Практически по-семейному – с взаимными упреками, взыванием к совести, угрозами и скандалом на сцене – прошли накануне публичные слушания по генплану в Осиново Практически по-семейному – с взаимными упреками, взыванием к совести, угрозами и скандалом на сцене – прошли накануне публичные слушания по генплану в Осиново

СКАНДАЛ НА СЦЕНЕ: «Я БУДУ ГОВОРИТЬ!.. МОЛЧАТЬ!»

Ярчайшим моментом общественного обсуждения осиновского генплана накануне стал скандал, спровоцированный одной из активисток. Местные власти сделали все, дабы дать публике возможность высказаться по поводу строительства мусоросжигательного завода. А точнее – сказать да или нет генеральному плану Осиновского сельского поселения. Торжество демократии зашло столь далеко, что в зале и холле местного ДК установили прозрачные урны, куда все желающие могли бросить бюллетень для голосования. А после докладов, вопросов, выступлений организовали подсчет голосов.

Для общественного обсуждения подобный подход с голосованием весьма необычен. Например, даже намека на это не было во время слушаний по генплану Казани, которые проходили аж 13 раз. Однако, как пояснил «БИЗНЕС Online» глава Зеленодольского муниципального района Александр Тыгин, цель – дать людям возможность выразить свою позицию. «Это важно – надо слышать людей», – пояснил он, отметая всякую возможность каких-то беспорядков в Осиново. В конце-то концов, на слушания собирались прийти примерно 1,2 тыс. человек, в то время как в зале местного ДК около 350 мест. Так что здесь готовились, организовав трансляцию происходящего в зале на улицу через динамики.

Местные власти сделали все, дабы дать публике возможность высказаться по поводу строительства мусоросжигательного завода Местные власти сделали все, дабы дать публике возможность высказаться по поводу строительства мусоросжигательного завода

В итоге почти 550 человек, включая 93 жителя «из-за границы» Осиново, сказали нет генплану с мусоросжигательным заводом. И лишь двое «иногородних» поставили галки напротив слова «да». Этого ждали – и жаждали! – все собравшиеся. Впрочем, этим итогам предшествовала скандальная мизансцена: одна из активисток, бдительно охранявших урну для голосования, раскричалась так, что благодаря микрофону порой закладывало уши. Активистку в скромных мусульманских одеяниях еле-еле удалось успокоить. Она жестикулировала и кричала так, что казалось, вот-вот бросится в атаку, требуя у одной из соседок по подсчету бюллетеней (по всей видимости, сотрудницы местного исполкома) имени-фамилии. «Я буду говорить! – стукнула она по столу. – Фамилия как ваша! Я вас спрашиваю, говори! <...> Молчать!» – кричала-надрывалась она. По ее словам, в протоколе подсчета голосов указаны три человека – и ни фамилий, ни имен, ни должностей. Впрочем, этот срывающийся и бессмысленный крик трудно передать печатными буквами: лучше смотреть видео. Ее «коллега» по протесту потом пояснила, что образовалось расхождение: кто-то бросил бланк голосования без печати. А шуму-то, прости господи...

Но обошлось без вмешательства полиции: глава поселения Альберт Салимов, поняв, что вот-вот дойдет до порчи имущества в виде микрофона, едва ли не взмолился о помощи других активистов. И участники протестного движения втроем (!) унимали порывы товарки, а сотрудница в белом халате затем как будто пыталась увещевать ее не волноваться. Эдак, в конце концов, и до сердечного приступа недалеко! После чего, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», из-за сцены потянуло валокордином.


Полицейские, впрочем, еще до начала слушаний успели скрутить и усадить в полицейский уазик активиста Андрея Китова. Перед входом в ДК он, надев футболку с надписью «Против МСЗ», собирал деньги ради продолжения протеста – и в какой-то момент, как рассказала активистка Ирина Никифорова, развернул плакат. Но «плакатная активность» разрешалась лишь в зале – и его «попросили» прогуляться до машины полиции. Однако публика окружила «буханку» с мигалками, обещая стоять тут до последнего, и мужчину отпустили. Сам Китов отреагировал довольно буднично: «Задержали с целью объяснения ситуации, – сказал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. – Они меня потом вызовут, будем с юристами объясняться. Видимо, будет административный штраф».

