В новой галерее современного искусства «БИЗON» открылась выставка воронежского художника Ивана Горшкова «Дорога королевского пирога» В новой галерее современного искусства БИЗON открылась выставка воронежского художника Ивана Горшкова «Дорога королевского пирога»

«ГОРОДУ ХРОНИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ РАЗНООБРАЗИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ»

Улицу Мазита Гафури нельзя назвать центром или хотя бы периферией культурной жизни Казани. Она ассоциируется с меховой фабрикой «Мелита» и развлекательным центром Fun24, по ней спешат на автовокзал или в речной порт. Но сегодня все изменилось — в новой галерее современного искусства БИЗON открылась выставка воронежского художника Ивана Горшкова «Дорога королевского пирога». Об этом красноречиво сообщала инсталляция «Карнавал нейронных сетей», ранее побывавшая в ключевых точках центра Казани.

«Для меня, для Ивана и, я думаю, для всех сегодня очень радостный день. Такой же красивый и яркий, как выставка Ивана, — улыбается куратор выставки Гузель Файзрахманова. — Мы начали обсуждение этого проекта весной, я хотела привезти в Казань как можно больше его металлических скульптур. Но думаю, что в результате нашей деятельности это тоже произойдет. Пока мы представляем выставку „Дорога королевского пирога“. Мне кажется, это крайне успешный проект, и я очень рада, потому что такого рода выставок, встреч с художниками не хватает в Казани. Конечно, есть центр современной культуры „Смена“, но было бы замечательно, если бы таких галерей современного искусства становилось больше». С Файзрахмановой согласен и руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин: «Я очень рад, что в Казани появилось пространство альтернативного искусства, где люди могут это делать. Нашему городу хронически не хватает разнообразия культурной жизни, нового, нестандартного изобразительного искусства, и эта галерея — как раз такое место, где и пространство, и свет, и стены помогают увидеть то, что не влезает в привычные рамки, но имеет право на жизнь». «Действительно важное событие, буквально месяц назад мы открывали здесь новое для города пространство, и оно оказалось очень актуальным. Каждый оценит это по-своему, но важно одно: то, что мы уже видели на улицах города, и то, что здесь расположено, вызывает неподдельный интерес», — подчеркнул начальник управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов.

Тотальная инсталляция, которая состоит из массы разных неожиданных предметов — от скульптур до найденных шапок, садовых гномов, палок, телевизоров, которые показывают аниме-мультфильмы, не может не заинтересовать Тотальная инсталляция, которая состоит из массы разных неожиданных предметов — от скульптур до найденных шапок, садовых гномов, палок, телевизоров, показывающих аниме-мультфильмы, не может не заинтересовать

Действительно, тотальная инсталляция, которая состоит из массы разных неожиданных предметов — от скульптур до найденных шапок, садовых гномов, палок, телевизоров, показывающих аниме-мультфильмы, не может не заинтересовать. Сперва эти разнородные элементы, объединенные в одну композицию, вызывают недоумение, но чем больше вглядываешься в них, тем больше понимаешь, раскрываешь не сразу считанные смыслы, находишь спрятанные отсылки. Вот часть ограды в виде ионической капители — с комьями земли, застрявшими листьями и ветками — соседствует с солнечными очками, раскрашенными кислотно-розовой краской, а вот игрушечный заяц восседает на двух кочергах, словно слон на тонких ногах с картины Сальвадора Дали. Облепленный картинками лиц из интернета комод словно прыгает на батуте надутого чехла от матраса, а рядом с ним мигает лампа, как метроном или секундомер, в розовом конусе, одетом в многослойную «юбку». «Я вижу здесь детское бессознательное и стремление попасть в струю современного искусства, — поделилась впечатлением художница Татьяна Лярсон. — Все довольно гармонично, в то же время и небрежно. У него есть ощущение внутреннего праздника, и он хочет в празднике и ощущении неправильности показать, что свободен».  

