Меркурия». «Почему такие сертификаты вообще попадают в систему и почему те же рестораны должны нести за них ответственность?» — недоумевала исполнительный директор ассоциации отелей Казани и Татарстана Анастасия Иванова. Вопрос более чем резонный — в связи с тем, что в случае какого-то ЧП к ответственности будут привлечены все участники цепочки — как те, кто отправил ВСД с ошибками, так и те, кто их принял.

«Вы возлагаете на бизнес функции государственных надзорных органов, которые должны контролировать этот вопрос. Мы говорим о безопасности этой продукции, а по факту получается, что документы к нам поступают некорректные и мы должны их перепроверять», — удивлялась Иванова.

В ответ она получила пояснения: «система предполагает некую лояльность» в связи с тем, что право выдачи ВСД теперь получили не только ветврачи, но и частные лица, но в будущем организаторы встречи обещали ужесточить требования к оформлению документов и опять же — прибегать к блокировке нарушителей.

Вслед поднялся с места шеф-повар одного из ресторанов. «Я знать не знаю, какие анализы должен проходить тот или иной продукт. Почему я должен брать ответственность за это, если мне пришло ветеринарное свидетельство? Шеф-повар одного из ресторанов: «Я знать не знаю, какие анализы должен проходить тот или иной продукт. Почему я должен брать ответственность за это, если мне пришло ветеринарное свидетельство?» Фото: Наталья Голобурдова

Вслед поднялся с места шеф-повар одного из ресторанов. «Я знать не знаю, какие анализы должен проходить тот или иной продукт. Почему я должен брать ответственность за это, если мне пришло ветеринарное свидетельство? Что я могу проверить: запах, тару — битая или небитая, сохранена ли упаковка...» — удивлялся шеф-повар ресторана. Он напомнил, что его задача — уметь хорошо готовить пищу, а не разбираться в сложностях ветсертификации.

Однако обрадовать шефа-повара присутствующим чиновникам было особо нечем — ему посоветовали взяться за изучение документации. «Вся нормативная база по ветеринарии — это примерно 50 законов и приказов», — всерьез попытался успокоить повара Нуриахмитов. Зал «шутку» не оценил и недовольно загудел. Кто-то напомнил, что, кроме «Меркурия», есть еще и ЕГАИС и прочие «приятные» вещи.

Представитель зерновой компании пожаловался, что его автомобиль, груженый зерном, тормознули в одном из регионов РФ и отправили на штрафстоянку, так как не было бумажного ветсерификата, хотя электронный был исправно оформлен Представитель зерновой компании пожаловался, что его автомобиль с зерном тормознули в одном из регионов РФ и отправили на штрафстоянку, так как у него не было бумажного ветсертификата, хотя электронный был исправно оформлен Фото: shn.tatarstan.ru

«Всего порядка 500 законов должен от зубов знать шеф-повар, задача которого — готовить пищу!» — недоумевали приглашенные.

Представитель зерновой компании пожаловался, что его автомобиль, груженый зерном, тормознули в одном из регионов РФ и отправили на штрафстоянку из-за отсутствия бумажного ветсертификата, хотя электронный был исправно оформлен. Ему посоветовали самостоятельно распечатать документ на принтере или хотя бы иметь при себе идентификационный номер. Водителям в помощь была бы мобильная версия «Меркурия», но, как выяснилось, бесплатной до сих пор нет, а приложение, разработанное частной фирмой (видимо, «Контур.Меркурий»), стоит «космических денег».