В зале Китов разворачивал обширные плакаты с красочными дымами и персонажами в противогазах. «Нет мусоросжигательному заводу в Казани! Да раздельному сбору в каждый двор!», «Мусоросжигательный завод убьет экологию», «Чем буду дышать наши дети!». Плакатами был завален весь зал, мамаши не побоялись прийти с детьми – и в колясках, и грудные, и совсем маленькие, и постарше – лет до 10.

Все это резко контрастирует с «подмосковным» протестом. В частности, в Солнечногорске корреспондент «БИЗНЕС Online» не видел ни детей, ни плакатов, а местная администрация занимала весьма жесткую позицию. Да и публика, настрадавшаяся от свалок, скорее взывала к социальным благам: раз уж мы спасем Москву от мусора, так дайте нам «плюшек»! Вот такая разница в подходах как властей, так и протестантов. Но, может, все дело в том, что это были слушания по МСЗ? Такие осиновцам еще предстоят – через неделю.

Зал почтил своим присутствием и депутат Госсовета от КПРФ Артем Прокофьев. Компанию ему составил второй секретарь зеленодольской ячейки КПРФ Владимир Братухин Зал почтил своим присутствием и депутат Госсовета от КПРФ Артем Прокофьев. Компанию ему составил второй секретарь зеленодольской ячейки КПРФ Владимир Братухин

«ВЫДЕЛЯЙТЕ ДЕНЬГИ НА ТО, ЧТОБЫ МЫ ОСТАЛИСЬ ЖИТЬ! ЦИВИЛИЗОВАННО ВСЕ СДЕЛАЙТЕ, ЧТОБЫ КАК ТАМ, В ШВЕЙЦАРИИ!»

Но долой лирику. Вернемся в зал, который почтил своим присутствием и депутат Госсовета от КПРФ Артем Прокофьев. Компанию ему составил второй секретарь зеленодольской ячейки КПРФ Владимир Братухин.

Изменения в генплан потребовались из-за того, что инвестор – АГК-2 – выразил намерение построить завод по термической переработке отходов в электроэнергию. Об этом сообщил и. о. руководителя управления градостроительства и архитектуры Зеленодольского муниципального района Павел Сергеев. Порядка ради напомним: мощность этой «мусорной» электростанции – 55 МВт, а объем сжигаемых отходов – 550 тыс. тонн ежегодно. Собственно, главная цель – избавить Казань от новых «самосыровских» полигонов.

Генплан разрабатывал ГУП «Татинвестгражданпроект». Мероприятия первой очереди, которые необходимо реализовать до 2020 года, – строительство завода по термическому обезвреживанию отходов на участке в 11,3 га в 800 метрах от поселка Новониколаевского. Кроме того, в перспективе организация производства по переработке полимеров на территории индустриального парка М7, а также строительство автомобильной дороги, подъезд к индустриальному парку М7. Сергеев был краток: озвучив суть изменений в генплан, он заметил, что на этом все.

Изменения в генплан потребовались из-за того, что инвестор – «АГК-2» — выразил намерение построить завод по термической переработке отходов в электроэнергию. Об этом сообщил Павел Сергеев Изменения в генплан потребовались из-за того, что инвестор – АГК-2 – выразил намерение построить завод по термической переработке отходов в электроэнергию. Об этом сообщил Павел Сергеев

И Салимов перешел к прениям.

«Почему именно в Осиново? Почему не в Боровом Матюшино строят мусоросжигательный завод? Потому что там заповедник? А Раифский заповедник разве не рядом?! Столько людей живут, вы нас в счет не берете? Стройте, но в отдаленных местах! Неужели больше других мест нет? Стройте в Боровых, там живет элита. Стройте! Мы не против!» – возмущалась выступавшая первой Ильсияр Исмагилова. Хотя представиться громко она забыла – ну а, собственно, зачем, ведь все, в общем, тут были все свои.

