Свыше 1,2 тыс. человек записались на участие в публичных слушаниях — и, похоже, большинство пришло к дверям осиновского ДК, зал которого рассчитан на 350 мест

«А ВЫ НЕ РАДИ БАБОК? ЗА БЕСПЛАТНО РАБОТАЕТЕ, ЧТО ЛИ?»

Подмосковный сценарий чинных публичных слушаний, который в начале июня наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online», в Осиново не прошел. Свыше 1,2 тыс. человек записались на участие — и, похоже, большинство пришло к дверям осиновского ДК, зал которого рассчитан на 350 мест. Здесь их ждала рамка металлоискателя, чоповцы, регламент, а также угощение: треугольники, пирожки, чай...

«Они хотят нас подкупить пирожками! Не поддавайтесь на провокацию! Это подкуп! — говорила жительница Осиново, пенсионерка, в прошлом педагог Танзиля Зангирова. — Ничего не берем! Пусть сами травятся, они за строительство! Это все заговоренное! Чтобы вы поели, одурманились и были за МСЗ!» «А я думаю: что мне икается?!» — сказал стоящий в стороне мужчина, с удовольствием жуя пирожок. Впрочем, не очень-то и слушали. Кто-то брал выпечку пакетами, а к концу слушаний ее и вовсе не осталось, как и воды.

Как рассказали «БИЗНЕС Online» у столов с выпечкой, оплатила банкет администрация Осиновского сельского поселения, а не инвестор завода.

Экоактивисты тем временем перебирали плакаты: в зал, оказывается, с ними было нельзя, хотя неделю назад — очень даже можно. Сначала отдирали от них палки: мало ли, побьют кого, опасалась охрана. Потом выяснилось, что плакаты размером больше формата А4 проносить нельзя: «А вдруг пожар?!» Антон Голубков, развернувший плакат где-то в недрах у входа, мигом оказался в кольце охраны. «Мы же слышали: „Убрать Антона!“», — вмешался юрист противников МСЗ Айрат Матыгуллин. «Да вы провокаторы, вы не ради людей, ради бабок своих работаете!» — обронил представитель организаторов, отказавшийся представляться. «Какие мы провокаторы? Какие бабки? А вы не ради бабок, за бесплатно работаете, что ли?» — вскипел Матыгуллин в ответ, получившийся, правда, несколько двусмысленным. Если бы не это «за бесплатно», то бабки смотрелись бы вполне мило: пожилых женщин вокруг тоже было немало.

Давка, едва ли не драка — все шло в эфир! Впрочем, задержаний не было.


«ЖЕНЩИНУ С КОЛЯСКОЙ ПРОПУСТИТЕ!.. РЕБЕНОК МАЛЕНЬКИЙ, СПИТ!»

В отличие от того торжества демократии, что царило неделю назад, — свободный доступ в зал, голосование, глава Альберт Салимов, выслушивавший все, включая угрозы, — вчера организаторы пытались противопоставить активистам регламент и порядок. Но не вышло. Часа за полтора до начала слушаний доступ в ДК оказался сначала сильно затруднен, а потом и ограничен. «Пожарная безопасность! В зале ограниченное число мест! Будет трансляция!» — говорил охранник. Корреспондент «БИЗНЕС Online», вместе со всеми стоявший у входа, поддался чувству тревоги: а вдруг не пустят?!

«В зале еще полно мест, пустите осиновцев! — гремели люди. — Там понавезли своих!» Позднее кто-то говорил, что один или два автобуса привезли «слушателей» то ли из Зеленодольска, то ли из Москвы. Что ж, по закону принять участие в слушаниях могут любые граждане России, не только местные, чем пользовались и экоактивисты, организующие протест, из Казани и Зеленодольского района. Публика подозрительно смотрела друг на друга, разыскивая провокаторов, — в какой-то момент две женщины потребовали показать удостоверение и корреспондента газеты, охотно продемонстрировав свои паспорта и прописку: «село Осиново».

«Пропустите женщину с коляской!» — раздалось вдруг сзади. Да, «с детьми на слушания можно», звали экоактивисты в своих аккаунтах. «Ой-е... Вы специально это делаете? Зачем вы туда идете с ребенком?» — спросил на входе организатор. На что получил от Матыгуллина в ответ, что ходить с ребенком на слушания не запрещено. «В чем проблема-то?!» — сказала активистка Вера Керпель, которая ни на минуту не выпускала из рук телефон, с которого вела трансляцию в интернете. Женщину с коляской пытались отговорить: мол, не пролезет в металлоискатель, но толпа вокруг сильно удивилась: как это так? «Возьмите ребенка на руки, оставьте коляску!» — увещевал чоповец в штатском. Впрочем, в итоге ее пропустили. «Ну видите, проходит же коляска!» — загудели вокруг. А кому-то из противников МСЗ и вовсе, говорят, «повезло»: вручили повестку в военкомат.

