«Мы обучали по 4–6 часов. Знают татарский язык? Нет... Не надо заставлять, надо вовлекать», — заявил накануне председатель комитета по делам национальностей Госдумы Ильдар Гильмутдинов, пресс-конференция которого о студенческом спорте превратилась в длинный монолог по «языковому вопросу». О том, как главный татарстанский переговорщик по этой теме прокомментировал вбросы о сокращении часов родного языка в новых версиях ФГОС, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ильдар Гильмутдинов
«МЫ ДВИГАЕМСЯ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, НАХОДИМ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ — ВСЕ В ПОЛЬЗУ ТАТАРСТАНА!»
Одного из самых желанных сейчас для журналистов татарстанских спикеров, председателя комитета по делам национальностей Госдумы Ильдара Гильмутдинова, «заманили» накануне в городской пресс-центр ФИФА. Но позвали чрезвычайно информированного в «языковом вопросе» народного избранника, чтобы он рассказал... о государственных программах и проектах по поддержке студенческого спорта. Откровенно говоря, вряд ли хоть одна из акул пера пришла в пресс-центр за этим. Гильмутдинову, разумеется, стоит отдать должное за его работу в свое время на посту первого замминистра по делам молодежи и спорту РТ и зампреда комитета Госдумы по физкультуре и спорту, но какое отношение нынешний глава комитета по делам национальностей имеет сегодня к этой теме? Тем не менее речь на брифинге все-таки шла о футболе и студенческом спорте, хотя в основном все и ограничилось общими словами.
«БИЗНЕС Online» предпринял попытку поговорить на стороннюю и более актуальную тему, связанную с судьбой изучения родных языков, но журналисту даже не дали шанса задать свой вопрос. «А у нас тема — развитие студенческого спорта! Если вы хотите услышать от меня какие-то другие темы, то, пожалуйста, ходите — я всегда открыт — на пресс-конференцию по языкам и по другим темам, — оборвал нашего корреспондента Гильмутдинов, видимо, забыв, что он не раз отказывал „БИЗНЕС Online“ в интервью. — У меня столько высказанных вещей, что просто открой любой издание — все там высказано и сказано по всем вопросам! Мы двигаемся в правильном направлении, находим компромиссы, находим взаимопонимание — все в пользу Татарстана. Никто и никогда языков ни по каким темам обижать не будет. Все у нас будет хорошо! В ближайшие две недели все эти вопросы будут урегулированы». Не получилось задать вопрос и без микрофона — депутат попросил уважать других коллег. Но, как выяснилось позже, тема будущего родных языков была интересна абсолютно всем из присутствующих.
«У нас 34 процента школ системы национального образования, все языки и предметы изучают на татарском языке. Вы знаете об этом? 34 процента всех школ!» — пояснил Гильмутдинов
«ЕЩЕ БУДЕТ ПРОГРАММА ДЛЯ ТЕХ, КТО ВЫБИРАЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ»
Нужно отдать должное Гильмутдинову: уже после пресс-конференции парламентарий не отказал и достаточно развернуто прокомментировал последние новости по «языковому вопросу», включая «секретные» варианты учебных планов минпросвещения, ставшие достоянием общественности накануне. Послушать его остался почти весь зал журналистов.
«Либо вы не в курсе всех наших действий, либо вы не читаете мое интервью в разных, в том числе наших государственных, каналах. Я там четко высказал и выразился, в каком направлении мы двигаемся. Ко второму чтению уже рабочая группа подготовила этот законопроект (речь идет о скандальном федеральном законопроекте, регламентирующем изучение языков в школах, — прим. ред.), который будет иметь в виду, что родные языки непременно останутся в обязательной части учебной программы!» — заявил спикер. Засомневавшись в знании журналистами того, как формируются учебные программы, он провел небольшой ликбез. Гильмутдинов пояснил, что на основании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальных классов формируется 4 учебные программы, для средних школ — 5 учебных программ, из которых предмет «Родной язык» предусмотрен в двух. «У нас 34 процента школ системы национального образования — все языки и предметы изучают на татарском языке. Вы знаете об этом? 34 процента всех школ! — пояснил Гильмутдинов. — В средней школе — 5 учебных программ! Из них в двух, в 4-й и 5-й, присутствует изучение родных языков. У нас все школы в Татарстане выбрали как средняя — 4-й и 5-й план, как начальные классы — 3-й и 4-й. Ровно так же законодатель закрепляет норму о том, что ФГОС обеспечивают изучение родных языков и это формируется в обязательной части. Но в том числе мы даем право выбора родителям и обучающимся, какой именно предмет они будут изучать в качестве родного. Там татарский язык, чувашский, марийский, если хочешь — русский, пожалуйста». Тут парламентарий добавил, что программы изучения русского как родного будут носить «больше культурологический характер». Это важное заявление, поскольку представители национальной общественности переживают, что многие татарские семьи будут выбирать в качестве родного русский ради более успешной сдачи ЕГЭ.
