Выставка «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» открылась сегодня на «Казанской ярмарке»

«СТОИМОСТЬ «МУРЕНЫ»? КАК ПОЛТОРА-ДВА НОВЫХ ДЖИПА»

9-я выставка «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018), которая открылась сегодня на «Казанской ярмарке», не создавала впечатления великого праздника авиации по целому ряду причин. Во-первых, выставку проигнорировали первые лица ряда ведомств и корпораций, отправив своих замов. Во-вторых, выставка, заявленная как «международная и специализированная», собрала 150 участников, которые поместились в одном-единственном павильоне, а остальные площадки были задействованы для проведения семинаров и совещаний. Значительная часть экспозиций была заполнена продукцией татарстанских предприятий (здесь они, конечно, все постарались), но и тут гостей не покидало легкое ощущение дежавю.

Открывая выставку, замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров отдал должное принимающей стороне, похвалив Татарстан, который несмотря ни на что сохранил свои авиапредприятия. «Посудите сами: в каком регионе одновременно можно встретить авиастроение, вертолетостроение, двигателестроение, приборостроение и науку? Ну конечно, регион в этом смысле редкий! Самая правильная модель пространственного развития — здесь!» —  восхищался московский министр, стоя на сцене. 

Сразу после торжественных речей ведущая в костюме стюардессы предложила гостям (премьер-министру РТ Алексею Песошину, Бочарову, члену Общественной палаты РФ, председателю совета директоров  АО «Гражданские самолеты Сухого» Борису Алешину и другим членам делегации) ознакомиться с авиановинкой от компании «МВЕН» — самолетом «Мурена». Аппарат разместился тут же, на небольшом постаменте. Под взорами высоких гостей двери летающего «хищника» эффектно открылись вверх, обнажая компактный четырехместный салон, напоминающий автомобильный. «Самолет имеет дальность 1600 километров, может находиться в воздухе до 6 часов, может использоваться как для перевозки пассажиров, так и для патрулирования, оснащен парашютно-спасательной системой», — отрекомендовал гендиректор МВЕНа Виктор Ермоленко.

Авиановинка от компании «МВЕН» — самолет «Мурена»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Ермоленко пояснил, что концепция самолета была выбрана исходя из того, что «современный легкий самолет должен летать со скоростью не менее 300 километров в час и при этом быть экономичным». На его взгляд, «Мурена» может использоваться как в виде частного самолета или авиатакси, так и для выполнения различных работ, например, в медицинской авиации. Про стоимость самолета Ермоленко предпочитает не распространяться, на расспросы журналистов он сообщил лишь, что самолет «должен стоить как полтора-два новых джипа».

Уличная часть экспозиции была дополнена другим самолетом от МВЕНа — маленький, но гордый сельскохозяйственный «Фермер» уже хорошо знаком авиационной общественности. Также не обошлось без старого доброго «Ансата» Казанского вертолетного завода, раскрашенного в сине-защитные цвета. «Вертушку» плотно оккупировали журналисты, записывавшие стендапы прямо из кресла пилота.


АВТОМОБИЛЬ И ВЕРТОЛЕТ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Чуть в отдалении стояла интересная конструкция, которая, несмотря на свою нелепость, привлекала участников выставки. Это макет автовертолета, который может ездить как автомобиль и летать как вертолет. При взгляде сбоку в этом транспортном средстве ничто не выдает вертолет — все лопасти скрыты внутри конструкции. Так что в потоке машин он не будет особо выделяться, зато в воздухе будет смотреться весьма экстравагантно.