Сперва эти разнородные элементы, объединенные в одну композицию, вызывают недоумение, но чем больше вглядываешься в них, тем больше понимаешь, раскрываешь не сразу считанные смыслы, находишь спрятанные отсылки Сперва эти разнородные элементы, объединенные в одну композицию, вызывают недоумение, но чем больше вглядываешься в них, тем больше понимаешь, раскрываешь не сразу считанные смыслы, находишь спрятанные отсылки

«Во-первых, это весело. Во-вторых, мне очень нравится, как в живописных работах, коллажах, синтетических инсталляциях сочетается цифровое и аналоговое, то, что мы на самом деле видим на улице. Это действительно похоже на тот визуальный поток, который мы каждый день получаем, потому что он совершенно разнообразный: несуразности в архитектуре, каких-то ситуациях, обрывки новостей, образов. Примерно так наша визуальная культура и выглядит, как это изображено в работах Ивана Горшкова», — считает старший научный сотрудник галереи современного искусства ГМИИ РТ Луиза Низамова. Художник Виталий Скобеев, выставка работ которого открылась в галерее «Хазинэ» неделю назад, признался, что он в восторге: «Мне нравится, что это искусство будоражит сознание людей и подталкивает к каким-то размышлениям, рассуждениям. Я вижу определенный смысл, который рождает во мне параллельные, ассоциативные построения своего внутреннего мира».

Художник Виталий Скобеев, выставка работ которого открылась в галерее «Хазинэ» неделю назад, признался, что он в восторге Художник Виталий Скобеев, выставка работ которого открылась в галерее «Хазинэ» неделю назад, признался, что он в восторге

«КОГДА ВГЛЯДЫВАЕШЬСЯ, ВИДИШЬ ПАРАДОКСАЛЬНУЮ ГАРМОНИЮ»

Почему именно тотальная инсталляция? Как объясняет сам Горшков, данный формат ему нравится тем, что он выстраивает мир, цельную картину мира: «Вся эта выставка призвана своим многообразием выстроить большую картину моего художественного мира. В центре внимания здесь материал, который присутствует как стихия, как сила природы. Большинство вещей, используемых в инсталляции, — это найденные предметы, реди-мейды. Если мы присмотримся, то увидим множество маленьких персонажей. Конечно, здесь присутствует игра: это что-то или кто-то? Это просто пенек или какой-то персонаж? Здесь все претендует на персонажа и все пестрит взглядами, как будто отовсюду на тебя смотрят, такой эффект „показалось“, как в вечернем или ночном лесу, когда просыпается мифологическое сознание». Эффекта «показалось» Горшков достигает с помощью стикеров, которые он сделал из «фотожаб» — странных, бессмысленных интернет-картинок.

Иван Горшков: «Вся эта выставка призвана своим многообразием выстроить большую картину моего художественного мира» Иван Горшков: «Вся эта выставка призвана своим многообразием выстроить большую картину моего художественного мира»

«И это тоже взгляд, но в живописи он выглядит как мазок с подвохом: издали кажется, что это пятно, но со странной рожицей, которая на тебя смотрит. Когда ты подходишь ближе, то немножко вздрагиваешь», — отмечает Горшков. Уравновесить это ощущение беспокойства должны игрушечные фигурки животных:  «Однажды я поймал себя на мысли, что игрушечные реалистические животные обладают уникальной, волшебной способностью превращать все в райский сад. Любую поверхность если населить ими, они своей безмятежностью, разноразмерностью, соседством превращают все в такое безмятежное пространство». Это стремление к балансу можно увидеть во всех работах воронежского художника: вот индейцы со странными, деформированными телами словно крепко спят на цветастой домашней прихватке; на другой картине фоновую фотографию морской волны перебивают все те же стикеры, небрежные, словно детские, рисунки и линии; на еще одной работе детские пластиковые наручники, пистолеты, гранаты, дубинки и рации соседствуют с шерстяными нитками, помпонами и карандашными яркими рисунками.

Как художник приходит к таким сочетаниям, как они создаются? Горшков рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что у него есть материальная база для этого: «Я стараюсь погрузиться в материал, как в стихию. У себя в мастерской я собираю материальную базу, у меня есть такой „натюрмортный фонд“: гора тряпок, палок, каких-то игрушек, странных вещей, и иногда перебираешь все это, месишь, будто играешь в кубики, солдатиков, строишь из этого... И понимаешь, что некоторые попадают в какие-то неожиданные, интересные сочетания, которые будоражат». При этом художник стремится поместить вещи в неожиданный контекст: например, низкокачественные игрушки вне витрины обнажают свою чудовищную, демоническую сущность.

«Это пространство контрастов, и здесь есть такой контраст между полным беспорядком и какой-то логикой во всем этом» «Это пространство противоположностей, и здесь есть такой контраст между полным беспорядком и какой-то логикой во всем этом»

«Это пространство противоположностей, и здесь есть такой контраст между полным беспорядком и какой-то логикой во всем этом. Чем тоньше грань в подобных парадоксах, тем интереснее получаются работы, по крайней мере, в моем случае. Здесь эта тонкая грань между какой-то катастрофической аварией, как будто что-то опрокинулось, провалился потолок даже, что-то вывалилось непонятное. Но когда в это вглядываешься, то видишь парадоксальную гармонию», —  считает Горшков. Ее увидел и художник, один из основателей «Смены» Ильгизар Хасанов: «Тут без-образие, то есть отсутствие образа. Но на самом деле хаос — это высочайший порядок, потому что беспорядка быть не может. Как вещи ни раскидай, это какой-то большой порядок, которого ты, может, просто не видишь, не воспринимаешь». К такому восприятию оказались готовы не все — среди гостей выставки были и те, кто не понял такого искусства.