«Поступили обращения инвестора. Исполком Осиновского поселения и глава поселения по Градостроительному кодексу обязаны вынести генплан на публичные слушания. Для этого мнение жителей должно быть услышано. Ожидаем от вас вашего мнения», – объяснил Сергеев. Зал, ясное дело, заскандировал: «Против, против!»

«Мы скинемся и выкупим эти земли! Мы пенсионеры! Мы выкупим эти земли, будем снова там сажать картошку! Это же для сельхозугодий! Сколько собраний можно собирать?» – продолжила Исмагилова. Действительно, участок под МСЗ компания «АГК-2» купила по кадастровой стоимости: более 11 га – примерно за 100 тыс. рублей. Так что экоактивисты уже говорили, что с удовольствием компенсируют затраты компании, лишь бы она убралась куда-нибудь подальше. Правда, публика не учитывает, что выкуп земли – это лишь капля в море расходов на тот же ОВОС, проектирование завода, привязку к местности и т. д. Но это, как говорится, детали.

«Мы скинемся и выкупим эти земли! Мы — пенсионеры! Мы выкупим эти земли, будем снова там сажать картошку! Это же для сельхозугодий! Сколько собраний можно собирать?» «Мы скинемся и выкупим эти земли! Мы пенсионеры! Мы выкупим эти земли, будем снова там сажать картошку! Это же для сельхозугодий! Сколько собраний можно собирать?»

Микрофон взяла еще одна жительница Осиново. «Все говорят о воздухе, который, конечно же, не будет чистым. А почему о воде никто не говорит? У нас в поселке нет воды! Устройте как в Швейцарии! Там асфальт, земля не впитывает то, что там падает с тяжелыми металлами, воду они пьют чистую, очищенную фильтрами, а у нас нет. Вы вот нам ее выкачиваете, я уверена, что она не будет чистой! Почему вы это не учитываете? Ну проведите нам магистраль! Выделяйте деньги, чтобы у нас была вода, выделяйте деньги на дополнительные парки, которые вы нам построите! Выделяйте деньги на то, чтобы мы остались жить, цивилизованно все сделайте, чтобы как там, в Швейцарии. Мы доверяли власть тем, кто казался нам умнее, донесите наши голоса!»

Продолжил демагогию мужчина, который задавал Сергееву и Салимову неприятные вопросы. «Где вы живете? Почему вы выступаете за МСЗ?» – вопрошал он. «Нам такой завод нужен, мы задыхаемся от мусора», – ответил ему Салимов. «А может быть, мусор надо перерабатывать?» – продолжил мужчина повелительным тоном. Он задался вопросом, почему в Татарстане нельзя реализовать переработку мусора и почему обязательно мусор нужно сжигать, а также утверждал, что и у Салимова есть участок в другом месте, поэтому он так легко соглашается с нынешним проектом. «Я выслежу вашу машину и выслежу, где вы живете! Вы не живете в Осиново, вы живете здесь формально!» – прямо угрожал он. На что глава поселения поклялся, что других земель у него нет и он живет в Осиново в двухкомнатной квартире с женой и детьми и его все устраивает. Полиция все это снимала на видео, но никак не вмешивалась, хотя окружающая публика начала волноваться: «Ну, что он делает, он же угрожает!» – беспокоились женщины рядом с выступавшим.

Свое мнение высказал и бывший сотрудник Осиновского исполкома Тимур Дмитриев. «Понятно, что здесь собрались именно неравнодушные граждане, которые прекрасно понимают, что завод вреден. И сейчас мы тянем канат. Власть говорит, что он полезен. Именно полезен – не то, что он не причиняет вред, а именно полезен! Понятно, что на вас власть давит! Но вы же от народа! Ваше мнение должно преобладать!» – взывал он к совести главы. «Молодец!» – кричали и топали ему из зала. Оставалось разве что тут же устроить какие-нибудь перевыборы. Хотя в вопросах того же генплана Дмитриев, увы, немножко плавал: он думал, что генплан-то уже подписан местными депутатами, но это было совсем не так...