«Думаем, что он будет управляться автопилотом и на земле, и в воздухе: вы просто говорите, куда вам надо, и он туда вас доставляет», — рассказал нашему изданию изобретатель из Альметьевска, директор инновационной компании Innoval Харис Мухаметшин. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность полета, ведь не каждый человек может быть пилотом, а пассажиру автовертолета удостоверение летчика ни к чему. «Вы, как на вертолете, сможете лететь до 500 километров на одной заправке, заправлять его можно будет 92-м бензином», — говорит изобретатель. Он считает, что в готовом виде его автовертолет может стоить всего лишь 3 млн рублей. Мухаметшин отмечают ряд преимуществ его чудо-машины перед традиционным вертолетом: «На вертолете не везде можно летать и не везде можно сесть, нужна площадка. Вертолет не ездит, а только летает. Далее — если вертолет в воздухе зацепят какие-то предметы, он падает, а тут есть парашют», — рекомендует разработку глава компании Innoval.

Холдинг «Швабе» показал гостям оптические элементы, которые используются сегодня при производстве оптико-электронных приборов, применяемых в авиации

При входе в выставочный павильон взгляд сразу же упирается в экспозицию холдинга «Швабе» и его казанского крыла в виде ОАО «НПО ГИПО». Недавно назначенный гендиректор компании Виллен Балоев показал гостям оптические элементы, которые используются сегодня при производстве оптико-электронных приборов, применяемых в авиации. Как известно, тепловизионные прицелы от ГИПО сегодня устанавливаются на боевые вертолеты, корабли, самолеты. Также здесь разработаны новые системы лазеров деструктивного действия, оптико-электронной разведки, индикации и целеуказания самолетных и вертолетных шлемов.

На экспозиции Российского федерального ядерного центра — Всероссийского НИИ технической физики им. академика Забабахина (ВНИИТФ) глава минпромторга РТ Альберт Каримов и директор ВНИИТФ Михаил Железнов поставили свои подписи под соглашением о сотрудничестве. В июле ядерный центр, расположенный в городе с красивым названием Снежинск, посетил президент РТ Рустам Минниханов, тогда и зародилась идея о совместной работе. «Мы работаем и по вычислительной технике — суперкомпьютерам, и по повышению дебета нефтедобычи, и по лазерной технике», — перечислил Железнов направления работы.

Одной из центральных стала экспозиция ПАО «Туполев»: бизнес-вариант Ту-214, а также сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160

НОВЫЙ «РАЗВЕДЧИК» ОТ «ЭНИКСА» И АВИАГОРОДОК В МАСЛОВКЕ

Замгендиректора по техническому развитию «КМПО» Сергей Шелепов  рассказал «БИЗНЕС Online», что его компания привезла на выставку узлы двигателя «ВК-2500», который выполнен по программе импортозамещения украинского двигателя «ТВ-317». «Два узла успешно прошли квалификационные испытания, и мы их серийно изготавливаем, — воздушный стартер и выхлопной патрубок силовой турбины. Еще два узла сейчас находится на „Климове“ в ожидании проведения квалификационных испытаний, намеченных на октябрь. По их результатам будут принято решение об их серийном изготовлении», — обнадежил Шелепов. К сожалению, это только 25–30% от всего двигателя, от идеи «забрать» себе весь ВК-2500 в компании уже отказались. «У „Климова“ позиция такая — сохранение объемов производства в рамках своей корпорации, при этом имея альтернативных поставщиков», — пояснил Шелепов.

Новинку — комплекс дистанционного наблюдение «Элерон-7» — привезла на выставку компания «Эникс». «Разведчик» оснащен более совершенной камерой с 30-кратным увеличением, фотокамерой и тепловизором, он практически бесшумен, а продолжительность полета увеличена до четырех часов.

Одной из центральных стала экспозиция ПАО «Туполев». Официально комментировать выставку представители компании отказались, предоставив журналистам самостоятельно оценить представленные макеты: бизнес-вариант Ту-214, а также сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. Для разнообразия было предложено развлечь себя у селфи-зеркала.

Не забыли и об авиакосмическом образовании. Казанский лицей №35 представил проект — авиагородок «Масловка» — со своим аэропортом, вертолетными площадками, аэроклубом, площадкой для приземления парашютистов, а также гостиницей, магазином, фитнес-центром и прочими атрибутами населенного пункта. Все это необходимо, чтобы обучать детей на реальных летательных аппаратах, уверен сотрудник лицея Иван Лямин.

