КАРТИНЫ С ЗАГАДКОЙ

Уже немало жителей столицы Татарстана и гостей города посетили открывшуюся этим летом выставку «Передвижники: 1871–1902. Из собрания Третьяковской галереи». Она продлится в Казани еще месяц — до 16 сентября, так что осталось не так много времени, чтобы увидеть своими глазами шедевры из коллекции одного из главных музеев страны. В Казани представлено 50% работ, которые находятся в постоянной экспозиции Третьяковки.

Но для зрителей есть и сюрприз-загадка. Всего на выставке представлено 57 картин, однако осмотреть можно 97 экспонатов. Оказывается, рамы, которыми обрамлены картины, тоже являются произведением искусства. Многие рамы заказывались самими художниками. К примеру, Василий Поленов заказывал для портрета своего друга Ильи Репина именно ту раму, какую видят посетители.

«В 2017 году Государственная Третьяковская галерея заключила соглашение о культурном сотрудничестве с Республикой Татарстан. При поддержке президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова в прошлом году состоялась выставка «Гений века», сейчас открыта экспозиция передвижников из всемирно известного собрания, — напоминает руководитель центра Ольга Пиульская. — В Москве в Третьяковской галерее были представлены, в свою очередь, Свияжские иконы и древнерусская живопись из музеев Казани».

Кстати, к началу экспозиции художников-передвижников поменялся дизайн выставочных залов центра «Эрмитаж-Казань». Появились фальшстены, которые организуют пространство. Художник-дизайнер разместил в залах силуэты героев картин, похожих на своего рода привидения, которые «расползлись» по стенам, выставили профессиональный точечный свет (как во многих галереях), который освещает только одно произведение и дает возможность зрителю увидеть только одну картину, не отвлекаясь на соседние.

«Если взглянуть на картину Репина «Арест пропагандиста» под рентгеновскими лучами, то видна еще одна работа — это «Благовещение», — говорит сопровождающая нас по выставке Мария Манохина, ведущий специалист центра «Эрмитаж-Казань». — Это изображение невооруженным взглядом не видно. А вот если к картине Константина Маковского «Алексеич» внимательно присмотреться, то можно увидеть рядом силуэт еще одного человека. Это открытие нашей выставки благодаря точечному освещению».

ИСТОРИЯ ПЕРЕДВИЖНИКОВ В ПЯТИ ЗАЛАХ

Наш вопрос: почему бы Вы посоветовали посетить данную выставку? «Передвижникам мы обязаны созданием полновесного образа России второй половины XIX века, открытием новых тем и сюжетов, созданием национального пейзажа, психологического портрета, народных образов без идеализации, — объясняет Манохина. — На выставке можно много узнать об истории нашей страны, о повседневной жизни разных слоев русского общества. Можно увидеть героев того времени — современников художников. И, самое главное, задача этой выставки — сломать представления о художниках как о выразителях только социальных проблем простого народа, «проклятых вопросов» русской действительности. Передвижники были просветителями. Они первые стали вывозить и показывать свои выставки в России. В какой-то степени они были и прорицателями, и пророками».

Экспозиция расположилась в пяти залах центра «Эрмитаж-Казань». Каждый из них имеет свое название, концепцию и сопровождается большим справочным материалом. 



В первом зале представлены «Первые лица нации» или «Интеллигенция и народ». Как выглядели лучшие представители России, можно увидеть на портретах Павла Третьякова, Репина, Толстого, Некрасова, историка Прахова и сказителя былин крестьянина Никиты Богданова. Крамской полагал, что искусство должно «удовлетворять и простого мужика, и человека высокопросвещенного». «Судья теперь мужик, а потому надобно воспроизводить его интересы», — писал Репин. Его «Бурлаки, идущие вброд» — символ передвижничества. На выставке он самый представленный художник.

Второй зал посвящен судьбе человека — здесь можно также найти немало картин, отображающих отношения человека с реальным миром, призывающих к сочувствию и состраданию. Третий зал получил название «Будни и праздники». Художники обращались к темам праздников и простых человеческих радостей. «Спасов день на Севере» Прянишникова — хоровая картина, многофигурная композиция рассказывает о традициях и быте, обрядах в русской деревне. В четвертом зале представлены пейзажи. Передвижнический пейзаж пользовался наибольшей популярностью у коллекционеров и любителей искусства. Незатейливый, среднерусский ландшафт привлекал Алексея Саврасова. В своих работах он искал лирические состояния природы, предпочитая «изменчивую» раннюю весну или позднюю осень. Прекрасное и поэтическое находится в скромном мотиве. Наш земляк Иван Шишкин, напротив, любил эпический размах, большие пространства, дневное освещение, когда все находится в равновесии и гармонии. В пейзажах на выставке есть и восточная экзотика в пленерном этюде Поленова и алжирском пейзаже Брюллова.

Пятый зал посвящен конфликту поколений: это путь русского искусства от реализма передвижников к модерну и импрессионизму. В 1902 году был организован Союз русских художников, и внутри группы разных художников, среди которых Репин, Поленов, Крамской, Мясоедов, Перов, Серов, Коровин, Левитан и многие другие, назревал конфликт. Раздор заключался в непринятии новых художественных тенденций. Молодые художники смотрели на западные живописные традиции, по-своему их интерпретировали в работах. Появляются новые имена: Исаак Левитан, Константин Коровин и многие другие. Если первый утверждал в русском искусстве пейзаж-настроение, не забывая наделять пейзаж размышлениями о мире и человеке, то второй одним из первых осваивал путь легкого импрессионистического мировосприятия, лишенного драматического переживания жизни. 

Знаменательно, что произведения И.М. Прянишникова, И.Н. Крамского и К.А. Савицкого, которые экспонируются сегодня на новой выставке Третьяковской галереи, впервые были показаны в 1874 году казанской публике и высоко оценены общественностью и казанской периодической печатью. И эти работы вернулись вновь в Казань через 150 лет. 

Если вы хотите ознакомиться с работами Ильи Репина, Ивана Крамского, Владимира и Константина Маковских, Иллариона Прянишникова, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Виктора Васнецова, Исаака Левитана и многих других прославленных мастеров этого времени, то лучшего места, чем «Эрмитаж-Казань», в ближайший месяц не найти. И в Третьяковку ехать не надо.

0+