Альберт Салимов: «Нам такой завод нужен, мы задыхаемся от мусора» Альберт Салимов: «Нам такой завод нужен, мы задыхаемся от мусора»

«МЫ С ВАМИ – ТОВАР! НАШИМ ЗДОРОВЬЕМ, ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ ТОРГУЮТ! ВЫ 28-ГО ЧИСЛА ОТПРАШИВАЙТЕСЬ ЗАРАНЕЕ, БЕРИТЕ СОСЕДЕЙ, ДРУЗЕЙ...»

Весьма здравым было выступление Елены Бикташевой. Юрист по специальности и одна из активисток протестного движения обосновала свою позицию. Строительство МСЗ просто-напросто противоречит духу (а может, и букве!) российского законодательства. Схема проекта предполагает, что сжигаться будет весь мусор Казани. А ведь весь мусор сжигать не могут! Часть его по закону необходимо перерабатывать, так что полное сжигание противоречит федеральному законодательству об обращении с отходами, пояснила Бикташева. К тому же если сжигать весь мусор Казани, да еще и окрестных районов, то в печь пойдет более 60% отходов к моменту пуска завода. А что тогда перерабатывать? «Мы уже подготовили документы для обжалования территориальной схемы в Верховном суде», – сказала она.

Надежда Асанова, представившаяся экологом из КФУ, порадовала слушателей тем, что их протест поддерживает совет по правам человека при президенте РТ. Асанова заявила, что территориальная схема обращения с отходами, по мнению совета, не соответствует федеральному законодательству. Впрочем, чем вникать в интерпретацию Асановой, проще прочитать реакцию СПЧ на официальном сайте совета. Напомним, в качестве члена СПЧ в Казань приехал и директор Гринпис России Сергей Цыпленков. В итоге совет констатировал, что в нарушение требований ФЗ об обращении с отходами в терсхеме республики приоритет отдан наименее предпочтительному методу – термическому обезвреживанию отходов. Впрочем, кто-то в зале заметил, что мнение СПЧ носит рекомендательный характер – так же, как, собственно, и публичные слушания.

Чтобы увеличить, нажмите

Вообще, все это действо разительно контрастирует с тем, что происходит в Московской области. Какие дети в зале?! Какие плакаты, какое фланирование по залу в противогазе на голове? Там все совершенно не так. Вышел из зала – потерял место! Не житель поселения? Долой, твое мнение никому не интересно, даже если ты депутат в соседней деревне! Жесткий регламент, никаких плакатов, никаких криков и, упаси боже, драк. Какое голосование?! Его величество Регламент, подкрепленный дюжими чоповцами, правит бал в Подмосковье. Татарстан на этом фоне – оазис плюрализма и образец демократии.

А в Осиново та же Гульнара Гилязова, которая вообще-то совсем не из Осиново, щеголяла замечательным черным противогазом, непонятно как державшимся на голове. Ярко, образно, креативно! Гилязова еще перед слушаниями живо интересовалась, а чего это, собственно, какие-то люди чего-то тут снимают (ну раз уж они не активисты). Видеооператор «БИЗНЕС Online» даже показывал ей свое удостоверение, а активистка попутно живо общалась с девушкой с камерой (должно быть, из полиции), требуя у нее документы:«Ну как же – вот этого-то я знаю, он точно переодетый опер, а вы-то кто, а? Ну-ка, покажите документы». Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» сама Гилязова, противогаз на голове ее символичен. Власти должны видеть, что дышать будет нечем, если МСЗ все-таки построят, пояснила она. Хотя противогаз вообще-то угольный – такой же, как и те угольные системы фильтрации на МСЗ, которые экоактивисты считают недостаточными... Противоречие? Возможно! Но чего не сделаешь ради зрелищности.

«Строительство МСЗ просто-напросто противоречит духу (а может, и букве!) российского законодательства. Схема проекта предполагает, что сжигаться будет весь мусор Казани. А ведь весь мусор сжигать не могут!» «Строительство МСЗ просто-напросто противоречит духу (а может, и букве!) российского законодательства. Схема проекта предполагает, что сжигаться будет весь мусор Казани. А ведь весь мусор сжигать не могут!»