«Сейчас ведется оформление земли, и мы хотели бы, чтобы правительство помогло нам с переводом земли», — обратился Лямин к окружившим его высоким чиновникам. Ну а чтобы поддержать начинание, представитель АПК «Вектор» прямо на выставке презентовал лицею действующий самолет Ан-2.

На КВЗ планируется подписание контракта на поставку более 100 медицинских вертолетов на базе «Ансата», что поддержит завод в сложный период нехватки заказов в условиях антироссийских санкций

100 МЕДИЦИНСКИХ «АНСАТОВ» — СПАСЕНИЕ ДЛЯ КВЗ?

Большое оживление гостей вызвал стенд КНИТУ-КАИ. Во-первых, ректор вуза Альберт Гильмутдинов представил собственную разработку вуза — турбореактивный двигатель для дронов. «У нас конечная цель — создать серийное производство для беспилотной авиации, ниша колоссальной авиации, разработка оригинальная, с нуля», — с жаром рассказывал Гильмутдинов. А вот замминистра промышленности и торговли РФ Бочарова всерьез заинтересовала другая разработка каистов. «Это — гибридная композитная конструкция, которая, с одной стороны, может выдерживать очень высокие температуры, с другой стороны,  быть сверхпрочной и сверхлегкой. Может использоваться в качестве обшивки для двигателей летательных аппаратов, вертолетов и самолетов», — рассказал Гильмутдинов нашему корреспонденту. Бочаров долго вертел в руках опытный образец, не в состоянии с ним расстаться, так что глава казанского вуза подарил ему понравившуюся железяку, сопроводив автографом.

Удивил околоавиационной новинкой даже госкомитет РТ по архивному делу. Его руководитель Гульнара Габдрахманова показала рассекреченный недавно приказ о частичной эвакуации летно-исследовательного института и Центрально-аэродинамического института из Москвы в Казань, датированный 6 июля 1941 года.

После осмотра экспозиции помощник президента РТ Равиль Зарипов так оценил перспективы развития авиационной промышленности республики. «Идет плановая работа по техническому перевооружению Казанского авиационного завода по федеральной целевой программе. Думаю, что к 2020−2021 годам будем иметь полностью оснащенный и соответствующий современным требованиям авиационный завод. Также идет завершение работ в рамках ФЦП на Казанском вертолетом заводе, в этом году мы все сдаем. Со старой площадки в Адмиралтейской слободе мы перемещаемся на новую, тем самым снижая издержки. Создаются новые возможности для производства тяжелых вертолетов Ми-38», — считает Зарипов.

Он добавил, что в ближайшее время на КВЗ планируется подписание контракта на поставку более 100 медицинских вертолетов на базе «Ансата», что поддержит завод в сложный период нехватки заказов в условиях антироссийских санкций. Также помощник президента РТ отметил, что пример МВЕНа, презентовавшего сегодня свой новый самолет, показывает, что в республике развивается и малая авиация.

Песошин отметил, «что подписан госконтракт на поставку 10 единиц модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М»

«...ДАЛЬШЕ МЫ ЭТО УПАКОВАТЬ НЕ МОЖЕМ, А УЖ ТЕМ БОЛЕЕ ПРОДАТЬ!»

После осмотра экспозиции гости проследовали в конференц-зал, где уже начинался IV съезд авиапроизводителей России.

«Какие главные вызовы стоят перед нами? Они нам всем очевидны: узкий внутренний рынок, четко нацеленный на задачи оборонного комплекса, не может больше быть поддержан государством в тех форматах, которые привычны нам с вами. Меняется время, меняются бюджетные правила. Иногда в лучшую сторону, иногда — в худшую. Пока конструктор не будет нацелен на производство дешевого, длинноциклового, удобного для конечного потребителя продукта, он не найдет ни свой рынок, ни рыночную цену», — начал с наставлений Бочаров.

