Ранее уполномоченные банки могли отказывать в проведении валютной операции в случаях непредоставления лицом запрошенных со стороны банков документов либо предоставления недостоверных документов. С 14 мая 2018 года причин для отказа в осуществлении валютной операции стало куда больше. Расширен перечень оснований для отказа в осуществлении валютной операции, включая совершение запрещенных валютных операций между резидентами. Как избежать штрафов — читайте в нашем материале.
Ольга Гумель — начальник отдела валютного контроля и учета валютных операций
ВСЯ СУТЬ СВОДИТСЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА ЗА СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ
14 мая 2018 вступила в силу новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ. Это значит, что в федеральном законе №173-ФЗ («О валютном регулировании и валютном контроле») появились новые требования, в частности прописывать сроки исполнения сторонами обязательств в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности.
«Теперь резиденты обязаны предоставлять уполномоченным банкам информацию о конкретных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам, — отметила начальник отдела валютного контроля и учета валютных операций Гумель Ольга Геннадьевна. — Также резиденты должны сообщать о возврате в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».
Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.
Что изменилось для банков? Ранее уполномоченные банки могли отказывать в проведении валютной операции в случаях непредоставления лицом запрошенных со стороны банков документов либо предоставления недостоверных документов, согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона №173-ФЗ («О валютном регулировании и валютном контроле»). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона №173-ФЗ («О валютном регулировании и валютном контроле»).
«Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, — продолжила Гумель. — С 14 мая причин для отказа в осуществлении валютной операции стало больше, так как расширен перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, включая совершение запрещенных валютных операций между резидентами, а также нарушение любых актов валютного законодательства РФ».
Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.
КАК НЕ ПОЛУЧИТЬ ДИСКВАЛИФИКАЦИЮ НА 3 ГОДА?
Какие же появляются новые основания для отказа в осуществлении валютной операции? К указанным выше основаниям добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона №173-ФЗ («О валютном регулировании и валютном контроле»), положения других актов валютного законодательства РФ.
«Например, банк должен будет отказать в проведении валютной операции в нескольких случаях: если это неразрешенная валютная операция между резидентами, если это неразрешенный перевод денег на зарубежный счет резидента или резидент не вправе осуществлять валютную операцию, а также в случае, если валютная операция нарушает «положения других актов валютного законодательства», — отметила начальник отдела валютного контроля и учета валютных операций.
Не менее важный вопрос — какие санкции грозят тем, кто нарушит нововведения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ведь административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, для должностных лиц организаций ужесточилась.
Рассмотрим административные штрафы.
Первый. За осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, устанавливаются отдельные административные наказания на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции, на должностных лиц — от 20 до 30 тыс. рублей (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Второй. За невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности либо причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, административный штраф составит:
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках;
- на должностных лиц — от 20 до 30 тыс. рублей (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
Третий. За невыполнение резидентом по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки, валюты РФ в доле, определяемой правительством РФ, влечет наложение административного штрафа:
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей;
- на должностных лиц — от 20 до 30 тыс. рублей (ч. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Четвертый. За невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, наложение административного штрафа:
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ;
- на должностных лиц — от 20 до 30 тыс. рублей. (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).
Введен новый пункт 5.1. ст. 15.25 КоАП РФ: за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.
«Порой разобраться самостоятельно во всех новшествах закона сложно, поэтому мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с нашими специалистами, которые дадут исчерпывающую информацию и помогут разобраться во всех тонкостях. Это займет всего 15–20 минут, зато впоследствии может сэкономить вам десятки тысяч рублей», — резюмировала Гумель.
Лицензия ЦБ РФ №2587. ПАО «АКИБАНК»
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.