«На основании всех этих решений, когда мы их примем, министерство образования подготовит соответствующие ФГОС разных вариантов: для школ с изучением родных языков, для школ без родных языков, для национальных школ. То есть все будет то же самое. Плюс к этому еще будет программа для тех, кто выбирает государственный язык республики. Вот я, русский человек, хочу учить в Татарстане в часах, отведенных родному языку, государственный язык Республики Татарстан — татарский, например. Сегодня у меня такого права нет. Кстати, многие родители — русскоязычные или со смешанными браками — так пишут и просят: „Дайте нам изучать государственный язык“», — отметил депутат Госдумы. При этом госязык должен изучаться по иным программам, отличным от родных языков. В этой связи довольно эмоционально Гильмутдинов говорил о том, что не нужно детям грамматику давать со второго класса.
Таким образом, председатель комитета по делам национальностей Госдумы фактически дал понять, что разделения родных и государственных языков на два отдельных предмета не будет, хотя именно за это ратовали власти Татарстана. У них была надежда, что в данном случае удастся сделать татарский язык обязательным для всех школьников, ведь в республике государственный язык в этом смысле только один (русский как госязыки всей страны в расчет не принимался, так как его курс именно в этом качестве уже есть в программе). То есть нет еще одной нации с госязыком... Как видим, не тут-то было.
«Представители национальной общественности переживают, что многие татарские семьи будут выбирать в качестве родного русский ради более успешной сдачи ЕГЭ»
«ПРЕДЛАГАЮ СОЗДАТЬ СВОЙ ФОНД, РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ИЗУЧЕНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ...»
Далее речь зашла об отношении к существующим проблемам преподавания родных языков и о путях их решения. «Надо все-таки обеспечить право ребенка, где бы он ни находился, на изучение родного языка. Вот я татарин, учу здесь татарский язык. Уехал в Иваново — все, я изучать татарский язык в системе образования не могу, потому что она не может мне этого позволить», — отметил Гильмутдинов. При этом в Татарстане такая проблема отсутствует — в пример он привел онлайн-школу татарского языка «Ана теле» (забыв упомянуть, что всем желающим она недоступна — количество лицензий ограничено). Но это же только в РТ, в других регионах такого нет. Ответил парламентарий и на призывы вернуть детям право сдавать экзамены на родном языке. По его словам, у многих школ такой возможности сегодня нет, более того, вся система образования не готова принимать эти экзамены. Хотя бы потому, что нет соответствующих КИМов.
«Нам очень серьезно надо работать над преподаванием татарского языка — начиная от подготовки педагогов, заканчивая пособиями, учебниками. Все это должно звучать по-иному. Мы перегрузили, немного усложнили предмет, который отторгает ребят от языка, — заявил Гильмутдинов. — Нужны такие морковки, такие вещи, которые бы стимулировали изучение государственного языка республик». Одной из таких морковок могут стать, например, баллы при поступлении в вуз по принципу «ГТО-балл». «Обязательно надо сделать, чтобы вуз имел возможность включить в балльную систему родной язык: знаешь язык — пожалуйста, тебе 5–6 баллов плюсом. Любой вуз! Почему за ГТО баллы есть, а за знание языка — нет? Значит, я уже в неравных условиях с тем, кто имеет возможность!» — заявил глава комитета Госдумы.
Еще один способ стимулирования изучения родного языка в версии Гильмутдинова — доплачивать учителям. Сегодня, по его словам, есть огромная проблема: мало кто из абитуриентов хочет идти в учителя. «Вот я на днях встречался с детьми, спрашиваю: „Кто какую профессию хочет?“ Там дизайнер, бизнесмен, банкир... Журналиста, кстати, никто не назвал, имейте в виду, — пожурил Гильмутдинов своих собеседников. — Одна только девчонка подняла руку с желанием стать учителем: „Да, возможно, я еще думаю“. Нам надо очень серьезно подумать над профессией учителя, чтобы приходили сильнейшие педагоги в области филологии. Учителя татарского, русского языка должны быть очень сильными! Мы сейчас об этом думаем».
И тут Гильмутдинов неожиданно поддержал идею, впервые прозвучавшую до этого на страницах «БИЗНЕС Online»: «Вообще, я предлагаю создать свой фонд, республиканский фонд поддержки изучения родных языков, в том числе марийского, чувашского и так далее. Сумасшедшая нехватка педагогов, поверьте мне!» Он несколько раз повторил эту мысль. По мнению председателя комитета по делам национальностей Госдумы, республиканский фонд поддержки изучения родных языков должен формироваться за счет бюджета региона, а частично «еще откуда-то». Цель такого фонда — поддержка учителей, методик и других проектов для того, чтобы делать родной язык привлекательным. Заметим, что об этом наша газета говорит с сентября прошлого года, а воз и ныне там. Особенно странным отказ от дополнительных вливаний в поддержку татарского языка стал выглядеть после того, как о создании фонда родных языков объявил федеральный центр. Получается, что Москве эта тема ближе и дороже, чем самим регионам? И вот теперь в числе сторонников перехода к созидательной языковой политике и Гильмутдинов.