«Удивляюсь людям, которые говорят: „Не, нам это непонятно и не надо“, — продолжает Хасанов. — Так вам ничего не надо, проесть свои 70 лет, а потом завернуться в простынь и ползти. Это тоже красиво, просто это другая красота. Когда ты войдешь в этот мир, начнешь в нем ориентироваться, ты увидишь, что эта красота отличается от другого автора, который с этими же материалами работает. Говорить, что это так, а это не так, тут просто нереально. Хочется сказать: „Вот я все это разберу, вынесу, дам тебе, собери заново здесь какой-нибудь свой вариант этой жизни“». У Низамовой тоже есть встречный вопрос к критикам современного искусства: «Понятно ли им на самом деле классическое искусство?»


«Оно абсолютно непонятно. Оно понятно лишь с визуальной точки зрения: да, тут елка, тут женщина, ангелочек, корыто. От принципа мимезиса — подражания — отказываются уже импрессионисты и символисты в конце XIX века, — напоминает научный сотрудник ГСИ. — Символическое, иконографическое значение классических картин — этому историки учатся пять лет. Современное искусство давно отпочковалось от дизайна. На вопросы, почему искусство некрасивое, можно отвечать: „Идите в дизайн“. Красивая часть искусства осталась в дизайне. Просто искусство расширило круг вопросов, которые оно задает: теперь это не только отношения с Богом, размышления о морали, мифологические сюжеты, в один момент художники присвоили искусству социальную, политическую функцию. Оно навсегда изменилось на стыке XIX–XX веков, и с мусором работал уже Курт Швиттерс в 1920-е годы, то есть почти сто лет назад. Когда художники задались вопросом „Будет ли искусством то, что я привезу в музей и выставлю?“, средства расширились, они не стали ограничиваться только холстом и маслом».

Напомним, фестиваль «Дорога королевского пирога» открылся 6 августа Напомним, фестиваль «Дорога королевского пирога» открылся 6 августа

«ЭТА ВЫСТАВКА КАК ГЛОТОК СВЕЖЕГО ВОЗДУХА»

Напомним, фестиваль «Дорога королевского пирога» открылся 6 августа — весь день в ключевых общественных пространствах Казани поочередно экспонировалась инсталляция Горшкова «Карнавал нейронных сетей». «Это что за чудо? Это заяц с головами и ногами? Это мозги сносит!» — такие фразы можно было услышать у Казанского кремля, на улице Баумана и на набережной Кабана. Изображения на ткани надувных скульптур были созданы нейросетями: Горшков загрузил в программы Image to Image и Deep Dream десятки изображений, найденных по тегу «энергия», и получил сюрреалистические соединения молний, взрывов, индукционных схем и извержений вулканов.


6 и 7 августа в центре современной культуры «Смена» прошел цикл творческих мастер-классов Горшкова «Магма тайн». Инсталляция «Утопия драконов», созданная его участниками, тоже стала частью выставки. Интересно, что на занятия пришли не только художники, но и школьники, студенты факультета дизайна и начинающие режиссеры. Все они почти в один голос заявили корреспонденту «БИЗНЕС Online», что решили пойти на мастер-класс для расширения кругозора и ради нового опыта и вполне его получили. Они почувствовали ту свободу, с которой творит Горшков, научились бороться со страхами неудачи и неприятия и получили ту дозу творческого вдохновения, которая поможет в любом деле: будь то создание похожих инсталляций или съемка фильма. «Эта выставка как глоток свежего воздуха. Я подумала, что мастер-класс совершенно нельзя пропустить, потому что, мало того что это современное искусство, с которым немногие знакомы, это еще и возможность получить опыт и услышать истории из жизни художника. Мероприятие оказалось очень крутым, и надеюсь, что таких событий будет больше в Казани», — говорит студентка Луиза Хабибуллина.

Завершится фестиваль «Дорога королевского пирога» круглым столом в редакции «БИЗНЕС Online», на котором художники и искусствоведы обсудят тему «Искусство в городе XXI века. Дух прошлого и постиндустриальные тренды». Выставку можно будет увидеть в галерее БИЗON до 23 сентября.