Наконец, настал момент, когда пускать почти перестали. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось попасть в зал, несмотря на то что какая-то женщина справа активно пыталась влезть. «Вы мне руку ломаете!» — кричала она, просовывая ее в дверь. Но это были цветочки! После нескольких попыток закрыть деревянные двери в ДК у организаторов это получилось. «Безобразие!» — кричали граждане снаружи. «Против! Против! Против!» — кричали уже внутри ДК перед началом. И оставшиеся устроили перед входом такое...


«ОСИНЫЙ» КРЕАТИВ 

«Там драка! Встаем, пошлите!» — влетела в зал Гульнара Гилязова. Где-то в середине зала вскочила женщина: «Ты что, провокатор?» Ох, не местная она была, наверно! Мелькнула мысль: «Ну все — сейчас начнется, как у каких-нибудь болельщиков „Спартака“ на Баумана». С мест вскочили человек 10, выскочили в коридор, к запертым дверям, где активисты на повышенных тонах требовали пропустить толпу внутрь.

К слову, представительница движения «Волга и народ против», неделю назад блеснувшая противогазом в качестве шляпы, вчера избрала другой наряд. На ее шляпе теперь красовались веселые пчелки, сама она была в ярком желтом платье с черными горошинами, на шее — крупные черно-желтые бусы. Креатив объяснялся просто: неделю назад в зале местная жительница Танзиля Хайруллина вскричала в сторону президиума: «Не будите осиновый рой!» Этот говорящий лозунг, видимо, и вдохновил Гилязову на смену образа. Она вообще очень креативно вышла из положения с запретом плакатов, раздавая всем желающим пакетики с пчелками и надписью «Сладкая жизнь», которые потом надели граждане.

Наконец, стало ясно, зачем нужны дети. Какая-то женщина, буквально прикрываясь маленьким ребенком на руках, что-то потребовала от охраны за рамкой. «Вы что, не понимаете? Вас же сейчас снесут!» — крикнул ей в ответ один из охранников. Снаружи, и правда, ломились в дверь. Она тряслась, оттуда доносился гул. Смотреть экран и слушать динамики не хотелось никому: наверное, кто-то ехал издалека, а кто-то отпрашивался с работы — и все ради того, чтобы просто постоять на улице?

Впрочем, главное, что организаторы протеста в зале были. И работали не покладая рук, режиссируя действо, а оно ведь только начиналось!

Представительница движения «Волга и народ против», неделю назад блеснувшая противогазом в качестве шляпы, вчера избрала другой наряд Представительница движения «Волга и народ против», неделю назад блеснувшая противогазом в качестве шляпы, вчера избрала другой наряд

РЕГЛАМЕНТ VS ПРОТЕСТ: «МИКРОФОН!» И «ПОШЛИ ВОН!»

Ведущий общественных слушаний — первый замминистра строительства и ЖКХ РТ Алексей Фролов — под неразборчивые крики зала о несогласии рассказал, что зарегистрировано 360 человек, присутствуют представители проектных, государственных и общественных организаций. «Сегодня мы не обсуждаем вопрос о размещении завода, сегодня проводятся слушания, посвященные только экологическим вопросам», — отметил Фролов и озвучил порядок ведения слушаний, которому не суждено было сбыться.

По регламенту, однако, настал момент, когда можно внести предложение, — и этим незамедлительно воспользовались экоактивисты. Керпель начала зачитывать его, напоминая о том, что такое публичные слушания, о положениях Конституции РФ, — и тут микрофон был выключен.

«Конкретных предложений в части порядка проведения общественных слушаний не сформулировано», — жестко сказал первый замминистра строительства и ЖКХ РТ. Он передал слово главному инженеру ООО «Управляющая компания „КЭР Холдинг“» Владимиру Романенко. Последний говорил об основных технических решениях, показал 3D-модель будущего завода. Но надо ли это было публике? Они ведь хотели слушать Керпель! А для нее было важно внести изменения в регламент и дать больше возможности выступать публике, а не докладчикам. Но сказать это она не успела.

