«КАЗАНСКУЮ АКАДЕМИЮ ТЕННИСА Я МОГУ НАЗВАТЬ ОДНОЙ ИЗ ЛУЧШИХ В ЕВРОПЕ»

– Шамиль Анвярович, с чем связан ваш очередной приезд?

– Необходимо напомнить, что теннис в Татарстане активно развивался до 1931 года на достаточно хорошем уровне, затем, в силу объективных причин, развитие нашего вида спорта приостановилось. Но во времена празднования 1000-летия Казани, с легкой руки первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, мы снова вернулись к развитию тенниса, когда по его постановлению была выделена земля для строительства Казанской академии тенниса.

В итоге был построен объект, который я могу назвать одним из лучших теннисных центров в Европе – имею в виду и его презентабельность, солидность, имиджевую составляющую. С инфраструктурой вопрос решили, но для развития нашего вида спорта нужны были соответствующие специалисты, методическое обеспечение, что также необходимо было исправлять. И тут нам на выручку пришло решение о создании Федерации тенниса в Поволжской академии спорта. Мы лоббировали это решение и благодарны Президенту Татарстана Рустаму Минниханову за то, что он проникся нашей идеологией и пошел навстречу в решении данного вопроса.

– Охарактеризуйте, пожалуйста, нового тренера, которого все помнят как прекрасного игрока, но про тренерскую карьеру практически не слышали? 

– С Александром Волковым мы давно знакомы, и все знают его как прекрасного игрока, члена сборных СССР и России. Потом он хорошо проявил себя и как тренер сборных, будучи в составе мужской команды на победном Кубке Дэвиса 2002 года, а потом работал с женской сборной в матчах Кубка Федерации, обыгрывая в гостях сборную США с Винус Уильямс. В качестве личного тренера он много поработал в Америке, поездил по миру, и в целом это профессионал до мозга костей. Рад, что у нас произошел процесс договоренностей руководства местной Федерации с Александром, а мы как руководство Федерации тенниса России со своей стороны будем только поддерживать этот создавшийся союз. Сейчас Волкову нужно освоиться на новом месте в новой роли старшего тренера сборной Татарстана.

До поры представители федерации тенниса России работали в Казанской академии тенниса вахтовым методом, сейчас пришло время усилить работу на местах. И в этом плане у Волкова есть серьезный фундамент. На данный момент 9 человек из Татарстана находятся в составах различных сборных страны, выступая за Россию на командных соревнованиях. Буквально только что ваша Полина Кудерметова играла в парном финале на первенстве страны.

– Казанская академия тенниса является подразделением Поволжской академии спорта. Как происходит взаимодействие этих двух структур? 

– Работа кафедры тенниса в Поволжской академии – это новое веяние в российском теннисе, предусматривающее системное развитие нашего вида спорта. Та методическая составляющая, которую дают наши преподаватели студентам Академии спорта, является наилучшей в России. Для ведения преподавания мы написали первую часть учебника, по которому ведется преподавание, и вскоре увидит свет и вторая часть этого учебника. Тем самым мы закладываем базисную основу, которая поможет и помогает развитию всего российского тенниса. Достаточно сказать, что на протяжении последних 15 лет наши юниорские команды занимают ведущие роли в различных европейских соревнованиях на юниорском уровне с возрастом участников от 12 до 18 лет. Это говорит о том, что есть и система, и резервы, и возможности, а значит, есть и будущее нашего вида спорта.

«ПОМОГЛИ КАЗАХСТАНУ, ТЕПЕРЬ НАСТАЛО ВРЕМЯ ПОМОЧЬ СЕБЕ»

– Но ведь теннис – индивидуальный вид спорта, и подчас успехи на командных соревнованиях меркнут перед достижениями отдельных спортсменов. Для сравнения, главных командных турниров в году два: Кубок Дэвиса и Кубок Федераций, а главных индивидуальных турниров четыре, которые проводятся под эгидой Большого шлема. Как, погнавшись за одним зайцем, успешным выступлением в командных соревнованиях, не упустить другое –победы на личных стартах?

– Надо стараться побеждать везде. Но я бы ответил на этот вопрос с практической точки зрения. Сейчас мы пришли к ситуации, что сразу 16 воспитанников российского тенниса выступают за различные сборные Казахстана. Их выбор понятен с финансовой точки зрения. Дело в том, что мы занимаемся системой подготовки теннисистов до 14 лет, после этого юные спортсмены сталкиваются с проблемами увеличения финансовых затрат. Растет количество турниров, прежде всего международных, на которых теннисисты набирают рейтинг, пока не выйдут из юниорского возраста до 18 лет. А перспективной молодежи много, на всех финансирования не хватает. Вот они и стали уезжать в возрасте от 14 до 18 лет туда, где могут пойти на выполнение их финансовых условий. В итоге наши воспитанники стали выбирать себе другие сборные, в частности Казахстан.

– Голубев, Кукушкин, Щукин, Воскобоева, Путинцева, Шведова…

– Насчет этих спортсменов у нас претензий не было, более того, мы сами рекомендовали им поменять спортивное гражданство, поскольку на тот момент перечисленные вами спортсмены представляли максимум третий состав сборной России. А спортивный век короток, и мы, заключив соглашение с Федерацией тенниса Казахстана, дали возможность перечисленным спортсменам заработать, продлить свой спортивный век, более того, многие из них добились качественного скачка в теннисном развитии, получив новые возможности. Но парадокс в том, что в дальнейшем по этой дороге пошли и те, на кого мы рассчитывали в качестве игроков сборной России, кто был в ближайшем резерве. 

