... «Раньше среднестатистический японец даже не слышал о Казани, но во время чемпионата сюда приехало много японцев» Фото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«РАНЬШЕ ЯПОНЦЫ НЕ СЛЫШАЛИ О КАЗАНИ»

Такаки Ториуми работает диктором и комментатором на японском канале NHK. В России он пробыл две недели. Сейчас Такаки сидит в пресс-центре «Казань Арены» и перебирает большую стопку бумаг – все это конспекты для матча между сборными Франции и Аргентины, который он комментирует. Он говорит по-английски, но неуверенно, поэтому для интервью просит о помощи переводчика Дмитрия Линяева, который работал в Японии в одном из хоккейных клубов.

«Я отработал 8 или 9 матчей на этом чемпионате, – говорит Ториуми. – Получается, у меня игра раз в три дня. В день матча мы проходим за три-четыре часа до начала и готовим материалы. Потом начинаем трансляцию». В Японии важна объективность комментатора. «В японском языке есть слово „комбаре“. Переводится как „давай“ или „вперед“. Так вот, если постоянно говорить „Комбаре!“ во время трансляции, то будут недовольные. Само собой, мы даем много информации об японской сборной, но нужно рассказывать и о другой команде».

Похоже, что специфика профессии сказывается и на характере Такаки – он очень скромный. В интернете невозможно найти его фотографий. Он не ведет страницы в социальных сетях – разве только «Фейсбук», который в последний раз обновлял пять лет назад, а значит, не получает фидбэка от своих зрителей. При этом он четко понимает их нужды. «Наш канал NHK – общественный. Если бы мы были государственным каналом, то жили бы за счет налогоплательщиков. Но мы существуем за счет платы, которая вносится зрителями за просмотр. У нас в Японии есть очень большая южно-корейская диаспора, она тоже платит за подписку. Поэтому нам в любом случае нужно сохранять нейтралитет».

Во время чемпионата мира сборная Японии проживала на базе «Рубина». Такаки, само собой, провел много времени там. «Меня удивило, в хорошем смысле, насколько база большая, – сказал он. – У нас в Японии тоже есть футбольные клубы, но их базы не такие большие и не такие грандиозные». Комментатор ощутил простор и за пределами базы: «У вас ощущается покой. Вчера мы ездили в Свияжск. Там здорово. Видишь богатство природы. Мы думали, что рядом река Волга, раз она такая большая, а оказалось, что это Свияга. Мы были впечатлены, ведь в Японии все в другом масштабе».

Сама Казань напомнила Такаки Турцию. Удивительно, но мнение не новое. Ранее английский болельщик «Рубина» Дэвид Сэнсан писал у себя в «Твиттере», что встретился с американцами, которые прилетели в Казань, поскольку в Google город описали как «российский Стамбул». «Я чувствую здесь атмосферу Турции, – говорит Такаки. – Здесь есть аромат Востока, и нельзя сказать, что это совсем Европа. Думаю, раньше среднестатистический японец даже не слышал о Казани. Но во время чемпионата сюда приехало много японцев, глава японской делегации, и у всех остались хорошие впечатления».

Казань показалась Ториуми чистым городом. Конечно, не как в Японии. Страна так славится своей чистотой, что есть миф: если пройтись по японским улицам в белых носках, то они останутся белыми. Такаки засмеялся, когда услышал об этом. «Конечно, у нас очень чистые города, но носки испачкаются. В новостях недавно передавали, что японские болельщики убрали за собой мусор на стадионе. У нас чистоплотный народ».

«АМЕРИКАНСКОЕ ВЛИЯНИЕ СИЛЬНЕЕ»

В РФ у Такаки возникли проблемы только в Саранске – в гостинице не было горячей воды. Но, по мнению комментатора, уровень организации ЧМ в России намного превосходит прошлый турнир в Бразилии. «Здесь мы ощущаем больше заботы», – отметил Такаки. Теперь японец готов разоблачить миф, что все русские угрюмые и серьезные. Он оценил, как волонтеры помогали ему по ходу турнира и проявляли доброту. «Если мы будем рассказывать в Японии о таких вещах, то имидж России изменится», – уверен Ториуми. Родственники Такаки спокойно отнеслись к его поездке в РФ. «Ничего особенного мне не говорили. Понятно, что террористическая угроза есть везде, но ничего страшного с нами не случилось, все в порядке. В России мы соблюдаем только общий уровень осторожности», – говорит он.

Самые популярные российские спортсмены в Японии, по мнению Такаки, это фигуристки. «Медведева и... – пытается вспомнить комментатор. – Загитова, которая сейчас чемпионка. В Японии ее знают многие, в том числе из-за щенка Масару, которого подарили ей». Объясняет известность олимпийской чемпионки Алины Загитовой Ториуми достаточно просто: «В ее лице есть что-то азиатское. Она красивая, стройная, грациозная. Японцы считают ее привлекательной, отсюда и популярность».

Но есть и другое объяснение: в японском аниме чаще всего главные герои – это те, кто не достиг созревания, не заматерел и не стал взрослым, а их противниками, наоборот, выступают персонажи, которые уже сформировались и лишились детскости. «Наверное, вы правы, – признает комментатор. – Российские фигуристки популярны прежде всего среди подростков. Они любят персонажей аниме, которые не совсем из взрослого мира, и это каким-то образом переносится на фигуристок».

Такаки выслушивает теорию о том, что Россия проводит чемпионат мира для улучшения имиджа страны за границей и спорт высоких достижений здесь чаще всего нужен по политическим причинам. Вроде бы комментатор согласился. Но на вопрос о том, зачем профессиональный спорт нужен в Японии, он не может ответить: «Сложный вопрос. Как понять зачем? Самый популярный вид спорта у нас – это бейсбол. В него вкладывают реально много денег. Какая может быть цель? Спорт популярен, поэтому в него инвестируют. Все. Бейсбол не имеет политической окраски».

Но во всем мире этот спорт ассоциируется исключительно с Америкой. «Хоккей где придумали? – спрашивает переводчик Дмитрий. – В Канаде. Но мы же играем в него в России?» Сам Такаки не отрицает американского влияния на современную Японию: «Думаю, американское влияние сильнее, хотя у японцев есть сложности с английским языком. Чаще всего мы отправляемся на отдых все-таки в Америку, а не в Европу».