«Микрофон! Микрофон! Микрофон!» — начали скандировать в зале. И в этом грохоте тонули попытки организаторов довести содержание докладов. Пока Романенко продолжал что-то говорить, Керпель металась по сцене — женщину пытались оттуда согнать, но в конце концов возле нее просто остался стоять чоповец. А Вера продолжала свою трансляцию сверху вниз, застолбив позицию наверху. Полиция в это никак не вмешивалась: в конце концов, обходится вроде без драк, правда?

Главной целью активистов было сорвать слушания, ибо только так они могут пройти с пользой для протеста

Затем полку активистов на сцене прибыло — инициативу перехватила Альбина Гайфуллина. Она выхватила микрофон у Романенко. В дело вмешалась руководитель отдела экологии и охраны труда ООО «АГК-1» Елена Ямщикова, секретарь комиссии, проводившей слушания. Она ловко перехватила микрофон у Гайфуллиной и частично зачитала доклад Романенко, пока зал вроде бы даже успокоился.

А главный инженер ООО «Управляющая компания „КЭР Холдинг“» в это время старался как можно громче рассказывать о том, что из одной тонны мусора можно получить 600 кВт·ч электричества — это среднее потребление электричества в час 2 тыс. домов. Из параметров завода: площадь в границах земельного участка — 11,3 га, объем утилизируемых отходов — 550 тыс. т в год, мощность — 55 МВт. Численность сотрудников — 98 человек, из которых 8 человек — управленцы. Описал Романенко и характеристики основного оборудования, но возмущенную и подогреваемую противниками МСЗ толпу это мало интересовало. Однако и организаторам было важно донести информацию или хотя бы попытаться это сделать! Ибо слушания-то надо было признавать состоявшимися, а как это сделать без доклада?

«ТРУДНО ДЫШАТЬ ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ В ПОЛНОЙ ЖОПЕ!»

Но надо было видеть, как нагонялись волны протеста! В какой-то момент, к примеру, публика решила потопать ногами. Эта «движуха», как подметил корреспондент «БИЗНЕС Online», началась с Андрея Титова, который был одним из героев слушаний по генплану, — он первым, сидя в кресле, грохнул об пол. Затем это подхватили другие — и, наконец, топал уже, кажется, весь зал. 

Вот толпа поворачивается задом и скандирует «Пошли вон!», обращаясь вроде как к «понаехавшим» неместным либо демонстрируя представителям инвестора полное отсутствие интереса

Вот слитная группа протестантов начинала кричать лозунги — и их охотно подхватывала толпа. Действо, похоже, режиссировалось. Одна форма протеста, одна заготовка речевки меняла другую — никакой скуки, товарищи! Вот толпа поворачивается задом и скандирует «Пошли вон!», обращаясь вроде как к «понаехавшим» неместным либо демонстрируя представителям инвестора полное отсутствие интереса. Вот кто-то затыкает уши — и это повторяют другие. Вот, наконец, толпа просто начинает кричать — крик без всякого смысла, лишь бы заглушить речь с трибуны.

О самой оценке воздействия на окружающую среду завода рассказывал Виктор Белоногов — замдиректора по науке ООО «Нефтьстройпроект». Только он взял слово, как в зал пришло «пополнение». Через дверь, ведущую на улицу (ее не закрывали из-за духоты), вошло человек 100. Кто-то в нарушение регламента развернул первый большой плакат «Трудно дышать полной грудью в полной жопе». Этот плакат потом окажется и на сцене. 

Белоногов рассказал, что без термического обезвреживания не обойтись, так как при нынешнем накоплении отходов площадь мусорных полигонов в Казани достигнет гигантских размеров. Он напомнил, что в районе работает немало промышленных предприятий, которые ежегодно выбрасывают в атмосферу 37,5 тыс. т загрязняющих веществ (больше всего дают Казанская ТЭЦ-1 и «Казаньоргсинтез», цитировал он ОВОС). Но кого это волновало? Если вас, читатель, то проще прочитать одну из публикаций «БИЗНЕС Online». 