«Мы самая интеллектуальная страна в мире с точки зрения инженерно-конструкторского потенциала, я в это свято верю. Но дальше мы это упаковать не можем, а уж тем более продать!» — сокрушался чиновник, призывая авиапроизводителей больше общаться друг с другом, обмениваясь лучшими практиками и выискивая наиболее эффективные и дешевые решения.

Песошин в ответной речи отметил, что Татарстан продолжает оставаться одним из передовых субъектов в РФ в области авиастроения. Говоря о проекте по воспроизводству нового стратегического ракетоносца Ту-160 на КАЗ им. Горбунова, который впервые взмыл в воздух 25 января этого года, премьер отметил «что подписан госконтракт на поставку 10 единиц модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М».

«В 2017 годы начали серийное производство среднего транспортно-пассажирского вертолета Ми-38, завершается работа по его сертификации, — рассказал премьер уже о Казанском вертолетном заводе. — Вертолеты российского производства, изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 миллионов летных часов по всему миру. За всю историю завода выпущено более 12 тысяч вертолетов».

Хакимов рассказал о программе вертолетного трейд-ин. В министерстве считают, что это станет дополнительной мерой стимулирования авиапрома, «чтобы выпадающие оборонные заказы заместить гражданскими»

«РОССИЙСКИЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ В 99 ПРОЦЕНТАХ ИСПОЛЬЗУЮТ ТЕХНИКУ BOEING И AIRBUS»

С интересным докладом выступил выходец из Татарстана — директор департамента авиационной промышленности минпромторга РФ Равиль Хакимов. Он не стал поливать современный авиапром приторным сиропом похвал. «Несмотря на то, что за последние пять-семь лет предприятия авиационной промышленности в стране хорошо перевооружились, серьезного роста объема производства и выпуска конкурентоспособного продукта до сих пор не произошло», — вынужден был признать он.

«Мы видим, как быстро в мире создаются авиационные консорциумы, как быстро создаются новые продукты. Мы не успеваем ТЗ утвердить, а запад уже предлагает новый вертолет. Это наша проблема, надо ускоряться, наверное?» — вопрошал он у зала.

По стоимости наша техника также не конкурент западной. «Мы научились хорошо производить Sukhoi Superjet 100 <...>, но не можем конкурировать даже на российском рынке. Российские перевозчики в основной массе — в 99 процентах — используют технику Boeing и Airbus», — жаловался Хакимов. Он уверен, что высокая стоимость нашей продукции обусловлена низкой серийностью и избыточной инфраструктурой.

Далее он озвучил ряд мер, которые, как считают в министерстве, должно вывести отечественный авиапром из того положения, в котором он находится. Наше «авиационное все» — Sukhoi Superjet 100 — планируется сделать экономически более интересным и с 2023–2024 годов «запустить в рынок». До 2020 года планируется завершить сертификацию нового российского самолета МС-21 — это второй после Superjet 100 масштабный гражданский проект, созданный без задела из советского прошлого. 

«Есть проект модернизации Ил-96, Ил-114, который должен выйти в 2022 году. Многие относятся к этим проектам скептически. Но тем не менее региональные самолеты нам нужны, и такой самолет у нас будет. Должен получиться хороший самолет, несмотря на всю критику», — уверен чиновник минпромторга РФ.

Наконец, дело дошло и до малой авиации. «Общим фоном идет критика, что у нас нет малых самолетов для обеспечения межрегиональных перевозов. Да, самолеты класса Ан-24 уходят в небытие», — заметил Хакимов. На замену советскому бестселлеру должен прийти Ил-410, который сейчас «локализовали и импортозаместили».

Хакимов рассказал о программе вертолетного трейд-ин. «Когда старые вертолеты типа Ми-8 или Ми-2 уходят с рынка, их владельцам выплачивается от 30 до 60 миллионов рублей, что позволяет обеспечить первый взнос за новый вертолет», — говорит чиновник. В министерстве считают, что это станет дополнительной мерой стимулирования авиапрома, «чтобы выпадающие оборонные заказы заместить гражданскими».