«Я специально съездил в деревни, где русские и татары живут. В детском садике русские дети великолепно разговаривают на татарском языке, татарские дети великолепно разговаривают на русском языке, потому что они вместе с садике общаются и педагоги им то на татарском сказки расскажут, то на русском. И они уже все! Ни один родитель русский на татарский не жалуется. Ну знает — молодец! При этом они общаются получше нас с вами. Потому нужно вот эту среду создавать, через младшие классы идти, а в старших классах все это уже развивать через хорошие методики. К этому мы и идем, понимание этого у нас есть. Все, что мы раньше делали... Хоть 15, хоть 20 часов обучай, но русские дети... Если откровенно, то мы их обучали по 4–6 часов. Знают они татарский язык? Нет. Мы столько потратили сил и энергии, столько негатива получили за то, что мы заставляем изучать. Не надо заставлять, надо вовлекать. У нас полное понимание есть, мы на это выруливаем. И то, что там кто-то как-то голосовал... мне важно не то, кто и как голосовал, а то, на какой результат выйдем», — заявил Гильмутдинов, напоминая, что в состав рабочей группы в Москве включен и представитель минобра РТ.
«Это все сейчас вбросы, что кто-то там про 2 часа говорит, кто-то — про час, а кто-то — про 3 часа... Это пока не подтверждено!» — наконец, хоть как-то прокомментировал депутат Госдумы разосланные проекты учебных планов. При этом он пожурил министерство образования России за незнание того, как вообще работает система национального образования в стране. «Иногда в самом минобре не понимают систему национального образования. Никогда не сталкивались с той ситуацией, которая есть. Ну занимаются в республиках, и пусть занимаются. А в то, что они делают, чем занимаются, они даже не вникают, — заметил Гильмутдинов. — При этом принимая в первом чтении, не соглашаясь... Я же сказал! Прочитайте заключение моего комитета, оно висит на сайте, откройте и посмотрите там, что мы написали. Не соглашаясь с этой позицией... просто у нас другого пути нет».
«У нас сегодня 67 процентов детей татарских выбрали в рамках предмета «Родной язык» татарский. 67 процентов! Ни у кого не возникает никаких проблем»
«МЫ ПРОБОВАЛИ ЗАСТАВИТЬ — НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»
Кратко прокомментировал Гильмутдинов и возможность его отзыва с поста депутата Госдумы — радикально настроенные общественные силы уже поднимали этот вопрос: «Меня отозвать [могут] только избиратели, и то там непростая система, нет такой системы». «Я всем перед этим (голосованием — прим. ред.) где только не был и не выступал: в „Эфире“, в „Татмедиа“, в „Татар-информе“, ГТРК, на радио, телевидении (но не в тех СМИ, где в основном и идет обсуждение проблемы и могут прозвучать неудобные вопросы, — прим. ред.)... Только в утюг еще не говорил! Говорил, что выходим на такую позицию. При принятии закона будет постановление, где будет написано, что федеральные государственные стандарты... то есть то, что мы будем закладывать в окончательную схему, там написано. Само слово „федеральный государственный образовательный стандарт“ обеспечит только те предметы, которые в обязательной части. Они другого не регулируют. Это значит, что предмет сидит в обязательной части, все! Единственное, что мы соглашаемся с тем, что да, сегодня заставить изучать тех, для кого это не родной язык, не можем. Пожалуйста, выбирайте! У нас сегодня 67 процентов детей татарских выбрали в рамках предмета „Родной язык“ татарский. 67 процентов! Ни у кого не возникает никаких проблем», — продолжил свой 20-минутный монолог Гильмутдинов.
Тут организаторы из пресс-центра ФИФА попросили журналистов покинуть зал, так как им надо было готовиться к следующей пресс-конференции, но парламентарий не собирался уходить, пока не поставит все точки над i. «Мы пробовали заставить — не получается. Еще остается та возможность, когда они могут в вариативной части... То есть у школы такую возможность никто не отменяет. Вот школа решила все-таки эти 2 часа... У нас есть около 160 школ, которые изучают татарский язык в вариативной части. То есть родители решили, что они будут его изучать 2 часа в неделю, — завершал депутат. — Еще раз говорю, что заставить изучать тех, для кого это не является родным языком... Но у нас родной язык и государственный язык совпадают. Ну пробовали — не получилось. Нельзя этого делать!»
Напоследок прокомментировал Гильмутдинов и действия ВТОЦ по сбору подписей за отзыв татарстанских депутатов из Москвы. «Разные же люди есть. Есть такие, которые не хотят вникнуть, не понимают системы образования. Ну вникните вы в то, как сегодня происходит формирование системы образования. Все это надо учитывать. А просто так политизировать и говорить... Я начинаю с теми разговаривать, а они вообще не понимают системы образования. Вообще ноль. А им это и неинтересно, им важна внешняя сторона данного процесса. Надо успокоиться. Мы все правильно делаем», — заверил под занавес общения с прессой народный избранник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 416
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.