Оседлав трибуну, Гилязова призвала всех на новую амбразуру – публичные слушания по проекту МСЗ, которые планируются 28 июня. Благо что голос ее широко разносился по площади перед местным ДК из заботливо установленных властями динамиков. «Мы с вами – товар! Нашим здоровьем, здоровьем детей торгуют! Вы 28 числа отпрашивайтесь заранее, берите соседей, друзей. Вы придете и скажете сами, зададите вопросы инвесторам – поставим сами вопросы так, чтобы могли ответить. Мы должны отстоять наши свободу, здоровье!» – призывала она. В общем, каждый из присутствовавших в зале 350 человек должен привести еще пятерых, чтобы протест явственно обрел массовость.

Попутно Гилязова заверила собравшихся: экоактивисты трудятся на благо общества совершенно бесплатно, то есть за идею раздельного сбора, переработку мусора и против МСЗ. Так что всяческие инсинуации злопыхателей о том, что красочные плакаты, готовность всегда и везде в любое время присутствовать на мероприятиях, группа поддержки в судах, работа адвокатов и прочая активность оплачена хоть кем-то – чьи-то выдумки. Публика встретила эти заявления весьма благосклонно.

Увидим ли мы «разгул демократии» по-татарстански через неделю – или возобладает подмосковная линия закручивания гаек? Увидим все это на слушаниях о судьбах мусоросжигательного завода 28 июня Увидим ли мы «разгул демократии» по-татарстански через неделю или возобладает подмосковная линия закручивания гаек? Увидим все это на слушаниях о судьбах мусоросжигательного завода 28 июня

ПРАВОПОРЯДОК НА СЛУШАНИЯХ 28 ИЮНЯ ОБЕСПЕЧИТ ЗАКАЗЧИК

Какими будут слушания 28 июня? Сухим канцелярским языком об этом говорит постановление местного главы. Именно заказчику слушаний, то есть инвестору МСЗ – компании «АГК-2» – рекомендуется техническое обеспечение процесса. Например, обеспечение правопорядка на мероприятиях.

Сам регламент слушаний тоже должен быть подготовлен инвестором – местные власти согласны ознакомиться с ним за три дня до самих слушаний. Регистрация участников начнется за 1,5 часа до начала заседания. В протоколе должны быть зафиксированы вопросы и предмет разногласия между общественностью и заказчиком – а уж без этого, как все понимают, точно не обойдется!

Увидим ли мы «разгул демократии» по-татарстански через неделю или возобладает подмосковная линия закручивания гаек? Увидим все это на слушаниях о судьбах мусоросжигательного завода 28 июня.

Что же по поводу генплана, то теперь кабмин РТ должен рассмотреть и утвердить его изменения. Далее местным депутатам – а их 15 человек – предстоит решить: одобрить генплан или нет Что же по поводу генплана, то теперь кабмин РТ должен рассмотреть и утвердить его изменения. Далее местным депутатам – а их 15 человек – предстоит решить, одобрить генплан или нет

Что же по поводу генплана, то теперь кабмин РТ должен рассмотреть и утвердить его изменения. Далее местным депутатам – а их 15 человек – предстоит решить, одобрить генплан или нет. И только после этого решения документ вступит в силу, объяснил «БИЗНЕС Online» и. о. руководителя зеленодольского управления архитектуры Сергеев.

А под занавес публичных слушаний активисты дополнили протест изрядным «довеском»: они собрали голоса жителей Осиново. Из примерно 16 тыс. осиновцев 6501 человек подписался против МСЗ. Этот том подписей не только вручили главе поселения. Салимова попросили еще и озвучить тот факт, что да, в самом деле сей объемистый труд протестующих против МСЗ действительно был принят. И глава, конечно, пошел навстречу пожеланию – да, он действительно донесет мнение жителей до полутора десятков депутатов поселения, которым, собственно, и предстоит утверждение генплана. Когда именно и можно ли присутствовать на сессии, тут же поинтересовались активисты. Что ж, этот вопрос, увы, не в компетенции главы: это решение должен принять собственно совет, так что занавес, дорогие товарищи.