ШТУРМ СЦЕНЫ, МЕГАФОН ПРОТИВ МИКРОФОНА И «НАРОДНАЯ КОМИССИЯ» ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ

«Лапшу не вешай на уши. Ладно?!» — раздавалось из зала. Последним пытался докричаться начальник отдела обращения с отходами минстроя РТ Рустем Богданов. Договорить ему уже не дали: одна из экоактивисток пробралась на сцену через черный ход в обход ЧОПа и отобрала микрофон у Богданова со словами «Мы тоже хотим говорить!». Охрана попыталась воспрепятствовать — активистка в какой-то момент упала на пол. К сцене — спасать, отбивать! — ринулись другие активисты. Но лестницы были заняты охраной — и тогда толпа рванула на сцену прямиком из зала! Подтягивая друг друга, они мгновенно оккупировали сцену и стол комиссии. Толпа раскидала бумаги со столов, разлила воду, обливая ею членов комиссии. Одна из активисток вскочила на стол, дабы все это шло в интернет.

Фролов и другие ушли из-за стола, попросив всех занять свои места. Но уж куда там! Впрочем, не это было целью официальных организаторов — им было важно, чтобы слушания состоялись. Доклады-то уже были зачитаны, и замминистра перешел к вопросам...

Тут же — экспресс-совещание экоактивистов: они поняли, к чему идет. «Он сейчас объявит, что слушания состоялись...» — услышал корреспондент «БИЗНЕС Online». Главная же цель — сорвать слушания, ибо только так они могут пройти с пользой для протеста, а иначе они — для галочки, для прохождения проекта дальше. Керпель позднее в микрофон объяснила всем: граждане, если слушания не состоятся, то нет оснований для государственной экспертизы проекта. И это будет настоящая победа протеста: строительство завода приостановят! А Фролов, в самом деле, гнул эту линию: он предлагал задать вопрос и пытался отвечать. Формально — невзирая на полный бардак — все шло как надо.


И тут в руках экоактивистов появился мегафон. Слабенький, но благодаря ему им были не страшны отключения звука! Комиссия устами протестантов объявлена нелегитимной: в самом деле, в постановлении местного главы о порядке проведения слушаний никакого господина Фролова нет, зато есть трое местных «исполкомовцев» и Ямщикова! Активисты потребовали первого замминистра строительства и ЖКХ РТ покинуть помещение, благо представителей исполкома — членов комиссии — в зале не было, заявили они. «Полиция, выведите его со сцены! Мы против него! Чего вы смотрите?!» — объявила Керпель. И затем они сформировали свою альтернативную комиссию.

Фролов, однако, уходить не особо спешил. Собственно, программа, так или иначе, была выполнена. Вопросов не задавали, но вместо них были выступления. Так что по регламенту вроде как было и то и другое. Наконец, Ямщикова, оказавшись за кольцом сотрудников ЧОПа, завладела микрофоном. «Слушания завершены и признаны состоявшимися!» — воскликнула она.

«Держите ее! Она сейчас убежит!» — воскликнул кто-то на сцене, где бурлила толпа в полсотни человек. Какие-то женщины в годах рванулись сквозь кольцо, но секретарь официальной комиссии ушла от их возмездия. Они призывали полицию — кто-то ударил активистку, ту самую Керпель, кричали вокруг.


«ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ»
VS РЕЛИЗ АГК-2

Так что экоактивисты сочли слушания несостоявшимися. Чтобы зацементировать свою позицию, они продиктовали номер телефона прокуратуры и призвали жителей звонить туда с жалобами.

«Не расходимся, ждем!» — кричала в микрофон Гилязова. Оказывается, официальная комиссия заседает где-то наверху, в кабинете 203. А тем временем торжествующие противники МСЗ ковали будущее «оружие победы» — акт о том, что слушания не состоялись. И после ухода организаторов (ну а им-то что, они же уже закрыли мероприятие!) устроили сбор подписей под этим актом. Основания — нелегитимная комиссия, а также то, что не все желающие попали в зал и не все из записавшихся 1,2 тыс. человек смогли выступить. Этот акт, скорее всего, ляжет в основу доказательства несостоявшихся слушаний. Ибо любое постановление о том, что они состоялись, будет обжаловано в суде, объяснили лидеры протестного движения.


Тем временем наверху писали альтернативный документ — вероятно, протокол о том, что слушания состоялись... Пресс-релиз об этом был распространен поздно вечером. «До участников общественных слушаний была доведена информация по основным проектным решениям, материалам оценки воздействия на окружающую среду», — пояснила руководитель отдела экологии и охраны труда ООО «АГК-1». Были заслушаны доклады разработчиков проектной документации. Однако в связи с провокационными действиями ряда участников общественных слушаний те, кто желал выступить по повестке слушаний, тезисы своих выступлений передали для их включения в протокол общественных слушаний. Слушания признаны состоявшимися. Так гласит пресс-релиз.