Чем их привлек Казахстан? Во-первых, в них была реальная заинтересованность. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в свое время просил меня написать программу развития тенниса для этой страны, и по этой программе было построено 16 теннисных центров в различных городах страны. Нурсултан Абишевич прекрасно понимал, что дает теннис в плане имиджа страны. В свое время там были воспитаны Марина Крошина, Елена Лиховцева, Лилия Карпова, Алексей Рудь. Сам Назарбаев играл в теннис, обучаясь в партийной школе КПСС, и очень любит этот вид спорта.

Во-вторых, спортсмены получают двойное гражданство, хотя по Конституции Казахстана сами граждане этой страны не могут иметь статуса двойного гражданства. В-третьих, наши спортсмены получали финансирование, что давало им возможность совершенствования. Подготовка профессионального теннисиста обходится в год в сумму порядка 200 тысяч евро, а Федерация тенниса Казахстана готова была обеспечивать подобный бюджет. У нас такой возможности не было в силу различных проблем, в том числе экономических, когда спорт лишился финансовой помощи от представителей среднего и малого бизнеса.

Но я думаю, что это была последняя волна наших спортивных «мигрантов». Сейчас мы начинаем подписывать контракты с юными спортсменами уже с 13 лет и, главное, готовы обеспечивать эти контракты, поэтому новых потерь у нас нет и не предвидится. 

«В ТАТАРСТАНЕ СОБРАЛАСЬ ПЛЕЯДА СПОРТСМЕНОВ, НА ПЛЕЧАХ КОТОРЫХ ВЫРАСТЕТ ЕЩЕ БОЛЕЕ СИЛЬНОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

– Как идет реализация программы развития тенниса в Татарстане?

– Теннис такой вид спорта, что даже для роста спортсмена до уровня мастера спорта необходимо до 10 лет систематических занятий. Мастерство, как я говорю, приходится собирать по крупицам. На сегодняшний день в Татарстане собралась плеяда спортсменов, на плечах которых как на необходимом фундаменте вырастет еще лучшее поколение. Понятно же, что теннисист, двигаясь по лестнице спортивного роста, конкурируя со сверстниками, обязан на кого-то ориентироваться из лидеров, расти на его примере. Изначально этого не было. Но надо понимать, что звезда и массовый спорт – это как сообщающиеся сосуды, когда массовый спорт выращивает из своих недр звезду, а звезда привлекает в дальнейшем еще больше любителей, которые повышают массовость. У татарского народа были свои звезды в теннисе, как Марат и Динара Сафины. Я помню, как во время проведения в Казани чемпионата мира по хоккею с мячом Марат Сафин выиграл открытый чемпионат Австралии. Об этом объявили на трибунах во время хоккейного матча, и казанские болельщики устроили овацию, которая не прекращалась минут пять. Это показатель того, что здесь любили теннис, следили за ним и за успехами своих спортсменов, а затем, со строительством Казанской академии тенниса, у них появилась возможность самим заняться нашим видом спорта.

В данное время из стен Поволжской академии спорта начинают выходить первые выпускники, и это огромное благо, что теоретическое преподавание можно подкреплять занятиями на кортах. Сейчас нам предстоит заняться тем, чтобы определять, кто из выпускников готов начать профессиональную тренерскую карьеру, попробовать реализовать себя в профессии, которой они учились, поскольку это очень тяжелый труд. Возвращаясь к началу моего ответа на вопрос, только до уровня мастера спорта нужно в среднем расти на протяжении 10 лет. А это предопределяет уровень зарплат. Так получилось, что у нас сейчас стремятся к быстрым заработкам. А нам на этом фоне нужны люди с таким хорошим фанатизмом, которые приходили бы на работу с любовью к теннису, стремлением что-то сделать, а уже потом получить. Возможности для реализации этого у Татарстана уже есть.

– Как оцениваете работу новой Федерации тенниса РТ?

– Не умаляя заслуг прежнего руководства, хочу отметить, что я очень благодарен новому руководству Федерации тенниса республики в лице президента Марата Наилевича Зарипова за то, что у нас установились тесные рабочие отношения. Благодарен за то, что она добавила системности развития нашего вида спорта, структурировало его таким образом, что у нас практически не возникает проблем. Благодарен своим соратникам за то, что утверждена программа развития, и мы уже перешли ко второму этапу этой программы. Есть рабочая составляющая, которая дает необходимые результаты.

Сейчас мы совместно с Федерацией тенниса Татарстана подписали договор с генеральным директором ОАО «Татнефть» Наилем Магановым о развитии тенниса на Юго-Востоке Татарстана, где уже есть точка роста в лице Альметьевска. В 6 городах республики будут построены теннисные центры. А это дает возможность заняться тренировочным процессом, соревновательной практикой, проводить турниры, сборы, и это даст толчок развитию тенниса.

Мы уже проводили в Казани два матча из серии розыгрыша Кубка Дэвиса, когда обыгрывали сборные Бразилии и Швеции. Есть ощущение, что сюда надо привести солидный международный турнир. Но я склоняюсь к тому, что пока здесь проходит стадия развития теннисной индустрии, то и турниры следует проводить близкие к уровню местных спортсменов. Организовывая их, мы будем параллельно расти в уровне проведения стартов, в классе участвующих игроков, а вместе с тем будет расти класс местных спортсменов. Сейчас нам нужны кадры, в том числе и из выпускников кафедры тенниса Поволжской академии спорта, которые начали бы трудиться тренерами и могли бы начать работу в тех самых новых центрах тенниса, о строительстве которых я уже сказал. Очень приятно, что создался коллектив, в котором нет недомолвок, все работают в одном направлении. Сейчас Татарстан стал теннисным регионом, который все делает правильно, от начала и до конца.